План-конспект практического занятия «Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора»
план-конспект урока
Тема 3.1. Выборочное наблюдение
ПЗ Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора
Цель занятия: отработать практические навыки по определению ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: выборочной средней, выборка, выборочная совокупность;
Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, чувство ответственности за порученный участок работы, дисциплину умственного труда, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_raschet_oshibok_vyborochnoy_sredney_i_vyborochnoy_doli_dlya_raznyh_sposobov_otbora.docx | 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП.11 Статистика
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся 2 курса
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(набор 2017 г.)
(углубленная подготовка)
Тема 3.1. Выборочное наблюдение
ПЗ Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора
Цель занятия: отработать практические навыки по определению ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: выборочной средней, выборка, выборочная совокупность;
Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, чувство ответственности за порученный участок работы, дисциплину умственного труда, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
Основная литература:
Глава 11. Выборочное наблюдение. (211-220) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Дополнительная литература:
Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2016
Интернет-ресурсы:
- Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru
- Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение
Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных
1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1.
Вопрос (тестовое задание) | Ответ |
| |
| |
| |
| |
|
2. Изучаемые вопросы занятия
1. ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора |
Вопрос 1. ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора
При бесповторном оборе с каждой отобранной единицей или серией вероятность отбора оставшихся единиц или серий повышается, при этом средняя ошибка выборочной средней уменьшается по сравнению с повторным отбором и имеет следующий вид:
1) для механического или собственно случайного бесповторного отбора:
При достаточно большом объеме совокупности N можно воспользоваться формулой:
2) для серийного бесповторного отбора равновеликих серий:
При достаточно большом числе серий в генеральной совокупности R можно воспользоваться формулой:
3) для типического отбора с бесповторным случайном отборе внутри групп, пропорциональном объему групп:
Межсерийная дисперсия выборочных средних и средняя из выборочных дисперсий типических групп вычисляются следующим образом:
где - среднее значение показателя в j - й серии;
- дисперсия признака x в j - й типической группе;
nj - число единиц в j -й типической группе Предельная ошибка выражается следующим образом:
и зависит от вариации изучаемого признака в генеральной совокупности, объема и доли выборки, способа отбора единиц из генеральной совокупности и от величины вероятности, с которой гарантируются результаты выборочного наблюдения.
Средняя величина количественного признака в генеральной совокупности определяется с у четом предельной ошибки выборочной средней
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Определение объема выборки зависит от метода отбора, который может быть механический бесповторный и механический повторный отбор, серийный при повторном и серийный при бесповторном отборе, типический при повторном случайном и типический при бесповторном случайном отборе. В зависимости от принадлежности к тому или иному методу, объем выборки рассчитывается по определенным формулам.
2. Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который входит в план всего статистического анализа выборочного наблюдения и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов.
3. Разность между показателями выборочной и генеральной совокупности называется ошибкой выборки. Ошибки выборки подразделяются на ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Во 2 и 3 разделе были представлены формулы расчета ошибок выборочного наблюдения в статистическом анализе в зависимости от способов отбора выборочной совокупности.
ПРИМЕР
При обследовании 500 образцов изделий, отобранных из партии готовой продукции предприятия в случайном порядке, 40 оказались нестандартными.
С вероятностью 0,954 определите пределы, в которых находится доля нестандартной продукции, выпускаемой заводом.
Решение:
Рассчитаем долю нестандартной продукции в выборочной совокупности:
Средняя ошибка выборочной доли при повторном отборе рассчитывается по формуле:
где n – численность выборки.
С вероятностью 0,954 рассчитаем предельную ошибку выборочной доли по формуле:
Δ = μ × t
где
t – коэффициент доверия.
Значение коэффициента доверия t определяется в зависимости от того, с какой доверительной вероятностью надо гарантировать результаты выборочного наблюдения и берётся из готовых таблиц.
При Р = 0,954, t = 2.
Δ = t * μ = 2 * 0,012 = 0,024
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля нестандартной продукции в партии товара колеблется:
ω – Δ ˂ р ˂ ω + Δ
0,08 – 0,02 ˂ р ˂ 0,08+0,02
0,06 ˂ р ˂ 0,10
или
6% ˂ р ˂ 10%
ПРИМЕР
Для определения скорости расчетов с кредиторами предприятий корпорации в коммерческом банке была проведена случайная выборка 100 платежных документов, по которым средний срок перечисления и получения денег оказался равным 20 дням со средним квадратическим отклонением 7 дней.
Необходимо с вероятностью P=0,954 определить предельную ошибку выборочной средней и доверительные пределы в которых будет находится средняя продолжительность расчетов предприятий данной корпорации с кредиторами.
Решение:
Средняя продолжительность расчетов предприятий корпорации с кредиторами находится в пределах
Так как выборка случайная повторная, то предельная ошибка выборки определяется по формуле (1):
дня.
И, значит, пределы средней продолжительности расчетов равны
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средняя продолжительность расчетов предприятий корпорации с кредиторами в коммерческом банке может изменяться от 18,6 дня до 21,4 дня.
Источники информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО | стр. 211-220 |
Интернет ресурсы |
| |
| ||
|
Контрольное задание по Вопросу 1
- Записать в тетрадь конспект (1-2 стр.)
Вопрос 2. Определение объема выборочной совокупности
3. Подведение итогов учебного занятия
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 2.
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ |
ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора | ЗАДАНИЕ 1 При обследовании 1000 образцов изделий, отобранных из партии готовой продукции предприятия в случайном порядке, 70 оказались нестандартными. С вероятностью 0,954 определите пределы, в которых находится доля нестандартной продукции, выпускаемой заводом. | |
ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора | ЗАДАНИЕ 2. Для определения скорости расчетов с кредиторами предприятий корпорации в коммерческом банке была проведена случайная выборка 100 платежных документов, по которым средний срок перечисления и получения денег оказался равным 10 дням со средним квадратическим отклонением 8 дней. Необходимо с вероятностью P=0,954 определить предельную ошибку выборочной средней и доверительные пределы в которых будет находится средняя продолжительность расчетов предприятий данной корпорации с кредиторами. | |
ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора | ЗАДАНИЕ 3. По математическим формулам можно осуществить расчет:
| |
ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора |
| |
ПЗ №9 Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора |
|
- Домашнее задание на следующее занятие
- Повторить основные понятия. Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО (стр. 211-220)
- Выполнить задание 11.2. в тетради (стр. 224) учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Преподаватель Ю.В. Древаль
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация социального обеспечения» ГБПОУ Юридический колледж от ____________ 2018 г. № ___ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)
План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...
План-конспект практического занятия №3 "Выезд в музей гражданской авиации Санкт-Петербургского университета гражданской авиации"
План-конспект практического занятия разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...
План-конспект практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ"
Выполнение студентами 3 курса практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ", МДК 01.02 "Проект производства работ"...
План-конспект практического занятия "Составление примерных учредительных документов"
План-конспект практического занятия "Составление примерных учредительных документов" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 14 по учебной дисциплине ОП.14 Документационно...
План-конспект практического занятия «Определение ошибки репрезентативности. Определение объема выборочной совокупности»
Тема 3.1. Выборочное наблюдениеЗанятие 15. ПЗ №8 Определение ошибки репрезентативности. Определение объема выборочной совокупностиЦель занятия: отработать практические навыки по определению дове...
План-конспект практического занятия «Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора»
Тема 3.1. Выборочное наблюдениеПЗ Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора Цель занятия: отработать практические навыки по определению ошибок выборочной сред...
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....