Элементы экологического воспитания на уроках МДК.02.01 ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ
учебно-методический материал

Елена Владимировна Лукина

В докладе рассказывается как уменьшить количество отходов от вышедшей из строя бытовой техники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада

Элементы экологического воспитания на уроках МДК. ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ

Преподаватель - Лукина Е. В.

В XXI веке электроника стала неотъемлемой частью нашей жизни, и нам трудно представить, как люди жили без многочисленных устройств, которые есть в нашем распоряжении. В ходе таких уроков я предлагаю обучающимся по-новому взглянуть на хорошо знакомые и любимые устройства и выяснить, как разные способы обращения с электроникой влияют на людей и будущее человечества.

Для начала надо выяснить, что нужно для создания электроприборов.

За каждой привычной нам вещью скрывается труд многих людей из разных уголков мира и сложные процессы, связанные с получением у природы необходимых веществ. Однако ни для кого не секрет, что рано или поздно электроприборы выходят из строя и перестают нам служить. Кроме того, скорость технического прогресса настолько высока, что многие устройства устаревают, не успевая выработать свой срок службы, и мы вынуждены заменять их на новые. Куда же девается вся ненужная электроника?

Согласно мировой статистике, каждый год люди избавляются от 50 миллионов тонн электронных отходов.

Количество электронных отходов постоянно растет, и бóльшая их часть оказывается на свалках.

Самая крупная в мире свалка электронных отходов находится в окрестностях столицы африканского государства Ганы, в местечке Агбогблоши. Отходы туда привозят из Западной Европы и США. Мальчики в возрасте от 10 до 18 лет собирают провода и детали, содержащие медь и алюминий, и поджигают пластик, чтобы добыть цветные металлы и заработать несколько долларов на жизнь. Во время горения электронный мусор выделяет в воздух свинец, ртуть, мышьяк и другие опасные вещества. От отравления ими «добытчики» очень скоро начинают мучиться головной болью, бессонницей и тошнотой. Многие умирают, не доживая до 30 лет.

Электронные отходы составляют всего 2% от общего количества мусора, но содержат в себе 70% вредных веществ, попадающих на свалки. Под воздействием осадков, ветра и огня они освобождаются и распространяются на большие расстояния, загрязняя воздух, почву и воду, а значит — становятся угрозой для всех живых организмов.

Однако не все так плохо, как может показаться. Есть и хорошая новость. Имеющиеся технологии позволяют перерабатывать любые электроприборы.

Сегодня в мире перерабатывается около 17% электронных отходов. Как вы думаете, это много или мало?

При условии, что технологии позволяют переработать 100% электролома, и с учетом токсичности электронного мусора, 17,4% — это совсем немного. Давайте разберемся, в чем же дело и как заставить эту цифру вырасти.

В современных приборах можно обнаружить до 69 элементов таблицы Менделеева. Среди них есть драгоценные металлы (выделены зеленым): серебро, золото, платина и другие. Например, в 1 тонне компьютеров и мобильных телефонов содержится около 280 г золота. Также в технике мы найдем так называемые критические сырьевые материалы (выделены голубым).

Это элементы, которые нельзя заменить другими при производстве электроники, они редко встречаются в природе и их трудно добыть (например, индий, германий). Обратите внимание и на тяжелые металлы (например, свинец, ртуть, кадмий), токсичные для живых организмов. Все это скрывает в себе электроника и, конечно, электронный лом.

На слайде показано судьба более 80% созданных нами электроприборов: добыча природных ресурсов, производство деталей и сборка на заводах, покупка в магазине, использование, выход из строя и свалка.

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на значок с перечеркнутым контейнером на корпусе или упаковке электроприборов и батареек?

Он означает, что этот предмет нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором из-за содержания опасных веществ, которые при попадании на свалку будут отравлять окружающую среду. Но мы с вами знаем, что, помимо опасных, электроника содержит и много ценных веществ. Это придает дополнительный смысл значку с перечеркнутым контейнером.

Что должно измениться в этой схеме, если мы, следуя указанию, не станем отправлять на свалку ценные и опасные вещества, содержащиеся в ненужных электроприборах? Какие пункты нужно добавить или убрать? Для того чтобы электролом отправился на переработку, а не на свалку, и все ценные вещества и материалы были использованы повторно, нужно сдавать его в специальные пункты. В России есть компании, занимающиеся переработкой электроники, и есть пункты сбора электролома. Они могут находиться в магазинах бытовой техники и электроники, в сервисных центрах компаний — производителей электроники, центрах раздельного сбора отходов. Периодически экологически ответственные компании и волонтеры устраивают акции по сбору электроприборов на переработку. Вы можете поискать способы дать вторую жизнь сломанным приборам в нашем городе. Возможно, это будет непросто, и это одна из причин низкого уровня переработки. Людям некуда сдать отслужившую технику, или они не знают о том, как это сделать и почему это важно.

Давайте немного подробнее обсудим то, что может делать каждый из нас. Ведь в решении любой проблемы, которая нас волнует, всегда можно начать с себя.

Мы не можем напрямую повлиять на добычу ресурсов и производство электроники. Хотя косвенно мы на это влияем, ведь приборы делают для нас, и наши предпочтения влияют на решения производителей и продавцов.) А вот на этапе покупки наши действия имеют вес. Потребление электроники растет с каждым годом, и часто мы покупаем больше, чем нам действительно нужно. Гонка за модой и новейшими технологиями не только разоряет планету, но и вгоняет нас в стресс. Первое, что мы можем сделать, — тщательно и осознанно выбирать технику и отказаться от импульсивных покупок.

