РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 6 КЛАСС
рабочая программа по теме
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе программ по технологии к учебнику по Технологии под редакцией Симоненко В.Д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе программ по технологии к учебнику по Технологии под редакцией Симоненко В.Д.
Количество учебных часов:
В год – 68 ч (2 часа в неделю),
В том числе:
Контрольных работ-4
Практических работ - 28
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
Базовыми для рабочей программы для 6 класса являются разделы «Кулинария», «Основы материаловедения», «Ручные работы», «Основы машиноведения», «влажно-тепловые работы», «Технология изготовления швейного изделия (юбка)», «Технология изготовления изделий из лоскутов», «Технология вышивания», «Уход за одеждой», «Технология ведения дома. Интерьер кухни, столовой», «Творческий проект».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
6 класс
Учащиеся должны знать:
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;
способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;
виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья;
правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;
способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;
правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;
способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;
принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;
композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования; к легкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении клиньевых и конических юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;
назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные технологические приемы обработки сорочки;
правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки сорочки;
Учащиеся должны уметь:
определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;
определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки;
проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий; варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;
приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;
определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;
регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;
подбирать ткань и отделку для изготовления сорочек, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи юбок, моделировать юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;
выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать юбку;
готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать юбку, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия.
Формы организации обучения
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый
Нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Тематический план изучения дисциплины
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Сроки прохождения | Контрольные работы | Сроки прохождения |
1 | Вводное занятие | 2 ч | 3.09 | ||
2 | Кулинария. | 14 ч | 10.09-22.10 | Контрольная работа № 1 | 22.10 |
3 | Основы материаловедения | 6 ч | 29.10-26.11 | Контрольная работа № 2 | 14.01 |
4 | Швейная машина | 6 ч | 3.12-17.12 | ||
5 | Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения. | 3ч | 24.12-14.01 | ||
6 | Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка | 5 ч | 14.01-28.01 | Контрольная работа № 3 | 18.02 |
7 | Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды | 5ч. | 4.02-18.02 | ||
8 | Проектирование и изготовление изделия (юбки) | 23 ч | 18.02-20.05 | Контрольная работа № 4 | 27.05 |
9 | Защита проекта | 1ч | 27.05 | ||
Итого: | 68 ч |
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебники
Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2006.-208с
Учебные пособия
Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия для педагогов
1. Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2007-281с.
2. Предметные недели в школе 5-11 класс
3. Журнал «Школа и производство».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
- Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.
- Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.
- Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
- Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.
- Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
- Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
- Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005
- Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.
- Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
- Энциклопедия здорового питания. [Электронный ресурс]. ООО «Медиа-сервис», 2000.
- Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
- Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
- Практическая энциклопедия садовода. [Электронный ресурс]. Компания «Одиссей», 2006.
- Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.
Содержание программы
Раздел 1. Введение.(2 часа)
Тема 1. Безопасная работа. На уроках технологии (2 часа)
Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда. правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Раздел 2. Кулинария (14 часов)
Тема 2. Общие сведения о питании и приготовлении пищи (2 часа)
Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи Минеральные соли, микроэлементы и макроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Соли кальция, калия, натрия, железа, йода. Их значение для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Основные понятия темы: минеральные соли, микроэлементы, макроэлементы, суточная потребность.
Тема 3.Блюда из молока (2 часа)
Значение молока и молочных продуктов в питании. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока и химический состав. Способы определения качества молока. Условия и способы его хранения. Первичная обработка молока. Приготовление блюд из молока. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами. Санитарно-гигиенические требования. Посуда для варки молочных блюд.
Основные понятия темы: молочные продукты, стерилизация, пастеризация, кисломолочные продукты.
Практическая работа № 1 № «Приготовление блюд из молока»
Тема 4. Рыба и морепродукты. Обработка рыбы (2 час)
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Возможности кулинарного использования рыбы и морепродуктов. Условия и сроки хранения рыбы: живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, солёной и рыбных консервов. Методы определения качества рыбы. Первичная обработка рыбы. Приготовление блюд из вареной, жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Тепловая обработка. Виды жаренья. Правила подачи рыбных блюд. Рыбные блюда.
Основные понятия темы: нерыбные продукты моря, условия и сроки хранения.
Практическая работа № 2 «Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов»
Основные понятия темы: методы определения качества.
Тема 5. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа)
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Посуда и инвентарь для варки каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу
Основные понятия темы: каши, бобовые, макаронные изделия.
Практическая работа № 3 «Приготовление макарон с сыром»
Тема 6. Изделия из жидкого теста. (2 часа)
Первичная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий, блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.
Основные понятия темы: блины, опара, оладьи, дрожжи, пищевая сода.
Практическая работа № 4 «Приготовление блюд из жидкого теста»
Тема 7. Сладкие блюда и напитки (2 часа)
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала и его свойства. Приготовление киселей различной консистенции. Условия сохранения витаминов при первичной и тепловой обработке фруктов и ягод. Донские рецепты третьих блюд.
Основные понятия темы: компот, кисель, крахмал, консистенция. Взвар
Практическая работа № 5 «Приготовление киселя и компота»
Тема 8. Сервировка стола к ужину. Элементы этикета (1 час)
Подготовка стола к ужину, расположение приборов на столе Прием гостей, подарки, музыкальное оформление. Приготовление ужина
Основные понятия темы: сервировка, этикет, музыкальное сопровождение
Тема 9. Контрольная работа № 1 «Кулинария» (1 час)
Раздел 3.Основы материаловедения (8 часов)
Тема 10. Натуральные волокна животного происхождения (2 часа)
Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Полотняное переплетение
Основные понятия темы: прядение, ткачество, ассортимент.
