Методическая разработка практического занятия "Свойства соединений железа"
методическая разработка по теме
Данное занятия лабораторно-практическое.
Цель: обобщить,систематизировать,углубить и закрепить теоретические знания,полученные студентами на лекциях,практических занятиях и в процессе самостоятельной работы над предложенной темой.
Результатом урока является не успеваемость,не объем изученного материала,а способность обучающимися продемонстрировать изученный теоретический материал, и умения правильно,соблюдая методику выполнять химические опыты.
хорошо прослеживаются внутрипрепдметные и межпредметные связи.
Данное занятие подводит итого иизученного материала по дисциплине "Общая и неорганическая химия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка практического занятия | 24.12 КБ |
методическая разработка | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка практического занятия
Тема:«Свойства соединений железа»
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ железа»
Цели учебного занятия :
Образовательные
Выявить недостаточно усвоенные вопросы и разобрать их;
Обобщить , систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях ,практических занятиях и в процессе самостоятельной работы над предложенной темой.
Проконтролировать и оценить степень усвоения студентами материала изучаемых тем.
Развивающие:
Развитие умений организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
Воспитательные :
Способствовать расширению общего кругозора студента;
Уметь понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК2);
Формировать положительную мотивацию к изучению дисциплины, стимулировать потребность в профессиональном и личностном развитии, самообразовании (ОК8)
В результате освоения темы студент должен:
знать:
- Периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
- Основы теории протекания химических процессов;
- Строение и реакционные способности неорганических соединений;
- Формулы лекарственных средств неорганической природы.
уметь:
- Составлять формулы соединений неорганической природы и комплексных соединений , давать им названия;
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ( ОК 3.)
Вид практического занятия : контрольно-обобщающий
Форма урока : комбинированное занятия (вопросно-ответная, прослушивание сообщений, индивидуальные задания в виде решения ситуационных задач на развитие самостоятельного мышления)
Используемые педагогические технологии :
Технология поэтапного формирования умственных действий
Технология сотрудничества
Технология компенсирующего обучения ( педагогической коррекции, выравнивания)
Используемые методы обучения : учебное сотрудничество
Формы учебной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
работа в парах
Приобретаемые компетенции:
1.Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартныхситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общатьсяс коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального иличностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор, презентация.
Раздаточный материал:
Варианты химического диктанта, учебных задач.
Продолжительность занятия: 90минут.
Место проведения: кабинет химии
ВПС:
Тема 1.2. « Электронное строение атомов элементов».
Тема 1.2: «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева».
Тема 1.3 «Классы неорганических соединений»
Тема 1.4: «Комплексные соединения».
Тема 1.6: «Гидролиз солей».
Тема 1.7. «Окислительно-восстановительные реакции».
Тема: 2.3.5. «d-элементы. побочная подгруппа VIII группы. Соединения железа»
МПС:
Анатомия:
Тема: «Железы внутренней секреции» (поджелудочная железа-инсулин)
Тема: «Внутренняя среда организма» (состав крови)
Тема: «Обмен веществ и энергии» (роль микроэлементов)
Биология: Тема: «Химических состав клеток, неорганические свойства»
Гигиена: Раздел: Гигиена воды. Санитарно-гигиеническое значение воды.
Тема: «Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»
Аналитическая химия:
Тема 2.4.:Качественные реакции на катионы V-VI аналитических групп.
Тема 2.6.1.:Качественные реакции на анионы I-III аналитических групп».
Фармакология:
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на систему крови»
Структура занятия и режим времени:
- Организационный момент до 2 минут
- Мотивация занятия и постановка цели до 3 минут
- Обобщение, систематизация и
контроль знаний студентов: до 78 минут
4. Подведение итогов, рефлексия до 5 минут
5. Домашнее задание до2минут
План-конспект занятия
I. Организационный момент:
а) принять рапорт дежурного;
б) отметить отсутствующих;
в) проверить фарм. порядок: внешний вид, организацию рабочего места;
г) готовность к занятию, состояние доски, мел.
II. Мотивация занятия и постановка цели:
Стадия вызова
Возможна ли жизнь на земле без металлов и велика ли их роль? Может ли рациональное питание восполнить дефицит железа в организме ? Если соединения железа не будут поступать в организм в виде ионов. Скажется ли это на нашем здоровье.
Мотивация
Биологическая роль металлов велика. Некоторые соединения этих элементов широко применяются в медицинской практике. На занятиях аналитической химии Вы неоднократно будете сталкиваться с этими соединениями. Поэтому необходимо знать химические свойства этих соединений, качественные реакции на указанные катионы.
Цель занятия: обобщить, систематизировать, углубить знания по предложенной теме.
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний студентов:
Студентам предлагается набор вопросов фронтальной беседы, химического диктанта, индивидуальных задач с целью систематизации, обобщения и контроля имеющихся у студентов знаний и умений.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Подводя итог, преподаватель рассматривает достижение цели, ведет учет работы каждого студента на всех этапах занятия, обобщает, сообщает общий итог практического занятия, отмечает особо отличившихся студентов, указывает на недоработки и возвращается к вопросу, который был задан вначале занятия.
