Олимпиадные задания
олимпиадные задания на тему
Олимпиадные задания по предметам: биология, геграфия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биология (10-11 класс) | 64.27 КБ |
География (10-11 класс) | 36.87 КБ |
География тест (10 класс) | 244.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада студентов ВКПЭБ
Биология 10 – 11 классы.
Часть I. Выберите один правильный ответ.
- Какой химический элемент относится к органогенам?
- Углерод 2) магний 3) натрий 4) калий
- Какой буквой обозначен на рисунке комплекс Гольджи?
- А 2) Б 3) В 4) Г
- В обеспечении всех организмов органическими веществами с заключенной в них энергией состоит значение
- гликолиза 2) фотосинтеза 3) хемосинтеза 4) синтеза молекул АТФ
- Как размножается сосна?
- семенами 2) побегами 3) корневищами 4) почками
- Сущность какого метода генетики составляет изучение набора хромосом, их строения и функционирования?
- Генеалогического 3) цитогенетического
- Близнецового 4) гибридологического
- Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных растений занимается
- Бионика 3) клеточная инженерия
- Генная инженерия 4) микробиологическое производство
- Обострение конкуренции между популяциями разных видов вызывает
- Естественный отбор 3) внутривидовая борьба
- Ограниченность ресурсов 4) наследственная изменчивость
- Какие из названных органов относят к гомологичным?
- Крылья бабочки и птицы 3) колючки боярышника и колючки кактуса
- Ласты кита и плавники рыбы 4) конечности крота и крылья летучей мыши
- Пример конвергенции в эволюции животного мира – это
- Конечности пчел и муравья 3) ногти и когти млекопитающих
- Жабры у раков и рыб 4) глаза паука и краба
- Что служит доказательством родства человека и животных?
- Их широкое распространение во всех средах обитания
- Усложнение нервной системы в процессе эволюции
- Наличие различных систем органов
- Палеонтологические находки древних людей
- Экологический фактор, минимальное и максимальное проявление которого вызывает у организмов нарушение процессов жизнедеятельности,-
- Абиотический 3) антропогенный
- Биотический 4) ограничивающий
- Укажите пример смены экосистемы
- Образование болот на месте речной старицы
- Сокращение численности консументов в лесу
- Сезонные изменения в лесном сообществе
- Создание искусственного сообщества – сада, поля, огорода
- В чем состоит космическая роль растений в биосфере?
- В выделение кислорода в атмосферу
- В участие в круговороте веществ
- В аккумуляции солнечной энергии
- В поглощении воды и минеральных веществ из почвы
Выберите три верных ответа из шести.
- Каковы строение и функции плазматической мембраны?
- Состоит из билипидного слоя и белков
- Участвует в биосинтезе белка
- Осуществляет расхождение хромосом
- Участвует в поглощение воды из окружающей среды
- Отграничивает цитоплазму от внешней среды
- Состоит из полисахаридов
- Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и способом водообразования
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
А) расширение ареала вида 1) географический
Б) обитание в условиях старого ареала 2) экологический
В) разделение ареала физическими преградами
Г) проживание в разных условиях старого ареала
Д) возникновение в пределах одного ареала
видов традесканции
Е) возникновение лиственницы даурской в новом ареале
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите последовательность передачи вещества и энергии в пищевой цепи
А) кузнечик
Б) растение
В) змея
Г) лягушка
Д) ёж
Часть II.
1.Ученые Шотландии в 1996 г. Клонировали овцу Долли. Для этого у овцы №1 они взяли эпителиальную клетку молочной железы (ЭКМЖ). У овцы №2 – яйцеклетку, из которой удалили ядро и соединили ее с ЭКМЖ, в матку овцы №3 пересадили полученный из гибридной клетки зародыш. Объясните, почему родившаяся овца Долли была идентична овце №1.
