МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
элективный курс на тему
Данное пособие включает 9 разделов по дисциплине «Математика» и рекомендовано для проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний.
Задания составлены в соответствии с Государственным стандартом.
Учебное пособие предназначен для студентов колледжа первого курса базового уров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_2014.docx | 359.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
«Практические работы по математике»
для студентов первого курса очной формы обучения
Разработали: С.А.Гладышева, С.И. Османкина, преподаватели математики
Сургут 2014 г.
Математика. Методическое пособие практических работ.
Сургутский политехнический колледж, 2014 г.
Составитель: С.А.Гладышева, С.И. Османкина преподаватели математики
Данное пособие включает 9 разделов по дисциплине «Математика» и рекомендовано для проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний.
Задания составлены в соответствии с Государственным стандартом.
Учебное пособие предназначен для студентов колледжа первого курса базового уровня.
Одобрено на заседании методического объединения «Математика, информатика, физика».
Протокол № «__» от «____»__________2014 г.
Рекомендовано к печати Методическим советом Сургутского политехнический колледжа.
Протокол № «__» от «____»__________2014 г.
№ практической работы | Содержание: | Страница | Освоение общих компитенций |
Пояснительная записка | 4 | ||
1. | Вычисление площадей и объемов геометрических тел | 5 | ОК4,8,9 |
2. | Решение алгебраических уравнений и неравенств | 7 | ОК4,8,9 |
3. | Показательная функция, показательные уравнения и неравенства | 9 | ОК4,8,9 |
4. | Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства | 13 | ОК4,8,9 |
5. | Преобразование тригонометрических выражений | 16 | ОК4,8,9 |
6. | Решение тригонометрических уравнений и неравенств | 22 | ОК4,8,9 |
7. | Нахождение производных | 25 | ОК4,8,9 |
8. | Применение производной к построению графиков функций | 29 | ОК4,8,9 |
9. | Вычисление площадей фигур с помощью интеграла | 31 | ОК4,8,9 |
Список литературы | 34 |
Пояснительная записка.
Данный сборник предназначен для проведения аудиторных практических работ по дисциплине «Математика» для групп начального профессионального образования. Выполнение практических работ формирует навыки применения теоретического материала на практике и отрабатывает навыки различных математических действий.
Данное пособие включает в себя следующие разделы дисциплины:
- Геометрические тела и поверхности. Объемы и площади поверхностей геометрических тел.
- Приближенные вычисления и вычислительные средства
- Показательная, логарифмическая, степенная функции
- Тригонометрические функции
- Производная и ее приложение
- Интеграл и его приложения
Выполнение практических работ позволяет студенту отработать умения, навыки по каждому разделу, определить уровень усвоения материала.
Использование заданий должно содействовать развитию технического мышления студентов, стимулированию их активности и самостоятельности на аудиторных занятиях.
Оценка знаний выставляется в зависимости от количества правильных ответов на вопросы заданий.
Практическая работа №1 по теме «Вычисление площадей и объемов геометрических тел»
Цель работы:
- отработать навыки действий вычисления площадей и объемов геометрических тел;
- закрепить навыки решения типовых задач на применение формул площадей и объемов геометрических тел:
- площадь , объем многогранников;
- площадь , объем тел вращения.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- формулы площадей и объемов многогранников;
- формулы площадей и объемов тел вращения;
уметь:
- вычислять площади многоугольников;
- определять вид геометрического тела, его свойства;
- применять формулы для вычисления площадей и объемов геометрических тел.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке по заданному алгоритму.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Вычисление площади и объема макета геометрического тела. |
- Определить вид многогранника (дать его характеристику).
- Выполнить чертеж многогранника.
- Выполнить необходимые измерения (записать дано и нанести их на чертеж).
- Вычислить площадь основания многогранника.
- Вычислить площадь боковой поверхности многогранника.
- Вычислить площадь полной поверхности многогранника.
- Вычислить объем многогранника.
ЗАДАНИЕ 2 | Решение задач. |
При решении задач воспользоваться формулами:
Критерии оценивания: «5» необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач; «4» необходимо выполнить практическое задание и две задачи на выбор с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач; «3» необходимо выполнить практическое задание и одну задачу на выбор с оформлением условия, чертежа и решения задачи. |
Вариант 1
1. Найти площадь и объем поверхности макета геометрического тела.
