Методическое руководство по проведению лабораторных опытов по естествознанию (химии).
методическая разработка по теме
Методическое руководство содержит подробный материал по проведению лабораторных опытов по естествознанию (химии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководство по проведению
лабораторных опытов
по естествознанию
(раздел «Химия»)
Разработала: преподаватель естествознания
первой квалификационной категории
Рожкова Наталья Васильевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Правила техники безопасности при подготовке и проведении
лабораторных работ по химии
Первая помощь при несчастных случаях в лаборатории
Таблица растворимости
Электрохимический ряд напряжения металлов
рН растворов
Определение катионов и анионов
Опыт 1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)
Опыт 2. Реакции обмена в водных растворах электролитов
Опыт 3. Определение рН раствора солей
Опыт 4. Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей
Опыт 5. Качественная реакция на глицерин
Опыт 6. Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)
Опыт 7. Обратимая и необратимая денатурация белков
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Данное руководство по проведению лабораторных опытов по естествознанию (раздел «Химия») предназначено для обучающихся НПО.
По программе предусмотрено 7 обязательных лабораторных опытов. Работы могут выполняться в маленьких пробирках. Количество взятых веществ указано в каждом опыте для каждого взятого вещества.
Прежде чем приступить к выполнению лабораторного опыта, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием лабораторных опытов и правилами техники безопасности. При проведении опытов следует внимательно наблюдать за происходящими изменениями, результаты наблюдений заносить в тетрадь, записи вести кратко, четко, а приборы зарисовывать.
На первом занятии преподаватель даёт указания по оформлению лабораторных опытов. Обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности и расписываются в журнале.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ.
Опыт с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.
- Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.
- Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
- Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано .
- Производить опыты в чистой посуде.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
- Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.
- Выполняя опыты со взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.
- Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
- Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
- При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.
- В лабораторной комнате находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.
- Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
- Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке; гасить спиртовку, накрывая её сверху колпачком.
- В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.
После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться в специальном журнале.
С первого же занятия в лаборатории обучающиеся, преподаватель и лаборант должны работать в белых халатах.
ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ В ЛАБОРАТОРИИ.
- При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.
- При горячих (термических) ожогах на обожженное место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожженное место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:
- при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,
- при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,
- при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:
- при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,
- при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.
- Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ.
Li…Rb…K…Ba…Sr…Ca…Na…Mg…Al…Mn…Zn…Cr…Fe…Cd…Co…Ni…Sn…Rb…H…Sb…Bi…Cu…Hg…Ag…Pd…Pt…Au
рН раствора
В кислых растворах рН меньше 7.
В нейтральных растворах рН равно 7.
В щелочных растворах рН больше 7.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТИОНОВ И АНИОНОВ
Определяемый ион | Реактив | Результат реакции |
Н+ | Индикаторы | Изменение окраски |
Ag+ | Cl – | Белый осадок |
Cu2+ | OH – S2 – | Синий осадок Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет. |
Fe2+ | OH – | Белый хлопьевидный осадок, на воздухе зеленеет |
Fe3+ | OH – | Осадок бурого цвета |
Zn2+ | OH – S2 – | Белый осадок, при избытке ОН- растворяется Белый осадок |
Al3+ | OH – | Осадок серого цвета, при избытке ОН- растворяется |
NH+4 | OH – | Запах аммиака |
Ba2+ | SO2 –4 | Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет |
Ca2+ | CO2 –3 | Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично- красный цвет |
Na+ |
| Цвет пламени желтый(через кобальтовое стекло) |
K+ | Цвет пламени фиолетовый(через кобальтовое стекло) | |
Cl – | Ag+ H2SO4 | Белый осадок Выделение бесцветного газа с резким запахом(HCI) |
Br - | Ag+ H2SO4 | Желтоватый осадок Выделение SO2 и Br2 (бурый цвет) |
I- | Ag+ H2SO4 | Жёлтый осадок Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет) |
SO2-3 | H+ | Выделение SO2 –газа с резким запахом, обесцвечивающим раствор фуксина |
CO2-3 | H+ | Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды |
CH3COO- | H2SO4 | Появление запаха уксусной кислоты |
NO-3 | H2SO4 (конц.) и Cu | Выделение бурого газа |
SO2-4 | Ba2+ | Белый осадок |
PO3-4 | Ag+ | Жёлтый осадок |
OH- | Индикаторы | Изменение окраски индикаторов |
Литература
основная
- Естествознание 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией проф. И.Ю.Алексашиной. М.: Просвещение, 2008
- Ю.М. Ерохин. Химия. –М., Academa, 2006.
- Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Основы общей химии. – М., Просвещение, 2006.
- Л.А. Цветков. Органическая химия. – М., Просвещение, 2006.
- М.А.Фахретдинова, Н.И.Нагимова, Л.Б.Глазунова. Лабораторные работы и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методические рекомендации. Ульяновск, 2010
дополнительная
- В.Е. Липатников, В.А. Скоробогатов. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. – М., Высшая школа, 2006.
- Справочник по химии. Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 2006.
- А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Общая химия. – С-Пб., Химия, 2007.
Лабораторный опыт №1
Тема: «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)»
Цель занятия: убедиться во влиянии температуры, концентрации веществ, катализаторов на скорость химических реакций.
Приборы и реактивы: крахмальный клейстер, раствор I2 ; раствор K I (0,4 %), HCI(раствор), CuSO4 (раствор); CuCI2 (раствор); H2O2 (раствор); Zn (гран.), пробирки, спиртовка, спички, держатель.
Задания.1. Проведите реакцию раствора иодида калия с пероксидом водорода без нагревания и при нагревании.
2. Проведите реакцию раствора соляной кислоты (разной концентрации) с цинком.
3. Проведите реакцию взаимодействия гранул цинка с раствором сульфата меди (II) и хлорида меди (II).
Выполнение опыта
1.Предварительно смешайте крахмальный клейстер с раствором иодида калия. Налейте в пробирку 2 мл данной смеси и прибавьте к ней 2 мл раствора пероксида водорода. Немного подождите. Что наблюдаете?
Затем, нагрейте содержимое пробирки в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
Отметьте время изменения цвета раствора. Составьте уравнения реакций. Сделайте обоснованные выводы.
2. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую - столько же этой кислоты (1:10).
В какой пробирке активнее протекает реакция? Что влияет на её скорость?
3. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну добавьте раствор сульфата меди (II). Что наблюдаете?
В другую пробирку добавьте раствор сульфата меди (II) и 3-4 капли раствора хлорида меди (II). Что наблюдаете?
Отметьте время происходящих изменений. Что влияет на скорость реакции? Составьте уравнения реакций. Сделайте обоснованные выводы.
Лабораторный опыт №2
Тема: «Реакции обмена в водных растворах электролитов »
Цель занятия: научиться проводить реакции обмена в водных растворах электролитов; отмечать наблюдаемые явления; составлять уравнения химической реакции в молекулярной и ионной формах.
Приборы и реактивы: набор реактивов на каждый стол (где имеются кислоты, щелочи, соли), штатив с пробирками.
Задания.1. Проведите реакцию карбоната натрия с серной кислотой.
2. Проведите реакцию гидроксида натрия с сульфатом цинка.
Выполнение опыта
1. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и прибавьте 3-4 капли раствора серной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Что наблюдаете?
Дайте обоснованный ответ.
Напишите уравнения данной химической реакции в молекулярной и ионной формах.
2. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1 мл раствора сульфата цинка. Содержимое пробирки взболтайте. Что наблюдаете?
Дайте обоснованный ответ.
Напишите уравнения данной химической реакции в молекулярной и ионной формах.
Лабораторный опыт №3
Тема: «Определение рН раствора солей»
Цель занятия: научиться определять рН раствора солей с помощью индикаторов.
Приборы и реактивы: растворы солей №1, 2, 3; индикаторы: универсальные, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус.
Задания.1. Определить реакцию среды в растворах солей №1, 2, 3, применяя индикаторы: а) универсальные; б)метилоранж; в)фенолфталеин; г)синий лакмус.
2. Составить таблицу на основании лабораторного опыта.
Выполнение опыта
1. К 6-7 каплям раствора соли под № 1 прилейте 1-2 капли синего лакмуса. Происходит ли изменение цвета раствора?
Испытайте данный раствор другими индикаторами.
Проведите аналогичные опыты с растворами солей под №2 и №3. Воспользуйтесь таблицей «Изменение цвета универсального индикатора» и определите, какой характер – кислый или щелочной – имеют исследуемые растворы солей.
2.Занесите результаты проведенных исследований в таблицу.
Индикатор | №1 | №2 | №3 |
Универсальный | |||
Фенолфталеин | |||
Метилоранж | |||
Синий лакмус |
Лабораторный опыт №4
Тема: «Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей»
Цель занятия: убедиться опытным путем, каким образом происходит вытеснение хлором брома и йода из состава их солей; научиться объяснять причину данного процесса.
Приборы и реактивы: раствор бромида калия, раствор иодида калия, хлорная вода, штатив с пробирками.
Задания.1. Подействовать хлором на соединения брома.
2. Подействовать хлором на соединения йода.
Выполнение опыта
1. Налейте в пробирку раствор бромида калия. Прилейте немного хлорной воды. Что наблюдаете? Вытесняется ли хлором бром из его соединения? Дайте обоснованный ответ.
Напишите уравнение реакции.
2. Налейте в пробирку раствор иодида калия. Прилейте немного хлорной воды. Что наблюдаете? Вытесняется ли хлором йод из его соединения? Дайте обоснованный ответ.
Напишите уравнение реакции.
Лабораторный опыт №5
Тема: «Качественная реакция на глицерин»
Цель занятия: с помощью качественной реакции научиться распознавать глицерин.
Приборы и реактивы: глицерин, вода, 10%-ные растворы гидроксида натрия и сульфата меди (II), штатив с пробирками.
Задания.1. Приготовьте раствор глицерина в воде.
2.Проведите качественную реакцию на глицерин.
Выполнение опыта
1. К 0,5 мл воды в пробирке добавьте 2 капли глицерина, содержимое взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина и снова взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина?
2. К полученному раствору глицерина прилейте 2 капли раствора сульфата меди (II) и по каплям добавляйте раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора (щелочь должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко-синего цвета. Эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).
Напишите уравнение реакции.
Лабораторный опыт №6
Тема: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)»
Цель занятия: научиться проводить опыты по определению химических свойств уксусной кислоты и подтверждать их протекание уравнениями реакций.
Приборы и реактивы: растворы уксусной кислоты, магний (стружка), гидроксид меди (II), оксид меди (II), индикатор (лакмус), посуда: пробирки, химические стаканы, штатив для пробирок, спиртовка, зажим для пробирок.
Задания.1. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с индикаторами.
2. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с металлами (Mg).
3. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основаниями (Cu(OH)2).
4. Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основными оксидами (CuO).
Выполнение опыта
1. В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?
2. В пробирку влейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Всыпьте немного стружек магния. Что наблюдаете? Как уксусная кислота реагирует с магнием? Напишите уравнения в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
3. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II).
Что наблюдаете? Как уксусная кислота взаимодействует с основаниями? Запишите уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди (II).
4. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом меди (II). Что наблюдаете?
При обычных условиях реакция идет очень медленно. Нагрейте смесь в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Как называется образовавшаяся соль? Запишите уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II).
Лабораторный опыт №7
Тема: «Обратимая и необратимая денатурация белков»
Цель занятия: научиться, с помощью характерных реакций, проводить обратимое и необратимое осаждение белков.
Приборы и реактивы: белок куриного яйца, вода, хлорид натрия, спиртовка, держатель, штатив с пробирками.
Задания.1. Провести обратимое осаждение белков.
2.Провести необратимое (необратимую денатурацию) осаждение белков.
Выполнение опыта
1.Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите в 150 мл воды.
В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка.
В другую пробирку налейте раствор хлорида натрия.
Прилейте раствор хлорида натрия к раствору белка. Что вы наблюдаете?
В эту пробирку добавьте воды. Что наблюдаете? Дайте обоснованный ответ. Изобразите схему происходящей реакции.
2. В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте в пламени спиртовки до кипения. Отметьте помутнение раствора. Охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в два раза. Почему раствор белка при нагревании мутнеет? Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой? Изобразите схему происходящей реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-134154-1540625785.jpg)
Методические указания по проведению лабораторной работы по дисциплине "Коррозия и основы гальваностегии"
К питтинговой коррозии склонно подавляющее большинство металлов и конструкционных материалов на их основе. Питгинговая коррозия возникает в морской воде, растворах солей, в охлаждающих системах холод...
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии 260807.01 Повар, кондитер
Методические рекомендациик проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии260807.01 Повар, кондитер ПМ 07. Приготовление сладких блюд и напитковМДК «Технология приготовлени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-382147-1544953658.jpg)
Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-382147-1544953658.jpg)
Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции
Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564387-1421239371.jpg)
Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине «ФИЗИКА». Раздел «Электричество».
В настоящем пособии описывается методика проведения лабораторных работ по физике, раздел «Электричество». Преподаватель дает полную информацию, какое использовать оборудование, как провести лабораторн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-677053-1474827159.jpg)
Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия"
Предлагается методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса колледжа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1045188-1541522203.jpg)
Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по естествознанию
Состав и содержание лабораторно- практических занятий должны быть направлены на формирование общих и профессиональных компетенций. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающ...