Олимпиадные задания
олимпиадные задания на тему

Соловьева Елена Викторовна

Олимпиадные задания по предметам: биология, геграфия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада студентов ВКПЭБ

Биология 10 – 11 классы.

 Часть I.  Выберите один правильный ответ.

  1. Какой химический элемент относится к органогенам?
  1. Углерод                2) магний                3) натрий                4) калий
  1. Какой буквой обозначен на рисунке комплекс Гольджи?

C:\Documents and Settings\Aдминистратор\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 006.jpg

  1. А                        2) Б                        3) В                        4) Г
  1. В обеспечении всех организмов органическими веществами с заключенной в них энергией состоит значение
  1. гликолиза        2) фотосинтеза        3) хемосинтеза        4) синтеза молекул АТФ
  1. Как размножается сосна?
  1. семенами                2) побегами                3) корневищами        4) почками
  1. Сущность какого метода генетики составляет изучение набора хромосом, их строения и функционирования?
  1. Генеалогического                        3) цитогенетического
  2. Близнецового                                 4) гибридологического
  1. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных растений занимается
  1. Бионика                                        3) клеточная инженерия
  2. Генная инженерия                        4) микробиологическое производство
  1. Обострение конкуренции между популяциями разных видов вызывает
  1. Естественный отбор                        3) внутривидовая борьба
  2. Ограниченность ресурсов                4) наследственная изменчивость
  1. Какие из названных органов относят к гомологичным?
  1. Крылья бабочки и птицы                3) колючки боярышника и колючки кактуса
  2. Ласты кита и плавники рыбы                4) конечности крота и крылья летучей мыши
  1. Пример конвергенции в эволюции животного мира – это
  1. Конечности пчел и муравья                3) ногти и когти млекопитающих
  2. Жабры у раков и рыб                        4) глаза паука и краба
  1. Что служит доказательством родства человека и животных?
  1. Их широкое распространение во всех средах обитания
  2. Усложнение нервной системы в процессе эволюции
  3. Наличие различных систем органов
  4. Палеонтологические находки древних людей
  1. Экологический фактор, минимальное и максимальное проявление которого вызывает у организмов нарушение процессов жизнедеятельности,-
  1. Абиотический                                3) антропогенный
  2. Биотический                                4) ограничивающий
  1. Укажите пример смены экосистемы
  1. Образование болот на месте речной старицы
  2. Сокращение численности консументов в лесу
  3. Сезонные изменения в лесном сообществе
  4. Создание искусственного сообщества – сада, поля, огорода
  1. В чем состоит космическая роль растений в биосфере?
  1. В выделение кислорода в атмосферу
  2. В участие в круговороте веществ
  3. В аккумуляции солнечной энергии
  4. В поглощении воды и минеральных веществ из почвы

Выберите три верных ответа из шести.

  1. Каковы строение и функции плазматической мембраны?
  1. Состоит из билипидного слоя и белков
  2. Участвует в биосинтезе белка
  3. Осуществляет расхождение хромосом
  4. Участвует в поглощение воды из окружающей среды
  5. Отграничивает цитоплазму от внешней среды
  6. Состоит из полисахаридов
  1. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и способом водообразования

ХАРАКТЕРИСТИКА                                        СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала вида                                        1) географический

Б) обитание в условиях старого ареала                        2) экологический

В) разделение ареала физическими преградами

Г) проживание в разных условиях старого ареала

Д) возникновение в пределах одного ареала

видов традесканции

Е) возникновение лиственницы даурской в новом ареале

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Установите последовательность передачи вещества и энергии в пищевой цепи

А) кузнечик

Б) растение

В) змея

Г) лягушка

Д) ёж

 Часть II.

1.Ученые Шотландии в 1996 г. Клонировали овцу Долли. Для этого у овцы №1 они взяли эпителиальную клетку молочной железы (ЭКМЖ). У овцы №2 – яйцеклетку, из которой удалили ядро и соединили ее с ЭКМЖ, в матку овцы №3 пересадили полученный из гибридной клетки зародыш. Объясните, почему родившаяся овца Долли была идентична овце №1.

