Экскурсия как средство повышения интереса к предмету, повышения качества знаний и экологической культуры обучающихся.
статья на тему

Панферова Лидия Ивановна

Экскурсия как средство повышения интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniya_po_ekskursiyam.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине «Естествознание», повышения качества знаний и воспитания экологической культуры обучающихся

Выступление на заседании Цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ Юридический колледж

02.02.2015 г.

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

итальянский художник и учёный, изобретатель,

писатель, музыкант.

Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное, перенесенное в соответствии с целью, в музей лабораторию, оранжерею. Образовательно – воспитательное значение экскурсии состоит в том, что они служат накоплению представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта, расширению кругозора обучающихся. Экскурсии помогают установлению связи теории с практикой, воспитание чувства бережного отношения к природе, к родному городу. Обучающиеся начинают понимать, что чтобы вода стала питьевой, трудятся многие люди, что это важный природный ресурс и его тоже нужно расходовать рационально.

На изучение дисциплины естествознание, который состоит из трех разделов: физика, химия с элементами экологии биология с элементами экологии, отводится всего 78 учебных часов и 39 часов – для самостоятельной внеклассной работы учащихся.

Изучение дисциплины на базовом уровне среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  •  овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  •  развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  •  воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  •  применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
  • При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен знать/понимать:

  •  смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и волны, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера;
  •  вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

должен уметь:

  •  приводить примеры наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  •  объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук: для развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  •  выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  •  работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений, необходимости энергосбережения;
  •  безопасного использования материалов и химических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Классификация учебных экскурсий проводится в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала, на экскурсиях второго типа обучающимся сообщаются дополнительные знания, повышающие интерес к предмету, расширяющие кругозор обучающихся, побуждающие желание изучать, углублять знания.

Для углубления расширения кругозора, повышения интереса к урокам естествознания, повышения качества знаний преподаватель использует экскурсии второго типа.

Но, безусловно, для получения значимых результатов к экскурсии нужна подготовка: на занятиях нужно поставить вопросы для дальнейшего изучения, углубления материала, можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала, показать важность решения этого вопроса для науки, для общества и возможно, лично для обучающегося (рядом живет с изучаемым объектом, родители или родственники работали).

Экскурсия в музей Метро проводится в конце первого семестра. Музей метрополитена был открыт в 1967 году. Обучающиеся узнают обо всех службах предприятия, а также могут попробовать себя в роли машинистов электропоезда за контролером уникального тренажера, полностью имитирующего кабину машиниста. Во время экскурсии демонстрируются исторические и учебные фильмы, с помощью которых любой сможет отследить историю развития столичного метрополитена. Здесь собраны уникальные экспонаты: старые документы, фотографии, макеты вагонов и эскалаторов.  Целая витрина посвящена жетонам и проездным билетам.

А еще тут хранится оборудование, которое раньше использовалось в московском метро, показаны электропоезда пассажирские (сейчас эксплуатируется подвижной состав, выпускаемый отечественной промышленностью) и локомотивы, которые используются для ремонта и обслуживания пути, тоннельных сооружений, устройств электроснабжения, сигнализации и связи, монтажа оборудования, предназначенного для транспортировки инструментов, материалов и механизмов. В пассажирских поездах, больше внимания уделяется комфорта пассажиров и безопасности, уменьшается уровень шума и вибрации (шум вибрация в диапазоне частот 16 – 125 Гц снизился на 2,6 – 3,5 ДБ движение становится более плавным. Хотя на перегоне «Проспект Мира» – «Новослободская» по II пути находятся две кривые: R-1500 и R-800, (радиус кривизны) при выходе из которых возникают небольшие центробежные силы, вследствие чего происходит эффект поперечной качки. Средняя скорость движения пассажирских поездов 46 км в час, максимальная скорость увеличилась с 90км в час до 120 км  в час.

