Открытый урок на тему: "Дисперсия света"
план-конспект урока по теме
Объяснительно-иллюстративное изложение нового материала методом устного, фронтального и индивидуального закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_dispersiya_sveta.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дисперсия света»
Тип урока: «Изучение нового материала».
Цель урока:
Образовательная: Дать понятие о дисперсии света, о сложном составе белого света, подтвердить опытами, что цвет тела зависит от состава падающего света и окружающих свойств тела;
Развивающая: развивать наблюдательность учащихся и умение самостоятельно применять полученные знания в познании окружающего мира.
Воспитывающая: Воспитывать эстетическое восприятие цветного мира, содержательность цветных картин и т.п.
Средства обучения:
Технические: мультимедийная система, интерактивная доска.
Художественно-изобразительные (цифровые материалы): электронная презентация – «Спектральное разложение цветового луча»; Картина П. Рубенса «Пейзаж с радугой», портрет Рене Декарта и Исаака Ньютона, анимационный фильм «Радуга».
Оборудование:
Полоски цветной бумаги, ткани, яблоко, апельсин, роза, спиртовка, соль, цветная вклейка (ф-11 кл. стр.192).
Метод обучения: объяснительно-иллюстративное изложение нового материала методом устного, фронтального и индивидуального закрепления.
Межпредметные связи: Биология «Мироощущение цвета», безопасность дорожного движения «Вертикальная разметка», «Проезд перекрёстков и ж/д переездов».
Ход урока
- Новый материал.
Но что мной зримая вселена?
И что перед тобою я?
Ничто! Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт,
Во мне себя преображаешь,
Как Солнце в малой капле вод.
Г.Р. Державин
Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Начнем с изучения такого неповторимого и прекрасного явления как радуга.
На интерактивной доске: картина П. Рубенса «Пейзаж с радугой».
А кто может ответить на вопрос, как образуется радуга?
(выслушать все ответы, без вывода).
На интерактивной доске - анимационный фильм «Радуга».
Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 году. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя.
В.: Может ли радуга появляться не только на небе, но и в воздухе? Когда? При каких условиях?
О.: В воздухе радуга появляется в том случае, когда в нем находятся капельки воды, освещенные солнцем. Например, в фонтанах, в разбрызгивалках.
Интерактивная доска: портрет И. Ньютона.
Спустя 30 лет Исаак Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в капле дождя.
В 1666г. И. Ньютон провел ряд опытов и сделал гениальные предположения. В своем труде «Оптика» он описывал свои исследования так:
Интерактивная доска: «Я поместил в очень темной комнате у круглого отверстия около трети дюйма шириной в ставне окна стеклянную призму, благодаря чему пучок солнечного света, входившего в это отверстие, мог преломляться вверх к противоположной стене комнаты и образовывал там цветное изображение солнца….».
Итак, И.Ньютон получил радужную полоску, которую назвал спектром.
Интерактивная доска: Спектральное разложение цветового луча.
В конспектах: Вычертим схему опыта
На столах цветные вклейки с изображением спектра.
Обратите внимание на чередование цветных пучков.
Сколько основных цветов можно выделить в спектре?
О: Будем выделять семь: К, О, Ж, З, Г, С, Ф. Они находятся в определенной последовательности, чтобы запомнить чередование цветов, надо знать присказку из начальных классов «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», первая буква слов дает последовательность цветов.
Далее Ньютон делал так: закрывая отверстие в ставне красным стеклом, на стене наблюдал красное пятно, синим – синее и т.д.
Вывод I (запись в конспект): призма не окрашивает свет, а лишь разлагает его на составные части.
Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки различных цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета.
Интерактивная доска: цветная вклейка ф-11 кл. стр. 192.
Если разложить свет, а с помощью второй призмы, повернутой на 1800 относительно первой, собрать все пучки спектра. то опять получится белый свет.
Если выделить какую-либо часть спектра, например, зеленую и заставить свет пройти еще через одну призму, то дальнейшего изменения окраски не получим.
Интерактивная доска: Спектральное разложение цветового луча.
Посмотрите на рисунок и скажите, какие лучи преломляются больше, а какие меньше?
О: Красный преломляется слабо, а фиолетовый сильнее, чем остальные.
Обратите внимание, что каждому цвету соответствует определенная длина волны.
(на рисунке прочитать: красный цвет – 657 Нм
желтый цвет – 590 Нм
зеленый цвет – 546 Нм
синий цвет – 480 Нм
фиолетовый цвет – 400 Нм)
Вывод II: Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются и по степени преломляемости.
