рабочая программа по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства"
рабочая программа на тему
рабочая программа по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства" составлена в 2013 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpfizika_master_stolyargnogo_i_mebelnogo_proizvodstvanpo2013.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Строительный колледж № 26
(ГБОУ СПО СК № 26)
ул. Цимлянская, д.7, стр.1, Москва, 109559, тел/факс (495) 358-05-68, 679-47-21 e-mail: 26@prof.educom.ru
ОГРН 1057723001731 ИНН/КПП 7723356160/772301001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
Код и наименование специальности 262023.01«Мастер столярного и мебельного производства»
Москва
2013г.
Одобрена предметной (цикловой) комиссией__дисциплины «Физика»_________________ (наименование комиссии) | Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине «Физика» , примерной программы учебной дисциплины автора Пентина А.Ю., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности начального профессионального образования 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства». (код, наименование профессии/специальности) |
Протокол № __1__ от «____»______________ 2012г. |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________/В.В. Ноздрин__ (подпись) (ФИО) | Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе ________________/Е.А. Вахтомина (подпись) (ФИО) |
Составитель: Ноздрин Вадим Викторович, преподаватель ГБОУ СПО СК №26_______________________________________
ФИО, учёная степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензенты________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________Физика_______________________________
название дисциплины
- Область учебной программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины автора Пентина А.Ю., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учётом технического профиля получаемого образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Физика» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно - материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Физика» относится к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
Изучение раздела «Физика» направлено на освоение общеучебных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что:
- наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
- физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио - и телекоммуникаций;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
1.4. Профильная составляющая учебной дисциплины
Профильное изучение дисциплины осуществляется за счёт отбора дидактических единиц, использования потенциала межпредметных связей (с математикой, информатикой и т.п.), которые отражаются как в организации самостоятельной работы обучающихся, так и при решении задач прикладной направленности на занятиях. Например, при изучении законов Ньютона в разделе «Механика» в теме 1.4 «Силы в природе» обучающимся предлагается ряд задач на нахождение силы тяжести, веса тела, а также силы давления на опору или подвес материалов, изготовленных из различных сортов древесины и применяемых как в бытовых, так и в промышленных условиях. В разделе «Молекулярная физика» обучающиеся рассматривают физические свойства (объем, температура, влажность) как газообразных, жидких, так и твердых тел, в том числе и различных пород древесины. В разделе «Основы электродинамики» рассматривается вопрос электропроводности древесины. При изучении темы 3.5 «Электромагнитная индукция» обсуждается вопрос о применении и использовании закона электромагнитной индукции при эксплуатации различных деревообрабатывающих электроинструментов, в том числе деревообрабатывающих станков. В разделе «Колебания» обучающиеся знакомятся с резонансными явлениями при строительстве деревянных сооружений. При изучении раздела «Волны» обучающиеся обсуждают акустические свойства различных пород древесины. При производстве художественных изделий из древесины обучающиеся должны учитывать и волновые свойства света, с которыми знакомятся в разделе «Оптика».