Особую сложность, с точки зрения обеспечения безопасности движения поездов имеют течи грунтовых вод. Чаще всего протечки наблюдаются в тоннелях последних очередей строительства, что объясняется более активным внедрением в последние два десятилетия железобетонных обделок, не обладающих высокими водонепроницаемыми свойствами, и облегченных чугунных обделок, имеющих ряд конструктивных недостатков. Задача эксплуатационников в этой ситуации – дальнейший поиск надежных и эффективных гидроизоляционных материалов.

Эпидемиологическое состояние основной транспортной артерии города Москвы является важной составляющей безопасности жителей города. Серьезное влияние на здоровье москвичей и гостей столицы оказывает санитарное состояние московского метро, которое каждый день осуществляет перевозку более 9 млн. пассажиров. Система кондиционирования, вентиляции и отопления подает в салон очищенный наружный воздух, в зависимости от температуры в салоне.

На этой экскурсии рассматриваются вопросы по многим темам раздела физики.

1.Механика: равномерное прямолинейное движение, криволинейное движение, кинетическая и потенциальная энергия, механические волны, звук.

2.Тепловые явления: закон сохранения энергии в тепловых процессах, агрегатные состояния вещества с токи зрения атомно – молекулярных представлений, создание новых материалов.

3.Электромагнитные явления: электрические заряды, проводники и изоляторы, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Джоуля – Ленца, тепловое действие тока, электродвигатель, радиосвязь, вопросы энергосбережения.

Рассматриваются и вопросы раздела химии.

1.Растворение твердых веществ и газов.

2.Физические и химические свойства воды.

3.Химический состав атмосферы, загрязнения.

4.Проблемы экологии и пути их решения.

Кроме того, известно, что метро - это очень необычный палеонтологический музей. На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей. Для этого не обязательно вооружаться увеличительным стеклом – размер многих окаменелостей от нескольких сантиметров до полуметра. Представленный тематический раздел: «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны». С первых же дней войны более 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами. Московский метрополитен был переведен на другой режим работы: с 18 часов, не дожидаясь сигнала "Воздушная тревога!", прекращалось движение поездов и население укрывалось на ночное время.

Государственный музей геологии имени В.И. Вернадского ведет свою историю   с 1755 года, когда при Московском Императорском Университете был основан минералогический кабинет. В.И. Вернадский закончил естественное отделение физико– математическое факультета Санкт-Петербургского университета, но его вклад в науку касается минералогии и кристаллографии. В то же время В.И. Вернадский – создатель новых направлений в науке, основоположник геохимии биохимии, создатель радиогеологии, один из патриархов российской экологической науки. Многие его открытия опередили время, они стали актуальны в конце прошлого века и 21 столетии обретают всё больше сторонников. Главным в его научной деятельности является учение о ноосфере, биосфере. Именно работы Вернадского в этой области помогают нам лучше понять жизнь Земли, её настоящее и будущее.

Геологический музей им. Вернадского был создан по идее великого ученого М.В. Ломоносова, который понимал, что интерес к научным знаниям можно привить наглядным способом говорил, что «учить надо не только по книгам, но и по натуральным предметам».

Во время экскурсии, обучающиеся наблюдают исторические коллекции геологических объектов, собранные за 2.5 века со всех континентов, это кладезь знаний о прошлом Земли, строении нашей планеты, о составе и структуре литосферы. Также обучающиеся узнают о загадках недр Подмосковья: о древних морях, ледниках, мамонтах, носорогах, минеральных и полезных ископаемых. Интересен стенд о возникновении атмосферы, его строении, а также о гидросфере, биосфере. Интересны факты о роли камня в истории человечества, показаны виды камней, крупнейшие месторождения камней, драгоценных в том числе. Стенды показывают историю и многогранность использования камня человеком от тривиального строительства до уникальных предметов ювелирного искусства

 С большим интересом обучающиеся слушают лекцию о связи Земли с космосом, рассматривают метеориты, прибор, для изучения землетрясений.