Практическая работа № 6 «Сравнение шерсти и натурального шелка»
Тема 11. Саржевое и атласное ткацкое переплетения. Дефекты ткани (2 часа)
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Дефекты ткани. Основные понятия темы: переплетения: саржевое и атласное, раппорт, дефекты
Практическая работа № 7 «Выполнение из бумаги макетов ткацких переплетений»
Тема 12. Лицевая и изнаночная стороны тканей (2 часа)
Лицевая и изнаночная сторона ткани. Основная и уточная нити в ткани.
Основные понятия темы: долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона,
Практическая работа № 8 «Определение сторон тканей»
Тема 13. Свойства тканей (2 часа)
Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Ткани для изготовления рабочей одежды. Ассортимент х/б и льняных тканей. Сравнительная характеристика свойств х/б, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Краткие сведения об ассортименте тканей.
Основные понятия темы: свойства: механические, гигиенические, физико-механические, эксплуатационные.
Практическая работа № 9 «Изучение свойств тканей»
Раздел 4.Швейная машина (6 часов)
Тема 14. Швейная машина (2 часа)
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длина стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей, регулятора строчки, ширины «зиг-зага»). Регулировка качества машинной строчки путем изменения силы натяжения верхней и нижней нитей.
Основные понятия темы регулятор длины стежка, регулятор вида строчки, регулятор натяжения верхней нити, регулятор натяжения нижней нити
Практическая работа № 10 «Регулировка качества машинной строчки».
Тема 15. Устройство и установка машинной иглы (2 часа)
Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной её установкой.
Основные понятия темы машинная игла, длинный желобок, короткий желобок, острие, ушко, колба, лыска.
Практическая работа № 11 «Подбор и установка машинной иглы»
Тема 16. Практическая работа № 12 «Выполнение образцов машинных швов» (1час)
Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения.
Основные понятия темы: швы: настрочной, встык, накладной.
Тема 17. Уход за швейной машиной (1 час)
Правила ухода за швейной машиной. Чистка и смазка. Основные узлы для смазки.
Основные понятия темы: чистка, смазка.
Раздел 5.Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения (3 часа)
Тема 18. Понятие о композиции. Освещение, отделка квартиры (1 час)
Значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере.
Основные понятия темы: интерьер, виды размещения оборудования, бра, торшер
Тема 19. Коллекции. Гигиена жилища (1 час)
Виды коллекций. Санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений
Основные понятия темы: коллекционирование, генеральная уборка
Практическая работа № 13 «Изготовление макета оформления окна»
Тема 20. Контрольная работа № 2 «Основы материаловедения. Швейная машина. Интерьер» (1 час)
Раздел6. Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка (5 часов)
Тема 21 Подготовка к вышивке (1 час)
Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ. Размер стежков .Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке
Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления, стежок, длина стежка, орнамент, ритм, раппорт канва
Тема 22. Счетные швы (1 час)
Размер стежков. Композиция, ритм, хроматические и ахроматические цвета орнамент, вышивке раппорт в, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы уменьшения и увеличения рисунка Технология выполнения двухсторонней и цветной художественной глади. Техника смещенной глади.
Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления, стежок, длина стежка, орнамент, ритм, раппорт, хроматические и ахроматические цвета
Практическая работа № 14 (1,2,3) «Выполнение образцов вышивки» (3 часа)
Раздел 7. Уход за одеждой и обувью. (5 часов)
Тема 23. Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.
Уход за обувью (2 часа)
Уход за одеждой и обувью. Виды ярлыков, символы по уходу за одеждой. Стирально-моющие средства по уходу за одеждой. Виды фурнитуры.
Основные понятия темы: ярлык, фурнитура
Практическая работа № 15. «Символы на маркировочных лентах одежды»
Тема 24. Ремонт одежды (2часа)
Способы пришивания пуговиц.
Основные понятия темы: виды фурнитуры
Практическая работа № 16 «Пришивание фурнитуры»
Тема 25. Контрольная работа № 3 «ДПТ. Ремонт и уход за одеждой и обувью» (1 час)
Раздел 8. Проектирование и изготовление изделия ( юбки). (26 часов)
Тема 26. Одежда и требования к ней. (1 час)
Юбки в казачьем костюме Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические).
Основные понятия темы: эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования.
Тема 27. Снятие мерок для построения чертежа юбки (2 часа)
Мерки необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани.
Основные понятия темы: мерки, условные обозначения, прибавки на свободу облегания.
Практическая работа № 17 «Снятие мерок»
Тема 28. Конструирование юбок. Построение чертежа юбки (2 часа)
Последовательность построения чертежа основы юбки. Выбор модели юбки. Расчетные формулы. Построение чертежа основы юбки в масштабе 1:4 в рабочей тетради и в натуральную величину.
Основные понятия темы: расчетная формула, масштаб.
Практическая работа № 18 «Конструирование юбки»
Тема 29. Моделирование (1час)
Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные и короткие, в форме колокола). Способы моделирования конической юбки (горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бедер, расширение клина от линии талии, расширение дополнительными клиньями). Выбор модели юбки. Моделирование юбки.
Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные и короткие, в форме колокола). Способы моделирования клиньевой юбки (горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бедер, расширение клина от линии талии, расширение дополнительными клиньями). Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою.
Основные понятия темы: дополнительный клин, расширение, заужение
Практическая работа № 19 «Моделирование юбки»
Тема 30.Практтическая работа № 20 «Изготовление лекал выбранной модели» (1 час)
Тема 31. Расчет количества ткани для юбки и раскрой (2 часа)
Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.
