РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПД.03 Электротехника по профессии СПО 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
рабочая программа

Юденич Лариса Михайловна

Программа дисциплины ОПД.03 Электротехника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44915) (далее ФГОС СПО).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_opd.03.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021 года

                       УТВЕРЖДЕНО                          

Приказом директора

№ 126/1-о от 31.08.2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОПД.03 Электротехника

по профессии СПО

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию

инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК по укрупненным группам профессий (УГП) и укрупненным группам (УГС) специальностей:

- 08.00.00 Техника и технологии строительства

(профессии: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства, специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)

- 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства)

протокол № 1 от 31.08. 2021 г.  

Председатель ПЦК _________Юденич Л.М.

2021 г.

Программа дисциплины ОПД.03 Электротехника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44915) (далее ФГОС СПО).

Организация – разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик: ЮденичЛ.М. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

___________________ Рослякова О.Н.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

ООО «Рославль дом»

___________ Ю.А. Соколов

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно- коммунального хозяйства.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Целью освоения дисциплины является приобретение обучающимися теоретических знаний и профессиональных навыков в области современной электротехники, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов.

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

собирать электрические схемы.

способов получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехнической терминологии;

основные законы электротехники;

характеристики и параметров электрических и магнитных полей;

свойств проводников, электроизоляционных и магнитных материалов;

основ теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

методов расчета и измерений основных параметров электрических, магнитных цепей;

принципов действия, устройств, основных характеристик электротехнических устройств и приборов;

составления электрических цепей;

правил эксплуатации электрооборудования.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

59

Самостоятельная работа

-

Объем образовательной программы

59

в том числе:

Теоретическое обучение

23

Практические занятия

36

Самостоятельная работа

-

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часов

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1.

Электрические и магнитные цепи.

37

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала

16

1.Основные понятия и определения теории электрических цепей. Параметры электрических схем и единицы их измерения. Топологические параметры: ветвь, узел, контур. Пассивные и активные элементы. Последовательное, параллельное и смешанное соединения электроприемников. Сборка электрических схем. Источники напряжения и тока, их свойства, характеристики и схемы замещения.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

2.Закон Ома. Основные законы электротехники. Простые и сложные цепи. Режимы работы цепей, баланс мощностей. Потенциальная диаграмма.

3.Анализ и расчет линейных цепей постоянного тока. Расчет простых электрических цепей.

4.Методы расчета сложных электрических цепей постоянного тока.Метод непосредственного применения законов Кирхгофа, метод контурных токов, метод узловых потенциалов, метод двух узлов, метод суперпозиции (наложения) и метод эквивалентного генератора.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

8

Лабораторная работа №1 Исследование режима работы электрической цепи.

2

Лабораторная работа №2 Линейная электрическая цепь постоянного тока при последовательном соединении приёмников электрической энергии.

2

Лабораторная работа №3 Параллельное соединение проводников и проверка первого закона Кирхгофа.

2

Практическое занятие №1 Расчет электрических цепей при смешанном соединении резисторов.

2

Тема 1.2. Электромагнетизм

Содержание учебного материала

4

1.Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера.

Электромагнитная индукция. Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.

      ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие №2 Расчет неразветвленной магнитной цепи.

2

Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала

17

1. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм.

Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Неразветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока. Резонанс напряжений и условия его возникновения. Разветвленная электрическая RLC-цепь переменного тока, резонанс токов и условия его возникновения.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

2.Многофазные системы. Получение трехфазной ЭДС. Схемы соединения обмоток генератора и фаз потребителя«звездой» и «треугольником».Симметричная и несимметричная нагрузка. Четырех- и трехпроводные системы. Фазные, линейные напряжения и токи, соотношения между ними. Роль нулевого провода.

3. Мощность трехфазной цепи.Мощностьтрехфазной цепи при различных соединениях нагрузки. Задачи и основные принципы расчета трехфазных цепей переменного тока.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

12

Лабораторная работа №4 Исследование электрической цепи переменного тока с активным и индуктивным сопротивлением.

2

Лабораторная работа №5 Исследование цепи переменного тока с активным и ёмкостным сопротивлением.

2

Лабораторная работа №6 Проверка закона Ома при последовательном соединении активного сопротивления, ёмкости и индуктивности, резонанс напряжений.

2

Лабораторная работа №7 Изучение параллельного соединения индуктивного и ёмкостного сопротивлений, резонансов тока.

