Аналоговые измерительные приборы.
учебно-методическое пособие
План-конспект урока:
Тема урока/занятия: Аналоговые измерительные приборы.
Методическая тема: внедрение практикоориентированных технологий в условиях реализации ФГОС.
Цели урока:
1.Обучающая: Изучить назначение, принцип действия и устройство аналоговых измерительных приборов.
2.Воспитывающая: прививать интерес к выбранной профессии, чувство профессионализма.
3.Развивающая: развивать техническое мышление и навыки познавательной деятельности, память, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию.
Формируемые компетенции:
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;
ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkr.urok_po_shadrikovu_hafizov.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕКАМСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Ф.И.О. преподавателя: Хафизов Мирсаид Нурмухамедович.
Должность, квалификационная категория: преподаватель (без категории).
Предмет: Измерительная техника.
Группа/курс/специальность: группа 2521, 2 курс, специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
План-конспект урока:
Тема урока/занятия: Аналоговые измерительные приборы.
Методическая тема: внедрение практикоориентированных технологий в условиях реализации ФГОС.
Цели урока:
1.Обучающая: Изучить назначение, принцип действия и устройство аналоговых измерительных приборов.
2.Воспитывающая: прививать интерес к выбранной профессии, чувство профессионализма.
3.Развивающая: развивать техническое мышление и навыки познавательной деятельности, память, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию.
Формируемые компетенции:
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;
ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Тип урока/занятия: комбинированный.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические, самопроверка, взаимопроверка.
Межпредметные связи:
-предметы обеспечивающие - физика, математика, электротехника.
-предметы обеспечиваемые – вычислительная техника, МДК 01.01.Электрические машины и аппараты, МДК 01.02.Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования, ПМ 02. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, ПМ 04. Выполнение работ по профессии электромонтёр по обслуживанию и ремонту электрооборудования.
Внутрипредметные связи:
Темы обеспечивающие: Тема 1.1 Виды средств измерений, Тема 1.2 Виды и методы измерений, Тема 1.6 Основные характеристики средств
Измерений, Тема 1.7 Поверка средств измерений.
Темы обеспечиваемые: Лабораторные работы: №1 «Измерение сопротивлений методом амперметра и вольтметра», №2 «Измерение сопротивлений мостовым методом», №3 «Измерение мощности в цепях
постоянного и переменного тока», Раздел 6. «Электрические измерения неэлектрических величин».
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
- Доска;
- Презентация;
- Чертежные принадлежности.
- Наглядный материал (различные аналоговые измерительные приборы)
Источники информации:
| |||||
2. Панфилов В.А. Электрические измерения. Учебник для сред. проф. | |||||
3. Котур В.И. и др.-Электрические измерения и электроизмерительные | |||||
План – конспект урока
№ | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационный момент. Цель: -подготовиться к работе на уроке; -вовлечь обучающихся в учебную деятельность. Задачи: -выявить отсутствующих; -проверить готовность студентов к уроку; -сообщить тему, цели и задачи урока. Метод организации работы учащихся: рассказ, презентация. | Ребята, добрый день! Садитесь. Кто отсутствует? (провожу перекличку и отмечаю в журнале). Вы готовы к уроку? Сегодня мы с вами переходим к новому разделу пашей учебной дисциплины «Измерительная техника» и начинаем знакомство с аналоговыми измерительными приборами, с их назначением, устройством и принципом работы. Без этих приборов немыслима работа ни одного современного электрического и электромеханического оборудования, как на предприятии, так и в бытовой аппаратуре и технике дома. Тема нашего урока: «Аналоговые измерительные приборы». Урок будет состоять из следующих этапов: - проверке ваших знаний по пройденным темам «Виды средств измерений и методов измерений», «Единицы физических величин», «Основные характеристики средств измерений» и далее закрепим изученный материал в виде устных ответов на ряд вопросов по особенностям работы измерительных приборов; - изучение нового материала; - закрепление изученного материала в виде устных ответов на вопросы по особенностям работы аналоговых измерительных приборов; | -подготовиться к работе на уроке. (подготовить чертежные принадлежности, открыть конспект, записать тему, послушать цели и задачи урока). Студенты встают, приветствуют преподавателя, садятся, открывают конспект, слушают преподавателя. |
