Урок в 8 классе : " Внутренняя среда организма"
презентация к уроку на тему
Урок изучения нового материала с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_sreda_organizma_1.doc | 96.5 КБ |
vnutrennyaya_sreda_organizma.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внутренняя среда организма
Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «внутренняя среда организма», «кровь», «тканевая жидкость», постоянство внутренней среды организма.
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных способностей учащегося, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Методы и методические приемы: беседа, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения учебного материала, фронтальный устный опрос, работа с учебником и рисунками в учебнике.
Оборудование: презентация: «Внутренняя среда организма», электронный атлас для школьника «Анатомия 8-9 классы», дополнительный материал для учащихся по теме. (Приложение 1).
Тип и форма урока: изучение нового материала
Ход урока:
Содержание | Методы |
1.Организациоонный момент 1.Проверка готовности к уроку 2.Приветствие 3.Проверка отсутствующих 2. Актуализация субъективного опыта учащихся. «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…» - так писал выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Литература изучает духовные тайны человека, его чувства. На уроках биологии, мы познаем строение человеческого организма, его функции. Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека… Давайте представим, что мы превратились в микроскопических человечков и оказались внутри организма человека. И что мы видим –быструю красную полноводную и очень теплую реку. Что это за река в организме человека? (это кровь) Верно. Кровь –одна из жидкостей, составляющих, внутреннюю среду организма. Внутренняя среда организма включает 3 жидкости: кровь, лимфу и тканевую жидкость. Итак, тема сегодняшнего урока: « Внутренняя среда организма» (слайд1) А теперь давайте поставим цели урока: -познакомится с основными понятиями темы: «внутренняя среда организма», «кровь», «лимфа», «плазма крови», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты»; -изучить состав, местонахождение, место образования и функции составляющих внутренней среды организма; -определить значение постоянства внутренней среды организма для здоровья человека. (слайд 2) 3. Изучение нового материала. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды(гомеостаз).(слайд 3) Первый компонент внутренней среды - тканевая жидкость(слайд 4), в которой непосредственно находятся клетки. Ее объем в организме человека достигает 20 литров. Тканевая жидкость выполняет следующие функции:1)окружает клетки 2)отдает питательные вещества и кислород клеткам 3)забирает питательные вещества из клеток. В ней около 95 % воды, 0,9 % минеральных солей, 1,5 % белков и 2,6 % других органических веществ. Следующим компонентов внутренней среды является лимфа. (слайд 5). Свое движение по организму лимфа начинает с лимфатических капиллярах -мелких мешочков, состоящих из эпителиального слоя клеток. Затем попадает в лимфатические сосуды, которые сливаясь образуют главный лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровеносную систему. На пути лимфы находятся лимфатические узлы. Они являются фильтрами от посторонних частиц и микроорганизмов. Третьим компонентом внутренней среды является кровь (слайд 6,) (?) Кровь состоит из жидкого межклеточного вещества (плазмы) и форменных элементов трех видов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов Плазма крови на 90 % состоит из воды, а остальные 10 % составляют растворенные в ней вещества(7% белков, среди которых фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, 2 % других органических веществ(жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и 1 % растворенных неорганических солей(калия, кальция, поваренной соли). (слайд7 ). В 1 мм3 крови содержится 4-9 тыс. лейкоцитов, 200-300 тыс. тромбоцитов, 4-5 млн. эритроцитов. Кровь циркулирует в кровеносных сосудах по всему организму и переносит различные вещества от одних клеток и органов к другим(слайд 8) Красные кровяные клетки называются эритроцитам(слайд 9) Это двояковогнутые диски красного цвета, не имеющие ядра. Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества –белка гемоглобина, который вступая в соединение с кислородом становится оксигемоглобином. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие, отдает углекислый газ и вновь присоединяет кислород. Эритроциты образуются в красном костном мозге, а разрушаются в селезенке, печени. Продолжительность жизни 120 дней Таким образом основной ролью эритроцитов в крови является перенос кислорода от легких к тканям и СО2 от тканей к легким Уменьшение эритроцитов или уменьшение количества гемоглобина в эритроцитах вызывает заболевание-малокровие. (слайд 11) Причинами этого заболевания могут быть:
Еще одним форменным элементом крови являются лейкоциты - белые клетки крови.(слайд 11) (на самом деле они бесцветны). Они содержит крупное ядро и способны к амебоидному движению. Рождаются в красном костном мозге, а разрушаются в селезенке, лимфатических узлах, местах воспаления (гной). Продолжительность жизни от нескольких часов до 10 дней Лейкоциты бывают 3 видов (слайд 12)
Окружив, чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают. Это явление было открыто русским учёным Ильей Ильичем Мечниковым(1845-1916), и названо фагоцитозом- процесс захвата и уничтожения лейкоцитами чужеродных тел. (слайд 13) К неклеточным форменным элементам крови относят тромбоциты.(слайд 14) Это безъядерные округлые пластинки, которые образуются в красном костном мозге, а разрушаются в селезенке. Продолжительность жизни 5-7 суток. Главная роль тромбоцитов -участие в свертывание крови. Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. Происходит огромное выделение белка фибриногена, который под действием ферментов превращается в белок фибрин. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови(тромб). (слайд 15) Для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция и витамин К. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови –одно из наиболее часто проводимых исследований . (слайд 16) При анализе крови определяют:
лейкоцитов гемоглобина сахара
Норма для мужчин 2-10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч При нарушениях возникают различные заболевания -одно из них анемия(уже известное нам как малокровие ). Таким образом кровь в организме выполняет ряд функций(слайд 17). 1)дыхательную 2)защитную 3) питательную 4)гуморальную 5)выделительную 6)диагностическую 7)терморегуляторную 8)регуляторную. Все компоненты внутренней среды взаимосвязаны и находятся в постоянном "кругообороте"(слайд 18). Главную роль в этом играет кровообращение – движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе. Основную силу, приводящую в движение все компоненты внутренней среды, производит сердце. Сокращения сердца создают давление крови, под действием которого она движется по кровеносным сосудам. В мельчайших кровеносных сосудах – капиллярах, которые пронизывают практически все тело, происходит обмен веществ между кровью и тканевой жидкостью. Выводы:
4. Закрепление
5. Домашнее задание
| Эвристическая беседа Работа со школьной доской, запись темы урока. Работа с учебником. Запись определения в тетрадь. Вспомните к какому виду ткани относится кровь? (жидкая соединительная ткань) Работа с рис 45 на стр 87 Запись в тетрадь основных функций крови. Обобщение знаний, формирование выводов. Фронтальный устный опрос |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации...
Презентация по дисциплине "Менеджмент" на тему: "Внешняя и внутренняя среда организации"
Понятие внешней среды. Характеристики внешней среды. Элементы внутренней среды. Понятие внутренней среды. Элементы внутренней среды. Презентация содержит иллюстрации и примеры....
теоретического занятия по теме учебной дисциплины “ Анатомия и физиология человека”: "Внутренняя среда организма".
Теоритическое занятие по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...
Презентация по дисциплине менеджмент по теме "Внутренняя среда организации"
Слайдовое сопровождение по дисциплине менеджмент...
Конспект урока по естествознанию " Органы дыхания. Движение, внутренняя среда."
Открытый урок по естествознанию. Дисциплина " Естествознание" состоит из трех разделов: физика, химия и биология. На изучение предмета дано 78 ч...
Урок биологии 8 классе по теме: «Организм человека и его строение. Влияние вредных привычек на организм человека»
Конспект урока...
Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Методический материал с тестовым контролем по теме: "Внутренняя среда: Кровь" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...