Обработка статистических данных. Выборочные характеристики.
методическая разработка на тему
Занятие по дисциплине "Математика" для студентов первого курса СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_obrabotka_statisticheskikh_dannykh.doc | 786 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ Чувашской Республики СПО «АСХТ» Минобразования Чувашии
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
открытого занятия по дисциплине
«Математика»
для специальности 080114
Экономика и бухгалтерский учет
I курс
Тема: Обработка статистических
данных. Выборочные характеристики.
Автор: Фирсова Н.А.
г. Алатырь, 2013 г.
Пояснительная записка
Занятие по теме «Обработка статистических данных. Выборочные характеристики» было проведено со студентами I курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». Тема урока выбрана в соответствии с авторской рабочей программой по математике, разработанной на основе примерной программы по математике для специальностей СПО. Программа рассчитана на 420 часов в год, на изучение раздела «Элементы математической статистики» отводится 12 часов. Используемые учебники: Богомолов, Н.В. Математика: Учебник для ссузов /Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. – 6-е изд., – М.: Дрофа, 2009. Валуцэ И.И. Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. – М., 1990.
Занятие проходит в виде комбинированного урока с элементами проектной деятельности и рассчитано на 2 учебных часа.
Цели занятия:
- образовательная (дидактическая) - сформировать понятие числовых характеристик выборки, научить применять полученные знания к решению задач, формировать навыки проведения сбора и обработки данных, систематизация и обобщение знаний, исследовать, возможности Microsoft Excel для обработки статистических данных.
- развивающая – развивать познавательный интерес к предмету посредством решения задач с практическим содержанием, развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы, развивать навыки делового общения, умения работать в группе, развитие коммуникативных информационных компетенций.
- воспитательная - воспитывать познавательную активность, ответственное отношение к учебному труду, доброжелательное отношение друг к другу.
Средства обучения - проектор, компьютеры, раздаточный материал, интерактивная доска.
Методы проведения: беседа, групповая работа, элементы проектной деятельности, решение задач.
Межпредметные связи: математика, информатика.
Основная идея данной методической разработки:
- способствовать достижению определенного опыта в проведении занятий с использованием групповой формы работы;
- организовать деятельность студентов от цели до результата;
- разнообразить формы аудиторной и внеаудиторной работы студентов;
- развивать интерес к изучению математики.
Сценарий урока
По дисциплине Математика
Дата______________ группы 12 БВ
Тема Обработка статистических данных. Выборочные характеристики.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и плана проведения занятия.
На прошлом занятии мы приступили к изучению основных понятий математической статистики. Что изучает математическая статистика? (сбор, хранение информации, выработка прогнозов, оценка их достоверности).
Но ни одна из этих задач недостижима без обработки данных.
Тема урока: Обработка статистических данных. Числовые характеристики выборки.
Сегодня мы продолжим работу со статистическими данными.
Для этого:
- повторим основные понятия по теме: Основные понятия математической статистики. Генеральная и выборочная совокупность.
- рассмотрим обработку статистических данных на примерах подготовленных вами сообщений.
Представим, что мы с вами работаем в статистическом центре. В любом учреждении должны быть подразделения, отделы. Мы назовем отделами ваши группы и присвоим им номера 1, 2,3,4. Вы определите руководителей отделов, которые будут вести учет и распределение работы.
3. Актуализация знаний.
Проведем обзор основных терминов и понятий.
У вас на столах карточки с определениями (приложение 1), на доске – основные понятия статистики. Задание: соотнести данное определение с соответствующим понятием (слайд 3).
Группы обмениваются работами, производят взаимопроверку. Критерий оценок: 9-10 «5», 7-8 «4», 5-6 «3», менее 5 правильных ответов «2». Чья группа справилась лучше? Проставьте индивидуальные оценки в оценочные листы (приложение 2). При выставлении оценок будьте корректны и объективны. Учитывайте вклад каждого в общую работу. Решим следующие задачи: (задания проецируются на экран)
1) Определите, является ли репрезентативной выборка:
А) Число автомобильных аварий в июне, если необходимо составить статистический отчет по авариям в городе за год.
Б) Городски жители при подсчете числа автомобилей на душу населения в стране;
В) Люди в возрасте от 40 до 50 лет при выяснении рейтинга молодежной телепрограммы.
