РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПД.03 Электротехника по профессии СПО 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
рабочая программа
Программа дисциплины ОПД.03 Электротехника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44915) (далее ФГОС СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_opd.03.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 126/1-о от 31.08.2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОПД.03 Электротехника
по профессии СПО
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию
инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК по укрупненным группам профессий (УГП) и укрупненным группам (УГС) специальностей:
- 08.00.00 Техника и технологии строительства
(профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства, специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)
- 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства)
протокол № 1 от 31.08. 2021 г.
Председатель ПЦК _________Юденич Л.М.
2021 г.
Программа дисциплины ОПД.03 Электротехника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44915) (далее ФГОС СПО).
Организация – разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчик: ЮденичЛ.М. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________ Рослякова О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
ООО «Рославль дом»
___________ Ю.А. Соколов
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Целью освоения дисциплины является приобретение обучающимися теоретических знаний и профессиональных навыков в области современной электротехники, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы. | способов получения, передачи и использования электрической энергии; электротехнической терминологии; основные законы электротехники; характеристики и параметров электрических и магнитных полей; свойств проводников, электроизоляционных и магнитных материалов; основ теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методов расчета и измерений основных параметров электрических, магнитных цепей; принципов действия, устройств, основных характеристик электротехнических устройств и приборов; составления электрических цепей; правил эксплуатации электрооборудования. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 59 |
Самостоятельная работа | - |
Объем образовательной программы | 59 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 23 |
Практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа | - |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часов | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. | Электрические и магнитные цепи. | 37 | |
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока. | Содержание учебного материала | 16 | |
1.Основные понятия и определения теории электрических цепей. Параметры электрических схем и единицы их измерения. Топологические параметры: ветвь, узел, контур. Пассивные и активные элементы. Последовательное, параллельное и смешанное соединения электроприемников. Сборка электрических схем. Источники напряжения и тока, их свойства, характеристики и схемы замещения. | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | ||
2.Закон Ома. Основные законы электротехники. Простые и сложные цепи. Режимы работы цепей, баланс мощностей. Потенциальная диаграмма. | |||
3.Анализ и расчет линейных цепей постоянного тока. Расчет простых электрических цепей. | |||
4.Методы расчета сложных электрических цепей постоянного тока.Метод непосредственного применения законов Кирхгофа, метод контурных токов, метод узловых потенциалов, метод двух узлов, метод суперпозиции (наложения) и метод эквивалентного генератора. | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 8 | ||
Лабораторная работа №1 Исследование режима работы электрической цепи. | 2 | ||
Лабораторная работа №2 Линейная электрическая цепь постоянного тока при последовательном соединении приёмников электрической энергии. | 2 | ||
Лабораторная работа №3 Параллельное соединение проводников и проверка первого закона Кирхгофа. | 2 | ||
Практическое занятие №1 Расчет электрических цепей при смешанном соединении резисторов. | 2 | ||
Тема 1.2. Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Электромагнитная индукция. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение. | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие №2 Расчет неразветвленной магнитной цепи. | 2 | ||
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока. | Содержание учебного материала | 17 | |
1. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм. Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Неразветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока. Резонанс напряжений и условия его возникновения. Разветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс токов и условия его возникновения. | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | ||
2.Многофазные системы. Получение трехфазной ЭДС. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя«звездой» и «треугольником».Симметричная и несимметричная нагрузка. Четырех- и трехпроводные системы. Фазные, линейные напряжения и токи, соотношения между ними. Роль нулевого провода. | |||
3. Мощность трехфазной цепи.Мощностьтрехфазной цепи при различных соединениях нагрузки. Задачи и основные принципы расчета трехфазных цепей переменного тока. | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 12 | ||
Лабораторная работа №4 Исследование электрической цепи переменного тока с активным и индуктивным сопротивлением. | 2 | ||
Лабораторная работа №5 Исследование цепи переменного тока с активным и ёмкостным сопротивлением. | 2 | ||
Лабораторная работа №6 Проверка закона Ома при последовательном соединении активного сопротивления, ёмкости и индуктивности, резонанс напряжений. | 2 | ||
