Открытый урок
план-конспект занятия на тему

Демкин Александр Викторович

     

 

Методическая разработка открытого урока по биологии

на тему:

Внутренняя среда организма. «Носительница жизни». Состав и функции крови.

 

 

Выполнил: учитель биологии МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа» Демкин А.В.

 

 

 

Дубенки - 2014

 

Тема урока: Внутренняя среда организма. «Носительница жизни». Состав и функции крови.

Цели урока:

  • раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды;
  • дать первоначальное представление о составе и функциях крови;
  • развивать умения работы с различными информационными источниками, заполнять таблицы, составлять схемы.

Оборудование: таблица “Ткани”, фрагмент кинофильма “Кровь”, натуральный объект: кровь в пробирках 1– однородная (красная), 2 – отстоявшаяся, разделенная на красный осадок и прозрачную жидкость в верхней части пробирки.

   Словарь: гематология, кроветворение, гомеостаз.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо”, за то, что дает вам возможность активно прожить еще один день жизни. Садитесь.

2. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей – учителей нашей школы и школ района. Я немного волнуюсь, сердце то замирает, то учащенно бьется. А у вас? Наверное, выброс адреналина превышает норму? Напомните, что такое адреналин и объясните, что происходит в моем организме?

Ученик: Адреналин – гормон, выделяемый надпочечниками, регулирует частоту сердечных сокращений. От надпочечников он кровью переносится к сердцу и изменяет частоту его сокращения.

Учитель: Какую функцию в этом процессе выполняет кровь?

Ученик: Транспортную, она транспортирует кровь к сердечной мышце.

Учитель: Что еще может транспортировать кровь?

Ученик: Кислород, питательные вещества.

Учитель: Что же такое кровь, с каким определение крови мы знакомы?

Ученик: Кровь – вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое.

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?

3. Изучение нового материала

Учитель: Изучая материал темы “Кровь и кровообращение” для вас откроются секреты иммунитета, механизмы действия профилактических прививок, вы сможете ответить на вопросы:

– Почему краснухой, ветряной оспой болеют один раз в жизни, а гриппом каждый год?
– Почему сердце не устает работать в течение 70 – 90 лет жизни?
– Как избежать заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые занимают первое место среди заболеваний человека?

Готовы вы к познанию? Тогда – вперед! Сегодня тема урока – “Внутренняя среда организма”, цель – познакомить с внутренней средой организма человека, ее составными частями и выполняемыми функциями.

Учитель: Какая среда окружает организм человека?

Ученик: Газообразная.

Учитель: Постоянна ли температура внешней среды?

Ученик: Нет, она постоянно изменяется.

Учитель: Могут ли клетки человека существовать в газообразной среде?

Ученик: Не могут, обмен веществ может происходить только в жидкой среде.

Учитель: Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма человека?

Изучение нового материала предлагаю провести по инструктивной карте.

Инструктивная карта для изучения темы “Внутренняя среда организма” (для каждого ученика)

1 блок.

Цель: выяснить состав внутренней среды организма,

Задания: по тексту § учебника, рассказу ученика, рассматриванию крови в 2-х пробирках, составить схемы и ответить на вопросы

Рассказ ученика (демонстрация крови в 2-х пробирках): Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу и химическим и физическим свойствам. Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма – жидкое межклеточное вещество. Форменные элементы – это клетки крови. Плазма составляет 50 – 60% объема крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 %  – из неорганических веществ. Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лифы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период.
Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров, от особенностей обмена веществ клеток и тканей.

Вопросы:

  • Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?
  • Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

Задание: доработать схему “Состав жидкой внутренней среды организма” (основы схемы на доске):

image

2 блок.

Цель: изучить состав крови, ее функции и роль в организме.

Задания:

– просмотреть фрагмента кинофильма “Кровь” и, прочитать статью §14 учебника;

– заполнить таблицу “Функции крови”:

Таблица «Функции крови»

Функция крови

Ее сущность

1. Транспортная

Перенос кислорода и других веществ, находящихся в лимфе и тканевой жидкости

2. Дыхательная

?

3. Регуляторная

?

4. Защитная

?

5. Гомеостаз

?

 

– составить схему “Состав крови”:

 

– ответить на вопрос “ Чем форменные элементы крови отличаются друг от друга?

– составить схему “Органы кроветворения”:

 

3 блок.

Цель: выяснить, почему состав внутренней среды организма остается постоянным.

Задание: прочитать статью §14, ответить на вопросы, сделать вывод.

Вопрос: что такое гомеостаз?

Вывод: гомеостаз (У.Кэннон, 1932 г.) – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма, которое поддерживается согласованной деятельностью нервной и эндокринной систем.

4 блок. Проверка изученного.

Цель: проверить свои знания по изученному материалу по карточке с вопросами

Задание: выбрать правильные утверждения и отметить их на карточке. Проверить правильность работы по ключу, выставить себе отметку по шкале.

Проверочная работа.

1.     Кровь – жидкая соединительная ткань.

2.     Кровь и лимфа – это особые виды эпителиальной ткани.

3.     Лимфа – это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.

4.     Кровь состоит из форменных элементов.

5.     В лимфе присутствуют эритроциты и тромбоциты, а концентрация белков ниже, чем в плазме крови.

6.     Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутреннюю среду организма.

7.     Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.

8.     Нервная и гуморальная регуляция действуют независимо друг от друга.

9.     Ткань – это группа клеток разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.

10.           Лейкоциты образуются в красном костном мозге.

11.           Форма лейкоциты постоянна.

12.           Для поддержания гомеостаза необходимо сохранение в организме постоянного количества воды и электролитов.

Ключ к карточке (на доске): правильные утверждения 1, 3, 5, 6, 7, 12

4. Домашнее задание: §14, схемы в тетради.
Подготовить рассказ по темам:
1. Группы крови человека.
2. R-фактор.

Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удачи.

 

 

Литература

1. Сонин Н. И. Биология. Человек. Дрофа. 2002. С. 235-242.

 

2. Беляев И. Н. Поурочные планы по биологии 8 класс. Дрофа. 2006. С. 123-134.

3. Урок биологии. Htth://bio.daw.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nashi_zimuyushchie_ptitsy.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....