Основные понятия темы: раскладка, обмеловка, раскрой.
Тема 32. Практическая работа № 21 «Раскладка лекал деталей юбки на ткани и раскрой».
Тема 33. Подготовка деталей кроя к сметыванию (2 часа)
Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя.
Основные понятия темы: контурные и контрольные линии, детали кроя
Практическая работа № 22 «Прокладывание контурных и контрольных линий на деталях кроя»
Тема 34 Подготовка юбки к примерке и проведение примерки. Исправление дефектов (2 часа)
Правила проведения примерки, определение дефектов
Основные понятия темы: примерка, дефекты
Практическая работа № 23 «Сметывание. Проведение примерки. Испарвление дефектов»
Тема 35. Обработка вытачек (2 часа)
Технология обработки вытачек. Зависимость величины вытачек от модели и от размера фигуры. Складки - как разновидность вытачек. Односторонние, встречные, банковые. Технология обработки складок.
Основные понятия темы: вытачки, складки.
Практическая работа № 24 «Обработка выточек»
Тема 36. Соединение и обработка боковых срезов (2 часа)
Технология обработки боковых срезов
Основные понятия темы: боковые срезы
Практическая работа № 25 «Обработка боковых срезов»
Тема 37. Обработка застежки-молнии в боковом шве (2 часа)
Различные способы обработки застежки. Расположение застёжек. Замок-молния. Способы обработки застежки на тесьму-молния.
Основные понятия темы: застежка в боковом шве, тесьма-молния.
Практическая работа № 26 «Обработка застежки»
Тема 38. Обработка пояса и верхнего и нижнего среза юбки (4 часа)
Технология обработки верхнего среза юбок. Формы поясов. Расчет длины пояса. Обработка пояса. Соединение пояса с верхним срезом юбки. Способы обработки нижнего среза юбок. Необходимость осноровки юбки. Обработка нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. ТУ на обработку низа. Пришивание пуговицы, обработка петли. Художественная отделка изделия. ВТО. Контроль качества готового изделия.
Основные понятия темы: пояс, прокладочный материал, обтачивание пояса, осноровка, ВТО, контроль качества
Практическая работа № 27 «Обработка пояса, верхнего и нижнего среза юбки»
Тема 39. Обработка петли и пришивание пуговицы. Окончательная обработка изделия (1 час)
Художественная отделка юбки. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.
Основные понятия темы: отделка, контроль качества.
Практическая работа № 28. «Обработка петли. Контроль качества готового изделия»
Тема 40. Контрольная работа № 4 «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)» (1 час)
Раздел 9. Творческое проектирование
Тема 41. Защита проекта (1 час)
Обобщение полученных знаний. Представление собственной работы. Обоснование выбора материалов, технологий. Экологическая и экономическая оценка. Рекламный проспект.
Основные понятия темы: обоснование, рекламный проспект.
Календарно-тематическое планирование 6 класс | ||||||||
№ урока | Подразделы и темы | Кол-во часов | Сроки изучения | Практические работы | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Домашнее задание | |
По плану | Фактически | |||||||
Часть 1. Введение 2 ч | ||||||||
1-2 | Введение. Безопасная работа на уроках технологии. | 2 | 3.09 | 3.09 | Содержание программы, правила санитарии, гигиены и техники безопасности. | Соблюдать правила техники безопасности | Конспект | |
Глава 2. Кулинария 14ч | ||||||||
3-4 | Общие сведения о питании и приготовлении пищи. | 2 | 10.09 | 10.09 | Содержание минеральных солей в продуктах, их роль в жизнедеятельности организма. Суточная потребность. | Закладывать на хранение овощи и фрукты. самостоятельно составлять меню, обеспечивающее суточную потребность в минеральных солях. | §20 стр.120-122. | |
5 | Блюда из молока. | 1 | 17.09 | 17.09 | Значение молока в жизни человека его питательная ценность, определение качества молока, способы его хранения. | Определять качество молока. | §21 стр. 122-124 | |
6 | 1 | 17.09 | 17.09 | Пр/р № 1 «Приготовление блюд из молока» | Технология приготовления блюд из молока. | Приготавливать блюда из молока. | Стр. 125-126 | |
7 | Рыба и морепродукты. Обработка рыбы. | 1 | 24.09 | 24.09 |
| Пищевая ценность рыбы для организма человека. | Определять свежесть рыбы, срок годности консервов. | §22-24, стр. 126-131 |
8 | 1 | 24.09 | 24.09 | Пр/р № 2 «Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.» | Разделка рыбы. Правила варки и жаренья. | Производить разделку рыбы, приготавливать простейшие блюда из рыбы. | §25, стр. 132-138 | |
9 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 1 | 1.10 | 1.10 |
| Пищевая ценность круп. | Самостоятельно варить блюда из круп и бобовых изделий. | Стр. 139-143 |
10 | 1 | 1.10 | 1.10 | Пр/р № 3 «Приготовление макарон с сыром» | Первичная обработка, правила варки. | Самостоятельно варить блюда из круп и бобовых изделий. | Стр. 144-146 | |
11 | Изделия из жидкого теста. | 1 | 8.10 | 8.10 |
| Способы приготовления теста для блинов, оладий. Технология выпечки. Питательная ценность муки, её первичная обработка | Самостоятельно выпекать блины, | §26,стр.138-146 |
12 | 1 | 8.10 | 8.10 | Пр/р № 4 «Приготовление блюда из жидкого теста» | Способы приготовления теста для блинов, оладий. | Самостоятельно выпекать блины, | Стр. 148-149 | |
13 | Сладкие блюда и напитки. | 1 | 15.10 | 15.10 | Продукты необходимые для приготовления сладких блюд. Виды крахмала, консистенция киселей, первичная обработка ягод и фруктов. | Знать технологию приготовления сладких блюд и уметь их приготавливать | § 27, стр. 150-151 | |
