Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся
методическая разработка
Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий разработано для преподавателей и помогает им в подготовке методических рекомендаций по выполению лабораторных работ и практических занятий для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_prakticheskih_i_laboratornyh.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»
ПРИНЯТО Педагогическим советом СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» от «___» _____________ 2018 г. протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» _______________ В.Г. Апаницин «___»______________ 2018 г. |
П О Л О Ж Е Н И Е
по организации и проведению лабораторных работ
и практических занятий обучающихся, осваивающих
образовательные программы
среднего профессионального образования
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
- Планирование, организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
3. Хранение выполненных работ
4. Разработка Методических указаний по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий
5. Требования к оформлению Методических указаний
по выполнению лабораторных работ и практических занятий
6. Требования к структуре и содержанию Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий
7. Порядок утверждения Методических указаний по выполнению лабораторных работ и практических занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Макет Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС СПО; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей и мастеров производственного обучения.
1.2. Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения лабораторных и практических занятий.
1.3. Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся (далее – Методические указания) относятся к методическим материалам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.
1.4. Методические указания разрабатываются и утверждаются СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж) самостоятельно и являются составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Методические указания должны быть спланированы с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
2.2. При планировании лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.
2.3. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), делать заключения, давать предметную и технологическую оценку, и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного и профессионального циклов.
2.4. Ведущей дидактической целью практических занятий является овладение способами деятельности, формирования практических умений, как профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (решать задачи и пр.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении любого из циклов образовательной программы.
2.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
При планировании необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.
2.6. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть разнообразные: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
2.7. В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют все задания под руководством преподавателя.
2.8. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
2.9. Перечень дисциплин, по которым осуществляется деление на подгруппы, отражается в бюджете педагогических часов на учебный год. В соответствии с бюджетом педагогических часов и тарификацией составляется расписание занятий с учетом деления на подгруппы.
2.10. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем по соблюдению требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
2.11. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практических занятий, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных заданий и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
3. ХРАНЕНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
3.1. В процессе изучения дисциплины/МДК, преподаватель должен собрать выполненные обучающимися отчеты по лабораторным и практическим занятиям, проверить и выставить оценку.
3.2. Комплекты выполненных обучающимися отчетов хранятся в течение одного учебного года в соответствующих кабинетах.
3.3. Лучшие отчеты и работы могут быть использованы в мастерских и учебных кабинетах в качестве учебно-методических материалов.
- РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
4.1. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателем, ответственным за дисциплину/МДК, разрабатываются Методические указания по их выполнению.
4.2. В Методических указаниях должны охватываться все предусмотренные рабочей программой дисциплины/МДК лабораторные работы и практические занятия, в соответствии с темой занятий, количеством часов, требованиям к знаниям и умениям и материально-техническому обеспечению.
4.3. Общий объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ и практических занятий, отражается в учебном плане.
4.4. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины в рабочей программе дисциплины.
4.5. Темы и содержание лабораторных работ и практических занятий разрабатываются преподавателем по конкретной дисциплине/МДК самостоятельно, в соответствии с запланированными занятиями в рабочей программе дисциплины, при этом они должны обеспечивать реализацию требований ФГОС и формированию компетенций.
4.6. Структура и содержание Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий определяется учебным планом, рабочей программой дисциплины, настоящим Положением.
4.7. Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий должны быть доступны для использования обучающихся.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий оформляется в соответствии с установленным в Колледже шаблоном (см. Приложение 1).
При оформлении Методических указаний необходимо соблюдать следующие требования:
- методические указания печатаются на одной стороне листа;
- текст методических указаний следует набирать в текстовом редакторе Word;
- шрифт Times New Roman, кегль – 14, одинарный интервал;
- размеры полей – верхнее и нижнее 2 см.; левое 3 см.; правое 1,5 см.;
- нумерация страниц располагается внизу по центру страницы;
- первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится;
- выравнивание - по ширине, перенос автоматический;
- формат страницы - А4 (210Х297 мм)
- шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 14 (минимальный размер кегля текста внутри таблиц – 12);
- таблицы должны быть расположены без отрыва шапки от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу шапку нужно повторить. Заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом без переносов.
6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1
Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине должны иметь следующую структуру:
Титульный лист
Второй лист
Пояснительная записка
Должна содержать:
- требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий;
- общее количество часов, предусмотренных на лабораторные работы/практические занятия учебным планом;
- наименование тем лабораторных работ/практических занятий и количество часов, запланированных на их проведение в рабочей программе.
Методические указания по выполнению лабораторных работ и/или практических занятий.
Должны включать в себя:
- темы занятий;
- перечень необходимых средств обучения (технических, программных, оборудование, материалы и др.) необходимых для проведения лабораторных работ и/или практических занятий;
- цели и задачи лабораторных работ и/или практических занятий (в т.ч. требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы в процессе изучения дисциплины, формируемые компетенции (для МДК));
- задание;
- рекомендации по выполнению задания;
- критерии оценки.
В начале выполнения лабораторных работ и практических занятий преподаватель должен ознакомит обучающихся с критериями оценки.
Если разработаны единые критерии оценки ко всем лабораторным работам/практическим занятиям, то можно сделать их отдельным пунктом.
Критерии оценки (критерии оценки определяются преподавателем, оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся). Результаты вносятся в журнал теоретического обучения.
Требования к оформлению результатов лабораторных работ и/или практических занятий
Оформление результатов лабораторных работ и практических занятий по дисциплине/МДК определяется преподавателем, ведущим дисциплину. При необходимости требования к оформлению можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.
Рекомендуемая литература.
В список должна быть включена литература, которой укомплектован библиотечный фонд Колледжа, изданная за последние 5 лет
Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках. Группировка зависит от характера самой работы, ее назначения, темы. Если есть необходимость, то список рекомендуемой литературы можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.
ПРИЛОЖЕНИЯ В структуру Методических указаний по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) могут быть включены различные приложения, имеющие справочный или информационный характер и т.п. Каждое приложение начинается с новой страницы.
7. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
7.1. Преподаватель/мастер разрабатывает Методические указания.
7.2. Преподаватель/мастер отправляет Методические указания в электронном виде в учебную часть по адресу: umoplm@mail.ru
7.3. Учебная часть проверяет Методические указания на соответствие учебному плану, рабочей программе и установленным в Колледже требованиям и передает ее на утверждение директору Колледжа.
7.4. При наличии замечаний Методические указания возвращается автору для исправления выявленных несоответствий.
7.5. Экземпляр Методических указаний, утвержденный директором Колледжа, является контрольным. Он хранится в методическом кабинете Колледжа вместе с электронной версией. Электронная версия утвержденных Методических указаний размещается на файловом сервере Колледжа.
7.6. Копии титульного листа утвержденных Методических указаний передаются автору-разработчику.
7.7. В случае изменений в рабочей программе дисциплины, необходимо провести актуализацию Методических указаний для устранения несоответствий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ГБПОУ
«Колледж метрополитена»
_____________ В.Г. Апаницин
«____» ______________ 2018 г.
НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания
по проведению лабораторных работ
(и/или практических занятий) обучающихся
Специальность (профессия) 00.00.00 – Название спец. (проф.)
СОСТАВИТЕЛЬ
_________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Санкт-Петербург
201_
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)
- Пояснительная записка
- Методические указания по выполнению лабораторных работ
и/или практических занятий
- Требования к оформлению результатов лабораторных работ
и/или практических занятий
- Рекомендуемая литература
- Пояснительная записка
Методические указания по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) составлены на основе требований ФГО СПО к содержанию и уровню подготовки выпускника в соответствии учебным планом и рабочей программой дисциплины «……..».
Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий ____________________________
Перечень тем лабораторных работ и/или практических занятий
Пример оформления
Раздел и тема дисциплины | Наименование практических занятий и лабораторных работ | Объем часов |
Раздел 1 | ||
Тема 1.1._______ | Практическое занятие № 1 _______ | * |
Тема 1.2_______ | Практическое занятие № 2________ | * |
Раздел 2 | ||
Тема 2.1_______ | Лабораторная работа № 1__________ | * |
Тема 2.2_______ | ||
и т.п. | ||
ВСЕГО: | Х |
Примечание: Заполнять в соответствии с распределением часов планируемых занятий в рабочей программе дисциплины.
- Методические указания по проведению лабораторных работ
и/или практических занятий
Практическое занятие (лабораторная работа) № 1
Тема: «…………………………..»
Количество часов ___
Материально - техническое обеспечение _______________
Цели и задачи:
Требования к знаниям и умениям: ____________
Формируемые компетенции (для МДК): ______
Задание (Цель работы): _______
Рекомендации по выполнению задания (Порядок работы): _________
Критерии оценки: ________
- Требования к оформлению результатов лабораторных работ
и/или практических занятий
- Рекомендуемая литература
Нормативные документы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Периодические издания:
Internet-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
В документе рассмотрены:Общие положенияПланирование лабораторных работ и практических занятий Организация и проведение лабораторных работ и практических занятийОформление лабораторных работ и пра...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции
Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...
ти проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
Цели и задачи достигаемые в результате проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ ПО "Мегионский политехнический колледж" по всем сп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Учебная дисциплина «Физика» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технического пр...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....
РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК. 05.01. Организация приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и МДК. 05.02. Приготовление, оформление и подготовка к реализа
Рекомендации предназначены для подготовки студентов к лаборатоным и практическим работам...