Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
статья

Калинина Алевтина Николаевна

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_dlya_konferentsii.docx275.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Преподаватель А.Н. Калинина

ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Предпринимательство как особая форма деятельности и способ самореализации личности в последние годы привлекает внимание ученых, представляющих различные области знания: экономистов, социологов, философов, психологов и педагогов. Этот интерес нельзя назвать случайным.

Для понимания предпринимательства как общественно полезной деятельности в России сегодня сложились определенные условия: рыночные отношения, относительная экономическая стабильность и др. Однако предстоит еще много и напряженно работать, чтобы сформировалось новое поколение отечественных бизнесменов. Этот процесс зависит не только от экономических факторов. Его успех определяется на современном этапе усилиями педагогов. Перед ними стоит задача воспитания предпринимательской культуры молодого поколения. 

Предпринимательская культура- это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Уровень развития предпринимательской культуры зависит от степени сформированности необходимых личностных качеств, таких как способность к творчеству, уверенность в себе, умение перехватить инициативу на рынке, организаторские способности, стремление к успеху, воля к победе.

Формирование предпринимательской культуры - одна из приоритетных задач современного профессионального образования.

В связи с этим особую актуальность приобретает формирование предпринимательской культуры обучающихся.

Формирование предпринимательской культуры обучающихся осуществляется в процессе решения следующих задач:

– формировать у обучающихся предпринимательскую культуру и грамотность;

– формировать понимание социальной значимости и ответственности бизнеса;

– формировать у обучающихся готовность к предпринимательской деятельности, обеспечивающую им профессиональную мобильность и конкурентоспособность в новых экономических условиях;

– развивать лидерские качества;

– развивать способность работать в коллективе и команде.

Решение поставленных задач обеспечивается различными дидактическими средствами, охватывающими учебную, научную и внеучебную деятельность студентов. Необходимую информацию они получают в ходе изучения учебной дисциплины «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу». 

В ходе изучения дисциплины «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» ставится задача формирования следующих профессиональных компетенций (ПК): 

ПК 1.

Знать законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность

ПК 2.

Находить новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

ПК 3.

Составлять бизнес-планы создания и развития организаций

ПК 4.

Оформлять необходимые для трудоустройства документы

ПК 5.

Выбирать эффективные модели поведения и коммуникации при прохождении собеседования с потенциальным работодателем.

ПК 6.

Использовать различные методы адаптации на рабочем месте.

ПК 7.

Составлять план профессиональной карьеры.

В  процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» для формирования ПК большое внимание уделяется таким формам работы, которые активизируют самостоятельную деятельность студентов, помогают им развивать те личностные качества и функции, которые впоследствии станут основой их успеха в предпринимательстве. С этой целью используются активные и интерактивные методы и формы взаимодействия, среди наиболее распространенных:

- Метод проектов – помогает развивать творческую, исследовательскую активность.

Для  формирования предпринимательской  культуры обучающихся ГБПОУ «ТТТ» был разработан проект «Я- бизнесмен».

Результат проекта:  к июню 2024 г. у не менее чем  60 % обучающихся ПОО на уровне выше среднего сформирована ОК 11 — использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Основные мероприятия проекта:

  1. мониторинг обучающихся по уровню сформированности предпринимательской культуры;
  2. конференции, круглые столы, семинары, деловые игры, экскурсии и т.д.;
  3. мастер-классы с преподавателями техникума по основам предпринимательской деятельности, с предпринимателями города Троицка;
  4. курсы  по направлению «Основы предпринимательской деятельности»;
  5. тренинги  психологом техникума;
  6. научная деятельность по основам предпринимательской деятельности;
  7. конкурсы;
  8. кружок по финансовой грамотности и др.

- Практический метод – практикум,  творческие работы, практические работы.