2. Решить задачи:
1. Диагональ осевого сечения цилиндра равна см, а высота – 5 см. Найдите радиус цилиндра.
2. Образующая конуса, равная 8 см, наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите площадь осевого сечения конуса.
3. Объём конуса равен 963, а его высота 8 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.
Вариант 2
1. Найти площадь и объем поверхности геометрического тела.
2. Решить задачи:
1. Диагональ осевого сечения цилиндра равна см, а радиус основания – 3 см. Найдите высоту цилиндра.
2. Образующая конуса, равная 4 см, наклонена к плоскости основания под углом 60°. Найдите площадь осевого сечения конуса.
3. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания цилиндра с точкой окружности нижнего основания, равен 8 см и образует угол 600 с осью цилиндра. Найдите объём цилиндра.
Практическая работа № 2 по теме «Решение алгебраических уравнений и неравенств»
1. Чтобы обратить чистую периодическую дробь в обыкновенную, достаточно записать в числителе ее период, а в знаменателе - число, выраженное столькими девятками, сколько цифр в периоде.
2. Чтобы обратить смешанную периодическую дробь в обыкновенную, достаточно из числа, стоящего до второго периода, вычесть число, стоящее до первого периода, и полученную разность записать в числителе, а в знаменателе записать число, выраженное столькими девятками, сколько цифр в периоде, и со столькими нулями в конце, сколько цифр между запятой и периодом.
Цель работы: закрепить навыки по действию с дробями, приближенным вычислениям, вычислениям процентов, правил округления десятичных дробей, решению рациональных уравнений.
1) отработать навыки действий с действительными числами;
2) закрепить навыки решения уравнений и неравенств:
- линейных;
- квадратных;
- рациональных;
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- правила сложения, вычитания, умножения, деления действительных чисел ;
- методы решения уравнений;
- методы решения неравенств;
- основные методы решения уравнений и неравенств.
уметь:
- вычислять значения степенных и иррациональных выражений;
- выполнять действия на преобразования степенных и иррациональных выражений;
- применять методы решения уравнений и неравенств.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1,2 | Вычисление и преобразование степенных и иррациональных выражений. |
При вычислении и преобразовании степенных и иррациональных выражений в основу решения брать основные свойства степени и корня n- ой степени.
ЗАДАНИЕ 3 | Решение уравнений. |
При решении показательных и иррациональных уравнений воспользоваться методами:
|
ЗАДАНИЕ 4 | Решение неравенств. |
Воспользоваться свойством показательной функции :
- при 0 <a < 1, функция убывает => знак неравенства меняется на противоположный;
- при a >1, функция возрастает => знак неравенства не меняется.
ЗАДАНИЕ 5 | Решение системы уравнений. |
При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.
Критерии оценивания:
«5» выполнить все задания;
«4» выполнить задания №1, №2(1;2;3;4;5); №3(1;2;3;4;5); № 4(1);
«3» выполнить задания №1 (1); №2(1; 2; 3; 4); №3(1; 2; 3; 4;5).
1 вариант | 2 вариант |
№ 1. Упростите выражения:
| № 1. Упростите выражения: 1) (a - c)(a + c) – c(3a –c); 2) |
№ 2. Решите уравнения:
| № 2. Решите уравнения:
|
№ 3. Решите неравенства:
| № 3. Решите неравенства:
|
№ 4. Вычислите: | № 4. Вычислите:
|
Практическая работа № 3 по теме: «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства»
Цель работы:
1) отработать навыки действий со степенями с рациональным показателем;
2) закрепить навыки решения показательных уравнений и неравенств методами:
- приведение к общему основанию;
- вынесение общего множителя за скобки;
- метод замены переменной;
- возведение в степень обеих частей уравнения.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- свойства степени с целым и дробным показателем;
- свойства корня n-ой степени;
- свойства показательной и степенной функции;
- основные методы решения уравнений и неравенств.
уметь:
- вычислять значения степенных и иррациональных выражений;
- выполнять действия на преобразования степенных и иррациональных выражений;
- применять методы решения уравнений и неравенств.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1,2 | Вычисление и преобразование степенных и иррациональных выражений. |
При вычислении и преобразовании степенных и иррациональных выражений в основу решения брать основные свойства степени и корня n- ой степени.