2 Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать опорные знания учащихся. Задачи: - выявить уровень знаний учащихся по темам: «Виды средств измерений и методов измерений», «Единицы физических величин», «Основные характерис-тики средств измере-ний». - определить ошибки в знаниях, их причины и ликвидация. . | Методы: - устный опрос. Вопросы устного опроса: - Какие величины измеряют при проведении измерений? - Какие виды средств измерений вы знаете? - Какие виды и методы измерений вам известны - Что такое единица физической величины и на какие виды они подразделяются? - Погрешности измерений, виды погрешностей. - Основные характеристики средств измерений. - Каким образом передаётся размер единицы физической величины? Критерии достижения целей: - полный ответ; - наличие ошибок в ответе. Методы мотивации: - метод самопроверки (студентыоткрывают конспект по теме и самостоятельно проверяют правильность ответов, если имеются ошибки, то поправляют их). Возможные действия: - ответ двух студентов (каждый со своим вариантом). Критерии: Оценка «5»: - правильность ответа; - самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя; - демонстрация усвоения ранее изученных тем; Оценка «4»: - наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя. Оценка «3»: - имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий. | Цель: -используя рабочие конспекты, методом самоконтроля, выставляют оценки; - ответить устно на вопрос После истечения времени студен-ты, используя ра-бочие конспекты, методом самокон-троля выставляют оценки (критерии обозначает препо-даватель). Устный ответ на вопрос с места. Проверка правильности ответов, исправление ошибок. |
3.Изучение нового учебного материала. Цель: - Изучить схемные варианты предварительных каскадов усиления. Задачи: - Способствовать формированию интереса к усилителям и областям их применения; - развить умения самостоятельно рассуждать и анализировать; - познакомить с принципом работысхем усилительных каскадов: схемы с фиксированным базовым током; схемы с фиксированным напряжением смещения на базе; схемы термостабилизации каскада. - Обеспечить восприятие и осмысление запоминания знаний и способов действий. | План изложения нового материала: 1.Назначение аналоговых измерительных приборов. 2.Устройсво аналоговых измерительных приборов. 3.Принцип работы аналоговых измерительных приборов. 4. Практическая значимость заявленной темы. Методы изложения нового материала: - рассказ преподавателя - (объяснение нового материала); - демонстрация (показ презентации) - фронтальная беседа,( сотрудничество) Критерии определения уровня внимания: - высокий (студенты активны); - средний (студенты отвлекаются); - низкий (студенты не заинтересованы). Методы мотивирования: - метод поощрения (похвала преподавателем студента). Все виды измерительных приборов делятся на две большие группы: аналоговые и цифровые. Аналоговые измерительные приборы (АИП)- это та- кие приборы, показания которых являются непрерыв-ной функцией изменения входной измеряемой вели-чины. Группу АИП можно представить двумя погруп- пами: а) приборы для статических измерений (амперметры, вольтметры, ваттметры, омметры и др.); б) приборы для динамических измерений, которые в свою очередь делятся на показывающие (электронно- лучевые осциллографы, анализаторы спектра) и регистрирующие приборы (самопишущие приборы, светолучевые осциллографы). Аналоговые измерительные приборы, предназна-ченные для статических измерений подразделяются на электромеханические и электронные. Сегодня мы с вами начинаем рассматривать элек- тромеханические измерительные приборы(ИП), принцип работы которых основан на преобразовании электрической энергии входного сигнала в механи-ческую энергию углового (реже-линейного) переме-щения подвижной части отсчётного устройства. Кроме самостоятельного применения, электромеха-нические ИП используются также в качестве выход-ных устройств большинства электронных АИП. Большинство используемых сегодня в технологичес- ких процессах стационарные измерительные прибо-ров- это классические аналоговые электромеханичес- кие приборы. Широко распространены электромеха-нические амперметры, вольтметры, ваттметры, ом-метры, фазометры, счётчики активной и реактивной энергии. В них реализованы различные физические принципы, позволяющие преобразовать значение измеряемой величины в пропорциональное отклонение (видимое перемещение указателя- стрелки прибора)
Классификация электромеханических измери- тельных приборов. Магнитоэлектрические измерительные приборы. Для измерения малых токов (до 100 мА) используются непосредственно магнитоэлектричес-кие измерительные механизмы. Если требуется измерять токи, превосходящие ток полного отклонения механизма, то применяются шунты- точные резисторы с малым сопротивлением (десятые, сотые доли Ома). При этом через измерительный механизм ИМ течёт ток Iм представляющий собой только часть измеряемого тока I. Зная соотношения между сопротивлением рамки (внутренним сопротив-лением измерительного прибора) и шунта Rш можно пересчитать показания в результат измерения.
