Разработка урока по теме "Свет. Законы света"
методическая разработка по теме
В данную разработку входит план занятия и презентация. Данный урок дает возможность обучающимся сформировать представление о том, что такое свет и каким законам он подчиняется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_1_uroka_po_optike.doc | 62 КБ |
pril.ppt | 1.26 МБ |
prilozheniya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: ФИЗИКА.
Тема предмета: Оптика.
Тема урока: Свет. Законы света.
Цели и задачи урока:
1) сформировать понятия отражения и преломления света, раскрыть сущность законов отражения и преломления света, подчеркнуть роль принципа Гюйгенса, изучить основные определения и понятия темы урока, применить их при решении задач.
2) Воспитывать интерес к предмету и получаемой специальности, аккуратность, прилежание, усердие и целеустремленность в учебе, коллективизм и самостоятельность в учебе.
3) Развивать различные виды и формы мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия обучающихся, их творческие способности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: проблемный урок
Методы обучения:
словесные: постановка проблемного вопроса и его разрешение в ходе диалога, рассказ;
наглядные: работа с опорным конспектом, демонстрации;
практические: решение качественных задач.
Оборудование: оптический круг, источник света, фонарик, зеркала, карточки, опорные конспекты, программный продукт, компьютер, проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация. Целеполагание.
Выключите свет, закройте глаза. Учитель зачитывает стих.
Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
ДА БУДЕТ СВЕТ! (Включают свет)
- В каких тонах вы видели окружающие вас предметы при выключенном свете? (в черно-серых)
- Когда включили свет, предметы приобрели окраску. Мы с вами очень часто используем понятие “свет”.
Мы говорим: (Высказывания записаны на доске)
-Зажечь свет.
-Свет ты мой ясный.
-Ученье свет, а неученье тьма.
-Путешествие вокруг света.
-На чем свет стоит.
-Выпустить в свет.
-Световой год.
-Световые волны.
- Какие источники света вы знаете?
Солнце – источник жизни на Земле. Почти весь свет мы получаем от Солнца. Свет Солнца создает нам смены дня и ночи, т.к. Земля вращается вокруг Солнца то на одной стороне Земли день, а на другой – ночь.
Лампочка, свеча, молния, экран телевизора и т.д.
- А кто-нибудь из вас задумывался: что же такое “свет”?
Так вот сегодня мы с вами рассмотрим: что из себя представляет свет и каким законам он подчиняется. Мы будем работать с опорным конспектом, который вы видите на доске. В ходе урока вы себе в тетрадь его записываете. Откройте тетради, и запишите число, тему урока. (Слайд 1 )
(Слайд 2 ) Цель урока.
- Обратите внимание на доску (Слайд 3 ), здесь приведен эпиграф к нашему уроку в виде стихотворения великого русского писателя и поэта И.А.Бунина:
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
- Светом восхищались и продолжают восхищаться ученые, художники, поэты, фотографы, да и просто такие люди, как мы с вами. И разве можно не восхищаться им, глядя на великолепные виды природы, которые мы видим на данных слайдах? (Идет показ слайдов ,4,5, 6,7,8,9,10).
- На этой картине (Слайд 4 ) изображена , как вы видите, радуга, которой восхищался любой человек самого детства, загадывая желания и надеясь на их исполнение.
- На этой картине известного азиатского художника Чин – Мо Цая «Апрель в тундре» (слайд 5) мы видим прекрасную игру света в северных широтах нашей страны.
- Это картина (слайд 6) известного русского космонавта Леонова, который показал нам «Звезды» в их неповторимом сиянии.
- Следующая картина (слайд 7) Васильевой К. «Веры тонкая свеча» каким то волшебным образом погружает нас тепло света рождественской свечи, как веры человека.
- А теперь посмотрите (слайд 8) на величественное явление природы – молнию, которая вот уже миллионы лет завораживает и одновременно пугает всех живых существ своей мощью света, красотой.
- А это (слайд 9) – то, что восхищает каждого ребенка, то, о чем мечтал каждый из нас в раннем детстве – увидеть своими собственными глазами полярное сияние, которое потрясает своей красотой игры всех оттенков света.
- (Слайд 10) Следующая картина знаменитого русского художника А.Куинджи не оставляет никого равнодушным к неповторимости лунного света на водной глади Днепра.
3. Корпускулярно-волновой дуализм.
Природа очень долго хранила секрет света.
Древние Греки считали: свет – нечто такое, что истекает из глаза, ощупывает предмет и доставляет наблюдателю информацию.
Пифагор считал: тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам.
В конце XVII в. почти одновременно возникли три теории:
- (Слайд 11) В 1672 г. англ. уч. И.Ньютон предложил корпускулярную теорию света, согласно которой свет представляет собой поток “лучистых частиц” - корпускул.
- (Слайд 12) В 1678 г. гол. уч. Гюйгенс разработал волновую теорию, которая рассматривала свет как упругую волну, распространяющуюся в среде.