ЗАДАНИЕ 3 | Решение уравнений. |
При решении показательных и иррациональных уравнений воспользоваться методами:
|
ЗАДАНИЕ 4 | Решение неравенств. |
Воспользоваться свойством показательной функции :
- при 0 <a < 1, функция убывает => знак неравенства меняется на противоположный;
- при a >1, функция возрастает => знак неравенства не меняется.
ЗАДАНИЕ 5 | Решение системы уравнений. |
При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.
Критерии оценивания:
На оценку «5» - выполнить все задания;
На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(б,в,г); № 4(б,в);
На оценку «3» - выполнить задания №1 (по выбору); №2(по выбору); №3(а,б,г), № 4(а)
Свойства степени
Свойства корня n-ой степени:
Задания:
1 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
2. Упростить выражение:
а)
б)
3. Решите уравнения:
г)
4. Решите неравенства:
б)
в)
5. Решить систему уравнений:
2 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
2. Упростить выражение:
а)
б)
3. Решите уравнения:
г)
4. Решите неравенства:
б)
в)
5. Решить систему уравнений:
3 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
2. Упростить выражение:
а)
б)
3. Решите уравнения:
г)
4. Решите неравенства:
в)
5. Решить систему уравнений:
4 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
2. Упростить выражение:
а)
б)
3. Решите уравнения:
г)
4. Решите неравенства:
б)
в)
5. Решить систему уравнений:
Практическая работа № 4 по теме: «Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства»
Цель работы:
1) отработать навыки действий с логарифмами;
2) закрепить навыки решения логарифмических уравнений и неравенств методами:
- потенцирования;
- по определению;
- метод замены переменной;
- логарифмирования.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- свойства логарифмов;
- свойства логарифмической функции;
- основные методы решения уравнений и неравенств.
уметь:
- вычислять значения логарифмических выражений;
- выполнять действия на преобразования логарифмических выражений;
- применять методы решения уравнений и неравенств.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Вычисление и преобразование логарифмических выражений. |
При вычислении и преобразовании логарифмических выражений в основу решения брать основные свойства логарифмов.
ЗАДАНИЕ 2 | Нахождение области определения функции. |
Учитывать свойства логарифмической функции при нахождении области определения функции.
ЗАДАНИЕ 3 | Решение уравнений. |
При решении логарифмических уравнений воспользоваться методами:
|
ЗАДАНИЕ 4 | Решение неравенств. |
Воспользоваться свойством логарифмической функции
- при 0 <a < 1, функция убывает => знак неравенства меняется на противоположный;
- при a >1, функция возрастает => знак неравенства не меняется.
ЗАДАНИЯ 5 | Решение системы уравнений. |
При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.
Свойства логарифмов
Критерии оценивания:
На оценку «5» - выполнить все задания;
На оценку «4» - выполнить задания №1(б, в,г), №2; №3(а,б,в,г); № 4(б,в);
На оценку «3» - выполнить задания №1 (два по выбору); №2(один по выбору); №3(а,б,в),
№ 4(а,в)
Задания:
1 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
в)
г)
2. Найти область определения функции:
а)
б)
3. Решить уравнения:
4. Решить неравенства:
5. Решить систему уравнений:
2 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
в)
г)
2. Найти область определения функции:
а)
б)
3. Решить уравнения:
4. Решить неравенства:
5. Решить систему уравнений:
3 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
в)
г)
2. Найти область определения функции:
а)
б)
3. Решить уравнения:
4. Решить неравенства:
5. Решить систему уравнений:
4 вариант
1. Вычислить:
а)
б)
в)
г)
2. Найти область определения функции:
а)
б)
3. Решить уравнения:
4. Решить неравенства:
5. Решить систему уравнений:
Практическая работа №5 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений»
Цель работы:
1) отработать навыки работы с таблицей значений тригонометрических функций;
2) закрепить навыки применения тригонометрических формул при вычислении значений тригонометрических функций и преобразовании выражений, содержащих тригонометрические функции.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- основные тригонометрические тождества;
- формулы сложения тригонометрических функций;
- формулы двойного аргумента;
- формулы приведения;
- формулы суммы, разности тригонометрических функций.