Стадия вызова
Вопрос : Возможна ли жизнь на земле без металлов ?
Предполагаемый ответ : Она была бы возможна. Хотя и очень сложно. В современном мире жизнь без металлов вообще представить сложно.
Вопрос : Велика ли роль железа в жизни живых организмов ?
Ответ : Если железо и его соединения исчезли с планеты Земля, то жизнь не могла существовать в привычных для нас формах, т.к. этот элемент входит в кровь всех представителей животного мира, а двухвалентное железо –содержится в гемоглобине.
Вопрос : Если соединения железа не будут поступать в организм в виде ионов. Скажется ли это на нашем здоровье?
Ответ : Суточная потребность в железе составляет 35-39мг. При недостатке железа человек начинает быстро утомляться,возникают головные боли, плохое настроение.
Вопрос: Может ли рациональное питание восполнить дефицит железа в организме ?
Ответ: Наличия железа в отдельных продуктах питания не могут восполнить недостаток его в организме, необходимо в комплексе принимать препараты железа.
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к экзамену
Для самоподготовки использовать литературу:
1.Пустовалова Л.М.,Никанорова И.Е. Неорганическая химия. Ростов-на- Дону. Феникс.2005год.
2.Оганесян Э.Т. , Книжник А.З. «Неорганическая химия», М.:« Медицина» 2005г.
3.Конспекты лекций по общей и неорганической химии.
4.Материал – лабораторно- практических занятий по общей и неорганической химии.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка практического занятия
Тема:«Свойства соединений железа»
Приложение 1
ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Цель: проверить правильность выполнения домашней работы.
Правильность выполнения домашней работы осуществляется в форме приема «Активного слушания». Один обучающийся отвечает, а остальные обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Решения домашних заданий выведены на экран.
Приложение 2
ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Цель химического диктанта: с минимальной затратой времени проверить умение студентов составлять формулы химических соединений.
На столах у вас лежат карточки с заданиями, необходимо составить формулы соединений, используя свои знания и таблицу растворимости.
Вариант 1
Составить формулы соединений используя таблицу растворимости.
Дать названия и указать класс соединения.
формула | Название | Класс соединения | |
1..SO4 | |||
| |||
| |||
| |||
|
Вариант 2
Составить формулы соединений используя таблицу растворимости.
Дать названия и указать класс соединения .
формула | Название
| Класс соединения | |
1..SO3 | |||
| |||
| |||
| |||
|
Критерий оценки
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
Приложение 3
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Цель фронтальной беседы: обобщить, систематизировать и актуализировать знания, которые помогут студентам выполнить практическую часть урока , успешно ответить на вопросы индивидуального опроса у доски.Данный вид контроля показывает правильность восприятия и понимания учебного материала.
Данный вид опроса составлен на основе теоретических знаний, полученных при изучении тем «d - элементы VII группы. Соединения железа» и рассчитан на 10 минут. Преподаватель задаёт вопросы по очереди каждому из студентов. Если студент не справляется с данным вопросом, то вопрос переходит к следующему студенту (по выбору преподавателя или по желанию студентов).
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:
За каждый правильный ответ на вопрос студент получает 0,5 балла.
За каждую неточность снимается –0,1балла
За неправильный ответ снимается 0,5 балла
оценка «5» - 0,5 балла
оценка «4» - 0,4 балла
оценка «3» - 0,3 балла
оценка «2» - 0,2 балла и менее
Вопросы фронтальной беседы и ответы на них:
1.Сколко классов неорганических соединений Вы знаете ?
2. Перечислите данные классы неорганических соединений ?
3.Дайте определение оксидам ?
4. Дайте определение основаниям?
5.Дайте определение кислотам ?
6.Дайте определение солям ?
7.Какие элементы относятся к s- элементам ?
8.Какие элементы относятся к d-элементам?
9. Препараты какого элемента применяются в медицинской практике для лечения анемии?
10.Какие оксиды железа Вы знаете? Укажите тип оксида.
11. Какие основания называют амфотерными
12. Как определить активность металла?
13. Как получают нерастворимые основания?
14. Как получают на практике амфотерные основания?
15. Назовите амфотерные основания из предложенной темы?
Приложение № 4
Практическая часть.
Цель : закрепление теоретических знаний и отработка навыков и умений выполнения химических опытов, видеть результаты опытов и умения делать выводы.
Качественная реакция на ион Fe3+
1. Реактив – роданид калия KSCN.
К раствору хлорида железа(III) добавить одну каплю раствора роданида калия (KSCN). Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет.
Результат воздействия – интенсивно красный цвет
FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.
2. Реактив – желтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]
г) К раствору хлорида железа(III) Во 2-ю пробирку добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.
Результат воздействия – синий осадок берлинской лазури.
K4 [Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]
Лабораторный опыт 3.
Качественная реакция на ион Fe2+.
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6].
Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор осадка. гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). Отметьте цвет осадка.
Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)
FeCI2 + K3[Fe(CN)6] = 2КCI + KFe[Fe(CN)6]↓
Приложение № 5
Индивидуальный опрос
Цель: Позволяет выявить правильность ответа, последовательность, самостоятельность суждений и выводов ,степень развития логического мышления, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации.