Амперметр магнитоэлектрической системы. Пример:
В схеме магнитоэлектрического вольтметра после-довательно с ИМ включается резистор Rv с достаточно большим сопротивлением. Добавочные резисторы Rд1 и Rд2 обеспечивают несколько диапа-зонов измерения напряжения Uv ( Uv3 Uv2 Uv1)/
Вольтметр магнитоэлектрической системы. Приборы магнитоэлектрической системы, по сравнению с другими электромеханическими приборами, имеют ряд преимуществ: - более высокая точность и чувствительность; - равномерная (линейная) шкала; - практическое отсутствие влияния внешних магнитных полей. Недостатки: -возможность работы ИМ только на постоянном токе; - сложность конструкции; - чувствительность к перегрузкам, механическим воздействиям, ударам, вибрации; - зависимость показаний прибора от изменения температуры окружающей среды. Обозначение магнитоэлектрической системы на шкалах приборов: Приборы электромагнитной системы. В щитовых измерительных приборах, предназна-ченных для работы в электрических цепях пере-менного тока промышленной частоты 50 Гц, широко применяются приборы электромагнитной системы, которая имеет ряд преимуществ перед магнитоэлек-трической: - могут быть использованы для измерения как постоянных, так и переменных напряжений и токов; - реагируют на среднее квадратичное (действующее) значение переменного сигнала; - выдерживает значительные перегрузки; - простота конструкции, дешевизна, надёжность. Недостатки: - нелинейная шкала; - невысокий класс точности; - заметное влияние внешних магнитных полей.
Амперметр электромагнитной системы.
Вольтметр электромагнитной системы. Для поддержания полного комплексного сопро-тивления примерно постоянным в диапазоне измеряемых сигналов в схему вольтметра вводится цепь частотной коррекции (конденсатор Ск и резистор Rк). Условное обозначение приборов электромагнитой системы: Ребята, мы изучили два вида аналоговых изме-рительных приборов, ознакомились с их преимушес-твами и недостатками. Эти знания вам непременно пригодятся во время изучения следующих тем и выполнении лабораторных и практических работ. | Пишут конспект, рисуют схемы, участвуют в про- цессе изучения работы схем и назначения элементов схемы с использованием наглядных пособий. |
4. Закрепление учебного материала. Цель:Установить осознанность студентами нового материала. Задачи: - проверка полноты, глубины и осознанности усвоения новых знаний; -установить выявленные пробелы. Метод контроля– устный опрос. |
Вопросы устного опроса. 1.Какие измерительные приборы называются аналоговыми. 2.На какие подгруппы делятся АИП. 3.На чём основан принцип работы электромехани-ческих ИП. 4.Назначение измерительных приборов магнито-электрической системы. 5. Для чего используются шунты в схемах из-мерения. 6. Для чего используются добавочные сопротивле-ния в схемах измерения. 7. Преимущества и недостатки приборов магни-тоэлектрической системы. 8. Назначение приборов электромагнитной системы. 9. Преимущества и недостатки приборов электро-магнитной системы. | Цель: закрепить полученные знания Задачи:Закрепить умение составлять электрические схемы и решать задачи Методы: - репродуктивный -организация ин-дивидуальной де-ятельности уча-щихся . Критерий достижения цели: - студенты отвеча-ют на поставлен-ные вопросы; -студенты работа-ют с измеритель-ными приборами; -организация ин-дивидуальной де-ятельности уча-щихся. |
5. Задание на дом. Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к после-дующему обучению. Задачи:- закрепить знания о видах средств измерений; - совершенствовать знания по аналого-вым измерительным приборам. Критерии успешного выполнения задания: нарисовать схемы включения ИМ в электрическую цепь. - с пояснением принципа работы и назначения элементов схемы- «5»; - одна схема с пояснениями – «4». - схема без пояснений- «3». |