2.У свиней длинная (А) и черная (В) щетина – доминантные признаки, а короткая и рыжая щетина – рецессивные признаки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и гаметы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного хряка с длинной и черной щетиной и гомозиготной черной с короткой щетиной самки.

критерии оценки ответов

Задания части I c выбором одного правильного ответа оцениваются 1 баллом (1-13)

Задания части I с выбором трех правильных ответов, задания на соответствие, задания с определением последовательности – 2 балла. (14-16)

Задания части II

1.

Содержание верного ответа

Балл

Элементы ответа:

  1. Из яйцеклетки удалили ядро, чтобы оно не влияло на формирование признаков потомства, т.к. оно содержит генетическую информацию;
  2. Яйцеклетку соединили с ЭКМЖ, которая содержала ядро, а значит, и генетическую информацию;
  3. Под воздействием генетической информации, содержащейся в ЭКМЖ, и происходило развитие признаков у потомства – овцы Долли, которая имела большое сходство с овцой №1

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки

        Ответ неправильный

0

        Максимальный балл

3

2.

Содержание верного ответа

Балл

Элементы ответа:

  1. Генотипы родителей: хряк АаВв; самка AAbb
  2. Гаметы хряка AB, Ab, aB, ab и самки Ab
  3. Генотипы  потомства: AABb, AAbb, AaBb, Aabb
  4. Фенотипы потоства:
  • Длинная черная щетина – 50%
  • Длинная рыжая щетина – 50%

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 4 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2-3 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки

1

        Ответ неправильный

0

        Максимальный балл

3

Максимальное количество  - 25 баллов



Предварительный просмотр:

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по географии

10-11 классы

Задание 1

1.1. Как Вам известно, география, в числе многих своих объектов исследования, изучает природные комплексы, которые, в свою очередь, бывают зональными и азональными.

  • Дайте определение понятиям «природный комплекс», «азональный природный комплекс» и «закон широтной зональности».
  • Приведите два любых примера азонального природного комплекса.
  • Укажите имя великого русского ученого, введшего в науку закон широтной зональности.

1.2. Как  известно, зона смешанных лесов имеет максимальное распространение у западных границ России, а приближаясь к Уралу фактически «выклинивается», продолжаясь в азиатской части страны лишь узкой полосой.

  • Объясните главную причину этого явления.
  • Приведите термин, которым обозначается изменение данного природного параметра при движении с Запада на Восток на территории России.

    1.3. Вспомните, какой тип почв более всего характерен для зоны смешанных лесов. Почему первая причина сильно влияет и на распространение данного типа почв и изменение его ареала при движении на восток?

   1.4. Постройте схематический разрез данного типа почв. С учетом соблюдения относительной толщины горизонтов передайте строение почвенного разреза, подпишите каждый из генетических горизонтов почвы.

Задание 2

2.1. Данный подтип климата распространен на всех, кроме Антарктиды, материках. При этом на данном материке этот подтип климата представлен дважды, будучи разделенным другими типами климата вплоть до экваториального.

  • Назовите подтип климата, а также присущую ему природную зону.
  • Разновидностью какого типа климата является данный подтип?
  • Назовите одну страну, именно на части территории которой распространяется действие данного климата в южной части материка.

2.2. Распространение данного климата в той же стране ограничено горной системой, одной из самых древних на материке. Северней этой горной системы расположена крупнейшая пустыня региона.

  • Назовите данную горную систему и время ее образования (складчатость)
  • Назовите пустыню, расположенную северней горной системы

2.3. По каким признакам с точки зрения годового хода осадков и температур можно определить данный подтип климата?

Задание 3

Этот народ был разделен в советское время на четыре основных субэтноса, три из которых получили административную автономию в РСФСР. В настоящее время эти же три субэтноса являются титульными в трех республиках одного экономического района. Четвертый же субэтнос компактно проживаетв соседнем крае (находящемся в этом же экономическом районе), преимущественно вдоль побережья некого моря. Этот народ, помимо России, широко распространен на Ближнем Востоке, но в большей степени такое расселение имело причиной религиозные гонения и колонизационную политику со стороны властей Российской империи в XVIII - XIX вв. При этом общая численность населения этого народа в соседе РФ второго порядка намного больше, чем в самой РФ.

Назовите:

3.1. Народ.