уметь:
- различать тригонометрические формулы;
- применять тригонометрические формулы при преобразования и вычислении значений выражений;
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Перевести из градусной меры в радианную, и из радианной в градусную меру. |
Использовать формулы:
ЗАДАНИЕ 2 | Найти значение выражения. |
При выполнении задания использовать тригонометрические формулы:
|
ЗАДАНИЕ 3 | Вычислить значение каждой из тригонометрических функций. |
При выполнении задания использовать основное тригонометрическое тождество
ЗАДАНИЯ 4 | Упростить выражение. |
При выполнении задания использовать тригонометрические формулы:
- основные тригонометрические тождества;
- формулы сложения тригонометрических функций;
- формулы двойного аргумента;
- формулы приведения;
формулы суммы, разности тригонометрических функций.
ЗАДАНИЯ 5 | Упростить выражение. |
При выполнении задания использовать тригонометрические формулы приведения.
Теоретический материал:
Основные формулы тригонометрии
;
;
;
Формулы сложения
;
.
Формулы суммы и разности
Формулы двойного аргумента
;;
.
0; 2 0,360˚ | /6 30˚ | /4 45˚ | /3 60˚ | /2 90˚ | 180˚ | |
sin | 0 | 1 | 0 | |||
cos | 1 | 0 | -1 | |||
tg | 0 | 1 | - | 0 | ||
ctg | - | 1 | 0 | - |
Формулы приведения
Функция в правой части равенства берется с тем же знаком, какой имеет исходная функция, если считать, что угол а является углом І четверти.
Для углов π и 2π название исходной функции сохраняется. Для углов название исходной функции заменяется (синус на косинус, косинус на синус, тангенс на котангенс, котангенс на тангенс).
Функция Угол | sin х | cos x | tg x | ctg x | |
Градусы | Радианы | sin φ | cos φ | tg φ | ctg φ |
90° — φ | — φ | cos φ | sin φ | ctg φ | tg φ |
90° + φ | + φ | cos φ | —sin φ | —ctg φ | —tg φ |
180° — φ | π — φ | sin φ | —cos φ | —tg φ | —ctg φ |
180° + φ | π + φ | —sin φ | —cos φ | tg φ | ctg φ |
270° — φ | — φ | —cos φ | —sin φ | ctg φ | tg φ |
270° + φ | + φ | —cos φ | sin φ | —ctg φ | —tg φ |
360° — φ | 2π — φ | —sin φ | cos φ | —tg φ | —ctg φ |
360° + φ | 2π + φ | sin φ | cos φ | tg φ | ctg φ |
Критерии оценивания:
Критерии оценивания:
На оценку «5» - выполнить все задания;
На оценку «4» - выполнить задания №1, №2(а,б,в); №3; № 4(в, г); №5 (б,в)
На оценку «3» - выполнить задания №1; №2(а,б,в); №3, № 4(а,б), №5(а).
Задания:
Вариант 1
1. Перевести:
а) из градусной меры в радианную : 3480; 660; 2000;
б) из радианной меры в градусную:
2. Найти значение выражения:
a)
б)
в)
*г)
3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если
4. Упростите выражение:
а)
б)
в)
*г)
5. Используя формулы приведения:
Вычислить: а) ; б)
Упростить выражение: в)
Вариант 2
1. Перевести:
а) из градусной меры в радианную 1280; 320; 1000;
б) из радианной меры в градусную:
2. Найдите значение выражения
a)
б)
в)
*г)
3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если
4. Упростите выражение:
а)
б)
в)
*г)
5. Используя формулы приведения:
Вычислить: а)
б)
Упростить выражение: в)
Вариант 3
1. Перевести:
а) из градусной меры в радианную : 5600; 320; 1000;
б) из радианной меры в градусную:
2. Найти значение выражения:
a)
б)
в)
г)
3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если
cosα = -0,8 и
4. Упростите выражение:
а)
б)
в)
*г) (
5. Вычислить при помощи формул приведения:
а)
б)
Упростить выражение: в)
Вариант 4
1. Перевести:
а) из градусной меры в радианную: 480; 6260; 2500;
б) из радианной меры в градусную:
2. Найти значение выражения:
a)
б)
в)
*г)
3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если
sinα = и
4. Упростите выражение:
а)
б)
в)
*г)
5. Вычислить при помощи формул приведения:
а)
б)
*в)
Практическая работа № 6
Тема: «Тригонометрические уравнения»
Цель работы:1) закрепить навыки решения тригонометрических уравнений и неравенств методами:
- метод замены переменной;
- метод решения простейших тригонометрических уравнений ;
- метод сведения путем преобразований к простейшим тригонометрическим уравнениям;
- метод решения однородных тригонометрических уравнений;
- метод решения простейших тригонометрических неравенств.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- формулы решений простейших тригонометрических уравнений;
- основные тригонометрические тождества;
- основные методы решения уравнений и неравенств.
