БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
статья по теме
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
автор преподаватель математики, информатики
Витенко Любовь Сергеевна
«Ростовский технологический техникум сервиса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balno-reytingovaya_sistema.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
автор преподаватель математики, информатики
Витенко Любовь Сергеевна
«Ростовский технологический техникум сервиса»
Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных элементов в среднем профессиональном образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система.
Бально-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система бально-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.
Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.
Рейтинг (с английского rating) – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Цель балльно-рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.
Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:
- весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
- по окончанию обучения, по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах;
- в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Работа с группой 3 «парикмахер» выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 1).
Таблица 1 – Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы
Преимущества | Недостатки |
Регулярность контроля и наглядность результата | Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине |
Активизация учебной деятельности студентов | Из-за большого количества студентов в учебных группах, не все могут набрать достаточное количество баллов |
Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов | Вероятны межличностные конфликты среди студентов |
Прозрачность и возросшая объективность оценивания | Увеличение объема документации и трудоемкости контроля |
Введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов | Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей |
Способствует систематической работе студентов | Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины |
Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии | |
Оперативный контроль знаний | |
Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины | |
Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии | |
Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них |
Большую роль при работе с балльно-рейтинговой системой играет учет баллов каждого студента. Для этого в таблице Excel Microsoft Office была разработана форма (рисунок 1), с использованием расчетных формул и действующих ссылок на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), происходит учет всех баллов.
Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).
Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.
1. Устанавливается «весомость» предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.
2. Рассчитывается учебная успеваемость.
Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.
Рисунок 1 – Форма для учета бальных оценок
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
- отсутствие пропусков на лекционном занятии +3;
- правильный (полный) ответ на вопрос +3;
- правильный (неполный) ответ +1;
- письменная работа 100% правильно +3;
- письменная работа 75% правильно +1;
- тестовое задание 100% правильно +3;
- тестовое задание от 99 до 75% правильно +1;
- выполненное домашнее задание + 2;
- эссе, рефераты +2;
- учебно-исследовательская работа (доклад на конференции) +5;
Штрафные баллы:
- пропуск без уважительной причины – 2;
- отсутствие домашнего задания – 2;
Мотивация студентов к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Формирование мотивов обучения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание их студентами и дальнейшее саморазвитие ими своей мотивационной сферы.
Расчет учебной успеваемости является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости студентов, представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
- домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
- информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
- участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
- дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
- пропуски занятий и опоздания (без уважительной причины).
Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций студентов, как основа качественной подготовки специалистов парикмахеров.
Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности учреждений среднего звена. В условиях, когда повышается конкуренция на рынке тру...
Балльно - рейтинговая система, как средство профессионального развития молодых педагогов.
В статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов СПО, как средство профессионального развития педагогов....
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов
В статье описывается опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивание учебных достижений студентов. Определены цели БРС, ее преимущества и недостатки. К статье прилагается презентация....
Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»
В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...
Балльно - рейтинговая система оценивания знаний и умений студентов.
Изменения учебных программ предусматривает разработку оценивания деятельности студентов. Бально-рейтинговая система позволяет студенту проявлять инициативу, творчески подходить к выполнени...
Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»
Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...
ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО
статья "ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО"...