2

Практическое занятие №3 Расчёт неразветвленных электрических цепей.

2

Практическое занятие №4 Трехфазные электрические сети.

2

Раздел 2.

Электротехнические устройства.

22

Тема 2.1. Электрические измерения.

Содержание учебного материала

1.Основные понятия измерения. Погрешности измерений.Классификация электроизмерительных приборов.Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.

Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. Косвенные методы измерения сопротивления, методы и приборы сравнения для измерения сопротивления.

6

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Лабораторная работа №8 Электроизмерительные приборы и измерения основных электрических величин.

2

Лабораторная работа №9 Измерение сопротивления методом вольтметра-амперметра.

2

Тема 2.2. Трансформаторы

Содержание учебного материала

6

1.Назначение и области применения трансформаторов. Устройство и принцип действия. Режимы работы трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания, их назначение и условия проведения. Потери энергии и КПД. Однофазный трансформатор. Внешняя характеристика. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Лабораторная работа №10Испытание трехфазного двухобмоточного трансформатора.

2

Практическое занятие№5 Определение параметров трансформатора по паспортным данным.

2

Тема 2.3. Электрические машины.

Содержание учебного материала

10

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 01-06

ОК 09-10

1.Машины постоянного тока.Конструктивная схема, принцип работы, ЭДС и электромагнитный момент, области применения МПТ. Работа машины в режиме генератора: схемы возбуждения, характеристика холостого хода, внешняя характеристика. Работа машины в режиме двигателя: способы регулирование частоты вращения. Особенности пуска двигателя постоянного тока, двигатель с последовательным возбуждением и универсальные коллекторные двигатели.

2.Электрические машины переменного тока. Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя, области применения. Пуск и регулирование частоты вращения асинхронного двигателя: схемы пуска, реверса и регулирования частоты вращения, многоскоростные асинхронные двигатели. Однофазные и универсальные асинхронные двигатели: конструкция, принцип действия, области применения.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

6

Лабораторная работа №11 Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением.

2

Лабораторная работа №12 Испытание двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

2

Лабораторная работа №13Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Всего (часов)

59

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Электротехники», оснащенная оборудованием:

  • Рабочее место преподавателя;
  • Рабочиеместа обучающихся;
  • учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров электрических цепей;
  • лабораторный комплект (набор) по электротехнике;

техническими средствами обучения:

  • мультимедийный компьютер; 
  • мультимедийный проектор; 
  • экран.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

  1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие / Ю.Г.Синдеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 407 с. (Среднее профессиональное образование).
  2. Прошин В.М. Электротехника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Прошин. – 6-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
  3. Иванов И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО/ И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 736 с.
  4. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Немцов, М.Л. Немцова – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 480 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

http://window.edu.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

умения:

использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками

собирать электрические схемы.

Количество правильных ответов, правильно выполненных заданий

90 ÷ 100 % правильных ответов –

5 (отлично)

80 ÷ 89 % правильных ответов –

4 (хорошо)

70 ÷ 79%  правильных ответов –

3(удовлетворительно)

менее 70% правильных ответов –

2 (неудовлетворительно)

Экспертное наблюдение и оценивание выполнения лабораторных и практических работ,

.

Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ

знания:

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных,

магнитных материалов;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

методы расчета и измерения основных параметров электрических,

магнитных цепей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов,

составление электрических и электронных цепей;

правила эксплуатации электрооборудования.

Количество правильных ответов, правильно выполненных заданий

90 ÷ 100 % правильных ответов –

5 (отлично)

80 ÷ 89 % правильных ответов –

4 (хорошо)

70 ÷ 79%  правильных ответов –

3(удовлетворительно)

менее 70% правильных ответов –

2 (неудовлетворительно

Письменный опрос в форме тестирования.

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы

Устный индивидуальный опрос,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной (производственной) практики по профессии 08.01.08. "Мастер отделочных строительных работ", квалификация: облицовщик-плиточник.

Рабочая программа учебной (производственной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО  по професии 08.01.08. "Мастер отделочных строи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства ПРОФЕССИЯ 08.01.26 Мастер по ремонту и обсл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ для обучающихся по профессии 08. 01. 26 Мастер по ремонту и обслуживанию систем жилищно-коммунального хозяйства

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» для обучающихся по профессии 08. 01. 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности профессия 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            Безопасность жизнедеятельностипрофессия              35...