уметь:
- вычислять значения тригонометрических функций;
- выполнять действия на преобразования тригонометрических уравнений;
- применять методы решения уравнений и неравенств.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Решите уравнения. |
При решении уравнений используйте формулы простейших тригонометрических уравнений.
ЗАДАНИЕ 2 | Решите уравнения методом подстановки переменной. |
При решении уравнений используйте метод подстановки переменной, основное тригонометрическое тождество.
ЗАДАНИЕ 3 | Решите уравнения, используя формулы тригонометрии. |
При решении уравнений воспользоваться основными тригонометрическими формулами |
ЗАДАНИЕ 4 | Решите однородные уравнения. |
- при решении однородных уравнений первой степени, выполните деление на одну из тригонометрических функций (sinx или cosx);
- при решении однородных уравнений второй степени, выполните деление на одну из тригонометрических функций (sin2 x или cos2 x);
ЗАДАНИЯ 5 | Решите неравенства. |
При решении неравенств воспользоваться единичной окружностью.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания:
На оценку «5» - выполнить все задания;
На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(а,б,в); № 4(а,б); №5 (а);
На оценку «3» - выполнить задания №1; №2; №3(а,б), № 4(а).
Задания:
1 вариант.
1. Решите уравнения:
2. Решите уравнения методом замены:
3. Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:
4. Решите однородные уравнения:
5. Решите неравенства:
а)
б)
2 вариант
1. Решите уравнения:
2. Решите уравнения методом замены:
3.Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:
4. Решите однородные уравнения:
5. Решите неравенства:
а)
б)
3 вариант
1. Решите уравнения:
2. Решите уравнения методом замены:
3. Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:
4. Решите однородные уравнения:
5. Решите неравенства:
а)
б)
4 вариант
1. Решите уравнения:
2. Решите уравнения методом замены:
3. Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:
4. Решите однородные уравнения:
5. Решите неравенства:
а)
б)
Практическая работа № 7
Тема: Производная функции
Цель работы:
1) отработать навыки дифференцирования суммы, произведения, частного, степенной функции
- простых функций;
- сложных функций;
2) закрепить алгоритм составления уравнения касательной, нахождения скорости, ускорения тела.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- таблицу производных;
- основные правила дифференцирования;
- правила дифференцирования сложных функций;
- уравнение касательной к графику функции;
- формулы вычисления скорости, ускорения тела в момент времени.
уметь:
- вычислять производные простых и сложных функций;
- находить скорость, ускорение тела;
- составлять уравнение касательной к графику функции .
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Найдите производные функций |
При дифференцировании функций в основу решения используйте основные правила дифференцирования функций и таблицу производных.
ЗАДАНИЕ 2 | Решите уравнение f/ (x) = 0 |
Выполните задание по алгоритму:
1. Найдите производную функции;
2. Приравняйте производную к нулю и решите получившееся уравнение;
ЗАДАНИЕ 3 | Решите неравенства f/ (x) > 0 |
Выполните задание по алгоритму:
1. Найдите производную функции;
2. Составьте и решите получившееся неравенство;
ЗАДАНИЕ 4 | Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции |
При выполнении задания используйте формулу k = f/ (x0).
ЗАДАНИЯ 5 | Составьте уравнение касательной к графику функции |
Выполните задание по алгоритму:
1. Найдите значение функции в заданной точке f(x0);
2. Найдите производную функции f/ (x);
3. Найдите значение производной функции в заданной точке f/ (x0);
2. Составьте уравнение касательной y = f(x0) + f/ (x0)(x – x0);
ЗАДАНИЯ | Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени |
При выполнении задания используйте формулы V(t) = S/(t), a(t) = V /(t).