- (Слайд 13) В 1864 г. англ. уч. Максвелл создал электромагнитную теорию света, которая рассматривала свет как электромагнитную волну.
ВЫВОД: свет-поток частиц обладающих волновыми свойствами. Двойственность свойств света называется корпускулярно-волновым дуализмом.
Это проявление взаимосвязи основных форм материи вещества и поля.
Раздел физики, рассматривающий явления связанные со светом, а также взаимодействие света с веществом называется ОПТИКА. (от греческого слова “зрительный”)
3. Скорость света.
Так как свет – поток частиц и волна, то у него должна быть скорость. Аристотель считал, что свет от точки к точке распространяется мгновенно. Кеплер и Декарт считали скорость света бесконечной. Ньютон и Гук – конечной, но очень большой.
(Слайд 14) И только в 1676 году датский ученый Ремер определил астрономическим методом, наблюдая за спутником Юпитера – Ио что С=215000 км/с.
(Слайд15) В дальнейшем скорость света лабораторным способом, определил французский физик в 1849 году Физо: С=299792458 м/с.
Современные расчеты дают приблизительно такой же результат, поэтому при решении задач мы будем принимать: С=300000 км/с или с=3*108 м/с.
Свет распространяется так быстро, что за 1 секунду может обежать вокруг Земли 8 раз. (Майкельсон – с применением вращения зеркал)
А в 1850 году французский физик Фуко измерил скорость света в воде, она оказалась в 1,33 раза меньше чем в вакууме.
4. Прямолинейное распространение света.
- Скажите: На что нельзя наступить?
- Скажите, что можно наблюдать, когда идете по улице в солнечную погоду или вечером, когда уже светят фонари?
- Попутчица за мною ходит вслед
Мне от нее не зла не пользы нет.
(Тень)(Слайд 16)
-А почему образовывается тень?
На пути светового пучка ставлю преграду. Наблюдаем тень. Примеры тени и полутени.
ВЫВОД: свет распространяется прямолинейно.
В некоторых африканских племенах избегают переход через открытую местность в полдень, потому что боятся потерять свою тень. Считают, что наступить на тень человека – нанести ему серьезное оскорбление.
(Слайд 17) Солнечные и лунные затмения так же происходят вследствие прямолинейного распространения света.
Затмение Солнца загадочное в прошлом явление, по преданиям предвещавшее горести, болезни и всяческие несчастия.
(Слайд 18) На картине Рериха “Поход князя Игоря” 1910 г. изображено затмение Солнца. В основе картины лежит историческое событие – сражение русского князя с половцами. Яркие, “звучные краски, скупо очерченные, но выразительные силуэты воинов в их неудержимом движении вперёд” - всё это прочитывается как зачин сказочной былины. Красные, “червленые”, щиты, по которым в XII веке узнавали русичей, озарены солнечным сиянием. И в это время на войско с небес падает тревожная тень, цвета ультрамарина. – это сама природа через солнечное затмение предвещает войску неудачу.
“… Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых,
И рёк Игорь дружине своей:
Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленными, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона!
Вступил князь Игорь в златое стремя,
и поехал по чистому полю,
Солнце дорогу ему тьмой заступило…”
-От чего зависит размер тени? (показ: от размера объекта и от удаленности от источника света)
-Будет ли образовываться тень от стекла? (показ: нет, не будет)
-Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал: “Я видел, как Антон Павлович Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался, совершенно безуспешно, надеть его на голову вместе со шляпой”
-Почему Чехову не удалось это сделать? (свет распространяется прямолинейно, шляпой невозможно изменить его направление)
-А как вы думаете, можно ли вообще изменить направление светового луча? (можно, если на его пути поставить зеркало)
5. Отражение света.
-Когда световой луч падает на границу двух сред (воздух – зеркало), он меняет свое направление распространения. (Слайд 19)
Показываю: свет от фонарика, зеркало. (на оптическом круге)
Свет отскакивает от поверхности словно мячик.
ВЫВОД: (Слайд 20) падающий луч, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости; угол отражения равен углу падения.
-Важнейшее свойство световых лучей, которое вытекает из закона отражения света: обратимость световых лучей (на оптическом круге).
В своем стихотворении Федор Иванович Тютчев сравнивает реку с зеркалом:
В небе тают облака
И лучистая на зное
В искрах светится река
Словно зеркало стальное
-Посмотрите в зеркало. Скажите, где находится изображение: перед зеркалом или как бы за ним?
-Посмотрим, как строится изображение в зеркале:
-Изображение построено, на продолжении лучей, а не на самих лучах. Изображения в зеркалах мнимые.
-КАРТОЧКИ У вас есть на партах карточки, возьмите зеркала и поставьте их вдоль линий. Прочитайте, что у вас получилось. -Как вы думаете, как будут направлены отраженные лучи от параллельных падающих, если поверхности шероховатая. (Они будут направлены в разные стороны)
Такое отражение называется диффузным.