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 448 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 299 часов;
самостоятельной работы обучающегося 149 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 448 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 299 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 13 |
практические занятия | 27 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 149 |
Итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА |
2.2. Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ___Физика_____
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. | Физика – основа естествознания. Физическая картина мира. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Физика в профессии. | 3 | 2 | |
Раздел 1. Механика | 60 | 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Тема 1.1. Основы кинематики. | Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Система отсчета. Система координат. Прямолинейное равномерное движение. Равномерное движение по окружности. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 20 | ||
Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |||
Составление компьютерной презентации на тему: «Физика в моей профессии». | 4 | |||
Подготовка докладов на тему: «Свободное падение тел», «Равномерное движение тел по окружности». | 4 | |||
Решение задач на нахождение перемещения, скорости и времени движения. | 2 | |||
Тема 1.2. Кинематика твердого тела. | Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Решение задач на нахождение ускорения, скорости и координаты движущегося тела. | 2 | |||
Тема 1.3. Законы механики Ньютона. | Законы Ньютона. Масса. Сила. Понятие о системе единиц. Связь между ускорением и силой. Принцип относительности в механике. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Подготовка сообщения на тему: «Основное утверждение механики» | 2 | |||
Работа с учебником. Ответы на вопросы. | 1 | |||
Решение типовых задач на нахождение силы, массы, скорости и ускорения. | 2 | |||
Тема 1.4. Силы в природе | Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. Силы упругости и трения. Закон Гука. | 9 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Подготовка рефератов на тему: «Гравитационные силы», «Силы упругости», «Силы трения». | 3 | |||
Решение задач на нахождение силы тяжести, веса тела, силы упругости и силы трения. | 2 | |||
Тема 1.5. Законы сохранения в механике. | Импульс. Закон сохранения импульса. Работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии. | 13 | ||
Контрольная работа за 1семестр. | 1 | |||
Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Подготовка презентации на тему: «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии». | 4 | |||
Решение задач на нахождение импульса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергий. | 2 | |||
Тема 1.6. Статика. | Равновесие тел. Первое и второе условия равновесия твердого тела. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Решение задач на нахождение момента силы. | 2 | |||
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика. | 48 | |||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 12 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Подготовка сообщений на тему: «Броуновское движение», «Строение газообразных, жидких и твердых тел». | 3 | |||
Работа с учебником, ответы на вопросы. | 1 | |||
Решение задач на нахождение массы вещества, его молярной массы и количества вещества. | 2 | |||
Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул. | Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей молекул. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Работа с учебником, ответы на вопросы. | 1 | |||
Подготовка сообщения на тему: «Абсолютная шкала температур» | 1 | |||
Решение задач на нахождение средней квадратичной скорости молекул газа. | 2 | |||
Тема 2.3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. | 6 | ||
Лабораторная работа №3: «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка презентации на тему: «Газовые законы» | 2 | |||
Решение задач на нахождение макроскопических параметров(p,V,Т), с применением газовых законов. | 1 | |||
Тема 2.4. Взаимные превращения жидкостей и газов. | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Термодинамическое равновесие. | 6 | ||
Зачет | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Решение задач на определение влажности воздуха, на нахождение давления насыщенного пара при заданной температуре. | 2 | |||
Работа с учебником, ответы на вопросы. | 1 | |||
Тема 2.5. Твердые тела. | Кристаллические и аморфные тела. Физические свойства кристаллических и аморфных тел. Зависимость свойств кристаллического тела от типа кристаллической решетки. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Подготовка сообщения по теме: «Кристаллические тела», «Аморфные тела» | 1 | |||
Тема 2.6. Основы термодинамики | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Необратимость тепловых процессов. | 14 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||
Подготовка презентации на тему: «Тепловые двигатели». | 3 | |||
Составление кроссворда по теме: «Основы термодинамики» | 3 | |||
Решение задач на применение первого и второго законов термодинамики, на нахождение КПД двигателей. | 1 | |||
Раздел 3. Основы электродинамики | 70 | |||
Тема 3.1. Электростатика | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. | 25 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 13 | |||
Подготовка презентации по темам (на выбор): «Электризация тел», «Закон Кулона», «Проводники и диэлектрики». | 7 | |||
Ответы на вопросы, работа с учебником. | 2 | |||
Решение задач на нахождение: силы взаимодействия между двумя точечными зарядами; напряженности электрического поля; потенциала электрического поля и разности потенциалов; электроемкости и энергии электрического поля плоского конденсатора. | 4 | |||
Тема 3.2. Законы постоянного тока. | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. | 11 | ||
Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | |||
Лабораторная работа №5: «Измерение удельного сопротивления проводника» | 1 | |||
Лабораторная работа №6: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. | 2 | |||
Решение задач: на нахождение силы тока, напряжения, электрического сопротивления, ЭДС источника тока, мощности электрического тока; на применение законов Ома и Джоуля – Ленца. | 4 | |||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Принцип действия полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Плазма. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Подготовка рефератов на темы: «Применение полупроводниковых приборов», «Электрический ток в газах», «Электрический ток в жидкостях». | 4 | |||
Решение задач на использование закона электролиза. | 1 | |||
Тема 3.4. Магнитное поле. | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. | 12 | ||
Лабораторная работа №7 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. | 3 | |||
Решение задач на нахождение индукции магнитного поля, силы Ампера и силы Лоренца. | 3 | |||
Тема 3.5. Электромагнитная индукция. | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 12 | ||
Лабораторная работа №8: «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Подготовка презентации по теме: «Закон электромагнитной индукции». | 4 | |||
Решение задач: на применение закона электромагнитной индукции, правила Ленца; на нахождение магнитного потока, индуктивности и энергии магнитного поля. | 2 | |||
Раздел 4. Колебания | 30 | |||
Тема 4.1. Механические колебания. | Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.