Теоретический материал:
- Таблица производных:
f(x) | c | x | xn | sinx | cosx | tgx | ctgx | ax | ex | lnx | |||
f / (x) | 0 | 1 | nxn-1 | cosx | -sinx | axlna | ex |
- Правила дифференцирования:
(ku)/ = ku/
(u+v)/ = u/ + v/
(uv)/ = u/v + uv/
(u(v))/ = u/(v)v/ - производная сложной функции
Критерии оценивания:
Критерии оценивания:
На оценку «5» - выполнить все задания;
На оценку «4» - выполнить задания №1(а-з), №2; №3; № 4; №5; №6;
На оценку «3» - выполнить задания №1 (а-ж); №2; №3, № 4; №6.
Задание:
1 вариант
1.Найдите производные функций:
а) У = 2х2+ 6 – 3х
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и) (4x-5)5
к)
2. Решите уравнение f/ (x) = 0
f(x) = x3+ x2+12
3. Решите неравенство f/ (x) > 0
f(x) = 8x - x3
4. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:
f(x) = 5cosx-1, в точке х0 =
5. Составьте уравнение касательной к графику функции:
в точке х0 = 1
6. Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени
в момент времени t = 1 с
2 вариант
1.Найдите производные функций:
а)у = 6х3 + 2х - 3
б)
в) y = х5 +
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
к) у
2. Решите уравнение f/ (x) = 0
f(x) = -1.5x2-4x
3. Решите неравенства f/ (x) > 0
f(x) = 2x3 - 3x2
4. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:
f(x) = 3sinx+2, в точке х0 =
5. Составьте уравнение касательной к графику функции:
в точке х0 = 1
6. Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени
в момент времени t = 2 с
3 вариант
1.Найдите производные функций:
а)у = -4х4 + 5х + х-2
б)
в) y = х -2+
г)
д) y = tg (4x-5)
е)
ж)
з)
и) y =
к)
2. Решите уравнение f/ (x) = 0
f(x) = x3 - 4x2 – 9х + 15
3. Решите неравенства f/ (x) > 0
f(x) = 4x - x3
4. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:
f(x) = -x4+3x2, в точке х0 = 1
5. Составьте уравнение касательной к графику функции:
в точке х0 = 1
6. Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени в момент времени t = 3 с
4 вариант
1.Найдите производные функций:
а)у = 2х4 – х2 + 6х-1
б)y = х -3 +
в)
г)
д)
е)
ж)
з) y = е 3x+4
и) y = ctg (3x+4)
к)
2. Решите уравнение f/ (x) = 0
f(x) = -2x2 + 7x -3
3. Решите неравенства f/ (x) > 0
f(x) = x3+1.5x2
4. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:
f(x) = 2x3-6x, в точке х0 = - 1
5. Составьте уравнение касательной к графику функции:
в точке х0 = - 1
6. Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени в момент времени t = 1 с
Практическая работа № 8
Тема: Применение производной к построению графиков функций.
Цель работы:
- закрепить умение нахождения наибольшего и наименьшего значения функции,;
- отработать навыки исследования функции с помощью производной и построения ее графика.
Выполняя данную работу, студент должен знать:
- условия возрастания и убывания функции, алгоритм нахождения интервалов монотонности;
- определения интервалов монотонности, экстремумов функции;
- алгоритмы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции;
уметь:
- проводить исследование функции на монотонность, экстремумы;
- выполнять построение графика функции по результатам исследования.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЯ 1 | Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке. |
При выполнении задания используйте заданный алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции:
1) найти значение функции на концах отрезка
2) найти производную функции
3) найти критические точки функции
4) найти значение функции в критических точках принадлежащих отрезку
5) выбрать наибольшее и наименьшее значение функции.
ЗАДАНИЯ 2 | Проведите исследование функции и постройте ее график. |
В задании вначале рассмотреть область определения заданной функции. При нахождении интервалов монотонности и экстремумов функции вычисления производить строго по алгоритму.
Алгоритм исследования функции:
- Найти область определения.
- Исследовать функцию на четность и нечетность.
- Найти точки пересечения графика функции с осями координат.
- Исследовать функцию на непрерывность; найти точки разрыва (если они существуют); найти асимптоты кривой.
- Найти интервалы возрастания и убывания функции и ее экстремумы с помощью производной.
- По полученным данным построить график функции.