2.У свиней длинная (А) и черная (В) щетина – доминантные признаки, а короткая и рыжая щетина – рецессивные признаки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и гаметы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного хряка с длинной и черной щетиной и гомозиготной черной с короткой щетиной самки.
критерии оценки ответов
Задания части I c выбором одного правильного ответа оцениваются 1 баллом (1-13)
Задания части I с выбором трех правильных ответов, задания на соответствие, задания с определением последовательности – 2 балла. (14-16)
Задания части II
1.
Содержание верного ответа | Балл |
Элементы ответа:
| |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
2.
Содержание верного ответа | Балл |
Элементы ответа:
| |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2-3 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 4 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названные выше элементов, не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2-3 названных элемента и содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Максимальное количество - 25 баллов
Предварительный просмотр:
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по географии
10-11 классы
Задание 1
1.1. Как Вам известно, география, в числе многих своих объектов исследования, изучает природные комплексы, которые, в свою очередь, бывают зональными и азональными.
- Дайте определение понятиям «природный комплекс», «азональный природный комплекс» и «закон широтной зональности».
- Приведите два любых примера азонального природного комплекса.
- Укажите имя великого русского ученого, введшего в науку закон широтной зональности.
1.2. Как известно, зона смешанных лесов имеет максимальное распространение у западных границ России, а приближаясь к Уралу фактически «выклинивается», продолжаясь в азиатской части страны лишь узкой полосой.
- Объясните главную причину этого явления.
- Приведите термин, которым обозначается изменение данного природного параметра при движении с Запада на Восток на территории России.
1.3. Вспомните, какой тип почв более всего характерен для зоны смешанных лесов. Почему первая причина сильно влияет и на распространение данного типа почв и изменение его ареала при движении на восток?
1.4. Постройте схематический разрез данного типа почв. С учетом соблюдения относительной толщины горизонтов передайте строение почвенного разреза, подпишите каждый из генетических горизонтов почвы.
Задание 2
2.1. Данный подтип климата распространен на всех, кроме Антарктиды, материках. При этом на данном материке этот подтип климата представлен дважды, будучи разделенным другими типами климата вплоть до экваториального.
- Назовите подтип климата, а также присущую ему природную зону.
- Разновидностью какого типа климата является данный подтип?
- Назовите одну страну, именно на части территории которой распространяется действие данного климата в южной части материка.
2.2. Распространение данного климата в той же стране ограничено горной системой, одной из самых древних на материке. Северней этой горной системы расположена крупнейшая пустыня региона.
- Назовите данную горную систему и время ее образования (складчатость)
- Назовите пустыню, расположенную северней горной системы
2.3. По каким признакам с точки зрения годового хода осадков и температур можно определить данный подтип климата?
Задание 3
Этот народ был разделен в советское время на четыре основных субэтноса, три из которых получили административную автономию в РСФСР. В настоящее время эти же три субэтноса являются титульными в трех республиках одного экономического района. Четвертый же субэтнос компактно проживаетв соседнем крае (находящемся в этом же экономическом районе), преимущественно вдоль побережья некого моря. Этот народ, помимо России, широко распространен на Ближнем Востоке, но в большей степени такое расселение имело причиной религиозные гонения и колонизационную политику со стороны властей Российской империи в XVIII - XIX вв. При этом общая численность населения этого народа в соседе РФ второго порядка намного больше, чем в самой РФ.
Назовите:
3.1. Народ.
3.2. Четыре основных субэтноса, а также единицы АТД, в которых они в большинстве проживают.
3.3. Экономический район России, в котором проживает большинство представителей данного народа.
3.4. Упомянутое море, вдоль побережья которого проживает один из четырех субэтносов.
3.5. Религию, исповедуемую данным народом.
3.6. Страну-соседа второго порядка, где этот народ также широко распространен.
