Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения"
методическая разработка по теме
Методическая разработка по химии на тему "Фосфор и его соединения", написана с использованием современных педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по химии | 69.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
(Методическая разработка урока по дисциплине «Химия»)
Автор: преподаватель химии ибиологии
Дьяченко Елена Анатольевна
г.Константиновск
2014г
Ключевые слова: фосфор, аллотропия, соединения фосфора, оксид фосфора, фосфорная кислота.
АННОТАЦИЯ
Реорганизация системы профессионального образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивном, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода.
В данной методической разработке отражена методика проведения урока по химии на тему «Фосфор и его соединения» с использованием интенсивных обучающих технологий интерактивного характера.
На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:
- образовательная (предметная): сформировать у студентов представление об элементе, строении атома;
- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;
- воспитательная (личностная): развивать культуру общения, интерес к предмету химия.
В ходе урока, который представлен в методической разработке будут реализованы элементы следующих педагогических технологий: коммуникативно-диалоговая; информационная; технология исследовательской направленности, элементы ролевой игры.
Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как:
- словесный (рассказ с элементами беседы);
- опытно-исследовательский;
- диалоговый;
- наглядный;
- игровой.
Основными структурными элементами урока будут являться:
1. Организационный момент,в ходе которого преподаватель постарается создать эмоционально-комфортную обстановку и вызвать интерес у студентов к получению знаний;
2. Мотивация учебной деятельности.Здесь будут использованы примеры из жизни, художественные образы, которые помогут студентам самим осмыслить значение предлагаемого к изучению материала.
3. Актуализация опорных знаний. На данном этапе урока в ходе беседы студентам представится возможность показать свои знания о фосфоре.
4. Изучение нового материалапройдет в нетрадиционной обстановке. Студенты сыграют роль «альпинистов-химиков» и поднимутся на гору под названием «Фосфор», а преподаватель будет выступать в роли инструктора.
Восхождение к вершине будет проходить в четыре этапа.
На каждом этапе урока будет решаться определенная учебная задача.
Первый этап «Древняя стоянка горцев». На данном этапе, пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, студентам необходимо дать характеристику элементу №15.
Второй этап «Ущелье». Студенты самостоятельно будут работать с текстом, находить нужную информацию и сопоставлять ее с опорной схемой.
Третий этап «Перевал». На так называемом «перевале» студенты должны узнать о свойствах высшего оксида фосфора и ответить на поставленные вопросы. Для подтверждения теоретических знаний я, как инструктор проведу демонстрационный опыт горения красного фосфора, образующийся оксид фосфора(˅) растворю в воде. Полученный раствор исследую с помощью индикатора метилоранжа, который окрасит раствор в розовый цвет, что подтвердит наличие фосфорной кислоты.
Четвертый этап «Горный аул». По опорной схеме «альпинистам- химикам» необходимо рассказать о применении соединений фосфора.
5. Закрепление нового материала. Студентам будет предложено сформулировать вывод о фосфоре и его соединениях.
6. Подведение итогов урока предполагает выяснить достигнуты ли цели и задачи урока. Завершить урок перспективами химии, ее необычайной важностью в жизни общества и каждого человека на земле.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………….5
- Основная часть……………………………………………………… 6
- Заключение……………………………………………………………11
- Литература……………………………………………………………12
- Приложения………………………………………………………… 13
Приложение 1.
Презентация к уроку…………………………………………………….…..14
Приложение 2.
Дидактический материал к уроку…………………………………….……15
Приложение 3.
Фотоколлаж……………………………………………………….…………18
ВВЕДЕНИЕ
Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить нашему предмету в условиях, когда все меньше студентов мотивированно на учение вообще и на изучение химии. Запомнить необходимые знания можно либо заставить студента выучить материал, либо заинтересовать его. Для проведения урока, выбрана тема «Фосфор и его соединения». Представленные сведения об истории открытия фосфора, его соединениях и областях применения, помогут повысить интерес студентов к изучаемой теме. Не исключено, что материал данной темы, студенты смогут применить в своей профессиональной деятельности и просто в жизни. Чтобы помочь студентам разобраться в многообразии материала по данной теме, отобран и включен в урок наиболее качественный научный материал, который соответствует требованиям программы. Студенты начнут лучше разбираться в изучаемом материале, смогут восстановить уже имеющиеся знания по теме, а также получить самостоятельно новые знания или проверить сомнительные факты. При изучении материала можно увидеть связь между различными элементами знаний не только в пределах изучаемой темы, но и всего учебного курса (внутри предметная связь).
На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:
- образовательная (предметная): сформировать у студентов представление об элементе, строении атома;
- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;
- воспитательная (личностная): развивать культуру общения, интерес к предмету химия.
Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как: словесный (рассказ с элементами беседы); опытно-исследовательский; диалоговый; наглядный; игровой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Организационный момент
Приветствие, создание эмоционально- комфортной обстановки и интереса к получению знаний.
Обстановка у нас непривычная
Но работать мы будем обычно,
Приложим вместе старания и
Получим новые знания.
Я- ваш преподаватель, вы улыбнитесь
Если, что на меня не сердитесь.
- Мотивация учебной деятельности студентов
(сообщение темы, целей и задач урока).
Человек всегда стремится к лучшей жизни. Здоровью, долголетию, богатству. В далеком 1669 г. жил- был в Гамбурге простой солдат Хеннинг Бранд, у него было хобби - проводить различные химические реакции, которые дали бы ему эликсир жизни. И вот однажды в результате выпаривания, смешивания и прокаливания в реторте у него оказалось удивительное светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем»
Догадались? О чем идет речь?
(Да мы будем изучать фосфор)
(сообщение темы, целей и задач урока).
В переводе с греческого «рhosphorus»- означает « светоносный»
В повести КононДойля морда собаки Баскервилей светилась. Почему? (была намазана фосфором)
- Что представляет собой фосфор?
- Какими свойствами он обладает и его соединения?
- Где применяются его соединения?
Чтобы ответить на эти вопросы, бюро путешествий «Дон» прислало вам инструктора- альпиниста. Это я меня зовут Елена Анатольевна. А вы будите сегодня играть роль альпинистов- химиков.
Предлагаю забраться на гору под названием «фосфор». Представьте себя альпинистами- химиками. Покорять вершину, а значит, добиваться цели будем с помощью знаний, мыслей, рассуждений. Дорога длинная, чтобы добраться до вершины, вам необходимо пройти 4 этапа.
- Актуализация знаний студентов
Что вы знаете о фосфоре?
Где в быту мы можем встречаться с фосфором и его соединениями?
Итак, мы начинаем наше восхождение.
- Изучение нового материала
- Этап « Древняя стоянка горцев»
Уважаемые «горцы» прошу вас, пользуясь периодической системой Д.И. Менделеева дать характеристику элемента № 15 Р по плану:
e=15 n= 16
(неметалл) |
2 этап. «Ущелье»
Вам предстоит серьезная и кропотливая работа. Внимательно прочитайте текст об аллотропии фосфора, соотнесите опорную схему с предложенным текстом и ответьте на вопросы:
- Что такое аллотропия?
- Какие аллотропные модификации фосфора существуют?
Текст
Явление образования одним химическим элементом нескольких простых веществ, называется аллотропией. Фосфор образует три простых вещества, которые при разных условиях могут взаимо превращаться- это красный, черный и белый фосфор.
Кристаллические решетки у них разные, у белого- молекулярная (м.к.р.) он летуч, пластичен, ядовит, светится в темноте, самовоспламеняется на воздухе. У красного и черного фосфора атомная кристаллическая решетка (а.к.р.). Черный фосфор похож на графит, полупроводник (сх.1)
Опорная схема
Белый Красный Черный
Схема 1
3 этап «Перевал»
Уважаемые альпинисты, высший оксид фосфора Р2О5. Когда фосфор воспламеняется и сгорает, получается устойчивый оксид.
4Р+5О2 =2 Р205 порошок белого цвета |
Устойчивость Р2О5 относительна, т.к. он очень гигроскопичен, жадно впитывает воду и, как и полагается кислотному оксиду, образует ортофосфорную кислоту или просто фосфорную кислоту Н3РО4
Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4 + Q |
Метилоранж окрасит воду в розовый цвет, после растворения в ней оксида фосфора, что и доказывает- получили кислоту.
Таким образом. Оксид фосфора Р2О5- кислотный и при взаимодействии с водой образует кислоту (рис.1).
+Н2О Р2О5 Р2О5 + 3Н2О→ 2Н3РО4 |
Фосфорная кислота Н О
Н О Р = О Н О Метилоранж раствор розовый Рисунок 1. |
Опыт: (повторить технику безопасности).
Обращение с кислотами и огнеопасными веществами.
-Как нужно обращаться с кислотой? (осторожно)
-Можно ли растворы веществ, пробовать на вкус (нет, многие ядовиты)?
Молодцы.
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус
Реактивы не – арбуз,
Слезет кожа с языка, и отвалиться рука.
Демонстрация опыта (горение фосфора и образование кислоты; испытание на индикатор метиловый оранжевый). Итак, нам осталось немного, чтобы покорить вершину.
4 этап«Горный аул»
Уважаемые скалолазы, химики, изучают какое-либо вещество для того, чтобы его правильно использовать. Ваше задание состоит в том, чтобы по схеме рассказать о применении соединений фосфора. Озвучьте опорную схему, пользуясь текстом.
Текст
Главные потребители фосфорной кислоты – производства минеральных удобрений и моющих средств. Иногда она используется вместо лимонной кислоты, но только после специальной очистки. Оксид фосфора – сильное водоотнимающее средство (из влажного воздуха и из молекул некоторых соединений).
Всем хорошо знакомы фосфорорганические ядохимикаты: карбофос, дихлофос, хлорофос.
Белый фосфор нужен в военном деле для изготовления зажигательных и дымовых снарядов и бомб.
Красный фосфор применяют в металлургии для получения и легирования полупроводниковых материалов, сталей. Он также входит в состав намазки на боковую поверхность спичечного коробка (сх.2)
Минеральные удобрения ядохимикаты Моющие (дихлофос) средства военное спички дело (дымовые завесы) водоотнимающее металлургия средство |
Схема 2
- Закрепление изученного материала
Итак, наш урок заканчивается, поставленные задачи урока решены.
Я предлагаю, сделать вам вывод:
Что же представляет собой фосфор и его соединения?
(Вывод: фосфор-неметалл, образует кислотный оксид, которому соответствует кислота).
- Итоги урока
Мне хочется пожелать вам, чтобы знания, которые вы получили на уроке, не ограничивались дисциплиной «Химия», а пригодились в вашей жизни, потому что у химии большие перспективы и необычайно велика ее роль в жизни общества и каждого человека.
У химии большие перспективы
Она во всем на помощь к нам идет
Чтоб жил народ и лучше и красивей
Чтобы уверенно шагал вперед.
Большое спасибо я вам говорю!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Химия, как известно, довольно- таки сложная наука. Не всем она понятна и доступна. В итоге интерес к дисциплине теряется, так как если не интересно, то и учится все с трудом.
Поэтому чтобы заинтересовать студентов, пересмотреть свои взгляды относительно химии проводится этот урок. Нетрадиционная форма урока с использованием элементов ролевой игры, проведением демонстрационного опыта, самостоятельной работы с текстом, презентации расширяет кругозор студентов, заставляет логически мыслить, делать выводы, анализировать, выбирать главное, следовательно, повышается эффективность обучения.Студенты понимают, что химия важна как в будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной человеческой жизни. Деятельность студентов носит творческий и практический характер. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
На основе имеющегося опыта проведения подобных уроков можно сделать следующий вывод: подавляющее большинство студентов положительно относятся к внедрению в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий и считают, что их следует применять чаще.
Кроме того, применение интерактивных технологий способствует развитию творческого мышления, формированию творческого взгляда у студентов и у педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
- Габриелян О.С. Химия М «Академия» 2011-208с.
- Ерохин Ю.М. Химия. Учебник для СПО –М.: «Академия» 2010-384с.
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии в 2ч.- М.: Просвещение, 1993г-192с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2011
- Редецкий А.М. Химия. Дидактический материал: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., « Просвещение» 2011г.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. - М.: Просвещение, 1993-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка преподавателя Кузьмина В.А. "Организация контроля качества сварных соединений"
Для профессии "Электросварщик"...
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...
Методическая разработка "Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом"
Урок теоретического обучения на тему: «Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом»...
методическая разработка лекции "Классификация органических соединений"
методическая разработка содержит основные вопросы по классификации и номенклатуре органических веществ для студентов 1-2 курса СПО...
Методическая разработка практического занятия "Свойства соединений железа"
Данное занятия лабораторно-практическое.Цель: обобщить,систематизировать,углубить и закрепить теоретические знания,полученные студентами на лекциях,практических занятиях и в процессе самостоятельной р...
Методическая разработка урока по теме «Соединение рукава с проймой»
План конспект урока, контрольно-измерительные материалы...
Методическая разработка "Кость как орган. Соединение костей"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и зак...