Урок - игра Законы Ньютона.
методическая разработка на тему
Урок проводится как обобщающий после изучения основных законов динамики - законов Ньютона.
Цели: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Эпиграфы:
«Сделал, что мог,
пусть другие сделают лучше».
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной». Исаак Ньютон (1643-1727г.г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_zakony_nyutona.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1.1
Законы Ньютона.
Урок - игра (2 часа.)
Урок проводится как обобщающий после изучения основных законов динамики - законов Ньютона.
Цели: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Эпиграфы:
«Сделал, что мог,
пусть другие сделают лучше».
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной». Исаак Ньютон (1643-1727г.г.)
Оформление.
Плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения, плакат с надписью:
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!
Подготовка к уроку:
1.Учащиеся делятся на команды (можно по рядам), равные по силам.
2.Выбирается капитан команды.
3.Команда получает задание - Подготовить рекламный ролик 1,2 и 3 законов Ньютона.
4.Команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок.
Ход урока
1. Вступительное слово преподавателя.
Он зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнёсся к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
2.Конкурсы.
1. Конкурс «Доверяй, но проверяй!».
Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора команды, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они будут должны представить группе сам опыт, анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику - бал в личную «копилку».
2.Конкурс «Колесо истории».
В нём участвуют все учащиеся группы. Преподаватель задаёт вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит балл в «копилку» команды и в личную «копилку» отвечавшего.
3.Конкурс Цепочка».
Каждой команде (ряду) предлагается структурно-логическая схема с пробелами. Схемы выполнены на отдельных листах. Каждую строчку заполняет следующая парта. Быстро и правильно выполненная работа приносит победу команде, а каждому верно ответившему участнику, - баллы в личный зачёт. Учёт баллов, заработанных учащимися, ведёт капитан команды.
Структурно-логическую схему по I закону Ньютона
Какое состояние наблюдается у тела?
Почему?
Какой закон это объясняет?
Так как сил несколько, то можно
найти их…, по правилу…
Что будет с телом? а? V?
Почему?
Составить структурно-логическую схему по II закону Ньютона
Какой одной силой можно заменить эти
2 силы, приложенные к телу?
Как она называется?
Какое ускорение появится у тела?
Как его рассчитать? Какой закон
использовать?
Куда будет направлено ускорение?
Если бы Fтяги = Fтр. то…
Составить структурно-логическую схему по III закону Ньютона
Какое соотношение необходимо
Использовать, чтобы определить
а1?
Как рассчитать силы, действующие
на тела? Какой закон применить?
Что можно сказать о направлении
этих сил? Какой закон об этом
говорит?
Каковы эти силы по природе?
Компенсируют ли они друг друга?
4. Конкурс «Кто кого!».
В этом конкурсе участвуют все учащиеся группы, работая в своих рабочих тетрадях. Командам предлагаются для решения однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ. Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске. Победителю присуждается балл, который идёт в личный и командный зачёты.
5. Конкурс «Реклама».
Последний конкурс творческий. Домашнее задание. Команды представляют подготовленные дома номера, в которых рекламируют законы Ньютона.
ЗАДАНИЕ И ВОПРОСЫ К КОНКУРСАМ И ИГРЕ.
Конкурс «Доверяй, но проверяй!»
1. Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку - монету. Ударьте по открытке резко щелчком. Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?
2.С помощью динамометра определите разрывное усилие для швейных машин № 40.
Возможен ли обрыв нити при подъёме гирьки массой 200г вертикально вверх? При каких условиях? С каким ускорением можно поднимать гирьку?
3.Сравните инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого).
Оборудование: нить 500мм с петлями на концах, штатив
Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.
Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?
Конкурс «Колесо истории»
1.Назовите дату рождения Исаака Ньютона.(25декабря 1642г. по старому стилю, 4 января 1643г. по новому стилю).
2.В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661г.? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж)).
3. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета?(27 лет) .
4. В какой области физики работал Ньютон? (Оптика).
- От единичного факта-падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному сообщению. Какому? ( В 1667 году Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики).
- Достиг ли Ньютон вершины славы и признания в жизни? (В1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. (В Королевском обществе он пользовался неприкасаемым авторитетом, был богат и окружён вниманием своей племянницы).
- Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высшую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сейзеры», платившие меньше, «пенсионеров» и обязаны за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, беднейшие «субсайзеры», освобождённые от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон? (Ньютон был принят в Тритико-коледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения семьи.)
- В 1696 г. министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своём великом друге' Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон? (15 марта 1696г. он получил официальное от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителя Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период - период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.)
- В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы? (1687 г. «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон даёт образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперёд.)
10.Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».)
Конкурс «Реклама» Последний конкурс - творческий. Домашнее задание. Команды представляют подготовленные дома номера, в которых рекламируют законы Ньютона.
Игра «Интересные вопросы»
1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперёд, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет»
лошадь назад. Но телега движется вперёд, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперёд?
Ответ: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колёсах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю от того, что его притягивает земной шар; на точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать:
«Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару ~ во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
3. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем, но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получиться вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем: ...Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, А щука тянет в воду. Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущиеся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси. Облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
3.Подведение итогов.
Награждение победителей.
Заключительное слово преподавателя: - Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в Ньютоне проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас жажду новых познаний, ведь великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
Литература: 1. Блинов В.Н. Тесты по физике. 9 кл. - Саратов: Лицей, 1997. 2.Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 8 кл. (Дидактический материал): Пособие для учителя.
3. Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактический материал по физике. 8 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1998.-80с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"
Методическая разработка представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....