Критерии оценивания:
На оценку «5» - необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;
На оценку «4» - выполнить задания №1, №2 (а,б,в);
На оценку «3» - выполнить задания №1; №2(а,б).
Задание:
1 вариант
1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:
у = х5 +20х2+3, на [-1;1]
2. Проведите исследование функции и постройте ее график
а)
б)
в)
г)
2 вариант
1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:
у = 2х3 +3х2-16x, на [-4;3]
2. Проведите исследование функции и постройте ее график
а)
б)
в)
г)
3 вариант
1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:
у = х4 -8х2+5, на [-3;2]
2. Проведите исследование функции и постройте ее график
а)
б)
в)
г)
4 вариант
1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:
у = х +, на [-2;1]
2. Проведите исследование функции и постройте ее график
а)
б) y = x3-2x2+x
в)
г)
Практическая работа № 9
Тема: Приложения определенного интеграла.
Цель работы: закрепить навыки применения определенного интеграла к решению прикладных задач.
Выполняя данную работу, студент должен
знать:
- формулы табличных интегралов;
- формулу Ньютона – Лейбница
- формулу пути, пройденного точкой;
- формулу площади плоской фигуры.
уметь:
- с помощью формул, перечисленных выше, решать задачи прикладного характера.
Последовательность выполнения:
задания выполнять желательно в указанном порядке.
Методические указания:
ЗАДАНИЕ 1 | Решение задачи прикладного характера по нахождению пути, пройденного точкой |
При решении задачи применить формулу пути, пройденного точкой: .
ЗАДАНИЕ 2,3 | Решение задачи прикладного характера по нахождению площади плоской фигуры. |
Применить формулу площади плоской фигуры: .
Теоретический материал
Таблица первообразных:
f(x) | k | xn | sinx | cosx | ax | ex | ||||
F (x) | kx | lnx | -cosx | sinx | tgx | ex |
Критерии оценивания:
На оценку «5» - необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;
На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(а,в);
На оценку «3» - выполнить задания №1; №2; №3(а,б).
Задания
1 вариант
1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 3 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна .
2. Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке
3. Вычислить площадь фигуры , ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:
а) у = 4-х2, у = 0, x = 1, x = 3;
б) ;
в) .
2 вариант
1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 2 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна .
2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке
3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:
а) у = 4х-х2, у = 0, x = 1, x = 3;
б)
в)
3 вариант
1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 1 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна .
2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке
3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:
а) у = 3х2, у = 0, х = 0, х = 2.
б)
в)
4 вариант
1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 4 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна .
2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке
3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:
а) у = х2+2х+1, у = 0, х=3, х=1.
б)
в)
Список литературы
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.]. – 16 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 464 с.: ил.
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.2: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 239 с.: ил.
- Геометрия.10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.: ил. – (МГУ - школе).
- Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса: разноуровневые дидактические материалы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: ИЛЕКСА, 2006. – 160с.
- Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса: разноуровневые дидактические материалы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: ИЛЕКСА, 2006. – 160с.
- Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 399 с.: ил.
- Смирнова, И.М. Геометрия. 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / И. М. Смирнова, В.А. Смирнов. – 3- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.- 232 с.: ил.
- Богомолов Н. В. «Практические занятия по математике», М., Высшая школа; 2008 год.
- Цыпкин А.Г. «Справочник по математике для средней школы», Москва, Наука 2005 год.
- Черкасов, О.Ю. Математика: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – 3-е изд. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-640 с.
Интернет - ресурсы
- Учебно-информационные комплексы по математике для средних школ: http://mschool.kubsu.ru/uik/index.htm
- Сайт-справочник правил, формул и теорем по математике:
- Мир Геометрии: http://geometr.info/
- Страна Математика: http://www.bymath.net/
- Научно-популярный физико-математический журнал "Квант" (статьи по математике): http://kvant.mirror1.mccme.ru/rub/1.htm
- Графики функций" Небольшой сайт в помощь школьнику, изучающему графики функций: определения, примеры, задачник: http://graphfunk.narod.ru/
- Математика, высшая математика, алгебра, геометрия, дискретная математика
http://matembook.chat.ru/ - Ответы на ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ и ЕГЭ.
http://www.allsoch.ru/ - Литература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ, дискретная математика, дифференциальные уравнения).
http://www.homebook.narod.ru/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"
В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личностный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»
Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...