Зависимость показателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией (лат. слово dispersion – рассеяние).
Показатель преломления зависит от скорости света υ в веществе. Луч красного цвета преломляется меньше всего (n = c/ υ), так как υ кр. > υфиол., именно поэтому призма разлагает свет. В пустоте скорости разного цвета одинаковы.
Впоследствии была выяснена зависимость цвета от физических характеристик световой волны: λ и ν.
Интерактивная доска: формула ν *λ= с, где с = 3 ∙ 108 м/с
Поскольку длина волны и частота связаны формулой ν *λ= с, то можно сказать, что показатель преломления зависит от частоты (или длины) волны.
В конспект: n зависит от ν (λ).
II. Практическая часть:
На столе у меня предметы для практической части: полоски цветной бумаги, ткани, различные предметы: зеленое яблоко, роза, оранжевый апельсин, уголь, мел.
Зная, что белый свет имеет сложную структуру можно объяснить многообразие красок в природе.
Например: зеленое яблоко отражает только зеленый цвет и поглощает все другие. Оранжевый апельсин отражает оранжевый цвет и поглощает все другие. Красная роза отражает красный цвет, остальные поглощает. А как вы думаете, какие цвета будут отражать белый и черный предметы?
О: Белый мел отражает одновременно все цвета, а черный уголь все цвета поглощает, поэтому через все светофильтры он кажется черным.
С точки зрения физики, следует, что никаких цветов в природе нет, а есть лишь разные длины волн.
Законы физики способны не только обнаружить цвета, но и изменить их. Цвета могут накладываться друг на друга.
Опыт 1: С помощью синего светофильтра осветим красную ткань, она будет казаться черной.
Опыт 2: Можно сделать невидимыми белые буквы на синем фоне.
Опыт 3: Имеем отрезок разноцветной материи фитиль спиртовки «посыплем поваренной солью и зажжем (электрический свет выключим). Пламя – желтого цвета, отрезок материи кажется серым.
Объяснение: Это происходит из-за слабой освещенности.
При освещении электрическим светом, содержащим в своем излучении все цветные лучи, мы наблюдаем различную окраску материи. Спектр отражает огромную гамму чувств человека.
«Цвет способен на все: он способен успокоить и возбудить, он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать «чудес», но он может вызвать и «катастрофу» - так говорил французский ученый Жак Вьено.
Цвета делятся по температурным впечатлениям: теплые - красный, оранжевый, желтый; холодные - голубой, синий. Делятся цвета и по тяжести: легкие – светлые, тяжелые – темные.
Законы преломления и отражения света всегда учитываются художниками, модельерами, работниками типографий, малярами.
В: Сколько цветов может различить современный человек?
О: При большом уровне освещения мы различаем очень много цветов до 100 000 и более.
III. Закрепление:
1 Что узнали нового?
2. Кто объяснил это явление?
3. С какой физической характеристикой световых волн связано различие в цвете?
4. Объясните происхождение цвета белого облака, черной земли, синего моря, красной вишни.
5. Перечислите основные цвета спектра.
6. Объясните поговорки: «И белый луч света разлагается на семь цветных лучей», «Ночью все кошки серы».
7. Загадка: «Разноцветный мост встал на сто верст. Объясните образование разноцветного моста».
Ответ: в загадке идет речь о радуге. Образование радуги объясняется явлением дисперсии.
8. Почему красный цвет выбран как цвет опасности?
9. В каких ситуациях водители используют предупреждающие сигналы?
10. А на дорогах?
11. почему видны знаки в темноте?
IV. Итог урока: а) Оценки;
б) Похвалить отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание: ф-11 кл., § 44.
Приготовить доклады:
- Гамма цветов;
- Восприятие цветовой гаммы глазами людей и животных;
- Физика и живопись;
- Составьте задачи по новой теме по литературным произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
Презентация по учебной дисциплине "Физика" на тему: "Дисперсия света"
В презентации по учебной дисциплине "Физика" для студентов колледжа рассматриваются свойства света...
Конспект по теме "Дисперсия света"
Материал для проведения занятия по физике...
Презентация к занятию по теме "Дисперсия света"
Приложение к конспекту занятия по теме "Дисперсия света"...
План открытого урока по МДК.01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий, по теме: "Виды электрических источников света: люминесцентная лампа"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАпо МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятийв группе № 6.Э.С.21по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и ...
Презентация на тему: Дисперсия света
Презентация на тему: Дисперсия света...