Задание 4
Область А последние 15 лет стабильно держится в первой пятёрке регионов по объёмам иностранных инвестиций, направленных в отрасль специализации этого региона. Территориально большая часть капиталовложений сконцентрирована на севере области, но, почти всё население проживает в южной части региона.
Предприятия отрасли специализации связаны транспортным объектом, построенным в годы Второй мировой войны, с городом Б, где собирают новейший отечественный истребитель пятого поколения.
Город Б является вторым по численности в регионе В и стоит на одной реке с его столицей. Центр региона В присутствует на одной из денежных купюр, имеющих хождение в настоящий момент.
Регион В граничит с регионом Г, где в следующем году завершают строительство объекта, чьи аналоги на территории России расположены в точках с координатами 62° с. ш. 40° в. д.; 48° с. ш. 46° в. д.; 51° с. ш. 59° в. д.
По территории регионов Б и В проходит транспортный объект, аналогичный соединяющему север региона А и город Б. Он заканчивается в регионе Д, в котором находится крупнейшее окончания крайне важной для экономики России железнодорожной магистрали. Транспортный объект построен недавно – последняя очередь сдана в эксплуатацию в 2012 г.
Вопросы:
4.1. Назовите регион А и 2 главные особенности его железнодорожной системы, а так же отрасль специализации региона А и основные рынки сбыта продукции отрасли.
4.2. Назовите город Б; предприятие, использующее продукцию отрасли специализации региона А. Какие ещё модели воздушных судов собираются на заводе в городе Б, где собирают истребитель.
4.3. Назовите регион В, куда впадает река, на которой стоит город Б и столица региона В. Что изображено на купюре?
4.4. Назовите регион Г, строящийся объект и его отечественные аналоги.
4.5. Назовите регион Д; транспортный объект а так же населённый пункт, где он заканчивается. Какое крупное международное мероприятия проходило в регионе Д 2 года назад?
Задание 5
Общая протяженность железнодорожных линий страны А более чем в 20 раз меньше, чем в России. Да и доминирующим транспортом в стране А является водный. Одна из железнодорожных линий является объездным маршрутом водопада, названного в честь известного путешественника.
В настоящее время (в т.ч. в силу устойчиво продолжающегося в этом регионе вооруженного конфликта) функционирует только одна международная железнодорожная линия, связывающая страну А с ее южным соседом (страна Б). Зато существует паромная связь между железнодорожными линиями страны А и стран В и Г.
Столицы стран А и В находятся находятся друг на против друга и разделяет лишь река. Чуть выше по течению реки относительно столицы страны В находится необитаемый остров, который был спорной территорией между странами А и В. Название страны Г является комбинацией названий двух бывших колоний.
Назовите:
5.1. Срану А и ее столицу.
5.2. Водопад и/или путешественника.
5.3. Страну Б и ее столицу.
5.4. Страну В и ее столицу.
5.5. Страну Г и ее столицу.
5.6. Реку, остров и заводь, в которой он расположен.
5.7. Четыре крупнейших народа, проживающих на территории страны А.
5.8. Бывшее название страны А.
5.9. Известного уроженца, политического деятеля страны А, в честь которого на протяжении более 30 лет носил название один из крупнейших московских ВУЗов.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по географии
10-11 класс
Задания тестового раунда
- В каком городе 22 июня полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 43º?
А. Асуан
Б. Сан-Паулу
В. Киев
Г. Мельбурн
- Угол, образованный магнитным меридианом точки и ее географическим меридианом, называется
А. Сближением меридианов
Б. Дирекционным углом
В. Магнитным азимутом
Г. Склонением магнитной стрелки
- Какая проекция наиболее универсальна для картографирования территории США?
А. Коническая
Б. Цилиндрическая
В. Полярная азимутальная
Г. Поперечная азимутальная
- Какие процессы сформировали формы рельефа, изображенные на фотографии?
А. Гляциальные
Б. Береговые морские
В. Эоловые
Г. Карст
- Курумы – это
А. Пустыни
Б. Холмы
В. Каменные россыпи
Г. Ледяные глыбы
- Какое озеро из перечисленных можно отнести к солоноватым?
А. Сайма
Б. Урмия
В. Эльтон
Г. Иссык-Куль
- Выберите схожее понятие с термином пуна – местным названием природного ландшафта в Латинской Америке.
А. Степь
Б. Тропические леса
В. Пустыня
Г. Переменно-влажные леса
- Какой тип климата наиболее благоприятен для произрастания вечнозеленых жестколистых лесов и кустарников?
А. Тропических муссонов (субэкваториальный)
Б. Тропический континентальный
В. Субтропический средиземноморский
Г. Субтропический мусонный
- Какая страна получила независимость раньше 1960 года?
А. Алжир
Б. Пакистан
В. Белиз
Г. Замбия
- Какая из перечисленных монархий является герцогством?
А. Монако
Б. Люксембург
В. Лихтенштейн
Г. Бельгия
- На какие 3 страны приходится 50% мировых запасов меди?
А. Чили, Россия, США
Б. Китай, Чили, Мексика
В. США, Россия, Перу
Г. Чили, Австралия, Перу
- Какая страна лучше других обеспечена ресурсами пресных вод на душу населения?
А. Гайана
Б. Канада
В. Норвегия
Г. Бангладеш
- Среднее число девочек, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период – это
А. Брутто-коэффициент воспроизводства населения
Б. Нетто-коэффициент воспроизводства населения
В. Общий коэффициент фертильности
Г. Уровень демографической нагрузки
- В какой стране находится ареал компактного расселения нуристанцев?
А. Пакистан
Б. Афганистан
В. Турция
Г. Иран
- Выберите пару стран, где преобладает ислам суннитского толка.
А. Саудовская Аравия, Бахрейн
Б. Туркменистан, Азербайджан
В. Ливан, Ирак
Г. Иордания, Египет
- Определите отрасль промышленности, если известно, что крупнейшие ТНК в этой отрасли: «DuPont», «BASF», «Bayer».
А. Черная металлургия
Б. Химическая
В. Тяжелое машиностроение
Г. Цветная металлургия
- В какой из перечисленных стран доля выработки электроэнергии на ТЭС достигает 100%?
А. Сирия
Б. Польша
В. Турция
Г. Саудовская Аравия
- Выберите страну с самой большой в мире протяженностью электрифицированных железных дорог.
А. США
Б. Китай
В. Россия
Г. Япония
- Назовите город – центр индуизма.
А. Агра
Б. Дели
В. Варанаси
Г. Мумбаи
- Какой штат США находится в пределах кукурузного пояса?
А. Иллинойс
Б. Невада
В. Северная Дакота
Г. Вашингтон
- Какая страна Латинской Америки является крупнейшим экспортером нефти?
А. Эквадор
Б. Бразилия
В. Венесуэла
Г. Аргентина
- Какая провинция Китая самая населенная?
А. Хэйлунцзян
Б. Гуандун
В. Сычуань
Г. Цинхай
23. Какой из перечисленных народов России относится к той же языковой группе, что и крупнейший в мире народ, не имеющий своей государственности?
А. Башкиры
Б. Осетины
В. Аварцы
Г. Буряты
24. Какой город в своем историческом прошлом носил название Чкалов?
А.Нижний Новгород
Б.Иркутск
В.Оренбург
Г.Омск
25. Выберите пару городов – крупнейших производителей каустической соды.
А.Стерлитамак и Волгоград
Б.Казань и Нижний Новгород
В.Воронеж и Ефремов
Г.Невинномыск и Россошь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по географии, 10 класс
Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....
Олимпиадные задания по географии, 10 класс
Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....
Олимпиадные задания по математике 1 класс
Задания по математике для первого класса с ответами...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - БИОЛОГИЯ...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Естественные науки...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Информатика и ИКТ...