Лабораторная работа №7 Изучение параллельного соединения индуктивного и ёмкостного сопротивлений, резонансов тока. | 2 | ||
Практическое занятие №3 Расчёт неразветвленных электрических цепей. | 2 | ||
Практическое занятие №4 Трехфазные электрические сети. | 2 | ||
Раздел 2. | Электротехнические устройства. | 22 | |
Тема 2.1. Электрические измерения. | Содержание учебного материала | ||
1.Основные понятия измерения. Погрешности измерений.Классификация электроизмерительных приборов.Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов. Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. Косвенные методы измерения сопротивления, методы и приборы сравнения для измерения сопротивления. | 6 | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 | ||
Лабораторная работа №8 Электроизмерительные приборы и измерения основных электрических величин. | 2 | ||
Лабораторная работа №9 Измерение сопротивления методом вольтметра-амперметра. | 2 | ||
Тема 2.2. Трансформаторы | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Назначение и области применения трансформаторов. Устройство и принцип действия. Режимы работы трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания, их назначение и условия проведения. Потери энергии и КПД. Однофазный трансформатор. Внешняя характеристика. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы. | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 | ||
Лабораторная работа №10Испытание трехфазного двухобмоточного трансформатора. | 2 | ||
Практическое занятие№5 Определение параметров трансформатора по паспортным данным. | 2 | ||
Тема 2.3. Электрические машины. | Содержание учебного материала | 10 | ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ОК 01-06 ОК 09-10 |
1.Машины постоянного тока.Конструктивная схема, принцип работы, ЭДС и электромагнитный момент, области применения МПТ. Работа машины в режиме генератора: схемы возбуждения, характеристика холостого хода, внешняя характеристика. Работа машины в режиме двигателя: способы регулирование частоты вращения. Особенности пуска двигателя постоянного тока, двигатель с последовательным возбуждением и универсальные коллекторные двигатели. | |||
2.Электрические машины переменного тока. Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя, области применения. Пуск и регулирование частоты вращения асинхронного двигателя: схемы пуска, реверса и регулирования частоты вращения, многоскоростные асинхронные двигатели. Однофазные и универсальные асинхронные двигатели: конструкция, принцип действия, области применения. | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 6 | ||
Лабораторная работа №11 Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением. | 2 | ||
Лабораторная работа №12 Испытание двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. | 2 | ||
Лабораторная работа №13Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. | |||
Всего (часов) | 59 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Электротехники», оснащенная оборудованием:
- Рабочее место преподавателя;
- Рабочиеместа обучающихся;
- учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров электрических цепей;
- лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
техническими средствами обучения:
- мультимедийный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
- Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие / Ю.Г.Синдеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 407 с. (Среднее профессиональное образование).
- Прошин В.М. Электротехника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Прошин. – 6-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
- Иванов И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО/ И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 736 с.
- Немцов М. В. Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Немцов, М.Л. Немцова – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 480 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Методы оценки |
умения: использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками собирать электрические схемы. | Количество правильных ответов, правильно выполненных заданий 90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично) 80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо) 70 ÷ 79% правильных ответов – 3(удовлетворительно) менее 70% правильных ответов – 2 (неудовлетворительно) | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения лабораторных и практических работ, . Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ |
знания: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составление электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования. | Количество правильных ответов, правильно выполненных заданий 90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично) 80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо) 70 ÷ 79% правильных ответов – 3(удовлетворительно) менее 70% правильных ответов – 2 (неудовлетворительно | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы Устный индивидуальный опрос, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной (производственной) практики по профессии 08.01.08. "Мастер отделочных строительных работ", квалификация: облицовщик-плиточник.
Рабочая программа учебной (производственной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по професии 08.01.08. "Мастер отделочных строи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства ПРОФЕССИЯ 08.01.26 Мастер по ремонту и обсл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ для обучающихся по профессии 08. 01. 26 Мастер по ремонту и обслуживанию систем жилищно-коммунального хозяйства
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» для обучающихся по профессии 08. 01. 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности профессия 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельностипрофессия 35...