14 | 1 | 15.10 | 15.10 | Пр/р №5 «Приготовление киселя и компота» | Приготовление киселя и компота | Знать технологию приготовления сладких блюд и уметь их приготавливать | Стр. 152-153 | |
15 | Сервировка стола к ужину. Элементы этикета. | 1 | 22.10 | 22.10 | Расположение приборов на столе. Правила приглашения гостей, о подарках, музыкальное оформление | Сервировать стол, встречать гостей, принимать и дарить подарки, правила этикета за столом. | § 28, стр. 154-156 Повторить § 20-28 | |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Кулинария». | 1 | 22.10 | 22.10 | ||||
Глава 3. Основы материаловедения 6 ч | ||||||||
17 | Натуральные волокна животного происхождения. | 1 | 29.10 | 29.10 | §1, стр. 5 – 8 | |||
18 | 1 | 29.10 | 29.10 | Пр/р № 6 «Сравнение шерсти и натурального шелка» | Как распознавать волокна и нити хлопка, шерсти, льна, шёлка. | Распознавать волокна и нити хлопка, шерсти, льна, шёлка. | Стр. 8-9 | |
19 | Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей. | 1 | 12.11 | 12.11 |
| Признаки образования ткацкого саржевого переплетения | Находить дефекты ткани | §2, стр. 9 – 13 |
20 | 1 | 12.11 | 12.11 | Пр/р № 7 «Выполнение из бумаги макетов ткацких переплетений» | Выполнение из бумаги макетов саржевого, сатинового и атласного переплетений | Выполнить макет саржевого переплетения | Стр. 13-14 | |
21 | Лицевая и изнаночная стороны тканей. | 1 | 19.11 | 19.11 |
| Признаки лицевой и изнаночной сторон | Определять лицевую и изнаночную стороны | §3, стр. 15 – 18 |
22 | 1 | 19.11 | 19.11 | Пр/р № 8 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей» | ||||
23 | Свойства тканей. | 1 | 26.11 | 26.11 | Свойства тканей: механические, физические, технологические | Отличать шерстяные ткани от шелковых | Стр. 16-20 | |
24 | 1 | 26.11 | 26.11 | Пр/р № 9 «Изучение свойств тканей» | ||||
Глава 4. Швейная машина 6 ч | ||||||||
25 | Регуляторы швейной машины и иглы. | 1 | 3.12 | 3.12 |
| Качественная строчка, регулятор длины стежка, регулятор натяжения верхней нити, регулятор натяжения нижней нити, дефекты машинной строчки, | Устанавливать иглу, регулировать длину стежка, соблюдать правила безопасной работы | §4, стр. 21-23 |
26 | 1 | 3.12 | 3.12 | Пр/р № 10 «Регулировка качества машинной строчки» | Способы устранения дефектов строчки, безопасная работа при выполнении машинных работ | Регулировать длину стежка, соблюдать правила безопасной работы | Стр. 24 | |
27 | Устройство и установка машинной иглы. | 1 | 10.12 | 10.12 |
| устройство машинной иглы, уход за швейной машиной | Устанавливать иглу, регулировать длину стежка, соблюдать правила безопасной работы | §5, стр. 25-28 |
28 | 1 | 10.12 | 10.12 | Пр/р № 11 «Подбор и установка машинной иглы» | Правила подбора и установки машинной иглы | Подобрать и установить машинную иглу | Стр. 29 | |
29 | 1 | 17.12 | 17.12 | Пр/р № 12 «Выполнение образцов машинных швов» | Правила выполнения образцов машинных швов | Выполнить образцы машинных швов | Стр. 29-30 | |
30 | Уход за швейной машиной. | 1 | 17.12 | 17.12 | Неполадки швейной машины, | Ухаживать за швейной машиной. | §6, стр. 31-32 | |
Глава 5. Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения. 3 ч | ||||||||
31 | Понятие о композиции. Освещение, отделка квартиры. | 1 | 24.12 | 24.12 | Понятие о композиции в интерьере, зонирование, освещение жилого дома, отделка квартиры, подготовка к ремонту | Выполнять эскизы жилых помещений. | §29-31, стр.157 – 169 | |
32 | Коллекции. Гигиена жилища. | 1 | 24.12 | 24.12 | Пр/р № 13 «Изготовление макета оформления окна» | Что называют коллекционированием. Санитарно-гигиенические требования предъявляемые к уборке помещения | Проводить генеральную уборку в помещении. | §32-33, стр.169-172 |
33 | Контрольная работа № 2 по темам: «Основы материаловедения. Швейная машина. Интерьер». | 1 | 14.01 | 14.01 | ||||
Глава 6. Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка 5 ч | ||||||||
34 | Подготовка к вышивке. | 1 | 14.01 | 14.01 | Композиция, орнамент, симметрия, раппорт, канва | Выполнять шов «Крест» | §14-15, стр. 94-104, | |
35 | Счетные швы. | 1 | 21.01 | 21.01 | Хроматические и ахроматические цвета, тёплые и холодные цвета, цветовой тон | Выполнять шов «Крест» | §16-17, стр.99 ткань, пяльца, мулине. игла | |
36-38 | Выполнение образцов вышивки. | 3 | 21.01 28.01 28.01 | 21.01 28.01 28.01 | Пр/р № 14.1, 14.2, 14.3 «Выполнение образцов вышивки» | Композиция, орнамент, симметрия, раппорт, канва Хроматические и ахроматические цвета, тёплые и холодные цвета, цветовой тон | Выполнять шов «Крест» | 1Ур.Стр. 104 2-3 Ур Выполнить шов крест |
Глава 7. Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды 5 ч | ||||||||
39 | Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей. Уход за обувью. | 1 | 4.02 | 4.02 | Ярлык; символы по уходу за одеждой; Стирально-моющие средства по уходу за одеждой; фурнитура | Ухаживать за одеждой и обувью | §18, стр. 106-111 | |
40 | 1 | 4.02 | 4.02 | Пр/р № 15 «Символы на маркировочных лентах одежды» | Ярлык; символы по уходу за одеждой | Ухаживать за одеждой и обувью | Стр. 108-109 | |
41 | Ремонт одежды. | 1 | 11.02 | 11.02 |
| Способы пришивания пуговиц; виды застёжек | Пришивать фурнитуру любого типа, производить ремонт одежды. | §19, стр. 112-116 |