На столах лежат задания. До 10 мин на подготовку и мы хотели бы услышать ответ. Задача студентов слушать, корректировать и исправлять ответ по данной теме.
Задание 1. ( на фоне презентации)
Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки человека, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, упавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». В то же время многие крупные ученые еще в конце XVIII века не допускали и мысли о том, что Вселенная может «снабжать» Землю железом.
На поверхность земного шара ежегодно выпадают тысячи тонн метеоритного вещества, содержащего до 90 % железа. Самый крупный метеорит найден в 1920 году в юго-западной части Африки. Это метеорит Гоба, весящий около 60 тонн.
Заполните таблицу для химического элемента железа.
Химический знак | |
Порядковый номер | |
Атомная масса | |
Группа, подгруппа | |
Число протонов, нейтронов, электронов,заряд ядра |
Задание 2. ( на фоне презентации)
Его оксид представляет собой черный кристаллический порошок, т.к. валентность в данном случае этого элемента…….
Взаимодействует со многими неметаллами.
Вопрос
Приведите пример генетического ряда соединений этого элемента.
Оксид-------гидроксид---------соль. Дайте названия представленным соединениям.
Ответ : оксид железа (II) черный,
Задание 3( на фоне презентации)
Соединения железа жизненно важны для всех живых организмов. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья, т. е у них не происходит фотосинтеза и они заболевают хлорозом (хлорофилл не образуется).
Вопрос. Соли данного элемента в этой валентности являются восстановителями. Реактивом открытия является комплексная соль, где комплексообразователь имеет валентность……..
Осадок имеет название «турнбулева синь»
Откройте данный элемент с помощью комплексной соли.Дайте названия продуктам реакции и комплексной соли.
Планируемый ответ Ответ : К3[Fe(CN)6]
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Задание 4( на фоне презентации)
Без железа была бы невозможна жизнь и животного мира планеты, т. к. гемоглобин – железосодержащий красный пигмент (белок крови) – осуществляет транспорт кислорода от органов дыхания к тканям, и углекислого газа от тканей к органам дыхания.
Вопрос.
Оксид этого соединения красный порошок труднорастворимый в воде. Взаимодействует и с кислотами и с щелочами.
Напишите генетический ряд соединений этого элемента.
Оксид-------гидроксид---------соль
Дайте названия представленным соединениям.
Ответ оксид железа (III)-красно-коричневый
Задание 5. ( на фоне презентации)
Для того, чтобы железо хорошо усвоилось, надо тщательно пережевывать пищу. На усвоение влияет и состав пищи. Так в присутствии витамина С и фруктозы легко растворяется и усваивается. Но есть враги и железа – это крепкий чай, кофе, алкогольные напитки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения и не усваивается организмом.
У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие (железодефицитная анемия). Кроме того, нарушается и функция пищеварительных желез, нервной системы, мышечного аппарата. Нехватку железа устраняют приемом специальных лекарственных препаратов.
Вопрос
Реактивом открытия этого элемента в солях - является комплексная соль ,где комплексообразователь имеет валентность (…….).
Осадок имеет название «берлинская лазурь».
Откройте данный элемент с помощью комплексной соли. Дайте названия продуктам реакции и комплексной соли.
Ответ : К4[Fe(CN)6]
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Задание 6( на фоне презентации)
В организме взрослого человека содержится 4–7 г железа, 75% которого входит в состав гемоглобина (в 1 л крови — около 450 мг железа). Кроме гемоглобина, железо также содержится в мышцах. Главное «депо» железа — печень: здесь у взрослого мужчины может быть запасено до 1 г железа, а также костный мозг и селезенка. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма—кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
Вопрос Данный реактив с раствором соли железа дает кроваво-красное окрашивание раствора.. Напишите химизм данной реакции. Дайте названия продуктам реакции.
Вывод:
- Реактивами на ионы Fe2+ являются щелочи и красная кровяная сольK3[Fe(CN)6].
- Реактивами на ионы Fe3+ являются щелочи, роданид калия и желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по общей и неорганической химии по теме: "Классы неорганических соединений.Свойства оксидов,оснований."
Методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских и фармацевтических колледжей....
Методическая разработка. Тема « Комплексные соединения. Комплексонометрия» .Курс аналитическая химия.
Химия является не только общетехнической, но и общеобразовательной наукой. Проблема внедрения химических знаний в сознание учащихся заключается, прежде всего, в разработке системного подхода, исключаю...
Методическая разработка практического занятия "Диаграмма состояния "железо-цементит"
Методическая разработка практического занятия "Диаграмма состояния "железо-цементит"...
Методическая разработка по теме "Соединенные Штаты Америки"
Данная методическая разработка предназначена для изучения лингвострановедческого материала о стране изучаемого языка – США. Она включает в себя общие географические, социальные, политические и э...
Рецензия на методическую разработку "Расчет болтовых соединений"
Рецезия на методическую разработку "Расчет болтовых соединений"...
- Мне нравится (1)