Ким по учебной дисциплине "Химия"
методическая разработка на тему

Кузнецова Ирина Вячеславовна

Тема " Скорость химических реакций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень учебных элементов, выносимых на контроль

по учебной дисциплине «Химия»

Наименование разделов, тем

Наименование учебных элементов

 ( УЭ)

Проверяемые

№ заданий

знания

умения

Раздел 1.

Тема 1.

Строение вещества, энергетика химических реакций.

1.2.Строение атома

Знать: важнейшие химические понятия: вещество, химический

элемент, атом, молекула, относительные атомная и

молекулярная массы,

химическую символику: знаки химических элементов,

формулы химических веществ, уравнения химических

реакций;

особенности строения атомов

Уметь: объяснить зависимость свойств и веществ от их состава и строения.

1,2,3,4

1.3.Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

Знать: смысл основных законов и теорий химии: атомно-

молекулярная теория;

Периодический закон Д.И. Менделеева

важнейшие химические понятия: вещество, химический

элемент, атом, молекула, относительные атомная и

молекулярная массы, моль, молярная масса,

основные типы

реакций в неорганической химии

Уметь: составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической

системы Д.И. Менделеева;

вычислять:

массовую долю химического

элемента в веществе;

 массовую долю растворенного

вещества в растворе;

 количество вещества, объем

или массу вещества по

количеству вещества;

объяснять физический смысл

порядкового номера хими-

ческого элемента, номеров

группы (для элементов

главных подгрупп) и периода в

Характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева, состав, свойства и применение веществ.

1.5.Скорость химических реакций, их обратимость, равновесие.

Знать: факторы, влияющие на скорость химических реакция; понятия: химическое равновесие, принцип Ле-Шателье, ингибиторы, катализаторы, обратимые, необратимые реакции.

Уметь: характеризовать факторы, влияющие на изменения скорости химической реакции и состояние химического равновесия.

Вопросы для проведения контрольной работы по темам: «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева»,

«Скорость химических реакций», « Химическое равновесие».

По учебной дисциплине «Химия»

Профессия « Хозяйка усадьбы»

                                                          Вариант 1.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл.

Инструкция к заданиям № 1,2: Выберите цифры, соответствующие  варианту правильных ответов.

1.Химический элемент расположен в 4-м периоде в главной подгруппе I-й группы. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:

1) 2,8,8,2.                2) 2,8,18,1.                  3) 2,8,8,1.                4) 2,8,18,2.

2.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…3s23p2             2)…4s2                         3)…3s23p6                       4)…3d104s1

Инструкция к заданиям № 3,4,5: Закончите  предложение.

3. Скорость любой химической реакции зависит: 
1) от давления                3) от площади соприкосновения реагирующих веществ 
2) от температуры         4) от всех перечисленных факторов

4.Реакция, скорость которой зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, - это

 1) нейтрализация серной кислоты раствором гидроксида натрия

 2) горение водорода в кислороде

 3) взаимодействие растворов хлорида меди и гидроксида калия

 4) горение алюминия в кислороде

5.Атом хлора содержит:

1) 17 протонов и 35 электронов

2) 35 протонов и 7 электронов

3) 7 протонов и 7 электронов

4) 17 протонов и 17 электронов 

6.Относительная молекулярная масса фосфорной кислоты H3PO4 рассчитывается так:

а) 1 + 31 + 16

б) 1 x 3 + 31 + 16 x 4

в) 14 x 3 + 31 + 16 x 4

г) 1 x 3 + 31 +16

Часть Б. Задания со свободным ответом. За задание 2 балла.

Инструкция к заданию №7: Продолжите определение.

7. Необратимые реакции - это….

Инструкция к заданиям № 8,9,10: Ответьте на вопрос, ответ запишите полным предложением.

8.В какую сторону сместиться химическое равновесие, если константа больше одного?

9. Приведите  пример при котором скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.

10. Дать характеристику атому B по положению в Периодической системе химических элементов.

Инструкция к заданию №11:Закончите определение.