42 | 1 | 11.02 | 11.02 | Пр/р № 16 «Пришивание фурнитуры» | Способы пришивания пуговиц; | Пришивать фурнитуру любого типа, производить ремонт одежды. | Стр. 116-119 (подготовка к к/р) | |
43 | Контрольная работа № 3 по темам: «ДПТ. Ремонт и уход за одеждой и обувью». | 1 | 18.02 | 18.02 | ||||
Глава 8. Проектирование и изготовление изделия (юбки 23 ч) | ||||||||
44 | Одежда и требования к ней. | 1 | 18.02 | 18.02 | Требования, предъявляемые к одежде. Конструкции юбок. Бельё. Нижняя и верхняя одежда. Конструкции юбок; покрой, форма. | Определять конструкции юбок. | § 7,9, стр. 33-35 | |
45 | Снятие мерок для построения чертежа юбки. | 1 | 25.02 | 25.02 |
| Проектирование, Конструирование, мерки необходимые для построения чертежа юбки, прибавки на свободу облегания. | Правильно снимать мерки с фигуры человека. | §8, стр. 35-36 |
46 | 1 | 25.02 | 25.02 | Пр/р № 17 «Снятие мерок». | Мерки необходимые для построения чертежа юбки, прибавки на свободу облегания. | Правильно снимать мерки с фигуры человека. | Стр. 37-38 | |
47 | Конструирование юбок. Построение чертежа юбки. | 1 | 4.03 | 4.03 | Последовательность построения чертежа; расчётные формулы | Строить чертёж юбки в М1:1 и в М1:4 | §9, стр. 38-49 | |
48 | 1 | 4.03 | 4.03 | Пр/р № 18 «Конструирование юбки» | Последовательность построения чертежа; расчётные формулы | Строить чертёж юбки в М1:1 и в М1:4 | Стр. 49-50 | |
49 | Моделирование. | 1 | 11.03 | 11.03 | Пр/р № 19 «Моделирование юбки» | Способы моделирования | Моделировать юбку выбранного фасона. | §10, стр. 50-65 |
50 | 1 | 11.03 | 11.03 | Пр/р № 20 «Изготовление лекал выбранной модели» | Порядок изготовление лекал выбранной модели | Изготовить лекалы выбранной модели | Стр. 65- 68 | |
51 | Расчет количества ткани для юбки и раскрой. | 1 | 18.03 | 18.03 |
| Расчёт ткани» подготовка выкройки и ткани к раскрою; раскладка выкройки на ткань. Раскрой. Способы настила ткани для раскроя, припуски на швы, детали кроя | Правильно рассчитать количество ткани необходимой для изготовления юбки | §12, стр. 82-85 |
52 | 1 | 18.03 | 18.03 | Пр/р № 21 «Раскладка лекал деталей юбки на ткани и раскрой» | Правила расклада лекал деталей юбки на ткань и правила раскроя | Подготовить выкройку к раскрою, подготовить ткань к раскрою, производить раскрой юбки. | Стр. 85-86 | |
53 | Подготовка деталей кроя к смётыванию. | 1 | 8.04 | 8.04 | Перенос контурных и контрольных линий на ткань, подготовка деталей кроя к обработке. | Подготавливать детали кроя к смётыванию | §13, стр. 86-87 | |
54 | 1 | 8.04 | 8.04 | Пр/р № 22 «Прокладывание контурных и контрольных линий на деталях кроя» | Перенос контурных и контрольных линий на ткань, подготовка деталей кроя к обработке. | Подготавливать детали кроя к смётыванию | Стр. 86-87 | |
55 | Подготовка юбки к примерки и проведение примерки. Исправление дефектов. | 1 | 15.04 | 15.04 | Правила подготовки юбки к примерки. Правила проведения первой примерки. Исправление дефектов. Баланс изделия. Места где чаще всего возникают дефекты | Проводить примерку, устранять дефекты, производить смётывание деталей юбки. | §13, стр. 87-91 | |
56 | 1 | 15.04 | 15.04 | Пр/р № 23 «Смётывание. Проведение примерки. Исправление дефектов» | Правила подготовки юбки к примерки. Правила проведения первой примерки. Исправление дефектов. Баланс изделия. Места где чаще всего возникают дефекты | Проводить примерку, устранять дефекты, производить смётывание деталей юбки. | Стр. 87-91 | |
57 | Обработка вытачек. | 1 | 22.04 | 22.04 | Последовательность обработки вытачек | Производить обработку вытачек | §11, стр.67-69 | |
58 | 1 | 22.04 | 22.04 | Пр/р № 24 «Обработка вытачек». | Последовательность обработки вытачек | Производить обработку вытачек | Повторить стр.67-69 | |
59 | Соединение и обработка боковых срезов. | 1 | 29.04 | 29.04 | Последовательность обработки боковых срезов. | Производить обработку боковых срезов | §13, стр.91-92 | |
60 | 1 | 29.04 | 29.04 | Пр/р № 25 «Обработка боковых срезов» | Последовательность обработки боковых срезов. | Производить обработку боковых срезов | Повторить стр. 91-92 | |
61 | Обработка застёжки-молнии в боковом шве юбки. | 1 | 6.06 | 6.06 | Последовательность обработки застёжки в боковом шве. | Производить обработку застёжки в боковом шве. | Стр. 73-74 | |
62 | 1 | 6.05 | 6.05 | Пр/р № 26 «Обработка застёжки». | Последовательность обработки застёжки в боковом шве. | Производить обработку застёжки в боковом шве. | Стр. 74-76 | |
63 | Обработка пояса. Обработка верхнего и нижнего среза юбки. | 1 | 13.05 | 13.05 | Последовательность обработки пояса Последовательность обработки нижнего среза юбки | Производить обработку пояса Производить обработку нижнего среза юбки | Стр. 77-79 | |
64 | 1 | 13.05 | 13.05 | Пр/р № 27 «Обработка пояса, верхнего и нижнего среза юбки» | Последовательность обработки пояса Последовательность обработки нижнего среза юбки | Производить обработку пояса Производить обработку нижнего среза юбки | Стр.79-82 | |
65 | Обработка петли и пришивании пуговицы. Окончательная обработка изделия. | 1 | 20.05 | 20.05 | Последовательность обработки петли. Контроль качества готового изделия | Производить обработку петли, художественную отделку в соответствии с выбранной моделью, влажно-тепловую обработку. | Стр. 92-93 | |
66 | 20.05 | 20.05 | Пр/р № 29 «Обработка петли. Контроль качества готового изделия» | |||||
67 | Контрольная работа № 4 по теме «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)». | 1 | 27.05 | 27.05 | ||||