Таким образом, в музее геологии, обучающиеся повторяют, обобщают знания по следующим темам:

1.Физика. Механическое движение, силы в природе, механические волны, звук, закон всемирного тяготения, взаимные переходы между агрегатными состояниями, кристаллические решетки и свойства веществ, вопросы экологии.

     2. Химия с элементами экологии. Строение атмосферы, водные ресурсы Земли.

     3. Биология с элементами экологи. Разнообразие живых организмов, уровни живого, устойчивость экосистем, влияние человека на природу.

Московский Музей воды был создан в 1993 году, находится в старинной московской местности Крутицы - на территории, где с 18 июля 1898 года находилась Главная канализационная насосная станция г. Москвы. Здание музея является памятником промышленной архитектуры.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен истории строительства сооружений водопровода и канализации в Москве. Показано, как со временем менялось их техническое оснащение и совершенствовалась технология. Прослеживаются изменения, связанные с развитием города, их влияние на социальные условия жизни. Рассказывается о талантливых российских инженерах, блестяще решавших сложные технические задачи, выдвигавшиеся жизнью. Второй раздел музея воды посвящен устройству и работе современных систем водоснабжения и канализования города. В экспозиции музея показан весь сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем попасть в квартиры москвичей и на промышленные предприятия, а затем после использования возвратиться в природу. Представлены макеты отдельных сооружений и образцы оборудования. На схемах наглядно демонстрируются процессы очистки питьевой воды, сточных вод, обработки осадка. Посетители знакомятся с организацией эксплуатации систем водоснабжения и канализации, проблемами рационального использования воды, ее качества.

В этом музее обучающиеся повторяют, обобщают знания о физических и химических свойствах воды, о водных ресурсах Земли, о подготовке питьевой воды, о том, что вода, которую мы берем из крана, собирается с территории Московской, Тверской и Смоленской областей о том, как важно содержать в чистоте большие реки и маленькие, которые протекают в городе.

В Государственном музее – заповеднике «Царицыно» чаще всего мы посещаем экскурсию в Центре экологического воспитания в Виноградной оранжерее.

Экскурсовод рассказывает о зарождении цветочной культуры в России 18 века, об использовании цветов в оформлении одежды, интерьеров, о роли запаха для цветов. С большим вниманием обучающиеся слушают о правилах этикета на балах, о «языке» цветов и их значении на картинах, например, Д.Г.Левицкого, О.А.Кипренского.

Для решения психологических проблем знакомства, и увлекательных бесед уже знакомых людей друг с другом существовали цветочные игры, например,          «Я садовником родился», «Флирт цветов». Обучающиеся с удовольствием играли в эти игры, которые воспитывают культуру общения друг с другом, правильную речь.

Продолжение экскурсии проходит в Первом оранжерейном корпусе, где рассказывают о истории создания усадьбы «Царицыно», оранжерей, показывают растения, которые, в основном, соответствуют историческим спискам конца 18века, первой половины 19века.

Экскурсии в ГМЗ «Царицыно» способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у обучающихся складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

Важным этапом является подведение итогов, отчеты могут быть в виде доклада, презентации, плаката, за лучшие работы, обучающиеся получают грамоты.

Подводя итог, можно сказать, что экскурсии помогают обучающимся освоить знания о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомят с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий, что применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

   Развивают интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации,

Воспитывают убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни, понимание вклада великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Помогают применять естественно-научные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Преподаватель естествознания                                              Панферова Лидия Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках трад...

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Повышение мотивации к предмету и качества обучения средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ

В презентации представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ для повышения мотивации к предмету и качества обучения математике в образовательном учреждении СПО....

Роль мотивации в повышении качества знаний и развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС

04.04.2022 года в МБОУ Сусатская СОШ состоялась публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов своей педагогической деятельности учителя химии и биологии Балковой Елен...