11.Вещества, которые ускоряют химические реакции и сами при этом не расходуются, называют…

                                                               Часть С.

12.При взаимодействии 5,4 г Al с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода (н.у.).

Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

                                                             Вариант 2.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл.

Инструкция к заданиям № 1,2: Выберите цифры, соответствующие  варианту правильных ответов.

1.Какой из частиц соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d6:

1).Ca                       2)Fe.                            3)V.                          4)Mn.

2.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…4s24p1             2)…4s23d2                    3)…4s23d3                           4)…4s24p2

Инструкция к заданиям № 3,4,5: Закончите  предложение.

3. Обратимой является реакция, уравнение которой: 
1) NaOH + HCl→ NaCl + H2O 
2) H2 + I2→ 2HI 
3) C + O2→ CO2 
4) CaCO3 + 2HCl →CaCl2 + H2O + CO2

4.С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют

1) цинк и соляная кислота

         2) натрий и вода

3) магний и вода

4) свинец и соляная кислота

5.Атом углерода содержит:

1) 6 протонов и 6 электронов

2) 6 протонов и 12 электронов

3) 12 протонов и 6 электронов

4) 12 протонов и 12 электронов

6.Наибольшую относительную молекулярную массу имеет вещество, формула которого:

а) H2S

б) SO2

в) K2S

г) MgS

Часть Б. Задания со свободным ответом. За задание 2 балла.

Инструкция к заданию №7: Продолжите определение.

7. Обратимые реакции - это….

Инструкция к заданиям № 8,9,10: Ответьте на вопрос, ответ запишите полным предложением.

8.В какую сторону сместиться химическое равновесие, если константа меньше одного?

9.Привести пример при котором скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.

10.Дать характеристику атому Mg по положению в Периодической системе химических элементов.

Инструкция к заданию №11:Закончите определение.

11.Вещества, которые замедляют   химические реакции  называют…

                                Часть С. За задание 5 баллов.

12.Определите объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г Са, если выход водорода составляет 90% от теоретически возможного?

                                                      Вариант 3.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл.

Инструкция к заданиям № 1,2: Выберите цифры, соответствующие  варианту правильных ответов.

1.Какая электронная конфигурация иона калия :

1).2,8,8.                  2)2,8,18,1.                   3)2,8,8,1.                   4)2,8,18.

2. У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…5s24d10             2)…5s1                         3)…5s24d8                          4)…5s24d1

Инструкция к заданиям № 3,4,5,6: Закончите  предложение.

3. Реакция ионного обмена идет до конца, если в результате реакции образуется:

1) нерастворимое вещество

2) газообразное вещество

3) малодиссоциирующее вещество                                                            

 4) во всех этих случаях      

4.С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют

1) азот и водород

2) магний и вода

3) раствор гидроксида натрия и соляная кислота

4) сера и железо

5.Атом фтора содержит:

1) 9 протонов и 19 электронов

2) 9 протонов и 9 электронов

3) 19 протонов и 19 электронов

4) 19 протонов и 9 электронов

6.Относительная молекулярная масса серной кислоты H2SO4 рассчитывается так: 1) 1+ 32 + 16

2) 1 x 2 + 32 +16 x 4

3) 14 x 2 + 32 + 16 x 4

4) 1 x 2 + 32 +16

Часть Б. Задания со свободным ответом. За задание 2 балла.

Инструкция к заданию №7: Продолжите определение.

7. Химическое равновесие - это….

Инструкция к заданиям № 8,9,10: Ответьте на вопрос, ответ запишите полным предложением.

8.От чего зависит величина константы химического равновесия?

9.Привести пример при котором скорость химической реакции зависит от присутствия некоторых веществ.

10.Дать характеристику атому O по положению в Периодической системе химических элементов.

Инструкция к заданию №11:Закончите определение.

11. Отношение констант скоростей прямой и обратной реакции является величиной…

Часть С. За задание 5 баллов.

12.Определите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 100 кг известняка, содержащего 20% примесей, если выход продукта  составляет 80% от теоретически возможного?

