Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения"
методическая разработка по теме

Дьяченко Елена Анатольевна

Методическая разработка по химии на тему "Фосфор и его соединения", написана с использованием современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка по химии69.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

(Методическая разработка урока по дисциплине «Химия»)

Автор: преподаватель химии ибиологии

Дьяченко Елена Анатольевна

г.Константиновск

2014г

Ключевые слова: фосфор, аллотропия, соединения фосфора, оксид фосфора, фосфорная кислота.

АННОТАЦИЯ

Реорганизация системы профессионального образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивном, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода.

В данной методической разработке отражена методика проведения урока по химии на тему «Фосфор и  его соединения» с использованием интенсивных обучающих технологий интерактивного характера.

На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:

- образовательная (предметная): сформировать у студентов представление об элементе, строении атома;

- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;

- воспитательная (личностная):  развивать культуру общения, интерес к предмету химия.

В ходе урока, который представлен в методической разработке будут реализованы элементы следующих педагогических технологий: коммуникативно-диалоговая; информационная; технология исследовательской направленности, элементы ролевой игры.

Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как:

- словесный (рассказ с элементами беседы);

- опытно-исследовательский;

- диалоговый;

- наглядный;

- игровой.

Основными структурными элементами урока будут являться:

1. Организационный момент,в ходе которого преподаватель постарается создать эмоционально-комфортную обстановку и вызвать интерес у студентов к получению знаний;

2. Мотивация учебной деятельности.Здесь будут использованы примеры из жизни, художественные образы, которые помогут студентам самим осмыслить значение предлагаемого к изучению материала.

3. Актуализация опорных знаний. На данном этапе урока в ходе беседы  студентам представится возможность показать свои знания о фосфоре.

4. Изучение нового материалапройдет в нетрадиционной обстановке. Студенты сыграют роль «альпинистов-химиков» и поднимутся на гору под названием «Фосфор», а преподаватель будет выступать в роли инструктора.

Восхождение к вершине будет проходить в четыре этапа.

На каждом этапе урока будет решаться определенная учебная задача.

Первый этап «Древняя стоянка горцев». На данном этапе, пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, студентам необходимо дать характеристику элементу №15.

Второй этап «Ущелье». Студенты самостоятельно будут работать с текстом, находить нужную информацию и сопоставлять ее с опорной схемой.

Третий этап «Перевал». На так называемом «перевале» студенты должны узнать о свойствах высшего оксида фосфора и ответить на поставленные вопросы. Для подтверждения теоретических знаний я, как инструктор проведу демонстрационный опыт горения красного фосфора, образующийся оксид фосфора(˅) растворю в воде. Полученный раствор исследую с помощью индикатора метилоранжа, который окрасит раствор в розовый цвет, что подтвердит наличие фосфорной кислоты.

Четвертый этап «Горный аул». По опорной схеме «альпинистам- химикам» необходимо рассказать о применении соединений фосфора.

5. Закрепление нового материала. Студентам будет предложено сформулировать вывод о фосфоре и его соединениях.

6. Подведение итогов урока предполагает выяснить достигнуты ли цели и задачи урока. Завершить урок перспективами химии,  ее необычайной важностью в жизни общества и каждого человека на земле.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….5
  2. Основная часть……………………………………………………… 6
  3. Заключение……………………………………………………………11
  4. Литература……………………………………………………………12
  5. Приложения………………………………………………………… 13

Приложение 1.

Презентация к уроку…………………………………………………….…..14

Приложение 2.

Дидактический материал к уроку…………………………………….……15

Приложение 3.  

Фотоколлаж……………………………………………………….…………18

ВВЕДЕНИЕ

Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить нашему предмету в условиях, когда все меньше студентов мотивированно на учение вообще и на изучение химии. Запомнить необходимые знания можно либо заставить студента выучить материал, либо заинтересовать его. Для проведения урока,  выбрана тема «Фосфор и его соединения». Представленные  сведения об истории открытия фосфора, его соединениях и областях применения, помогут повысить интерес студентов к изучаемой теме. Не исключено, что материал данной темы, студенты смогут применить в своей профессиональной деятельности и просто в жизни. Чтобы помочь студентам разобраться в многообразии материала по данной теме,  отобран и включен в урок наиболее качественный научный материал, который соответствует требованиям программы. Студенты начнут лучше разбираться в изучаемом материале, смогут восстановить уже имеющиеся знания по теме, а также получить самостоятельно новые знания или проверить сомнительные факты. При изучении материала можно увидеть связь  между различными элементами знаний не только в пределах изучаемой темы, но и всего учебного курса (внутри предметная связь).