68 | Защита проекта | 1 | 27.05 | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
“В мире профессий”
Пояснительная записка
Основным предназначением образовательной области “Технология” является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знании и умении, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда. Программа курса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: по направлению «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2000).
Содержанием программы курса предпрофильной подготовки предусматривается изучение материала по следующим направлениям:
- профессиональные интересы и склонности;
- здоровье и выбор профессии;
- отрасли общественного производства.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. При организации деятельности учащихся важно акцентировать их внимание на важности осознанного выбора той или иной профессии.
Основные цели и задачи
Основная цель введения курса предпрофильной подготовки - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитиии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
В результате обучения по курсу “В мире профессий”
учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношения личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека;
- профессиональной карьеры;
- смысл и значение труда в жизни человека и общества;
- современные формы и методы организации труда;
- сущность хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; предпринимательство;
- рынок труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во - первых, на изучение и анализ их индивидуальных психологических качеств, а во - вторых, на обеспечение психологического развития учащихся. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения.
Ожидаемый результат
Программа курса предпрофильной подготовки “В мире профессий” нацелена на формирование у учащихся основополагающих знаний об осознанном выборе профессий, карьеры с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. По окончанию обучения по данной программе учащиеся должны выполнить реферат по выбранной ими теме и защитить его. Основной целью введения данной программы является подготовка учащихся к будущей жизни, научить их применить полученные знания в практике. Курс по выбору “В мире профессий” дает возможность развивать свои интересы и склонности в соответствии с результатами тестов и различных методик.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Что такое профориентация - 1 ч
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии.
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Простой и сложный труд.
Характер туда. Культура труда. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный, физический (предлагается перечень профессий).
3. Содержание и характер труда. Процесс и условия труда - 1 ч
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
4. Внутренний мир человека и возможности его познания – 2 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Определение уровня своей самооценки «Мой идеал» и «Мой антиидеал».
5. Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии - 1ч
Определения профессия, специальность. Разнообразие профессий. Типы профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», « человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
6. Подготовка к контрольной работе – 1 ч
7. Контрольная работа № 1 – 1 ч
8. Основы профессионального самоопределения - 1 ч
Труд в жизни человека и общества. Пути освоения профессии. Профессиональное самоопределение. Какую роль играет профессия в жизни человека.
- «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») - 1ч
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности: «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности.
- Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу» -2ч
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Практическая работа. Определение своих способностей по опроснику (ДДО).
11. Профессиограмма и психограмма профессии -2 ч
Профессиограмма документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Схема профессиограммы. Психограмма профессии.
Практическая работа. Составить профессиограмму интересующей вас профессии.
12.Подготовка к контрольной работе - 1 ч
13.Контрольная работа № 2. – 1 ч
14. Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека - 1 ч
Первая модификация "Жизненной стратегии" появилась в 1985 году. Однако потребность в таком инструменте ощущалась с самого начала обучения теории решения изобретательских задач. ТРИЗ, как уже говорилось, развивается почти полвека - с середины сороковых годов. По мере совершенствования, теория позволяла "брать" все более трудные задачи. Сильные решения таких задач обычно лежат вне рамок узкой специальности и потому воспринимаются как революционные. Внедрение этих решений зачастую связано с принципиальным изменением всей технологии производства. Борьба за внедрение "диких" новаторских идей требует больших усилий на протяжении долгих лет и даже десятилетий, то есть в конечном итоге ведет к изменению стиля жизни человека. Не каждый решится на это.
15. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределение -2ч
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотония, утомление, психическая напряженность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Практическая работа. Определение темперамента.
16. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения - 2 ч
Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека. Они позволяют заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ее ход и свое поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять деятельность по мере ее выполнения. Ощущение и восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление имеют важное значение при профессиональном самоопределении.
17. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении - 1 ч
Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, обуславливающей его поведение в течение всей жизни.
Классификация мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
18. Профессиональные и жизненные планы. Карьера – 1 ч
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
19. Профессиональная пригодность - 1 ч
Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела профессии. Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвания.
Практическая работа. Анкета мотивов выбора профессии.
20. Подготовка к контрольной работе – 1 ч
21. Контрольная работа № 3 - 1 ч
22. Факторы оказывающие значительное влияние на выбор профессии – 1 ч
Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.
К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:
- налиие опыта работы;
- внешняя привлекательность;
- связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
- высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
- средства массовой информации;
- решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
- личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера)
23. Здоровье и выбор профессии -1ч
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
24. Профессиональна проба, ее роль в профессиональном самоопределении – 2 ч
Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода «индикатором» правильности выбора.
Практическая работа. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).
25. Подготовка к контрольной работе – 1 ч
26. Контрольная работа № 4 – 1 ч
27. Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления. - 1 ч.
Портфолио – это систематизированный материал, который демонстрирует усилия, прогресс и достижения человека. Систематизация предполагает сбор, анализ и размещение по разделам различных документов, сертификатов, работ, фото и видео материалов, отзывов о работе человека.
Цель создания портфолио: позитивная рефлексия, количественные и качественные показатели достижений человека.
Задачи:
- описание опыта деятельности
- обработка документации в электронном виде для создания площадки по обмену опытом работы
- определение направления продвижения по освоению новых технологий
27. Профориентационная игра «Угадай профессию» - 1 ч
28. Повторение пройденного материала – 1 ч
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Что такое профориентация. | 1 |
2 | Вводная контрольная работа | 1 |
3 | Разделение труда. | 1 |
4 | Содержание и характер труда. Процесс и условия труда. | 1 |
5 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 1 |
6 | Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии | 1 |
7 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
8 | Контрольная работа № 1. | 1 |
9 | Основы профессионального самоопределения. | 1 |
10 | «Секреты» выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо»). | 1 |
11 | Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу». | 1 |
12 | Профессиограмма и психограмма профессии. | 1 |
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
14 | Контрольная работа № 2. | 1 |
15 | Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека. | 1 |
16 | Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределение. | 1 |
17 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 |
18 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. | 1 |
19 | Профессиональные и жизненные планы. Карьера. | 1 |
20 | Профессиональная пригодность. | 1 |
21 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
22 | Контрольная работа № 3. | 1 |
23 | Факторы оказывающие значительное влияние на выбор профессии. | 1 |
24 | Здоровье и выбор профессии. | 1 |
25 | Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении. | 1 |
26 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
27 | Контрольная работа № 4 | 1 |
28 | Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления | 1 |
29 | Профориентационная игра «Угадай профессию». | 1 |
30 | Повторение пройденного материала. | 2 |
Итого: | 34 |
Практические работы
- Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный, физический (предлагается перечень профессий).
- Определение уровня своей самооценки «Мой идеал» и «Мой антиидеал».
- Определение своих способностей по опроснику (ДДО).
- Составить профессиограмму интересующей вас профессии.
- Определение темперамента.
- Анкета мотивов выбора профессии.
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ).
Контрольные измерители
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
В конце обучения школьники получают профессиональные консультации для уточнения, коррекции, прогнозирования своего профессионального выбора по итогам диагностических работ, также защита пройденного материала может проходить в виде рефератов, проектов, докладов и сообщений. Все зависит от выбора учащегося.
Контрольная работа № 1.
Вопросы:
- Объясните понятие «самосознание» человека.
- Назовите правила выбора профессии.
- Какие уровни замооценки вы знаете? (дайте определение).
- Виды способностей.
- Какие рекомендации вы можите дать по формированию профпригодности?
- Опишите профессии по условиям труда
- Как делятся профессии по средствам труда?
8. Как классифицируются профессии по целям труда?
9. Классификация профессий
1. Цель профориентации – это:
а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города и района для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом индивидуально- психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
Контрольная работа № 1.
Вопросы:
- Объясните понятие «самосознание» человека.
- Назовите правила выбора профессии.
- Какие уровни замооценки вы знаете? (дайте определение).
- Виды способностей.
- Какие рекомендации вы можите дать по формированию профпригодности?
- Опишите профессии по условиям труда
- Как делятся профессии по средствам труда?
8. Как классифицируются профессии по целям труда?
9. Классификация профессий
1. Цель профориентации – это:
а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города и района для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом индивидуально- психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Разделение труда -1ч
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Простой и сложный труд.
Характер туда. Культура труда. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный, физический (предлагается перечень профессий).
3. Содержание и характер труда. Процесс и условия труда - 1 ч
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
4. Внутренний мир человека и возможности его познания – 2 ч
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Определение уровня своей самооценки «Мой идеал» и «Мой антиидеал».
5. Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии - 1ч
Определения профессия, специальность. Разнообразие профессий. Типы профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», « человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Контрольная работа № 2.
Вопросы:
- Опишите профессии по условиям труда
- Как делятся профессии по средствам труда?
- Как классифицируются профессии по целям труда?
Контрольная работа № 3.
Вопросы:
- Дайте определение «профессии» и «специальности».
- Какую классификацию предложил Е.А Климов? Опиши её.
- Что представляет собой классификация профессий по экономическим отраслям?
- Что такое «профессиограмма».
Контрольная работа № 4 Вопросы:
- Какое значение имеет учет состояния здоровья при выборе профессии?