3.2. Четыре основных субэтноса, а также единицы АТД, в которых они в большинстве проживают.

3.3. Экономический район России, в котором проживает большинство представителей данного народа.

3.4. Упомянутое море, вдоль побережья которого проживает один из четырех субэтносов.

3.5. Религию, исповедуемую данным народом.

3.6. Страну-соседа второго порядка, где этот народ также широко распространен.

Задание 4

Область А последние 15 лет стабильно держится в первой пятёрке регионов по объёмам иностранных инвестиций, направленных в отрасль специализации этого региона. Территориально большая часть капиталовложений сконцентрирована на севере области, но, почти всё население проживает в южной части региона.

Предприятия отрасли специализации связаны транспортным объектом, построенным в годы Второй мировой войны, с городом Б, где собирают новейший отечественный истребитель пятого поколения.

Город Б является вторым по численности в регионе В и стоит на одной реке с его столицей. Центр региона В присутствует на одной из денежных купюр, имеющих хождение в настоящий момент.

Регион В граничит с регионом Г, где в следующем году завершают строительство объекта, чьи аналоги на территории России расположены в точках с координатами 62° с. ш. 40° в. д.; 48° с. ш. 46° в. д.; 51° с. ш. 59° в. д.

По территории регионов Б и В проходит транспортный объект, аналогичный соединяющему север региона А и город Б. Он заканчивается в регионе Д, в котором находится крупнейшее окончания крайне важной для экономики России железнодорожной магистрали. Транспортный объект построен недавно – последняя очередь сдана в эксплуатацию в 2012 г.

Вопросы:

4.1. Назовите регион А и 2 главные особенности его железнодорожной системы, а так же отрасль специализации региона А и основные рынки сбыта продукции отрасли.

4.2. Назовите город Б; предприятие, использующее продукцию отрасли специализации региона А. Какие ещё модели воздушных судов собираются на заводе в городе Б, где собирают истребитель.

4.3. Назовите регион В, куда впадает река, на которой стоит город Б и столица региона В. Что изображено на купюре?

4.4. Назовите регион Г, строящийся объект и его отечественные аналоги.

4.5. Назовите регион Д; транспортный объект а так же населённый пункт, где он заканчивается. Какое крупное международное мероприятия проходило в регионе Д 2 года назад?

Задание 5

Общая протяженность железнодорожных линий страны А более чем в 20 раз меньше, чем в России. Да и доминирующим транспортом в стране А является водный. Одна из железнодорожных линий является объездным маршрутом водопада, названного в честь известного путешественника.

В настоящее время (в т.ч. в силу устойчиво продолжающегося в этом регионе вооруженного конфликта) функционирует только одна международная железнодорожная линия, связывающая страну А с ее южным соседом (страна Б). Зато существует паромная связь между железнодорожными линиями страны А и стран В и Г.

Столицы стран А и В находятся находятся друг на против друга и разделяет лишь река. Чуть выше по течению реки относительно столицы страны В находится необитаемый остров, который был спорной территорией между странами А и В. Название страны Г является комбинацией названий двух бывших колоний.

Назовите:

5.1. Срану А и ее столицу.

5.2. Водопад и/или путешественника.

5.3. Страну Б и ее столицу.

5.4. Страну В и ее столицу.

5.5. Страну Г и ее столицу.

5.6. Реку, остров и заводь, в которой он расположен.

5.7. Четыре крупнейших народа, проживающих на территории страны А.

5.8. Бывшее название страны А.

5.9. Известного уроженца, политического деятеля страны А, в честь которого на протяжении более 30 лет носил название один из крупнейших московских ВУЗов.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по географии

10-11 класс

Задания тестового раунда

  1. В каком городе 22 июня полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 43º?

    А. Асуан

    Б. Сан-Паулу

    В. Киев

    Г. Мельбурн

  1. Угол, образованный магнитным меридианом точки и ее географическим меридианом, называется

А. Сближением меридианов

Б. Дирекционным углом

В. Магнитным азимутом

Г. Склонением магнитной стрелки

  1. Какая проекция наиболее универсальна для картографирования территории США?

А. Коническая

Б. Цилиндрическая

В. Полярная азимутальная

Г. Поперечная азимутальная

  1. Какие процессы сформировали формы рельефа, изображенные на фотографии?

C:\Geography\XSX\15.jpg

А. Гляциальные

Б. Береговые морские

В. Эоловые

Г. Карст

  1. Курумы – это

А. Пустыни

Б. Холмы

В. Каменные россыпи

Г. Ледяные глыбы

  1. Какое озеро из перечисленных можно отнести к солоноватым?

А. Сайма

Б. Урмия

В. Эльтон

Г. Иссык-Куль

  1. Выберите схожее понятие с термином пуна – местным названием природного ландшафта в Латинской Америке.

А. Степь

Б. Тропические леса

В. Пустыня

Г. Переменно-влажные леса

  1. Какой тип климата наиболее благоприятен для произрастания вечнозеленых жестколистых лесов и кустарников?

А. Тропических муссонов (субэкваториальный)

Б. Тропический континентальный

В. Субтропический средиземноморский

Г. Субтропический мусонный

  1. Какая страна получила независимость раньше 1960 года?

А. Алжир

Б. Пакистан

В. Белиз

Г. Замбия

  1. Какая из перечисленных монархий является герцогством?

А. Монако

Б. Люксембург

В. Лихтенштейн

Г. Бельгия

  1.  На какие 3 страны приходится 50% мировых запасов меди?

А. Чили, Россия, США

Б. Китай, Чили, Мексика

В. США, Россия, Перу

Г. Чили, Австралия, Перу

  1. Какая страна лучше других обеспечена ресурсами пресных вод на душу населения?

А. Гайана

Б. Канада

В. Норвегия

Г. Бангладеш

  1. Среднее число девочек, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период – это

А. Брутто-коэффициент воспроизводства населения  

Б. Нетто-коэффициент воспроизводства населения  

В. Общий коэффициент фертильности

Г. Уровень демографической нагрузки

  1. В какой стране находится ареал компактного расселения нуристанцев?

А. Пакистан

Б. Афганистан

В. Турция

Г. Иран

  1. Выберите пару стран, где преобладает ислам суннитского толка.

А. Саудовская Аравия, Бахрейн

Б. Туркменистан, Азербайджан

В. Ливан, Ирак

Г. Иордания, Египет

  1.  Определите отрасль промышленности, если известно, что крупнейшие ТНК в этой отрасли: «DuPont», «BASF», «Bayer».

А. Черная металлургия

Б. Химическая

В. Тяжелое машиностроение

Г. Цветная металлургия

  1. В какой из перечисленных стран доля выработки электроэнергии на ТЭС достигает 100%?

А. Сирия

Б. Польша

В. Турция

Г. Саудовская Аравия

  1. Выберите страну с самой большой в мире протяженностью электрифицированных железных дорог.

А. США

Б. Китай

В. Россия

Г. Япония

  1. Назовите город – центр индуизма.

А. Агра

Б. Дели

В. Варанаси

Г. Мумбаи

  1. Какой штат США находится в пределах кукурузного пояса?

А. Иллинойс

Б. Невада

В. Северная Дакота

Г. Вашингтон

  1. Какая страна Латинской Америки является крупнейшим экспортером нефти?

А. Эквадор

Б. Бразилия

В. Венесуэла

Г. Аргентина

  1. Какая провинция Китая самая населенная?

А. Хэйлунцзян

Б. Гуандун

В. Сычуань

Г. Цинхай

23. Какой из перечисленных народов России относится к той же языковой группе, что и крупнейший в мире народ, не имеющий своей государственности?

А. Башкиры

Б. Осетины

В. Аварцы

Г. Буряты

24. Какой город в своем историческом прошлом носил название Чкалов?

А.Нижний Новгород

Б.Иркутск

В.Оренбург

Г.Омск

25. Выберите пару городов – крупнейших производителей каустической соды.

А.Стерлитамак и Волгоград

Б.Казань и Нижний Новгород

В.Воронеж и Ефремов

Г.Невинномыск и Россошь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по географии, 10 класс

Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....

Олимпиадные задания по географии, 10 класс

Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....

Олимпиадные задания по математике 1 класс

Задания по математике для первого класса с ответами...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки...

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ

Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ...