Внеклассное мероприятие по химии на тему "Вода"
методическая разработка по теме
Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия по теме "Вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_po_khimii_itog.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект вечера по химии на тему «Вода»
Система целей к мероприятию:
- Общая дидактическая цель (ОДЦ): обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.
- Триединая дидактическая цель (ТДЦ)
- Образовательный аспект: создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний по теме.
- знания: состав, строение, свойства, получение, применение.
- понимание: взаимосвязь строения вещества с его свойствами.
- применение: использование принципа установления связей при использовании вещества в народном хозяйстве.
Обобщение: решение познавательных, экспериментальных и проблемных задач.
Развивающий аспект: создать условия для развития теоретического мышления, коммуникативных умений, грамотного химического языка, установления причинно-следственных связей. Прививать навыки самостоятельной работы, комментированного управления, адекватной самооценки. Подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды. Формирование целостного восприятия окружающего мира.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания научной и учебной литературы, химических явлений с изучаемыми объектами, чувство само- и взаимоуважения в условиях работы в группах или парах, а также благодарности за результат учебного труда.
Планируемые результаты обучения (ПРО).
Требования к усвоению теоретического учебного материала.
- Знать виды химической связи, электронное, пространственное строение молекул неорганических веществ и их влияние на свойства. Особенности строения атомов химических элементов и свойства образуемых ими соединений.
- Уметь разъяснить причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
Требования к усвоению фактов.
- Знать состав, строение, свойства изученного вещества.
- Уметь объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами химические свойства воды и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
- Знать о нахождении воды в природе и её значении для живых организмов.
Требования к выполнению химического эксперимента.
- Знать правила работы с неорганическими веществами и оборудованием.
- Уметь практически определять некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
- Проводить лабораторные исследования, определяющие свойства воды.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и интеграции знаний.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Подведение обучающихся к основному этапу: актуализация ранее полученных знаний и умений, мотивация выполнения работы.
- Обобщение знаний по теме.
- Защита материалов презентаций.
- Обсуждение, взаимопроверка, коррекция ошибок.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: проблемный, описательно-иллюстративный, программированный.
Формы реализации методов: мыслительный диалог-беседа, самостоятельная работа.
Материально-техническое оборудование урока.
Раздаточный материал: рабочие листы с вопросами и заданиями; карты самооценки и самоконтроля.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Химическое оборудование: набор реактивов, лабораторная посуда.
Информационные ресурсы: электронная презентация по теме.
Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная, программированная.
Оформление доски: тема урока, девиз урока, название блоков, домашнее задание.
Ход урока
Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».
Вступительное слово.
Стихотворение о дистиллированной воде (поэт Л. Мартынов)
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде!
Учитель:
Внимание!
Химический вечер, проводимый на тему «Вода», разрешите считать открытым ! Химическое вещество «вода» всем присутствующим хорошо известно, и на первых порах кажется ,что в этом веществе нет нечего интересного, но на самом деле, если всмотреться более внимательно в свойства, значение и состав воды, то мы сможем обнаружить в этом знакомом для нас веществе очень много таких качеств, которые мы часто не замечали , а может быть, просто еще не узнали.
На самом деле вода не такое уж малозначимое вещество! Этот природный продукт имеет очень большое значение для науки, техники и культуры человека.
Посмотрите на эту прозрачную жидкость (поднимает стакан с водой).
Вода состоит из водорода и кислорода. В свободном состоянии водород хорошо горит, кислород хорошо поддерживает горение, а смешанные дают сильный взрыв,
Но всем хорошо известно, что водой всегда тушат горящие предметы, тушат пожар, за исключением тех веществ, которые, будучи в жидком виде, легче воды (керосин, нефть)
Вода- самое распространенное вещество на поверхности земли. Вода приводит в движение мертвую природу, осуществляет развитие живой природы. А какое огромное значение имеет вода в спорте, в медицине и для здоровья человека!
Вот почему мы решили провести химический вечер на тему «Вода»
Сейчас мы проведем опыты с водой.
«Догадайся, чем я зажгу костер?»
На асбестовой сетке приготавливается из спичечных лучинок (без зажигательных головок) костер. Под лучинки на асбест кладется 1-2г смеси марганцовокислого калия с концентрированной серной кислотой. Для зажигания такого костра из склянки берут длиной стеклянной трубочкой «воду» (т.е этиловый спирт) и сверху над костром выливают, стараясь попасть на смесь.
От окислительной смеси загорается спирт, а вместе с этим загорается и весь костер.
«Какую воду я наливала?».
Четыре стакана наполнены растворами; первый- фиолетовыми чернилами, второй- синим лакмусом, третий- фенофталеином (малинового цвета от присутствия раствора едкого натра) и четвертый- хлорной водой .Из четвертого стакана доливают житкость в первые три раствора. Окрашенные растворы становятся бесцветными.
«Какое важное свойство воды здесь показано?» (Вода — растворитель) На столе, покрытом белой бумагой, выставляются восемь стаканов. Позади ставят белый экран. Что помещают в каждый стакан и что получается, показано на схеме:
Порошок азотно- Порошок Порошок -
кислого никеля сернокислой азотнокислого Красной кровяной
меди кабальто соли
Вода Вода вода Ра-ор азот
нокислого висмута
Зеленый Голубой Розовый Желтый
Раствор раствор раствор раствор
красной едного красной соляной
кровяной натра кровяной кислоты.
соли соли
Раствор Раствор 0,1/% Раствор
окисного фенолфта раствор фиолетовых
сернокислого лена хлорного чернил
железа железа
синий красный синий зеленый
(Цвета растворов)
«Какое свойство воды показано»
(Вода — катализатор)
В извести цинк и йод соответственного уравнению реакции Zn+Y2 ZnY
В ступке размельчите йод. Смешайте с цинковой пылью ступку или фарфоровую чашку поставьте в катализатор. Пипеткой налейте 5-6 капель воды, накройте колоколом, если закроется- выделяется много паров йода.
«Как перелить жидкость?»
В колбе находится вода, а в химическом стакане- керосин .Оба сосуда емкостью по 0,5л и наполнены почти до верхнего края. Требуется воду перелить в стакан, в котором находится керосин ,а керосин перелить в колбу ,где помещается вода. Третьего сосуда нет. Как это сделать?
«Как пробирку наполнить водой?»
В стеклянной ванночке налита вода, едва покрывающая лежащую в ней пробирку. пробирку необходимо наполнить доверху водой. Как это можно сделать?
А теперь проведем викторину:
вопросы химической викторины.
- Какие существуют два наиболее употребительных способа разложения воды в технике и лаборатории?
- Что получиться, если смешать 2л водорода и 1л кислорода?
- Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метерологии.
- Назовите не менее шести специальностей, связанных с водой?
- Видимая вода в воздухе?
- Вода в предметах, которая обнаруживается на ощупь?
- Вода в воздухе в виде игольчатых кристаллов?
- Назовите девять сооружений или приспособлений по использованию воды?
- Можно ли постоянно нить дистиллированную воду?(Вредно из-за отсутствия в ней растворенных природных солей)
- Какие сухие соли содержат воду?(кристаллогидраты)
- Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит?(жженную известь)
Ответы:
Как перелить жидкости?
По удельному весу вода тяжелее керосина, поэтому колбу с водой прикрыть бумагой, опрокинуть и горлышко колбы опустить в стакан с керосином, то в таком случае вода начнет из колбы опускаться в стакан , а керосин начнет заполнять колбу. Так две жидкости поменяются местами.
Как пробирку наполнить водой?
Если пробирка лежит на боку в вам почке и покрыта водой, то ее следует взять с данной стороны и поставить вертикально вверх дном, не вынимая из воды, а потом пробирку закрыть пальцем и поставить вниз дном.Можно пробирку просто закрыть пальцем под водой.
Ответы на химическую викторину.
1.В технике водяными парами действуют на раскаленный уголь и получают водяной газ, из которого можно выделить водород. Если через накаленную железную трубку пропускать водяные пары, то при этом происходит окисления железа и за счет разложения воды выделяется водород .Воду можно размешать постоянным электрическим током .
2.Гримучий газ
3.Пар,лед,снег,туман,иней,град,облака,тучи.
4.Водолаз,водник,водопроводчик,водовоз,матрос водное, матрос.
5.Туман.
6.Волга.
7.Иней.
8.Водяная мельница, водяная электростанция,пороход,гидроплан,гидросамолет,пруд,канал,плотина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по биологии и химии «ЧП В ГОСУДАРСТВЕ «ОРГАНИЗМ»
Иногда скучно обучающимся воспринимать информацию на уроке от учителя. И внеклассная работа вызывает особый интерес к предмету. Спектакль преподносит информацию в игровой форме, где сами студент...
Сценарий внеклассного мероприятия по химии "Химия за чайным столом"
Сценарий может быть использован при проведении недели химии преподавателями колледжей или учителями химии....
Внеклассное мероприятие - игра КВН "На перекрёстках физики и химии"
Внеклассное мероприятие по предмету «физика»:ИГРА КВН «На перекрёстках физики и химии»....
Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных – химиков, проследить связь между наукой «Химия» и по...
Внеклассное мероприятие "Удивительный мир химии"
для студентов 2 курса...
внеклассное мероприятие. Викторина "Химия в профессии"
Викторина. Для учащихся 8-9 класс и обучающихся СПО 1-2 курс. Связь химии и профессий повар, портной, строитель....