| 10 | ||
Контрольная работа за 3 семестр | 1 | |||
Лабораторная работа №9: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Подготовка рефератов по темам: «Резонанс», «Превращение энергии при колебательных движениях». | 4 | |||
Решение задач на нахождение амплитуды, частоты и периода колебаний. | 1 | |||
Тема 4.2. Электромагнитные колебания. | Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. | 13 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||
Подготовка презентации по теме: «Колебательный контур в цепи переменного тока». | 5 | |||
Подготовка сообщения по теме: «Превращение энергии при электромагнитных колебаниях в колебательном контуре». | 2 | |||
Тема 4.3. Производство, передача и использование электрической энергии. | Принцип действия электрогенератора. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности при обращении с электрическим током. | 7 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка сообщения по темам: «Трансформатор», «Производство и передача электроэнергии», Эффективное использование электроэнергии». | 3 | |||
Раздел 5. Волны. | 20 | |||
Тема 5.1. Механические волны. | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны. Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Чтение текста учебника и ответы на вопросы | 2 | |||
Решение задач на нахождение длин волн и скорости их распространения | 3 | |||
Тема 5.2. Электромагнитные волны. | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Развитие средств связи. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Подготовка реферата по темам: «Изобретение радио А.С.Поповым», «Радиолокация», «Развитие средств связи». | 5 | |||
Раздел 6. Оптика. | 17 | |||
Тема 6.1. Световые волны. | Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Электромагнитная теория света. | 8 | ||
Лабораторная работа №10: «Определение показателя преломления стекла». | 1 | |||
Лабораторная работа №11: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | 1 | |||
Лабораторная работа №12: «Измерение длины световой волны». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка презентации по теме: «Дисперсия света», «Интерференция света», «Дифракция света». | 3 | |||
Решение задач: на нахождение показателя преломления стекла, углов отражения и преломления света, фокусного расстояния и оптической силы линзы; на построение изображения в линзе; на нахождение увеличения линзы. | 1 | |||
Тема 6.2. Элементы теории относительности. | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики. | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Чтение текста учебника и ответы на вопросы. | 2 | |||
Тема 6.3. Излучение и спектры. | Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн. | 6 | ||
Лабораторная работа №13: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка сообщения на тему: «Шкала электромагнитных излучений» | 3 | |||
Раздел 7. Квантовая физика. | 26 | |||
Тема 7.1. Световые кванты. | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка сообщения по темам: «Применение фотоэффекта», «Химическое действие света». | 3 | |||
Тема 7.2. Атомная физика. | Квантовая гипотеза Планка. Строение вещества. Спектр водорода. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Модель атома по Бору. Квантовые генераторы. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка сообщения по теме: «Лазеры: устройство, принцип действия и применение». | 2 | |||
Тема 7.3. Физика атомного ядра. | Открытие радиоактивности. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Закон радиоактивного распада. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Цепная реакция. Ядерный реактор. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивного излучения элементарных частиц. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Античастицы. | 16 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
Подготовка рефератов по темам: «Методы регистрации элементарных частиц», «Цепные ядерные реакции», «Термоядерные реакции», «Античастицы, антивещество, антиматерия». | 6 | |||
Решение задач на применение закона радиоактивного распада, на нахождение энергии связи атомных ядер. | 2 | |||
Раздел 8. Астрономия. | 20 | |||
Тема 8.1. Солнечная система. | Видимое движение планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля – Луна. Видимое движение Солнца. Смена сезонов года и тепловые пояса. Условия наступления лунных и солнечных затмений. Физические свойства планет Солнечной системы. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка рефератов по теме: «Геоцентрическая система мира», «Гелиоцентрическая система мира», «Планеты земной группы», «Планеты - гиганты», «Система Земля – Луна». | 4 | |||
Тема 8.2. Солнце и звезды. | Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка сообщения по теме: «Солнце – ближайшая звезда», «Расстояния до звезд», «Переменные и нестационарные звезды». | 3 | |||
Тема 8.3. Строение и эволюция Вселенной. | Млечный путь - наша Галактика. Галактики. Квазары. Закон Хаббла. Строение и эволюция Вселенной. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка сообщения по теме: «Теория большого взрыва», «Образование планетных систем». | 2 | |||
Работа с учебником, ответы на вопросы. | 1 | |||
Повторение | 5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
Подготовка вопросов и заданий для проведения физической викторины | 3 | |||
Итого: | 299 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- ПК,
- видеопроектор,
- проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. - М., 2009.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.. Физика. 11 класс. - М., 2009.
Дополнительные источники:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов. – 2000.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.cartalana.ru/phs-01.php
- http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/physic.html
- http://www.physbook.ru/
- http://www.home-edu.ru/user/f/00000693/mehanika/par_12.htm
- http://elementy.ru/trefil/22
- http://elementy.ru/trefil/23
- http://n-t.ru/tp/iz/uzn.htm
- http://exir.ru/1/sohranenie_energii_impulsa.htm
- http://dic.academic.ru
- http://www.chemistry.narod.ru
- http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/phis001/ideal.html
- http://sfiz.ru/page.php?id=34&ratings=1
- http://ru.science.wikia.com/wiki
- http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_1455.html
- http://fizika.ayp.ru/4/4_1.html
- http://physics-lectures.ru/
- http://phynist3d.ssau.ru/Pr_L18.htm
- http://www.nucon.ru/dictionary/kondensator.php
- http://www.eduhmao.ru/info/1/3786/34394/
- http://physics.kgsu.ru/
- http://n-t.ru/ri/br/rf05.htm
- http://teachmen.ru/work/lecture/
- http://galspace.spb.ru/index73.html
- http://video.yandex.ru
Раздаточный материал по всем темам.
Перечень лабораторных работ.
1. Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности».
2. Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».
3. Лабораторная работа №3: «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».
4. Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
5. Лабораторная работа №5: «Измерение удельного сопротивления проводника».
6. Лабораторная работа №6: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
7. Лабораторная работа №7 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».
8. Лабораторная работа №8: «Изучение явления электромагнитной индукции».
9. Лабораторная работа №9: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
10. Лабораторная работа №10: «Определение показателя преломления стекла».
11. Лабораторная работа №11: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
12. Лабораторная работа №12: «Измерение длины световой волны».
13. Лабораторная работа №13: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
№ темы, раздела | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Приобретенные ОК и ПК
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Введение | Обучающиеся должны иметь представление о целях и задачах дисциплины; плане построения изучения дисциплины; видах самостоятельной работы; формах текущего, рубежного и итогового контроля; значении дисциплины в профессиональной деятельности. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | |
Раздел 1. Механика | Обучающиеся должны знать: основные понятия механики(траектория, перемещение, система отсчета, скорость, ускорение, сила, импульс, энергия, работа, мощность и тд.); понятие поступательного и криволинейного движений; законы механики Ньютона; связь между ускорением и силой; понятие о системе единиц; закон всемирного тяготения; виды деформаций; закон Гука; роль сил трения; законы сохранения импульса и энергии; условия равновесия твердого тела. Обучающиеся должны уметь: находить перемещение и скорость при равномерном и равноускоренном, а ускорение при неравномерном движениях; находить угловую и линейную скорости вращения; вычислять центростремительное ускорение; находить силу, используя второй закон Ньютона, закон всемирного тяготения и закон Гука; определять импульс тела, кинетическую и потенциальную энергии, применять законы сохранения импульса и энергии; находить работу и мощность. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов перемещения, пути, скорости и ускорения; для непосредственных расчетов силы давления, веса тела при производстве каких – либо предметов. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Входной контроль -тестирование. Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. Рубежный контроль - контрольная работа. |
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика | Обучающиеся должны знать: основные положения молекулярно – кинетической теории; способы измерения температуры; соотношение между объемом газа и абсолютной температурой; основное уравнение молекулярно - кинетической теории газа; уравнение состояния идеального газа; основные изопроцессы; понятие насыщенного пара; зависимость давления насыщенного пара от температуры; понятие влажности воздуха; основные особенности термодинамического равновесия; физические свойства кристаллических и аморфных тел; основные законы термодинамики; понятие КПД тепловых двигателей. Обучающиеся должны уметь: вычислять количество вещества, зная его массу и молярную массу; определять температуру вещества; рассчитывать давление газа, зная концентрацию его молекул и температуру; вычислять один из макроскопических параметров идеального газа по двум другим, используя уравнение Менделеева – Клайперона; определять влажность воздуха; рассчитывать КПД тепловых двигателей. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. Рубежный контроль- зачет.
|
Раздел 3. Основы электродинамики | Обучающиеся должны знать: понятие элементарного заряда; закон Кулона; закон сохранения электрического заряда; единицу измерения электрического заряда; понятие потенциала, разности потенциалов; понятие электроемкости; единицу электроемкости; понятия силы тока, напряжения и электрического сопротивления; закон Ома для участка цепи и для полной цепи; действия электрического поля; виды соединений проводников; понятие ЭДС источника тока; знать правила подключения электроизмерительных приборов; закон Джоуля – Ленца; принцип работы полупроводниковых приборов; закон Фарадея для электролиза; понятие электролитической диссоциации; понятие магнитного поля; понятие силы Ампера и силы Лоренца; правила буравчика, правой и левой руки; понятие индукции магнитного поля; понятие магнитного потока; правило Ленца; закон электромагнитной индукции; понятие самоиндукции, понятие индуктивности. Обучающиеся должны уметь: находить силу взаимодействия двух заряженных тел; вычислять общий заряд системы; рассчитывать напряженность электрического поля; вычислять потенциал и разность потенциалов; производить расчет параметров электрической цепи при различных соединениях проводников; вычислять работу и мощность электрического тока, ЭДС источника тока, массу выделившегося вещества при электролитической диссоциации; находить силу Ампера и силу Лоренца, индукцию магнитного поля и индуктивность, магнитный поток и ЭДС индукции магнитного поля. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для решения бытовых вопросов и производственных задач. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. |
Раздел 4. Колебания | Обучающиеся должны знать: понятие свободных, вынужденных и гармонических колебаний; основные характеристики колебательного движения; понятие колебательного контура; понятие резонанса; принципы превращения энергии при гармонических и электромагнитных колебаниях; способы производства, передачи и использования электроэнергии; принцип действия электрогенератора и трансформатора; технику безопасности при работе с электрическими устройствами. Обучающиеся должны уметь: вычислять период, частоту и амплитуду колебаний; рассчитывать действующие значения силы тока и напряжения, емкость конденсатора и индуктивность катушки; использовать электрогенератор и трансформатор; вычислять коэффициент трансформации, активное и реактивное сопротивления. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: при эксплуатации в бытовых условиях и на производстве электротехнических устройств. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. Рубежный контроль- контрольная работа. |
Раздел 5. Волны | Обучающиеся должны знать: виды механических волн; основные характеристики и свойства механических волн; понятия звуковой волны, ультразвука и инфразвука; понятие электромагнитной волны; виды электромагнитных волн; свойства электромагнитных волн; принципы радиосвязи и телевидения. Обучающиеся должны уметь: вычислять длину волны и скорость волны в воздухе и упругих средах; находить плотность потока электромагнитного излучения; изображать схему принципа радиосвязи. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. |
Раздел 6. Оптика | Обучающиеся должны знать: законы отражения и преломления света в различных средах; корпускулярно – волновую теорию света; волновые свойства света; понятие дифракционной решетки; постулаты теории относительности; основные следствия из постулатов теории относительности; виды излучений; виды спектров; понятие спектрального анализа; шкалу электромагнитных волн. Обучающиеся должны уметь: определять угол отражения и преломления света по соответствующим формулам; рассчитывать фокусное расстояние, оптическую силу и увеличение линзы; строить изображения в линзе; вычислять скорость и время, исходя из элементов релятивистской динамики; измерять показатель преломления стекла и длину световой волны. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 |
Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. |
Раздел 7. Квантовая физика | Обучающиеся должны знать: понятие фотоэффекта; теорию фотоэффекта; строение атома; квантовые постулаты Бора; методы наблюдения и регистрации элементарных частиц; закон радиоактивного распада; строение атомного ядра; сущность ядерных и термоядерных реакций; принцип работы ядерного реактора; биологическое действие радиоактивных излучений. Обучающиеся должны уметь: рассчитывать энергию фотона; находить энергию связи атомных ядер; использовать закон радиоактивного распада для определения периода полураспада радиоактивных элементов; объяснить процесс протекания цепной ядерной реакции и принцип работы ядерного реактора. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий; |
Раздел 8. Астрономия | Обучающиеся должны знать: состав и строение Солнечной системы; основные характеристики звезд; понятие галактики; типы галактик; строение Вселенной; законы Кеплера. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику Солнцу и другим небесным светилам; объяснять строение солнечной атмосферы и Солнца; объяснять эволюцию звезд; рассказать о строении солнечной системы; дать характеристику планетам солнечной системы. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6 | Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные работы; проверочные работы. Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий. Итоговый контроль - экзамен.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок производственного обучения по профессии "Мастер столярного и мебельного производства"
План урока производственного обучения Дата « ___ » ______________ 20____г.Профессия: Мастер столярного и мебельного производстваМастер производственного обучения: Казанаев В.В.Время у...
календарно-тематическое планирование по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства"
календарно-тематическое планирование по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства", составлена в 2013 году...
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии среднего профессионального образования 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов. Тема урока: Сборка шкафадвухстворчатого из ЛДСП. Вид урока: урок-конкурс...
Программа учебной дисциплины "Введение в специальность" для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС для подготовки квалифицированных ра...
ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий по профессии по профессии «Мастер столярного и мебельного производства»
Темы занятий:Изготовление гнездаИзготовление шипаРаскрой пиломатериалаРемонт УК-6Снятие фаскиРаскрой плитного материала...
Рабочая программа учебной практики по "Предпринимательская деятельность и трудоустройство" профессия "Мастер столярного и мебельного производства"
Рабочая программа учебной практики по "Предпринимательская деятельность и трудоустройство" профессия "Мастер столярного и мебельного производства"...
Рабочие программы по профессии 29.01.29 "Мастер столярного и мебельного производства"
Рабочие программы учебной и производственной практик ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий и ПМ.04. Сборка изделий из древесины...