Ребята, а теперь запишите домашнее задание: Тема самостоятельной работы «Сведения о аналоговых измерительных приборах». Для её выполнения можно воспользоваться учебниками: Панфилов В.А. «Электрические измерения». Учебник для СПО.-М. Издательский центр «Академия»,2012 г.; Хромонин П.К. «Электротехнические измерения». Учебное пособие для профессионального образова-ния. М. ФОРУМ. 2011г.; Малиновский В.Н. «Электрические измерения». Учебник для техникумов. М.Энергоиздат. или ресурсами интернет: http://ru.wikipedia.org, В конспекте должны быть приведены схемы, описание принципа работы схем. Выписать на листочке вопросы, которые у вас возникли при подготовке домашнего задания. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами изучили некоторые виды аналоговых измерительных приборов, ознакомились с их назначением, устройством и принципом работы. На уроке все хорошо работали и получили следующие оценки (выставление оценок с комментарием обоснования каждому учащемуся). Рефлексия: Задачи:Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения в осмысление своих действий и самооценки.Усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества и прогнозирования. Критерии: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки. Умение правильно оценить своё состояние. понимать, что нужно регулировать, чтобы лучше усвоить полученные знания. А теперь оцените уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариантов (раздаю карточки):
Спасибо за урок. До свидания. | Задачи учащегося: оценить свою работу на уроке. Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание Критерии: Полное представ-ление того, что надо сделать дома к следующему уроку. Получена реаль-ная оценка за работу на уроке. Студенты запи-сывают домаш-нее задание в тетрадь. Задают вопросы по кон-спекту. Цель:осмысление своих действий и самооценки. Обучающимся предполагается самостоятельно оценить уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариан-тов: 1.Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому; 2.Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя; 3.Я понял(а) материал частично; 4.Я ничего не понял. |
Приложение
Бланк самооценки
ФИО________________________________________________
Группа______________________________________________
Оцените уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариантов:
| |
| |
| |
|
Источники информации
1.М.Н.Гуслова. Инновационные педагогические технологии, для СПО, М, Академия, 2013. - 288с.
2.С.Д.Якушева. Основы педагогического мастерства, для СПО, М, Академия, 2012. – 256с.
3.А.М.Митяева. Здоровье-сберегающие технологии, для ВПО, М, Академия,2010. – 192с.
4.MicrosoftOfficePowerPoint 2010. Создание презентаций: Методическое пособие.-Казань: Альянс,2015.-40с.
5.А.В.Несен.Microsoft Word 2010, от новичка к профессионалу,М, СОЛОН-ПРЕСС, 2011.-448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.
Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального профессиона...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.06. Выполнение работ по профессии рабочего: Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
В свете новых требований к образованию, была разработана программа учебной практики ПМ.06...
Возможности переносных измерительных приборов.
Эффективность усвоения лекционного материала и дисциплины в целом определяется уровнем самостоятельной активности студента.Представленный в данной брошюре материал имеет комплексный подход, напр...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...
ПМ.05 Рабочая программа практики "Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики"
Выполнение работ по профессии 14919...
Учебное пособие "Контрольно-измерительные приборы котельного оборудования"
Учебное пособие соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.01 «Тепловые электрические станции» и направлен на реализацию программы профес...
План занятия производственного обучения "Техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборов"
План занятия производственного обучения:Техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборовУП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилейпо профе...