На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:

- образовательная (предметная): сформировать у студентов представление об элементе, строении атома;

- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;

- воспитательная (личностная):  развивать культуру общения, интерес к предмету химия.

Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как: словесный (рассказ с элементами беседы); опытно-исследовательский; диалоговый;  наглядный; игровой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

Приветствие, создание эмоционально- комфортной обстановки и интереса к получению знаний.

 Обстановка у нас непривычная

Но работать мы будем обычно,

Приложим вместе старания и

Получим новые знания.

Я- ваш преподаватель, вы улыбнитесь

Если, что на меня не сердитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности студентов

(сообщение темы, целей и задач урока).

Человек всегда стремится к лучшей жизни. Здоровью, долголетию, богатству. В далеком 1669 г. жил- был в Гамбурге простой солдат Хеннинг Бранд, у него было хобби - проводить различные химические реакции, которые дали бы ему эликсир жизни. И вот однажды в результате выпаривания, смешивания и прокаливания в реторте у него оказалось удивительное светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем»

Догадались? О чем идет речь?

(Да мы будем изучать фосфор)

(сообщение темы, целей и задач урока).

В переводе с греческого «рhosphorus»- означает « светоносный»

В повести КононДойля морда собаки Баскервилей светилась. Почему? (была намазана фосфором)

- Что представляет собой фосфор?

- Какими свойствами он обладает и его соединения?

- Где применяются его соединения?

Чтобы ответить на эти вопросы, бюро путешествий «Дон» прислало вам инструктора- альпиниста. Это я меня зовут Елена Анатольевна. А вы будите сегодня играть роль  альпинистов- химиков.

Предлагаю забраться на гору под названием «фосфор». Представьте себя альпинистами- химиками. Покорять вершину, а значит, добиваться цели будем с помощью знаний, мыслей, рассуждений. Дорога длинная, чтобы добраться до вершины, вам необходимо пройти 4 этапа.  

  1. Актуализация знаний студентов

Что вы знаете о фосфоре?

Где в быту мы можем встречаться с фосфором и его соединениями?

Итак, мы начинаем наше восхождение.

  1. Изучение нового материала
  1. Этап « Древняя стоянка горцев»

Уважаемые «горцы» прошу вас, пользуясь периодической системой Д.И. Менделеева дать характеристику элемента № 15 Р по плану:

  1. Номер периода (3й)
  2. Номер группы (V гр)
  3. Подгруппа (главная)
  4. Порядковый номер ( № 15)
  5. Заряд ядра (+ 15)
  6. Строение атома :p= 15

                              e=15

                              n= 16

  1. Какой элемент фосфор? (металл или неметалл?)

(неметалл)

2 этап. «Ущелье»

Вам предстоит серьезная и кропотливая работа. Внимательно прочитайте текст об аллотропии фосфора, соотнесите опорную схему с предложенным текстом и ответьте на вопросы:

- Что такое аллотропия?

- Какие аллотропные модификации фосфора существуют?

Текст

Явление образования одним химическим элементом нескольких простых веществ, называется аллотропией. Фосфор образует три простых вещества, которые при разных условиях могут взаимо превращаться- это красный, черный и белый фосфор.

Кристаллические решетки у них разные, у белого- молекулярная (м.к.р.) он летуч, пластичен, ядовит, светится в темноте, самовоспламеняется на воздухе. У красного и черного фосфора атомная кристаллическая решетка (а.к.р.). Черный фосфор похож на графит, полупроводник (сх.1)

Опорная  схема

Белый                       Красный                  Черный

                

                                                                                                                       

Схема 1

3 этап «Перевал»

Уважаемые альпинисты, высший оксид фосфора Р2О5. Когда фосфор воспламеняется и сгорает, получается устойчивый оксид.

4Р+5О2 =2 Р205

                                           порошок белого цвета

Устойчивость Р2О5 относительна, т.к. он очень гигроскопичен, жадно впитывает воду и, как и полагается кислотному оксиду, образует ортофосфорную кислоту или просто фосфорную кислоту Н3РО4

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4 + Q

 Метилоранж окрасит воду в розовый цвет, после растворения в ней оксида фосфора, что и доказывает- получили кислоту.

Таким образом. Оксид фосфора Р2О5- кислотный и при взаимодействии с водой образует кислоту (рис.1).

                                                                        +Н2О    

        Р2О5        

Р2О5 + 3Н2О→ 2Н3РО4

Фосфорная кислота

Н                   О        

        

Н                  О                  Р = О

Н                  О        

Метилоранж        раствор розовый                             Рисунок 1.