Включаю фонарик.
-Вы видите луч света? (Нет)
Сыплю муку.
-А теперь? (Да видим)
-Какой вывод можно сделать? (Мука отражает свет и поэтому луч становится видимым)
-Почему нам виден луч проектора в кинотеатре? (Свет отражается от пыли находящейся в воздухе) (Слайд 21)
-Почему мы видим лучи Солнца? (Свет отражается от частичек пыли, капелек воды, находящихся в воздухе)
-Почему космическое пространство темное? (Там нет ничего: ни пыли, ни капелек воды, которые отражали бы свет)
-Луна сама не излучает свет. Так почему мы ее видим? (Она отражает солнечный свет) (Слайд 22)
ВЫВОД: весь свет, который мы видим отраженный (Диффузное отражение)
6. Преломление света.
Иногда мы наблюдаем изменение направления света при прохождении его из одной среды в другую.
(Слайд 23) Преломление света.
- это мы можем наблюдать при рассмотрении света в стакане с водой и помещенной туда ложкой. (рассматривается пример).
ВЫВОД: (Слайд 24 ) падающий луч, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная, равная показателю преломления двух сред.
7. Закрепление нового материала.
- А теперь закрепим изученный материал при решении задач. Кто желает решать задачу у доски? (уч-к идет к доске, читает условие, записывает дано и найти).
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)
Дано: <1 = 60 º
Найти: < 3 - ?
Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон отражения света, на основе которого решает задачу)
< 1 + < 2 = 90º (по построению и определению прямого угла),
тогда < 2 = 90º - < 1 = 90º- 60º =30º,
следовательно, по закону отражения < 3 = < 2 = 30º. Ответ: 30º.
- Решим еще одну задачу. Она покажет нам применение закона преломления света при решении задач.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)
Дано: <1 = 45º
< 2 = 30º
Найти: n.
Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон преломления света, на основе которого решает задачу)
Sin <1 = n (по закону преломления света ), тогда подставив значения
Sin <2 соответствующих синусов, получим
Sin <45º = * = . Ответ: .
Sin <30º 2 2
- Молодцы, ребята. За сегодняшний урок я ставлю оценки… (тем, кто отвечал). По.
8 .Домашнее задание.
Дома вы напишите сочинение по вопросу урока, а так же придумаете и решите задачу аналогичную решенным на уроке c использованием законов отражения и преломления света.
– А закончим мы наш урок словами И.Ньютона (Слайд 25) «Свет – удивительное самое замечательное природное явление». Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
“… Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых,
И рёк Игорь дружине своей:
Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленными, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона!
Вступил князь Игорь в златое стремя,
и поехал по чистому полю,
Солнце дорогу ему тьмой заступило…”
-Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал: “Я видел, как Антон Павлович Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался, совершенно безуспешно, надеть его на голову вместе со шляпой”
-Почему Чехову не удалось это сделать? (свет распространяется прямолинейно, шляпой невозможно изменить его направление)
Закрепление материала.
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
Закрепление материала.
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
Закрепление материала.
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
Закрепление материала.
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
Закрепление материала.
Задача 1.
Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.
(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)
Дано: <1 = 60 º
Найти: < 3 - ?
Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон отражения света, на основе которого решает задачу)
< 1 + < 2 = 90º (по построению и определению прямого угла),
тогда < 2 = 90º - < 1 = 90º- 60º =30º,
следовательно, по закону отражения < 3 = < 2 = 30º. Ответ: 30º.
- Решим еще одну задачу. Она покажет нам применение закона преломления света при решении задач.
Задача 2.
Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).
(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)
Дано: <1 = 45º
< 2 = 30º
Найти: n.
Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон преломления света, на основе которого решает задачу)
Sin <1 = n (по закону преломления света ), тогда подставив значения соответствующих
Sin <2 синусов, получим
Sin <45º = * = . Ответ: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему: "Дисперсия света"
Объяснительно-иллюстративное изложение нового материала методом устного, фронтального и индивидуального закрепления....
Методическая разработка по теме "Газовые законы Уравнение Клапейрона, Клапейрона-Менделеева.
Методиская разработка содержит развернутый план урока, конспект, графические задания, приложения....
Разработка урока "Дисперсия света"
Разработка урока "Дисперсия света"...
Разработка урока по химии на тему "Периодический закон и строение атома"
Урок -практикум по химии...
Разработка урока "Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи"
План-конспект урока по учебнику Физика: 8 класс: учебник / А.В. Перышкин....
Методическая разработка урока по учебной дисциплине Физика по теме: «Законы геометрической оптики»
Методическая разработка урока физики...
Разработка урока "Законы природы"
Методическое пособие разработано с целью формирования знаний по теме «Законы природы». Современное среднее медицинское образование предъявляет высокие общие требования к уровню подго...