Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся
методическая разработка

Мареева Ольга Викторовна

Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий разработано для преподавателей и помогает им в подготовке методических рекомендаций по выполению лабораторных работ и практических занятий для обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_prakticheskih_i_laboratornyh.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

СПб ГБПОУ  

«Колледж метрополитена»

от «___» _____________ 2018 г.

протокол №  ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_______________ В.Г. Апаницин

«___»______________ 2018 г.

П О Л О Ж Е Н И Е

по организации и проведению лабораторных работ

и практических занятий обучающихся, осваивающих

образовательные программы

среднего профессионального образования

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

  1. Планирование, организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

3. Хранение выполненных работ

4. Разработка Методических указаний по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий

5. Требования к оформлению Методических указаний
по выполнению лабораторных работ и практических занятий

6. Требования к структуре и содержанию Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

7. Порядок утверждения Методических указаний по выполнению лабораторных работ и практических занятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Макет Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС СПО; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей и мастеров производственного обучения.

1.2. Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения лабораторных и практических занятий.

1.3. Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся (далее – Методические указания) относятся к методическим материалам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

1.4. Методические указания разрабатываются и утверждаются СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж) самостоятельно и являются составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Методические указания должны быть спланированы с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

2.2. При планировании лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.

2.3. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), делать заключения, давать предметную и технологическую оценку, и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного и профессионального циклов.

2.4. Ведущей дидактической целью практических занятий является овладение способами деятельности, формирования практических умений, как профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (решать задачи и пр.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении любого из циклов образовательной программы.

2.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

При планировании необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.

2.6. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть разнообразные: фронтальная, групповая и индивидуальная. 

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

2.7. В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют все задания под руководством преподавателя.

2.8. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2.9. Перечень дисциплин, по которым осуществляется деление на подгруппы, отражается в бюджете педагогических часов на учебный год. В соответствии с бюджетом педагогических часов и тарификацией составляется расписание занятий с учетом деления на подгруппы.

2.10. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем по соблюдению требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

2.11. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практических занятий, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных заданий и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

3. ХРАНЕНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

3.1. В процессе изучения дисциплины/МДК, преподаватель должен собрать выполненные обучающимися отчеты по лабораторным и практическим занятиям, проверить и выставить оценку.

3.2. Комплекты выполненных обучающимися отчетов хранятся в течение одного учебного года в соответствующих кабинетах.

3.3. Лучшие отчеты и работы могут быть использованы в мастерских и учебных кабинетах в качестве учебно-методических материалов.

  1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

4.1. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателем, ответственным за дисциплину/МДК, разрабатываются Методические указания по их выполнению.

4.2. В Методических указаниях должны охватываться все предусмотренные рабочей программой дисциплины/МДК лабораторные работы и практические занятия, в соответствии с темой занятий, количеством часов, требованиям к знаниям и умениям и материально-техническому обеспечению.

4.3. Общий объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ и практических занятий, отражается в учебном плане.

4.4. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины в рабочей программе дисциплины.

4.5. Темы и содержание лабораторных работ и практических занятий разрабатываются преподавателем по конкретной дисциплине/МДК самостоятельно, в соответствии с запланированными занятиями в рабочей программе дисциплины, при этом они должны обеспечивать реализацию требований ФГОС и формированию компетенций.

4.6. Структура и содержание Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий определяется учебным планом, рабочей программой дисциплины, настоящим Положением.

4.7. Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий должны быть доступны для использования обучающихся.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий оформляется в соответствии с установленным в Колледже шаблоном (см. Приложение 1).

При оформлении Методических указаний необходимо соблюдать следующие требования:

  • методические указания печатаются на одной стороне листа;
  • текст методических указаний следует набирать в текстовом редакторе Word;
  • шрифт Times New Roman, кегль – 14, одинарный интервал;
  •  размеры полей – верхнее и нижнее 2 см.; левое 3 см.; правое 1,5 см.;
  • нумерация страниц располагается внизу по центру страницы;
  • первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится;
  • выравнивание - по ширине, перенос автоматический;
  • формат страницы - А4 (210Х297 мм)
  • шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 14 (минимальный размер кегля текста внутри таблиц – 12);
  • таблицы должны быть расположены без отрыва шапки от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу шапку нужно повторить. Заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом без переносов.


6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1

Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине должны иметь следующую структуру:

Титульный лист

Второй лист

Пояснительная записка

Должна содержать:

  • требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий;
  • общее количество часов, предусмотренных на лабораторные работы/практические занятия учебным планом;
  • наименование тем лабораторных работ/практических занятий и количество часов, запланированных на их проведение в рабочей программе.