Опыт: (повторить технику безопасности).

Обращение с кислотами и огнеопасными веществами.

-Как нужно обращаться с кислотой? (осторожно)

-Можно ли растворы веществ, пробовать на вкус (нет, многие ядовиты)?

Молодцы.

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус

Реактивы не – арбуз,

Слезет кожа с языка, и отвалиться рука.

Демонстрация опыта (горение фосфора и образование кислоты; испытание на индикатор метиловый оранжевый). Итак, нам осталось немного, чтобы покорить вершину.

4 этап«Горный аул»

        Уважаемые скалолазы, химики, изучают какое-либо вещество для того, чтобы его правильно использовать. Ваше задание состоит в том, чтобы по схеме рассказать о применении соединений фосфора. Озвучьте опорную схему, пользуясь текстом.

Текст

Главные потребители фосфорной кислоты – производства минеральных удобрений и моющих средств. Иногда она используется вместо лимонной кислоты, но только после специальной очистки. Оксид фосфора – сильное водоотнимающее средство (из влажного воздуха и из молекул некоторых соединений).

Всем хорошо знакомы фосфорорганические ядохимикаты: карбофос, дихлофос, хлорофос.

Белый фосфор нужен в военном деле для изготовления зажигательных и дымовых снарядов и бомб.

Красный фосфор применяют в металлургии для получения и легирования полупроводниковых материалов, сталей. Он также входит в состав намазки на боковую поверхность спичечного коробка (сх.2)

Минеральные удобрения

ядохимикаты        Моющие

(дихлофос)        средства

военное        спички

дело

(дымовые

завесы)

водоотнимающее                                                                   металлургия

средство

 Схема 2

  1. Закрепление изученного материала

Итак, наш урок заканчивается, поставленные задачи  урока решены.

Я предлагаю, сделать вам вывод:

Что же представляет собой фосфор и его соединения?

(Вывод: фосфор-неметалл, образует кислотный оксид, которому соответствует кислота).

  1. Итоги урока

Мне хочется пожелать вам, чтобы  знания, которые вы получили на уроке, не ограничивались дисциплиной «Химия», а пригодились в вашей жизни, потому что у химии большие перспективы и необычайно велика ее роль в жизни общества  и каждого человека.

У химии большие перспективы

Она во всем на помощь к нам идет

Чтоб жил народ и лучше и красивей

Чтобы уверенно шагал вперед.

Большое спасибо я вам говорю!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Химия, как известно, довольно- таки сложная наука. Не всем она понятна и доступна. В итоге интерес к дисциплине теряется, так как если не интересно, то и учится все с трудом.

Поэтому чтобы заинтересовать студентов, пересмотреть свои взгляды относительно химии проводится этот урок. Нетрадиционная форма урока с использованием элементов ролевой игры, проведением демонстрационного опыта, самостоятельной работы с текстом, презентации расширяет кругозор студентов, заставляет логически мыслить, делать выводы, анализировать, выбирать главное, следовательно, повышается эффективность обучения.Студенты понимают, что химия важна как в будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной человеческой жизни. Деятельность студентов носит творческий и практический характер.  Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

На основе имеющегося опыта проведения подобных уроков можно сделать следующий вывод: подавляющее большинство студентов положительно относятся к внедрению в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий и считают, что их следует применять чаще.

Кроме того, применение интерактивных технологий способствует развитию творческого мышления, формированию творческого взгляда у студентов и у педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Габриелян О.С. Химия М «Академия» 2011-208с.
  2. Ерохин Ю.М. Химия. Учебник для СПО –М.: «Академия» 2010-384с.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.
  4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии в 2ч.- М.: Просвещение, 1993г-192с.
  5. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2011
  6. Редецкий А.М. Химия. Дидактический материал: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., « Просвещение» 2011г.
  7. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. - М.: Просвещение, 1993-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...

Методическая разработка "Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом"

Урок теоретического обучения на тему: «Виды притачных манжет и способы соединения их с рукавом»...

методическая разработка лекции "Классификация органических соединений"

методическая разработка содержит основные вопросы по классификации и номенклатуре органических веществ для студентов 1-2 курса СПО...

Методическая разработка практического занятия "Свойства соединений железа"

Данное занятия лабораторно-практическое.Цель: обобщить,систематизировать,углубить и закрепить теоретические знания,полученные студентами на лекциях,практических занятиях и в процессе самостоятельной р...

Методическая разработка урока по теме «Соединение рукава с проймой»

План конспект урока, контрольно-измерительные материалы...

Методическая разработка "Кость как орган. Соединение костей"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и зак...