Реализация дидактических принципов в обучении математике
статья по теме
Реализация дидактических принципов в обучении математике.
Дидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно - педагогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.
Известные советские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обучения, являясь категории дидактики, характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания образования.
В методической литературе по математике общепризнанной является следующая система дидактических принципов:
1. Принцип воспитания в обучении математике.
Общей целью воспитания в школе является подготовка всесторонне развитых людей, способны построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.
2. Принцип научности в обучении математике.
Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителей на уроке; 3) выработка у учащихся учебно – исследовательских навыков и умений.
3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.
Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач в средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода изучаемому материалу.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.
Принцип систематичности и последовательности в обучении приводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически – это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.
Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя – в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т.п.
5. Принцип доступности в обучении математике.
Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определённых усилий учащихся в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.
6. Принцип наглядности в обучении математике.
Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:
Ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
Показать предмет(по возможности)в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;
Использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.
7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении математике.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объём и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко вступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.
8. Принцип прочности знаний в обучении математике.
Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности.
Учитывая все принципы и максимально изучив их на уроках я стараюсь использовать дифференцированный подход, наряду с этим прежде чем приступить к какой – либо теме ,я посвящаю внеклассное мероприятие в форме игры математика в моей профессии, что максимально стимулирует интерес учащихся, для подготовке к контрольным и самостоятельным работам я предлагаю упрощенные задания. В следствии их решения ребенок приобретает больше уверенности в себе «Я умею, я смогу », что довольно часто приносит положительный результат, а получив положительную оценку по контрольной оценивает себя на более высоком уровне. Получение успеха тянет за собой желание быть более успешным . Таким образом я получаю успешную далеко ведущую мотивацию обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_didakticheskikh_printsipov_v_obuchenii_matematike.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация дидактических принципов в обучении математике.
Дидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно - педагогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.
Известные советские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обучения, являясь категории дидактики, характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания образования.
В методической литературе по математике общепризнанной является следующая система дидактических принципов:
- Принцип воспитания в обучении математике.
Общей целью воспитания в школе является подготовка всесторонне развитых людей, способны построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.
- Принцип научности в обучении математике.
Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителей на уроке; 3) выработка у учащихся учебно – исследовательских навыков и умений.
- Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.
Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач в средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода изучаемому материалу.
- Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.
Принцип систематичности и последовательности в обучении приводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически – это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.
Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя – в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т.п.
- Принцип доступности в обучении математике.
Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определённых усилий учащихся в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.
- Принцип наглядности в обучении математике.
Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:
Ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
Показать предмет(по возможности)в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;
Использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.
- Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении математике.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объём и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко вступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.
- Принцип прочности знаний в обучении математике.
Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности.
Учитывая все принципы и максимально изучив их на уроках я стараюсь использовать дифференцированный подход, наряду с этим прежде чем приступить к какой – либо теме ,я посвящаю внеклассное мероприятие в форме игры математика в моей профессии, что максимально стимулирует интерес учащихся, для подготовке к контрольным и самостоятельным работам я предлагаю упрощенные задания. В следствии их решения ребенок приобретает больше уверенности в себе «Я умею, я смогу », что довольно часто приносит положительный результат, а получив положительную оценку по контрольной оценивает себя на более высоком уровне. Получение успеха тянет за собой желание быть более успешным . Таким образом я получаю успешную далеко ведущую мотивацию обучения.
Некоторые примеры самостоятельных работ выполняемых дома перед контрольной:
Вариант №1
1.Запишите:
Вершины: ___________________________________________
Боковые грани:_______________________________________
Основания: __________________________________________
Боковые ребра: _______________________________________
Ребра оснований: _____________________________________
Высоты: ____________________________________________
2. Найдите диагональ прямоугольного параллелепипеда и площадь его полной поверхности, если известно, что его длина равна 3 см, ширина- 4 см, высота-7 см. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.. Найдите сторону куба ABCDA1B1C1D1 и площадь его диагонального сечения, если известно, что диагональ нижнего основания равна 6см. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Найдите площадь боковой поверхности правильной пирамиды PABC, если известно, что высота основания - 12 см. Апофема пирамиды – 10 см.
5. Докажите, что боковые грани прямой правильной призмы – равные прямоугольники.
1.Закончите формулу:
а)
б) ____
в) _______
2. Найдите для функции f(x)=4x первообразную, график которой проходит через точку М (-1;4)
Решение:_____________________________________________________________________________________________________________________
3. Установить соответствие:
1) а) 1-____
2) б) 2-____
3) в) 3-____
4. Вычислите интеграл:
а) б) в)
5. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции f(x)= и опирающейся на отрезок [1,-1).
1. Закончите определение: геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и не более чем двумя поверхностями называется___________
2.Изобразите сечения конуса:
Осевое сечение конуса Сечение, перпендикулярное оси конуса
3.Найдите диаметр основания конуса, если его образующая 13 см, высота -12 см.
4. Найдите площадь основания цилиндра, если осевое сечение цилиндра -квадрат площадью 16 см2.
5.Точки А и В лежат на сфере с центром О АВ, а точка М лежит на отрезке АВ. Докажите, что если М - середина отрезка АВ, то ОМ перпендикулярно АВ.
- Решить уравнение:
Решение:____________________________________________________________________________________________________________
а), б), в) ,
2. Решить уравнение:
Решение:________________________________________________________________________________________________________________
а) б) в)
3. Решить уравнение:
Решение:_____________________________________________________________________________________________________________
Каждые полгода я провожу диагностику мотивации наших студентов.
По результатам диагностики учащиеся разделились на группы:
- положительно относятся к учёбе, мотивации имеет далеко идущие цели.
- отрицательное отношение к учёбе, мотивация ограничивается желанием окончить учебное заведение.
- отрицательное отношение к учёбе, мотивационные цели отсутствуют.
Уже к концу первого курса, студентов имеющих направленную мотивацию увеличилось на 20%.
Но как бы не рос процент мотивации в лучшую или худшую сторону я считаю использование всех вышеописанных приемов целесообразны и направлены на успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические принципы, их характеристика и применение в учебном процессе».
Раскрытие понятия и роли дидактических принципов, особенности их применения в педагогической практике...
Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы
Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно п...
Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
Мониторинг материала по теме: «Индивидуальный подход в системе дидактических принципов» Индивидуальный подход в системе дидактических принциповСпецифика познания, во...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Тема выступления: «Дидактические принципы организации самостоятельной работы студентов»доклад
Доклад выступления на ПЦК...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....