технологическая карта по теме "Сложные эфиры"
учебно-методический материал на тему
Технологическая карта по теме "Сложные эфиры" предназначена для открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_teme_slozhnye_efiry.docx | 65.65 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Сложные эфиры широко распространены в природе. Простейшие из них – бесцветные легкокипящие жидкости с фруктовым или цветочным запахом; а высшие сложные эфиры – воскообразные вещества (пчелиный воск). Плотность сложных эфиров меньше плотности воды, поэтому они практически в ней не растворяются.
Эфир- в греческой мифологии верхний, лучезарный слой воздуха.
Термин «Эфир» впервые применил в 1782году Карл Шееле.
Сложные эфиры – производные карбоновых кислот, в молекулах которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал.
Общая формула сложного эфира:
R1COOR 2, где R1 ,R2 - углеводородные радикалы, одинаковые или разные.
Существует несколько способов названия сложных эфиров. Наиболее распространены названия, состоящие из четырех слов. Самые короткие (в одно слово) предполагают называть сложные эфиры аналогично солям карбоновых кислот.
Например, этиловый эфир уксусной кислоты (этилацетат).
СН3-СООС2Н5
Реакция этерификации - реакция получения сложного эфира при взаимодействии карбоновой кислоты и спирта (конц.H2SO4 , t).
R-COOH + HO-R1 ↔ RCOOR1 + H2O
Сложные эфиры достаточно химически инертные вещества.
1. Гидролиз – реакция взаимодействия с водой (обратная реакции этерификации).
R-COOR1 + H2O ↔ R-COOH + R1-OH
CH3COOC2H5+H2О ↔ CH3COOH+C2H5OH
2.Они хорошо горят, образуя углекислый газ и воду.
Составьте уравнение реакции горения метилформиата.
НСООСН 3 + 2 О 2 → 2 СО2 + 2 Н 2О
Задание №1.Выделить в тексте: Сложные эфиры – это …
Общая формула:
Задание №2. Нахождение в природе. Физические свойства
Каковы физические свойства сложных эфиров и где они встречаются в природе? (Выделить в тексте)
Задание №3. Историческая справка
Кто впервые ввел понятие «эфир» и в каком году? (Выделить в тексте)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №4. Получение сложных эфиров. Реакция этерификации.
Составьте уравнение реакции этерификации при взаимодействии уксусной кислоты и этилового спирта. Какой эфир в результате этой реакции получится? Дайте ему название.
CH3COOH+ C2H5OH↔ +H2О
Задание №5. Химические свойства сложных эфиров.
Вы посмотрели видеоопыт:
1)Почему используется концентрированная серная кислота?
2)Какая еще реакция характерна для сложных эфиров? (см. домашнее задание №1)
2
Задание №6.
Пиктограмма
Таблица №1. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ, обладающие фруктовым или цветочным ароматом.
Формула сложного эфира | Название | Аромат |
HCOOC2H5 | Этиловый эфир муравьиной кислоты
| ром |
HCOOC4H9 | Изобутиловый эфир муравьиной кислоты | малина |
HCOOC5H11 | Пентиловый эфир муравьиной кислоты
| вишня |
HCOOC5H11 | Изопентиловый эфир муравьиной кислоты | слива |
CH3COOC2H5 | Этиловый эфир уксусной кислоты
| свежесть |
СН3СООС4Н9 | Изобутиловый эфир уксусной кислоты | банан |
СН3СООС5Н11 | Изопентиловый эфир уксусной кислоты | груша |
СН3СООСН2С6Н5 | Бензиловый эфир уксусной кислоты | жасмин |
С2Н 5СООС5Н11 | Пентиловый эфир пропионовой кислоты | персик |
С3Н7СООСН3 | Метиловый эфир масляной кислоты
| яблоко (ранет) |
С4Н9СООС5Н11 | Изопентиловый эфир изовалериановой кислоты | яблоко |
С3Н7СООС2Н5 | Этиловый эфир масляной кислоты | ананас |
С3Н7СООС4Н9 | Бутиловый эфир масляной кислоты
| абрикос |
С4Н9СООС5Н11 | Пентиловый эфир валериановой кислоты
| апельсин |
С6Н5СООС2Н5 | Этиловый эфир бензойной кислоты | мята |
Задание №7.
На столах в пробирках выданы образцы различных напитков
С помощью запаха определите название сложного эфира и напишите уравнение реакции получения этого сложного эфира.
Результат оформите на листе А3(используя карточки, фломастеры и клей).
Задание №8.
валериановая + пентиловый
кислота спирт
Задание №9. Применение сложных эфиров в различных профессиях . 3
Профессия | Применение сложных эфиров |
Повар-кондитер | в качестве добавок при производстве освежающих напитков, конфет и других пищевых продуктов. |
парфюмер | Для получения стойких парфюмерных композиций (для изготовления духов, кремов, а также служат растворителями в лаках для ногтей). |
домохозяйка | Входят в состав средств бытовой химии (фейри, доместос и др.). |
химик | Широко используются в производстве пластмасс и пластиковых бутылок. |
швея | В промышленности получают синтетическое волокно «Лавсан» (ткань полиэфирного волокна). |
строитель | Некоторые – растворители для различных красок и лаков, основы для клея. |
фармацевт | Для получения лекарственных препаратов (аспирин, валидол). |
медик | Многие ароматы используются для профилактики и лечения различных заболеваний. |
Задание №9. Рефлексия.
Составить синквейн. Его необходимо написать на фруктах разного цвета, показав свои впечатления об уроке, какие эмоции испытали на уроке. Фрукты прикрепляются на доску.
Красный цвет: азарт, интерес, достижение целей;
желтый цвет: спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину; коричневый цвет: скука, безразличие.
Синквейн – стихотворение:
1 строка- ключевое слово- эфир
2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное предложение.
3 строка- 3 глагола, показывающие действие понятия.
4 строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данными понятиями.
4
Домашние разноуровневые задания
Первые 2 задания обязательны для выполнения, остальные по желанию.
1.Написать уравнение реакции горения этилформиата, этилбутирата.
2.Привести по 2 примера изомерии углеродной цепи и межклассовой изомерии.
Теоретическая справка
Изомерия углеродной цепи по кислотному остатку (начиная с бутановой кислоты) и по спиртовому остатку, начиная с пропанола. Например: Этилбутират изомерен этилизобутират.
СН3 –СН2 –СН2- СООСН2-СН3 (этилбутират) С6Н12О2
СН3 –СН - СООСН2-СН3 (этилизобутират)
СН3
Межклассовая изомерия. Например: метилацетату изомерна пропановая кислота.
СН3 – СООСН3 (метилацетат) С3Н6О2
СН3 –СН2 – СООН (пропионовая кислота)
3.Решить задачу: При гидролизе этилацетата получили этанол массой 41,4 г. Определите массу сложного эфира, который подвергли гидролизу.
4.Составить уравнение реакции получения сложных эфиров и дать им названия.
Пчелиный воск С15 Н31 СООС30Н63 | пальмитиновая кислота + мирициловый спирт |
Кашалотовый воск С15 Н31 СООС16Н35 | пальмитиновая кислота+ цетиловый спирт |
Запах хризантемы НСОО - (СН2)2 –С6Н5 | ? |
Запах мяты С 6Н 5СООС2Н5 | ? |
5. Подготовить сообщение или презентацию по следующим темам:
«Значение запахов для животных», «Ароматерапия», «История возникновения эфирных масел».
По вертикали:
1)Вещество, имеющее консистенцию пластичных, легко размягчающихся веществ.
2)Сложный эфир, используемый в производстве оптически прозрачных пластмасс.
3)Взаимодействие с водой - ...характерное свойство сложных эфиров.
4)Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
5)Трехатомный спирт, входящий в состав жиров, сладкий на вкус.
6. Животные жиры в большинстве случаев … вещества, исключением является рыбий жир.
7. Ученый, впервые применивший термин «эфир» к синтезированному веществу в 1782 году.
8. Реакция образования сложных эфиров из кислот и спиртов называется реакцией … .
9. В греческой мифологии верхний, лучезарный слой воздуха.
10. Краткое название этилового эфира уксусной кислоты.
11. Французский ученый, установивший состав жиров методом синтеза в 1854 г. и своими синтезами органических соединений различных классов нанесший окончательное поражение представлениям о «жизненной силе».
12. Количество атомов углерода в молекуле пропилформиата.
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
2 | 3 | 7 | |||||||||
1 | 12 | ||||||||||
10 | 11 | ||||||||||
4 | 9 | ||||||||||
8 | |||||||||||
Эфирные масла на все случаи жизни.
Всего несколько капель эфирного масла в состоянии заменить целый арсенал средств бытовой химии. К тому же изготовить свежее средство и, причем, сколько именно его требуется, может каждый желающий, важно только знать некоторые «хитрости» его приготовления – и все получится, еще и с изумительным запахом.
1. Освежитель воздуха.
Для создания натурального освежителя воздуха необходимо просто поискать в домашнем «загашнике» бутылочку с распылителем.
Рецепт:
- взять 50 миллилитров водки, одну четвертую чайной ложки масла бергамота, пять капель гвоздичного масла и пять капель лимонного масла – все эти ингредиенты смешать до однородной массы, после чего добавить один стакан дистиллированной воды и еще раз тщательно перемешать.
Дать приготовленному составу настояться на протяжении трех – четырех дней и распылить в комнате.
Эффект:
- все неприятные запахи в квартире будут уничтожены – а воздух станет свежим и ароматным.
2. Средство от моли.
Антимоль с применением эфирных масел поможет избавиться от вредных насекомых, а одновременно и придаст всем вещам, находящимся в шкафу изысканный аромат.