                                                       Вариант 4.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа. За задание 1 балл.

Инструкция к заданиям № 1,2,3,4: Выберите цифры, соответствующие  варианту правильных ответов.

1.Какой из частиц соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d5:

1).Ca                       2)Mn.                            3)V.                          4)Ti.

2.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…3s2                   2)…4s2                         3)…5s2                                   4)…6s2

Инструкция к заданиям № 3,4,5: Закончите  предложение.

3.Гетерогенной реакцией обмена является:                                                                                            

 1) взаимодействие гидроксида цинка с водным раствором оксида натрия                                                                      

 2) взаимодействие соляной кислоты с водным раствором оксида бария                                        

 3) взаимодействие водных растворов фосфорной кислоты и гидроксидом калия                                    

4) взаимодействие водных растворов нитрата бария и сульфата натрия

4.На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железом не оказывает влияния

1) концентрация кислоты

2) измельчение железа

3) температура реакции

4) увеличение давления

5.Атом кислорода содержит:

1) 8 протонов и 16 электронов

2) 16 протонов и 8 электронов

3) 8 протонов и 8 электронов

4) 16 протонов и 16 электронов

6.Наименьшую относительную молекулярную массу имеет вещество, формула которого:

1) CO2

2) CH4

3) CS2

4) CH3Cl

Часть Б. Задания со свободным ответом. За задание 2 балла.

Инструкция к заданию №7: Продолжите определение.

7. Принцип Ле- Шателье - это….

Инструкция к заданиям № 8,9,10: Ответьте на вопрос, ответ запишите полным предложением.

8.Чем определяется скорость химической реакции?

9.Привести пример при котором скорость химической реакции зависит от температуры.

10.Дать характеристику атому Cl по положению в Периодической системе химических элементов.

Инструкция к заданию №11:Закончите определение.

11. Металлы с одним и тем же веществом реагируют…

Часть С. За задание 5 баллов.

12.Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии 81 г алюминия с соляной кислотой, если выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 80%?

Порядок оценивания: задания

уровня А – 1 балл

уровня В – 2 балла

уровня С – максимальное 5 балла, из них:

задание 12: на выход продукта реакции от теоретически возможного:

1 балл за уравнение реакции

1 балл за нахождение количества исходного вещества

1 балл за нахождение количества  образующихся веществ

1 балл за вычисление теоретической массы или объема продукта реакции

1 балл за вычисление практической массы или объема продукта реакции

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 12 заданий.

Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1 – А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальный балл за 1 часть – 6 баллов.

Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня (В1 – В2), на которые надо дать краткий ответ или написать определение. За каждый правильный ответ ты получишь 2 балла. Максимальный балл за 2 часть – 10 баллов.

Часть 3 содержит 1 наиболее сложное, объемное задание С1 , которое требует полного ответа. За правильное выполнение задания ты можешь получить 5 баллов.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайся набрать             наибольшее количество баллов.

Эталоны ответов на вопросы текущей контрольной работы по темам:

« Скорость химических реакций», «Химическое равновесие».

по учебной дисциплине « Химия»

Профессии: « Автомеханик», «Хозяйка усадьбы».

Вариант №1

Учебные

элементы

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

2

3

4

4

2

Реакции, которые протекают только в одном направлении и завершаются полным превращением исходных реагирующих веществ в конечные вещества, называются необратимыми.

Если К больше 1, то равновесие смещается в сторону прямой реакции.

Металлы с одним и тем же веществом водой – реагируют с различной скоростью ( в одинаковом состоянии и при равных условиях)

B +5;)2)3; 1s 22s 22p 1       B 0-3e- =B +3    в-ль;

Катализаторами

5,4г                                        х л

2Al+6HCl=2AlCl3+3Н2                 

27г/моль                        22,4л/моль

2 моль                    3моль                                                                          

 1)n(AI)=5,4/27=0,2моль

2)0,2моль =  х моль

   2моль       3 моль

х=0,3 моль

3)Vтеор(Н2)=22,4·0,3=6,72 л

4)φ(Н2)=6,384/6,72=95%

        1

        1

        1

        1

        1

        1

        2

       

        2

        2

        2

        2

       

        5      

                                                                             Итого

     21  

Вариант №2

Учебные

элементы

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

2

2

3

4

3

Реакции, которые протекают одновременно при одних и тех же условиях в двух противоположных направлениях называются обратимыми.

Если К меньше 1, то равновесие смещается в сторону обратной реакции.

Горение веществ в чистом кислороде происходит активнее, чем в воздухе, где концентрация кислорода почти в пять раз меньше.

Mg +12;)2)8)2;        1s 22s 22p 6 3s 2    Mg 0-2e- =Mg +2    в-ль;

Ингибиторами

5 г                                       х л

Сa+2H2O=Ca(OH)2+ Н2

40г/моль                     22,4л/моль 1моль                           1моль            

1)n(Ca)=5/40=0,125моль

2) n(Ca)= n(H2)=0,125моль

3)Vтеор(Н2)=22,4·0,125=

2,8 л

4)Vпр(Н2)=2,8·90/100=

                              2,52 л

        1

        1

        1

        1

        1

        1

        2

       

        2

        2

       

        2

        2

        5      

                                                                             Итого

        21

   

Вариант №3

Учебные элементы

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

2

4

4

2

2

Химическое равновесие - это когда прямая и обратная реакции идут с одинаковой скоростью.

Величина константы химического равновесия не зависит от концентрации и участия катализатора.

Величина константы химического равновесия зависит от природы реагирующих веществ и от температуры.

Разложение бертолетовой соли и пероксида водорода ускоряется в присутствии оксида марганца (IV), окисление оксида серы(IV) в оксид серы( VI) ускоряется оксидом ванадия (V).

Постоянной.

O +16;   )2)6;     1s 22s 22p 4     O 0 + 2e - = O  -2  ок -ль

80кг                       х моль

СаСО3=      Ca(OH)2

100г/моль      74г/моль

1 моль             1 моль

1)n(CaСО3)=80/100=

                             0,8 кмоль

2)n(CaСО3)=n(Ca(OH)2)=

                            0,8 кмоль

3)0,8 кмоль-100%

   х кмоль    -80%

   х=0,8·80%/100%=0,64

        кмоль или 640 моль

        1

        1

        1

        1

        1

        1

        2

       

        2

        2

       2

       2

       5      

                                                                          Итого

        21

Вариант №4

Учебные

элементы

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

4

1

1

3

2

Если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия оказывать какое-либо воздействие, то равновесие смещается в таком направлении, которое способствует ослаблению этого воздействия.

Скорость химической реакции определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени.

При повышении температуры скорость окисления резко увеличивается, начинается бурная реакция. СL+17; )2)8)7; 1s 22s 22p 63s 23p 5

Cl 0+1e -=Cl -1ок-ль;

С различными скоростями.

81г                        х г

2Al+6HCl=2AlCl3+3Н2

27г/моль        133,5г/моль                            

2моль            2 моль          

1)n(AI)=81/27=3моль

2) n(AI)= n(AICl3)=3моль

3)mтеор(AICl3)=3·133,5=

                               400,5 г

4)mпр(AICl3)=80·400,5/100          =320,4 г

        1

        1

        1

        1

        1

        1

        2

       

        2

       

        2

        2

        2

       

        5      

                                                                             Итого

        21

Литература:

  1. Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.

Химия. Органическая химия.  10 класс: Просвещение, 2011.

  1. Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.

Химия. Неорганическая химия. 11 класс: Просвещение, 2011.

Разработчик:  Кузнецова Ирина Вячеславовна – преподаватель общеобразовательных  дисциплин

Согласовано:

На Заседании МК

Председатель МК_______М.В.Бодрова

Протокол№ от «___» _______   2014 г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"

Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Основы сварки»

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.1Теоретические основы сварки41.1Сварочная дуга и ее свойства41.2Металлургические процессы при сварке101.3Сварочные материалы141.4Сварные соединения и швы212Виды сварки2...

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...