- Классификация темпераментов.
- Что вы понимаете под темпераментом?
- Опиши систему профессиональной подготовки кадров в России.
- Определение «профессиональной карьеры».
Учебно-методическое обеспечение программы
- Твоя профессиональная карьера. 8-11 кл. Учебное пособие по курсу "Человек-труд-профессия". (под ред. С.Н.Чистяковой)
- Практикум по выбору профессии. 8-11 кл. (Е.Н.Прощикая)
- Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера", (под ред. С.Н.Чистяковой)
Источник информации:
"Программы общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера. 8-9 кл." 2000, "Просвещение"
Календарно-тематическое планирование технология 8 класс (1 час)
№ урока | Подразделы и темы | Кол-во часов | Сроки изучения | Практические работы | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Домашнее задание | |
По плану | Фактически | |||||||
1 | Вводное занятие. Что такое профориентация. | 1 | Правила безопасной работы на уроках технологии. | Соблюдать правила безопасной работы на уроках технологии. | Конспект | |||
2 | Вводная контрольная работа. | 1 | ||||||
3 | Разделение труда | 1 | Пр/р № 1. Определить труд сложный, простой умственный, физический | Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Простой и сложный труд. Характер туда. Культура труда. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. | Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой умственный, физический (предлагается перечень профессий). | Конспект | ||
4 | Содержание и характер труда. Процесс и условия труда. | 1 | Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. | Разбираться в данном материале | Конспект | |||
5 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 1 | Пр/р № 2. Определение уровня своей самооценки «Мой идеал» и «Мой антиидеал». | Самооценка; виды самооценки; самосознание. | Объективно определять особенности своего характера. Сравнивать результаты определения самооценки с оценкой других людей. | Конспект | ||
6 | Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии. | 1 | Определения профессия, специальность. Разнообразие профессий. Типы профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», « человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. | Отличать профессии от специальностей; давать характеристики профессиям по общим признакам профессиональной деятельности | Конспект | |||
7 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Подготовка к/ р | |||
8 | Контрольная работа № 1. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | ||||
9 | Основы профессионального самоопределения. | 1 | Труд в жизни человека и общества. Пути освоения профессии. Профессиональное самоопределение. Какую роль играет профессия в жизни человека. | Сделать начало профессионального старта | Конспект | |||
10 | «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). | 1 | «Хочу» - склонности, желания, интересы личности: «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. | Ориентироваться в правилах выбора профессии | Конспект | |||
11 | Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу». | 1 | Пр/р № 3. Определение своих способностей по опроснику (ДДО). | Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. | Адекватно определять свои способности | Конспект | ||
12 | Профессиограмма и психограмма профессии. | 1 | Пр/р № 4. Составить профессиограмму. | Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. | Определять свои способности по опроснику (ДДО). | Конспект | ||
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Конспект | |||
14 | Контрольная работа № 2. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Подготовка к к/ р | |||
15 | Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | ||||
16 | Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределение. | 1 | Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотония, утомление, психическая напряженность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. | Определять тип темперамента человека | Конспект | |||
17 | 1 | Пр/р № 5. Определение темперамента. | Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. | Определять тип темперамента человека | Конспект | |||
18 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 | Ощущение, восприятие, виды восприятия | Различать ощущение, восприятие, виды восприятия | Конспект | |||
19 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 | Представление, воображение, память, внимание, мышление | Представление, воображение, память, внимание, мышление | Конспект | |||
20 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в проф. Самоопределении. | 1 | Классификацию мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные. | Различать группы мотивов | Конспект | |||
21 | Профессиональные и жизненные планы. Карьера. | 1 | Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение | Анализировать свои профессиональные и жизненные планы | Конспект | |||
22 | Профессиональная пригодность. | 1 | Пр/р № 6. Анкета мотивов выбора профессии. | Профессиональная пригодность; степени профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвания | Определить характер своих мотивов выбора профессии с помощью анкеты | Конспект | ||
23 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Подготовка к к/р | |||
24 | Контрольная работа № 3. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | ||||
25 | Факторы сказывающие значительное влияние на выбор профессии. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Конспект | |||
26 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. | При выборе профессии оценивать ту или иную из них с точки зрения отрицательного влияния на здоровье, уметь выбрать такие условия труда, которые могут благоприятно повлиять на него. | Конспект | |||
27 | Профессиональна проба, ее роль в профессиональном самоопределении. | 1 | Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода «индикатором» правильности выбора. | Определить профессиональную готовность | Конспект | |||
28 | 1 | Пр/ р № 7. Опросник профессиональной готовности (ОПГ). | Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода «индикатором» правильности выбора. | Определить профессиональную готовность | ||||
29 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Подготовка к к/р | |||
30 | Контрольная работа № 4. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | ||||
31 | Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель становления, структура. Теория и практика составления. | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Конспект | |||
32 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Конспект | |||
33-34 | Повторение пройденного | 2 | Информацию по пройденным темам | Ответить на поставленные вопросы | Конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5-8 классы ФГОС
Рабочая программа по технологии Самородский П. С., Синица Н.В. Издательство: «Вентана-Граф», 2015....
Рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии ФГОС...
Рабочая программа по технологии 5 класс
Рабочая программа по технологии 5 класс...
Рабочая программа по технологии 6 класс
Рабочая программа по технологии 6 класс...
Рабочая программа по технологии 7 класс
Рабочая программа по технологии 7 класс...
Рабочая программа по технологии 8 класс
Рабочая программа по технологии 8 класс...
Рабочая программа по технологии 7 класс.
Рабочая программа, календарно-тематические планирование по технологии 7 класс....