Рецепт:
- подготовить масло эфирное лаванды, гвоздики, лимона и розмарина в равных пропорциях. Рекомендуется использовать по восемь – десять капель либо по одной – двум чайным ложкам – смешать все вместе в бутылочке, освободить шкаф от вещей.
Нанести несколько капель полученной смеси на влажную тряпочку (губку), протереть все стенки и полки шкафа. После такой «дезинфекции» вернуть все вещи на свои места и разложить среди них ватные скрученные шарики, которые также сбрызнуть приготовленным средством от моли.
3. Кондиционер для белья.
Некоторые приобретенные синтетические кондиционеры для белья могут вызывать аллергические реакции. А чтобы вещи оставались пушистыми и мягкими, необходимо приготовить «домашний» кондиционер, который можно приготовить непосредственно перед стиркой и даже с запасом.
Рецепт:
- аккуратно смешать в миске пол-литра воды с одним стаканом уксуса (лучше использовать уксус девяти процентный), 250 грамм пищевой соды. Смесь должна получиться «шипучкой». Добавить к приготовленной смеси по пять капель эфирных масел герани и лаванды, тщательно перемешать и кондиционер с приятным запахом – готов. Приготовленный кондиционер следует перелить в чистую пластиковую бутылку и закрыть крышкой.
Перед стиркой добавить 60 миллилитров приготовленного кондиционера в контейнер, предназначающийся в стиральной машинке для этих средств.
Белье будет приятное и с прекрасным свежим запахом.
4. Освежитель для обуви.
Наиболее лучшим освежителем для обуви считается средство, приготовленное с соды и эфирного масла.
Рецепт:
- смешать две – три столовых ложки соды с эфирными маслами чайного дерева, мяты, розмарина и лаванды (рекомендуется применять по одной – две капли).
Поместить смесь в приготовленный носок и положить в обувь на целую ночь. Такой приятный и нежный запах обуви сохранится на протяжении целого дня, после чего процедуру можно повторять через день или хоть каждый день, в зависимости от времени и необходимости.
5. Ополаскиватель для волос.
Если приготовить ополаскиватель для волос в домашних условиях – после такого применения волосы человека становятся сильными и блестящими. Кроме того, такие ополаскиватели стимулируют рост волос человека и оздоравливают кожу головы.
Рецепт:
- залить двумя стаканами кипятка половинку стакана сухой смеси трав лопуха, крапивы и хвоща в равных пропорциях (количествах). Добавить к смеси трав 1 десять капель масла сандалового дерева и пять капель масла шалфея. Накрыть все крышкой и дать настояться на протяжении получаса (можно 40 минут). Полученный настой процедить и добавить три четверти стакана яблочного уксуса – ополаскиватель готов, можно применять (ополаскивать) волосы.
6. Пятновыводитель.
Прекрасно справится с выведением пятен от пота и жира – эвкалиптовое эфирное масло. Оно считается одним из эффективных средств в такой «борьбе» с «неприятностями».
Рецепт:
- смочить в этом масле тряпочку либо ватный диск и приложить к пятну – важно приложить от краев к центру пятна. Пятно исчезнет, только после его исчезновения необходимо сполоснуть одежду от остатков масла.
7. Жидкость для мытья посуды.
Посуда требует безопасность средств и их натуральность для мытья. Такую жидкость можно приготовить в домашних условиях, и быть уверенным, что она свежа, безопасна, и все время под рукой.
Рецепт:
- взять три столовых ложки оливкового мыла, пол-литра воды, две чайные ложки глицерина, две столовые ложки уксуса 9-процентного, 10 капель лимонного масла, 10 капель грейпфрутового масла. Все ингредиенты тщательно перемешать и поместить в пластиковую тару.
При применении мытья посуды достаточно добавить в горячую воду одну столовую ложку смеси. Кожа рук будет в полной безопасности, а на столовых приборах не останется никаких вредных химических элементов. Чистота и блеск, а также безопасность – гарантированы.
8. Дезинфицирующее средство.
Некоторые эфирные масла прекрасно справляются с простудными заболеваниями человека, и естественно лечение или же профилактика простуды с такими маслами приятно и комфортно для человека.
Рецепт:
- растворить в полулитре чуть тепленькой воды масла бергамота, лаванды, можжевельника, сосны, чайного дерева, тимьяна или эвкалипта (по три – пять капель). Смочить в растворе с масел тряпочку, протереть все поверхности в ванной комнате, на кухне и в помещениях, где находится человек (больной он или же просто для профилактики – без разницы). Такая смесь поможет избежать простудных заболеваний, к тому же запах приятный пройдет по всей квартире.
Такие простые смеси, «препараты» в состоянии приготовить каждый человек – будет желание, и помощь к каждому человеку придет, конечно же, с эфирными маслами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект
Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...
Технологическая карта по теме "Призма в задачах технологического профиля"
Технологическая карта урока с профессиональной направленностью по теме: "Призма в задачах технологического профиля"...
Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"
Практические (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...