Нам вдруг что-то понравилось и захотелось это иметь, но, получив это, мы недолго радуемся и начинаем думать о приобретении чего-то еще. Такая привычка очень дорого обходится планете. Чтобы не совершать импульсивных покупок, нужно научиться, осознав внезапно возникшее желание, взять паузу и через некоторое время проверить, осталось ли оно по-прежнему или уже прошло. Вы заметите, что очень часто желание проходит. А если нет, у вас будет возмож- ность принять взвешенное решение и выбрать не просто что-то яркое и привле- кательное, а то, что вам действительно подходит.

Еще один важный момент — выбор энергоэффективных приборов. Один и тот же вид приборов может потреблять больше или меньше энергии. Значит, его цена — это не только то, что вы заплатили при покупке, но и то, что вы заплатите за потребляемую им электроэнергию. Выработка электроэнергии связана со значительным негативным влиянием на окружающую среду, в частности, с выбросами парниковых газов, усиливающих изменение климата. Выяснить, насколько прибор прожорлив, поможет маркировка энергоэффективности. Отдавайте предпочтение приборам класса «А+», «А++» и «А+++».

После покупки следующий важный вопрос — как правильно пользоваться электроприборами, чтобы продлить им жизнь.

Во-первых, стоит внимательно прочитать руководство по эксплуатации. Оно содержит описание прибора и инструкции по его использованию. Если следовать составленным производителем рекомендациям, прибор с большей вероятностью не сломается раньше времени. Во-вторых, приборы нужно беречь от пыли, влаги и механических повреждений. Это самые частые причины выхода приборов из строя: загрязнение или намокание и окисление контактов, удары и падения. Современная тонкая электро- ника не терпит такого обращения. Кстати, защитные чехлы — простое, но очень полезное изобретение для долгой и здоровой жизни устройств, которые часто путешествуют вместе с человеком.

В-третьих, важно не забывать выключать технику. Приборы выполняют физическую работу, в ходе которой их детали изнашиваются. Оставляя приборы работать впустую, когда ими не пользуемся, мы бессмысленно тратим ресурс прибора и электроэнергию. Например, многие оставляют зарядные устройства в розетке, когда прибор к ним не подключен. Ток продолжает двигаться по проводу и нагревает блок питания. Это значит, что контакты плавятся и зарядка быстрее выходит из строя. Если прибор не будет использоваться более 8–12 часов, имеет смысл отключить его от розетки.

Если прибор сломался, стоит попробовать его отремонтировать. Если прибор нельзя починить, нужно сдать его на переработку, чтобы ценные вещества были использованы для создания новых приборов, а опасные не отравляли окружающую среду.

Также часто производители или продавцы электроники предлагают отдать товары в трейд-ин. Это сервис, который позволяет оценить стоимость вашего прибора и учесть ее при покупке нового товара. Таким образом, покупатель одновременно получает новый товар со скидкой и решает судьбу отслужившей техники, которая в зависимости от ее состояния отправляется на переработку, разбирается на компоненты или при усовершенствовании может послужить еще тем, кто в ней нуждается.

И, конечно, мы помним, что бережное отношение — залог долгой жизни прибора.

Кстати, довольно часто возникает ситуация, когда прибор еще работает, но больше вам не нужен. Например, вы очень редко им пользуетесь и не хотите, чтобы он занимал место, или вам подарили новый. В этом случае можно отдать его тому, кому он нужен, кто будет его использовать. Кстати, так же можно по- ступить с любыми вещами: одеждой и обувью, книгами, игрушками. Это могут быть друзья и знакомые или незнакомые люди, которые будут рады помощи. Во многих городах есть социальные центры, которые собирают вещи на благотворительность. Помните, что вещи созданы, чтобы служить людям, а не лежать на свалке.

Следование этим простым правилам поможет каждому из нас внести свой вклад в решение проблемы электронных отходов.

Ученые выяснили, что использование приборов влияет на эмоциональное состояние людей, и время от времени нам необходимо отдыхать от техники.

Цифровой детокс - временный отказ человека от использования электроники, чтобы ограничить свою привязанность к цифровым каналам информации и снять стресс. Чем можно заняться без электронных устройств, чтобы хорошо провести время и перезагрузиться?

Наши любимые устройства требуется время от времени подзаряжать. Так же и нашему мозгу нужен отдых от интенсивных и агрессивных потоков ин- формации и подзарядка. Такую подзарядку обеспечивает живое общение, про- гулки, занятия спортом и творчеством, чтение книг, волонтерство — бескорыст- ная помощь людям, животным и природе. Выбирайте, что вам больше подходит, и отрывайтесь от гаджетов, когда чувствуете стресс, напряжение или усталость.

Спасибо вам за активное участие в занятии. Теперь вы знаете: от того, как мы выбираем, используем электронику и избавляемся от нее, зависит состояние окружающей среды, а значит — здоровье и благополучие людей и других живых существ на нашей планете. Обращайтесь с техникой грамотно и делитесь с другими своими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

Методические указания содержат задания к лабораторным  работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. П...

Рабочая программа учебной практики. ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов МДК.02.01. Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин

Программа  учебной  практики  по  профессиональному  модулю «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов» разработана на основании Федерального государственног...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов (ПМ 02)

МДК 02.01. является частью основной профессиональной образовательной программы (программы специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и об...

Методические указания по выполнению практических работ МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

Методические указания содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. Приведе...

Рабочая программа ПМ 02 МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов»  МДК.02.01  Типовые технологические процессы о...

Календарно тематический план ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональный модуль  ПМ.02    Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов,   междисциплинарного  курса...

ОЛИМПИАДА по дисциплине МДК 02.01. «Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов»

Конкурсные измерительные материалы подготовлены с целью оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки по специальности  13.02.11 Техническая эксплуата...