 Методические указания по выполнению лабораторных работ и/или практических занятий.

Должны включать в себя:

  • темы занятий;
  • перечень необходимых средств обучения (технических, программных, оборудование, материалы и др.) необходимых для проведения лабораторных работ и/или практических занятий;
  • цели и задачи лабораторных работ и/или практических занятий (в т.ч. требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы в процессе изучения дисциплины, формируемые компетенции (для МДК));
  • задание;
  • рекомендации по выполнению задания;
  • критерии оценки.

В начале выполнения лабораторных работ и практических занятий преподаватель должен ознакомит обучающихся с критериями оценки.

Если разработаны единые критерии оценки ко всем лабораторным работам/практическим занятиям, то можно сделать их отдельным пунктом.

Критерии оценки (критерии оценки определяются преподавателем, оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся). Результаты вносятся в журнал теоретического обучения.

Требования к оформлению результатов лабораторных работ и/или практических занятий

Оформление результатов лабораторных работ и практических занятий по дисциплине/МДК определяется преподавателем, ведущим дисциплину. При необходимости требования к оформлению можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.

Рекомендуемая литература.

В список должна быть включена литература, которой укомплектован библиотечный фонд Колледжа, изданная за последние 5 лет

Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках. Группировка зависит от характера самой работы, ее назначения, темы. Если есть необходимость, то список рекомендуемой литературы можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.

ПРИЛОЖЕНИЯ В структуру Методических указаний по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) могут быть включены различные приложения, имеющие справочный или информационный характер и т.п. Каждое приложение начинается с новой страницы.

7. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

7.1. Преподаватель/мастер разрабатывает Методические указания.

7.2. Преподаватель/мастер отправляет Методические указания в электронном виде в учебную часть по адресу: umoplm@mail.ru

7.3. Учебная часть проверяет Методические указания на соответствие учебному плану, рабочей программе и установленным в Колледже требованиям и передает ее на утверждение директору Колледжа.

7.4. При наличии замечаний Методические указания возвращается автору для исправления выявленных несоответствий.

7.5. Экземпляр Методических указаний, утвержденный директором Колледжа, является контрольным. Он хранится в методическом кабинете Колледжа вместе с электронной версией. Электронная версия утвержденных Методических указаний размещается на файловом сервере Колледжа.

7.6. Копии титульного листа утвержденных Методических указаний передаются автору-разработчику.

7.7. В случае изменений в рабочей программе дисциплины, необходимо провести актуализацию Методических указаний для устранения несоответствий.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_____________ В.Г. Апаницин

«____» ______________ 2018 г.

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания

по проведению лабораторных работ

(и/или практических занятий) обучающихся

Специальность (профессия) 00.00.00 – Название спец. (проф.)

СОСТАВИТЕЛЬ

_________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Санкт-Петербург

201_

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

  1. Пояснительная записка
  2. Методические указания по выполнению лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Требования к оформлению результатов лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Рекомендуемая литература

  1. Пояснительная записка

Методические указания по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) составлены на основе требований ФГО СПО к содержанию и уровню подготовки выпускника в соответствии учебным планом и рабочей программой дисциплины «……..».

Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий ____________________________

 

Перечень тем лабораторных работ и/или практических занятий

Пример оформления

Раздел и тема

дисциплины

Наименование практических занятий

и лабораторных работ

Объем

часов

Раздел 1

Тема 1.1._______

Практическое занятие № 1 _______

*

Тема 1.2_______

Практическое занятие № 2________

*

Раздел 2

Тема 2.1_______

Лабораторная работа № 1__________

*

Тема 2.2_______

и т.п.

ВСЕГО:

Х

Примечание: Заполнять в соответствии с распределением часов планируемых занятий в рабочей программе дисциплины.

  1. Методические указания по проведению лабораторных работ

и/или практических занятий

Практическое занятие (лабораторная работа) № 1

Тема: «…………………………..»

Количество часов ___

Материально - техническое обеспечение _______________

Цели и задачи:

Требования к знаниям и умениям: ____________

Формируемые компетенции (для МДК): ______

Задание (Цель работы): _______

Рекомендации по выполнению задания (Порядок работы): _________

Критерии оценки: ________

  1. Требования к оформлению результатов лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Рекомендуемая литература

Нормативные документы:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Периодические издания:

Internet-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий

В документе рассмотрены:Общие положенияПланирование лабораторных работ и практических занятий Организация и проведение лабораторных работ и практических занятийОформление лабораторных работ и пра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции

Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...

ти проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»

Цели и задачи достигаемые  в результате проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ ПО "Мегионский политехнический колледж" по всем сп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

          Учебная дисциплина «Физика» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технического пр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....