2) Фирма “Молочные реки” производит молоко разной жирности. Объемы продаж за месяц сведены в диаграмме:
А) Определите наиболее популярный сорт молока.
Б) Сколько тыс. литров продано полностью обезжиренного молока?
В) Как вы думаете, на что следует обратить внимание производителя молока в следующем месяце? (приложение 3)
3) Работниками телевидения был проведен опрос среди молодежи с целью определения времени просмотра телевизионных программ. Всего было опрошено 1000 человек. Зависимость числа зрителей от времени суток показана на гистограмме: (приложение 2)
А) В какие периоды времени число зрителей превосходит 500 человек?
Б) Сколько человек в среднем смотрят телевизор в течение часа, в период с 16 часов до 19 часов?
В) Как бы вы использовали данные этого опроса, если бы были главным редактором молодежной программы?
Оцените работу, проставьте индивидуальные оценки в оценочные листы.
Постарайтесь быть корректными и объективными, учитывайте вклад каждого в общую работу.
4. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии каждой группе было дано задание: подготовить сообщение по одной из тем:
- Что такое статистика?
- Качество знаний по предметам группы за первое полугодие
- Анализ успеваемости студентов группы за первое полугодие
- Анализ посещаемости студентов группы за апрель.
В работе должны быть отражены следующие статистические понятия: выборка, вариационный ряд, статистический ряд, мода, медиана, размах, графическое представление выборки (кроме группы 1).Сообщение дополняется презентацией.
Прошу каждую группу представить свою работу. (Студенты выступают с сообщениями.) приложение 8)
Вопросы к защите сообщений (исследований):
1) Назовите основные задачи математической статистики.
2) Что такое вариационный ряд? Для чего приводить выборку к вариационному ряду?
3) Что такое варианта? Что является вариантами в вашей выборке:( предметы). Можно ли назвать выборку из представленных предметов репрезентативной, если речь идет об определении качества знаний в техникуме в целом?
4) Для обработки выборки использовались числовые характеристики: размах, мода и медиана, что они показывают?
Прошу вас выставить оценки за первый этап урока: оцените, на сколько хорошо вы знаете ключевые понятия темы; ваш вклад в подготовку сообщений ( презентаций).
5. Объяснение нового материала
- определить числовые характеристики выборки;
- научиться применять полученные знания к решению задач;
- исследовать возможности Microsoft Excel.
При работе с определениями у вас остались карточки, которые вы не использовали.
Это выборочная средняя (выборочное математическое ожидание) и выборочная дисперсия.
Найдите это определение запишите в тетрадь.
Выборочное среднее для выборки х1, х2, … хn определяется по формуле
Что показывает среднее значение? Если выборка задана статистическим рядом, то формулу естественно записать в следующем виде:
.
Дисперсией (обозначается D) называется среднее арифметическое суммы квадратов отклонений значений выборки от выборочной средней.
Для расчетов часто применяется упрощенная формула дисперсии
D= (х2) – ( х )2
σ =√D –среднее квадратическое отклонение.
Рассмотрим область применения этих понятий на примере решения задачи.
В течение 10 дней с 20 по 30 марта 2011 года измерялась дневная температура. Данные приведены в таблице.
Xi | -4 | -2 | -1 | 0 | 1 |
Ni | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Найдем среднее значение температуры и стандартное отклонение ряда данных.
D(x)= (х2) –(х)2
D(x)= (х2) –(х)2 =4,2-(1,1)2 =4,2-1,21=2,99
σ =√ S0 =√2,99=1,7
Определим порядок обработки статистических данных:
- Сначала данные измерений упорядочивают и группируют;
- Затем составляют таблицы распределения данных
- Производят вычисления числовых характеристик.
Вы видите, работа кропотливая и трудоемкая и поэтому человек перекладывает эту работу на компьютеры. Вычислим числовые характеристики выборки при помощи инструментов Excel
Занести данные в Excel, каждое число в отдельную ячейку.
Для расчета числовых характеристик (выборочной средней) нужно :
- занести данные в Excel, каждое число в отдельную ячейку;
- использовать опцию Вставка – Функция.
- в появившемся окне в строке категория выберем - статистические, в списке: СРЗНАЧ.
- в поле Число 1 ставим курсор и мышкой выделяем нашу таблицу:
- нажимаем клавишу ОК. Получили X ср = -1,1 – среднее значение температуры. (приложение 5).
Аналогично, вычисляем дисперсию:
- выбираем категорию- статистические, в списке: ДИСП.
-в поле Число 1 ставим курсор и мышкой выделяем нашу таблицу.
- нажимаем клавишу ОК. Получили значение дисперсии.
Для вычисления среднего квадратического отклонения можно воспользоваться функцией КОРЕНЬ. Выбираем категорию – математические, в списке – КОРЕНЬ. (приложение 5).
6. Закрепление изученного. Практическая работа.
Решение задач на вычисление числовых характеристик выборки.
Каждой группе предлагается решить задачу практического содержания (приложение 6). Необходимо произвести нужные вычисления расчеты и сделать выводы. Расчеты производите в таблицах Excel (приложение 7) , результаты сохраняются на электронных носителях. По окончании выполнения работы, представители от групп осуществляют защиту своих решений.
7. Обобщение и систематизация знаний
В статистике с целью выявления каких-нибудь закономерностей, проводят опрос. Проведем и мы опрос, обобщим знания, которые сегодня получили.
-Какие вопросы мы рассматривали?
- Какие числовые характеристики выборки вы знаете?
-Дайте определение выборочной средней? Что она показывает?
- Что такое выборочная дисперсия?
-Как связаны выборочная дисперсия и среднее квадратическое отклонение?
-Какие встроенные функции в Excel позволяют обрабатывать статистические данные?
8. Подведение итогов занятия.
Обработайте оценочный лист вашей группы. Подсчитайте среднюю оценку каждого и средний балл всей группы. Какая группа какая группа имеет самый высокий средний балл, кто из студентов получил самый высокий средний балл?
9. Домашнее задание.
Продолжить работу с оценочным листом. Определите, какой этап урока был для вашей группа более успешным? Кто из членов вашей группы работал стабильнее остальных? Для статистического ряда найдите выборочное среднее, выборочную дисперсию и среднее квадратическое отклонение от среднего. Постройте полигон частот поэтапно: для вашей группы и для себя, сравните свои успехи со средними в группе.
Xi ( Фамилия Имя) | ||||
Ni ( средний балл за урок) |
Приложение 1
Тестовое задание по теме: «Основные понятия математической статистики»
Генеральная совокупность | 1 наука, занимающаяся обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях | |
Выборка | 2 число объектов генеральной или выборочной совокупности | |
Статистика | 3 среднее арифметическое значений выборки | |
Объем | 4 совокупность случайно отобранных объектов из генеральной совокупности | |
Размах | 5 перечень вариантов xi и соответствующих им частот ni (xi; ni) | |
Частоты | 6 варианта, которой соответствует наибольшая частота | |
Статистический ряд | 7 перечень вариантов xi и соответствующих им относительных частот ni/n (xi; ni/n) | |
Выборочное распределение | 8 разность между наибольшим и наименьшим значение выборки | |
Мода | 9 значение признака приходящее на середину ранжированного ряда | |
Медиана | 10 числа, показывающие, сколько раз встречаются те или иные варианты в ряду | |
11 совокупность всех исследуемых объектов | ||
12 среднее арифметическое квадратов отклонений значений выборки от выборочного среднего |
Приложение 2
Оценочный лист
Фамилия студента | Оценка | |||
Подготовка сообщений | Работа с определениями | Задача | Средняя оценка | |
Средняя оценка группы |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»
В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...
Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Ранжирование и выборочное обследование статистических показателей
Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...
Презентация Характеристика мешин для обработки мяса и рыбы, их классификация
для организатров поп...
Презентация для урока русского языка .Упражнение 347. Выборочное изложение.
Выборочное изложение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»Цель: учить грамотно излагать повествовательный с элементами описания текст.Задачи: 1.Познавательные: совершен...
План-конспект учебного занятия «Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение»
Раздел 3. Аналитическая статистикаТема 3.1. Выборочное наблюдение Занятие 14. Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдениеЦель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статис...
План-конспект практического занятия «Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора»
Тема 3.1. Выборочное наблюдениеПЗ Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора Цель занятия: отработать практические навыки по определению ошибок выборочной сред...
План-конспект практического занятия «Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора»
Тема 3.1. Выборочное наблюдениеПЗ Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора Цель занятия: отработать практические навыки по определению ошибок выборочной сред...