Открытый урок 8власс Именение агрегатного состояния
методическая разработка на тему
Открытый урок в 8 классе - обоощение и закрепление материала на тему" Агрегатное состояние вещества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике 8 класс .
Повторительно – обобщающий урок по теме
« Изменение агрегатных состояний».
Незнающие пусть научаться,
а знающие пусть вспомнят еще раз.
Цели:
• Развивающая : умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;
• обучающая: повторить основные формулы раздела агрегатные состояния вещества с помощью решения задач; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела агрегатные состояния вещества; обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;
• коммуникативная : обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися (работа в группах) и учителем;
• воспитательная : развитие познавательного интереса к физике.
Задачи урока:
• Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация).
Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации.
• Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты, работать с таблицами физических величин, строить и читать графики процессов, давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям, выявить уровень перечисленных умений.
• Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.
Форма урока: урок-игра.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
ХОД УРОКА .
I. Организационный момент (2 мин).
II. Разминка (8 мин.).
III. Физический конкурс (20 мин)
IV. Общий итог (5мин).
V. Рефлексия (5 мин) .
Эпиграф: «Познание природы и жизни есть наша благороднейшая задача» Д. Гильберт
- Организационный момент.
- Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Физики, которую любят многие, так как именно ей доступна редкая радость – понимать Природу. Мы живем в мире полей и веществ. В природе существует три агрегатных состояния вещества. Агрегатное состояние вещества может изменяться. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания, которые вы получили при изучении темы, сегодня будем применять при решении задач, при объяснении явлений, происходящих в природе.
Сегодня у нас будет урок-игра по теме « Изменение агрегатных состояний» . А девиз нашего сегодняшнего урока - Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “Изменение агрегатных состояний вещества”. Мы с вами будем размышлять, и думать, не боясь ошибиться.
В одном английском журнале есть слова: “Дорога к знанию? Ну, что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, с каждым разом”
С чего начинаются познания? С интереса. С вопросов: “Что, как, зачем и почему”.
«Изменение агрегатных состояний»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
А.С.Пушкин.
О каком веществе идет речь в четверостишии?
Какие состояния воды вы здесь увидели? (вода, твердое, жидкое)
Давайте, ребята, попробуем объяснить явления, происходящие в природе, для этого обратимся к литературе. (5 мин)
Прослушав отрывки из стихов, вам необходимо назвать, какие тепловые явления нашли отражения в данных отрывках.
Стихи на тепловые явления. Слайд 2
1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Курины, кровли и забор,
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре..
.
Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”.
Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.
2. Е. Баратынский “Весна”. Слайд 3
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?
Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?
Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.
3. Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”. Слайд 4
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно это
Зима тоскует о весне.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Приведите на физическую терминологию процесс “рисование” стужи на окне.
Ответ: Кристаллизация.
4. Иван Суриков “Золилась заря” Слайд 5
От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Ответ: Конденсация. Образование росы.
На слайде презентации появляется диаграмма агрегатных состояний, фазовых переходов.
ЗАДАНИЕ 2. Второе задание нашего соревнования называется «Заселите остров формулами».
Напишите формулу на каждом отрезке графика.
Расчетная задача.
Учитель. «Итак, нами изучены тепловые явления: нагревание и охлаждение; изменение агрегатного состояния тел при теплопередаче. Ведь систему знаний о них использует любой человек в различных ситуациях: в быту, на производстве и т. п. (Раздать листы с текстами задач) Проанализируйте содержащиеся в задачах требования и сформулируйте в общем виде задачу, которую приходится решать в предложенных ситуациях.
Какое количество теплоты пошло на приготовление в полярных условиях питьевой воды из льда массой 10 кг, взятого при температуре -200С , если температура воды должна быть равной 150С? (Потерями подводимой теплоты, затраченной на нагревание окружающий тел пренебречь.) Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг*°С, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*°С, удельная теплота плавления льда 330000 Дж/кг
ОТВЕТ: 7670 кДж.
задача выдается на карточке.(решение задачи)
Практические задания – чтение графика.
1. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) воду, взятую при температуре 20 0С нагрели до 100 0 С и испарили.
1гр. вопрос а) , 2 гр. вопрос б) , 3гр. вопрос в) ,г) для всех вопрос .
Экспериментальное задание. Слайд 14
I гр. – На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением.
Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды
Скорость испарения зависит от рода жидкости
II гр.– Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь
Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.
Скорость испарения зависит от температуры.
III гр. – Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.
Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.
Скорость испарения зависит от наличия ветра.
IV гр. На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.
Вывод: Скорость испарения второй капли больше, чем первой.
Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности.
Делаем вывод:
Скорость испарения жидкости зависит от:
- рода жидкости
- площади свободной поверхности
- температуры
- наличие ветра.
Качественные задачи.
Решение качественных задач .
«Силу уму придают упражнения, а не покой.» А. Поп (1688 - 1744г., англ. поэт)
1.Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?
2.Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
3.Может ли вода быть жидкой при температуре 110 0С?
4.В две тарелки налили одинаковое количество бульона: в одну горячий постный бульон, а другую жирный при той же температуре. Какой бульон остынет быстрее?
Исправь ошибку.
Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме. (Звучит фрагмент песни “Зима”)
У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий
Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”, “парок”
Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман. Правильно будет спеть “А из окон туман синий, синий”.
Повторение мать учения.
1. Конвекционный поток огромного масштаба, происходящий в атмосфере.
2. Физическая величина, измеряемая в джоулях.
3. Горючее вещество, источник получения энергии.
4. Английский ученый, в честь которого названа единица измерения энергии.
5. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
6. Естественный источник тепла и света, источник жизни на Земле.
7. Распространенная в природе разновидность воды, в твердом состоянии.
Ответы: 1– ветер; 2 – энергия; 3 – топливо; 4 – джоуль; 5 – плавление; 6 – Солнце; 7 – снег
Итог урока.
Совершенно непонятно, почему вода течет сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот.
Совершенно непонятно, почему трава растет снизу вверх, а не обратно, так, А не наоборот.
Совершенно непонятно, что такое свет и тень.
В общем, есть над чем подумать, если думать вам не …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Агрегатные состояния вещества"
Методическая разработка занятия по дисциплине "Физика" на тему "Агрегатные состояния вещества" с применением информационных технологий....
презентация Агрегатное состояние вещества
Презентация к открытому уроку в 8 классе "Агрегатное состояние вещества"...
Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "Агрегатное состояние вещества"
Каждый человек передаёт свои мысли и чувства, используя две сферы сознания: когнитивное и языковое. При изучении данной темы используется схема, при которой в сознание учащегося встраивается новая язы...
«Изменение агрегатных состояний вещества»
«Изменение агрегатных состояний вещества» , формулы, краткое описание....
Система оценивания планируемых образовательных результатов в рамках изучения темы "Изменения агрегатных состояний вещества"
В соответствии с планируемыми образовательными результатами в работе показано, как можно в рамках изучения темы «Изменения агрегатных состояний вещества» организоват...
Агрегатные состояния везества
Конспект урока по физике разработан в рамках учебно-тематического планирования. Заинтересованность обучающихся темой изучаемого материала начинается буквально с первых минут урока. На уроке представле...
задание по агрегатному состоянию вещества
задание по агрегатному состоянию вещества...