биология
календарно-тематическое планирование на тему
рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 9 класс | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
к рабочей программе по изучению биологии в 9 классе
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Сегодня биология - наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии на должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс начинается с раздела «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека. На изучение тем по программе отводится 24 часа.
Далее следует раздел – «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток. Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 10 часов.
Следующий раздел – «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ». В нем рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. биогенетический закон», где речь идет о таких важных вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым. Материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 5 часов.
Раздел «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ». В нем рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность Н. И. Вавилова, различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. На изучение данного раздела отводится 7 часов.
В последнем разделе «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ», «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды. На это отводится 22 часов.
Резерв- 2 часа на повторение
- Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа). | ||||
1. | Введение. Биология – наука о жизни. | 2 | ||
2. | Развитие биологии в додарвинский период. | 2 | ||
3. | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | 4 | ||
4. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 4 | 1 | |
5. | Микроэволюция. | 3 | 1 | |
6. | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 2 | ||
7. | Возникновение жизни на Земле. | 2 | ||
8. | Развитие жизни на Земле. | 5 | 1 | |
Раздел II. Структура организации живых организмов (10 часов). | ||||
9. | Химическая организация клетки. | 2 | ||
10. | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 2 | ||
11. | Строение и функции клеток. | 6 | 1 | 1 |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов). | ||||
12. | Размножение организмов. | 2 | ||
13. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 | ||
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов). | ||||
14. | Закономерности наследования признаков. | 9 | 1 | |
15. | Закономерности изменчивости. | 4 | 2 | |
16. | Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 3 | 1 | |
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (13 часов). | ||||
17. | Биосфера, её структуры и функции. | 11 | 1 | |
Итого | (2 часа – резервное время) | 5 | 5 |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
- использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2002г.
- Учебно-методический комплект
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11
классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
2.М.М. Кучменко Биология поурочные планы 9 класс по учебнику Мамонтов С.Г. Захаров В.Б . Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 2006г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Мамонтов С.Г. Захаров В.Б . Н.И. Сонин «Биология: Общие закономерности» 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2010.
- Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» ( 2009г.)
- Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
№ | Наименование тем и разделов 9 класс | Колич. часов | Пр. | Сроки | Фактич. | Примечание |
1.Эволюция живого мира на Земле | 24 | |||||
1 | Введение.Биология – наука о жизни | 1 | 03.09 | |||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | 04.09 | |||
3 | Становление систематики | 1 | 10.09 | |||
4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | 11.09 | |||
5 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | 17.09 | |||
6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 18.09 | |||
7 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | 24.09 | |||
8 | Формы естественного отбора | 1 | 25.09 | |||
9 | Приспособленность организмов. | 1 | 01.10 | |||
10 | Приспособленность организмов. Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1 | Лаб. №1 | 02.10 | ||
11 | Забота о потомстве | 1 | 08.10 | |||
12 | Физиологические адаптации | 1 | 09.10 | |||
13 | Вид, его критерии и структуры | 1 | 15.10 | |||
14 | Вид, его критерии и структуры. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора. | 1 | Лаб. .№2 | 16.10 | ||
15 | Эволюционная роль мутаций | 1 | 22.10 | |||
16 | Главные направления эволюции. | 1 | 23.10 | |||
17 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | 29.10 | |||
18 | Современное представления о возникновении жизни | 1 | 30.10 | |||
19 | Начальные этапы развития жизни | 1 | 05.11 | |||
20 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 1 | 06.11 | |||
21 | Жизнь в палеозойскую эру | 1 | 12.11 | |||
22 | Жизнь в мезозойскую эру | 1 | 13.11 | |||
23 | Жизнь в кайнозойскую эру | 1 | 19.11 | |||
24 | Происхождение человека Главные направления эволюции | 1 | К/р №1 | 20.11 | ||
2.Структурная организация живых организмов | 10 | |||||
25 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 26.11 | |||
26 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 27.11 | |||
27 | Пластический обмен | 1 | 03.12 | |||
28 | Энергетический обмен | 1 | 04.12 | |||
29 | Прокариотическая клетка | 1 | 10.12 | |||
30 | Эукариотическая клетка.Цитоплазма. | 1 | 11.12 | |||
31 | «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | 1 | Лаб. №3 | 17.12 | ||
32 | Эукариотическая клетка.Ядро. | 1 | 18.12 | |||
33 | Деление клеток | 1 | 24.12 | |||
34 | Клеточная теория строения организмов .Строение клеток. | 1 | К/р №2 | 25.12 | ||
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов(онтогенез) | 5 | |||||
35 | Бесполое размножение | 1 | 15.01 | |||
36 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | 21.01 | |||
37 | Эмбриональный период развития | 1 | 22.01 | |||
38 | Постэмбриональный период развития | 1 | 28.01 | |||
39 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | 29.01 | |||
4. Наследственность и изменчивость организмов | 7 | |||||
40 | Основные понятия генетики | 1 | 04.02 | |||
41 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя | 1 | 05.02 | |||
42 | Законы Г.Менделя. | 1 | 11.02 | |||
43 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | 12.02 | |||
44 | Сцепленное наследование генов | 1 | 18.02 | |||
45 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | 19.02 | |||
46 | Практическая работа. Решение задач | 1 | К\р №3 | 25.02 | ||
5. Взаимодействие генов | 9 | |||||
47 | Взаимодействие генов. | 1 | 26.02 | |||
48 | Решение генетических задач и составление родословных | 1 | Лаб. №4 | 04.02 | ||
49 | Наследственная изменчивость | 1 | 05.03 | |||
50 | Фенотипическая изменчивость | 1 | 11.03 | |||
51 | Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. | 1 | Лаб. №5 | 12.03 | ||
52 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | 18.02 | |||
53 | Методы селекции растений и животных | 1 | 19.02 | |||
54 | Селекция микроорганизмов | 1 | 01.03 | |||
55 | «Генетика» | 1 | К/р № 4 | 02.04 | ||
6. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 13 | |||||
56 | Структура биосферы | 1 | 08.04 | |||
57 | Круговорот веществ в природе | 1 | 09.04 | |||
58 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | 15.04 | |||
59 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | 16.04 | |||
60 | Абиотические факторы среды | 1 | 22.04 | |||
61 | Интенсивность действия факторов среды | 1 | 23.04 | |||
62 | Биотические факторы среды | 1 | 29.04 | |||
63 | Взаимоотношения между организмами | 1 | 30.04 | |||
64 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | 06.05 | |||
65 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | 07.05 | |||
66 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | 13.05 | |||
67 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 14.05 | |||
68 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | К/р№5 | 19.05 | ||
69 | Обобщение темы | 1 | 20.05 | |||
70 | Повторение | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.
По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...
Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия
Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...
Роль кабинета биологии в работе учителя биологии
Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...
Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"
Урок биоглогии 5 класс ФГОС к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе". Проверочная работаматериал готов к распечатке для 2 вариантов...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...
Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»
Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...
ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ. Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...