Для того чтобы формировать у обучающихся предпринимательскую культуру и грамотность, и мотивировать их к более глубокому изучению предмета, был разработан электронный практикум и успешно применён  при проведении практических занятий по дисциплине «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу»у обучающихся третьего курса ГБПОУ «Троицкий технологический техникум».

В процессе создания электронного практикума были использованы такие средства разработки: приложения пакета Microsoft Office, презентации Microsoft Office PowerPoint, архиваторWinRar,  графический редактор Adobe Photoshop, google формы.

 Главная цель создания электронного практикума по профессиональному модулю «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» - помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать и формированию  практических умений и навыков в предпринимательской деятельности.

 При этом, плюсом данного практикума является то, что обучающийся получает возможность обучаться не только посещая занятия, но и самостоятельно, проделывать данный практикум вне техникума.

Пройдя определенную тему, студенту  предоставляется возможность выполнить индивидуальное (практическое) задание, исходя из знаний, полученных при изучении данной темы (практические задания размещены в виде электронного ресурса на сайте преподавателя).

Эти задания способствуют наибольшему закреплению полученных знаний, так как проделывая работу самостоятельно, студент начинает мыслить, пробовать выполнять работу опираясь на знания, что благотворно влияет на запоминание материала.

После изучения тем, обучающемуся предоставляется возможность пройти систему контроля знаний. В роли данной системы выступает тестовая и самостоятельная работа.

Электронный практикум  состоит из 3 блоков: блок практических работ, блок индивидуальных заданий и  блок тестов. Блок практических работ содержит файлы, распределенные по темам, которые содержат упорядоченный текст выполнения работ. Блок индивидуальных заданий содержит задания, которые студенты должны выполнять самостоятельно, опираясь на знания, полученные в ходе выполнения блока теоретических и практических работ. Блок  тестов содержит  вопросы по  темам  практикума.

Каждый обучающийся должен выполнить все практические работы. Для проверки и оценки знаний по темам обучающимся предлагается выполнить индивидуальные задания, (они делятся на обязательные и дополнительные), которые необходимы для успешного прохождения  тестов.

Анализ результатов содержит результаты прохождения всех трех блоков модуля практикума. Причем студенты могут ознакомиться только со своими результатами, а преподавателю доступны результаты всех студентов, которые отображены на почте преподавателя.

 Рассмотрим на примере.  После изучения темы «Правовые основы трудоустройства» по МДК.  Способы поиска работы, трудоустройства, обучающимся предлагается выполнить практическую работу в электронном виде (блок практических работ). Для этого обучающиеся заходят на сайт преподавателя, находят  нужный файл на данную тему, например на тему «Коммуникации с потенциальным работодателем»

 Скачивают его на рабочий стол:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ScreenShoter\Screenshot_2018-10-19-16.27.17.jpg

Рисунок 1 Иллюстрация фрагмента работ электронного практикума

 Выполняют практическую работу, которая находится в Power Point, переходят по гиперссылке, затем оформляют отчет по предлагаемой форме и отправляют на почту преподавателя, либо распечатывают на листе формата А4.

  После выполнения практических работ по теме обучающемуся предлагается выполнить индивидуальные задания и тестовую работу (блок индивидуальных заданий и тестов).

C:\ScreenShoter\Screenshot_2018-11-12-15.02.18.jpg

Рисунок 2 Иллюстрация фрагментов работ электронного практикума

  После того как обучающийся выполнит тестовое задание, результаты отображаются на электронной почте преподавателя.

  А также представлена статистика в виде таблиц, где отображена информация, как студент отвечал на каждый вопрос, а также преподаватель видит, на какие вопросы студенты чаще всего дают неправильные ответы.  А также представлена и другая полезная информация для преподавателя.

Современной России нужен бизнесмен нового типа - человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением своим инновационным трудом способствовать личному преуспеянию и росту богатства страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться уже в студенческие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"

                Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...

Универсальные приемы формирования правовой культуры обучающихся

Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе....

Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»

Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....