Аналоговые измерительные приборы.
учебно-методическое пособие

Мирсаид Нурмухамедович Хафизов

План-конспект урока:

Тема урока/занятия: Аналоговые измерительные приборы.

Методическая тема: внедрение  практикоориентированных  технологий в условиях реализации ФГОС.

Цели урока:

1.Обучающая: Изучить назначение, принцип действия и устройство аналоговых измерительных приборов.

2.Воспитывающая: прививать  интерес к выбранной профессии, чувство профессионализма.

3.Развивающая: развивать техническое мышление и навыки познавательной деятельности,  память, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;

ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;

ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

            ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkr.urok_po_shadrikovu_hafizov.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НИЖНЕКАМСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Ф.И.О. преподавателя: Хафизов  Мирсаид  Нурмухамедович.

Должность, квалификационная категория: преподаватель (без категории).

Предмет: Измерительная  техника.

Группа/курс/специальность: группа 2521, 2 курс, специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

План-конспект урока:

Тема урока/занятия: Аналоговые измерительные приборы.

Методическая тема: внедрение  практикоориентированных  технологий в условиях реализации ФГОС.

Цели урока:

1.Обучающая: Изучить назначение, принцип действия и устройство аналоговых измерительных приборов.

2.Воспитывающая: прививать  интерес к выбранной профессии, чувство профессионализма.

3.Развивающая: развивать техническое мышление и навыки познавательной деятельности,  память, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;

ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;

ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Тип урока/занятия: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи:

-предметы обеспечивающие - физика, математика, электротехника.

-предметы обеспечиваемые – вычислительная техника, МДК 01.01.Электрические машины и аппараты, МДК 01.02.Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования,  ПМ 02. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, ПМ 04. Выполнение работ по профессии электромонтёр по обслуживанию и ремонту электрооборудования.

Внутрипредметные связи:

Темы обеспечивающие: Тема 1.1 Виды средств измерений, Тема 1.2 Виды и методы измерений, Тема 1.6 Основные характеристики средств

Измерений, Тема 1.7 Поверка средств измерений.

Темы обеспечиваемые: Лабораторные работы: №1 «Измерение сопротивлений методом амперметра и вольтметра», №2 «Измерение сопротивлений мостовым методом», №3 «Измерение мощности в цепях

постоянного и переменного тока», Раздел 6. «Электрические измерения неэлектрических величин».

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  • Доска;
  • Презентация;
  • Чертежные принадлежности.
  • Наглядный материал (различные аналоговые измерительные приборы)

Источники информации:

  1. http://ru.wikipedia.org;

                                   

  2.  Панфилов В.А. Электрические измерения. Учебник для сред. проф.
       образования -М., Издательский центр "Академия»,2008.-288с.

    3.  Котур В.И. и др.-Электрические измерения и электроизмерительные
     приборы: Учебник для техникумов. -М.: Энергоиздат, 1996. 400 с ., ил.

План – конспект урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный момент.

Цель:

-подготовиться к работе на уроке;

-вовлечь обучающихся в учебную деятельность.

Задачи:

 -выявить отсутствующих;

 -проверить готовность студентов к уроку;

-сообщить тему, цели и задачи урока.

Метод организации работы учащихся: рассказ, презентация.

Ребята, добрый день! Садитесь. Кто отсутствует? (провожу перекличку и отмечаю в журнале).

Вы готовы к уроку? Сегодня мы с вами переходим к новому разделу пашей учебной дисциплины «Измерительная техника» и начинаем знакомство с аналоговыми измерительными приборами, с их назначением, устройством и принципом работы. Без этих приборов немыслима работа ни одного современного электрического и электромеханического оборудования, как на предприятии, так и в бытовой аппаратуре и технике дома. Тема нашего урока: «Аналоговые измерительные приборы». Урок будет состоять из следующих этапов:

- проверке ваших знаний по пройденным темам «Виды средств измерений и методов измерений», «Единицы физических величин», «Основные характеристики средств измерений» и далее закрепим изученный материал в виде устных ответов на ряд вопросов по особенностям работы измерительных приборов;

- изучение нового материала;

- закрепление  изученного материала в виде устных ответов на вопросы по особенностям работы аналоговых измерительных приборов;

-подготовиться к работе на уроке.

(подготовить чертежные принадлежности, открыть конспект, записать тему, послушать цели и задачи урока).

Студенты встают, приветствуют преподавателя, садятся,

открывают конспект, слушают преподавателя.

2   Актуализация опорных знаний.  

Цель: актуализировать опорные знания учащихся.

Задачи:

- выявить уровень знаний учащихся по темам: «Виды средств измерений и методов измерений», «Единицы физических величин», «Основные характерис-тики средств измере-ний».

- определить ошибки в знаниях, их причины и ликвидация.

.

   Методы:

- устный опрос.

Вопросы устного опроса:

- Какие величины измеряют при проведении измерений?

- Какие виды средств измерений вы знаете?

- Какие виды и методы измерений вам известны

- Что такое единица физической величины и на какие виды они подразделяются?

- Погрешности измерений, виды погрешностей.

- Основные характеристики средств измерений.                         - Каким образом передаётся размер единицы физической величины?

Критерии достижения целей:

- полный ответ;

- наличие ошибок в ответе.

Методы мотивации:

- метод самопроверки (студентыоткрывают конспект по теме и самостоятельно проверяют правильность ответов, если имеются ошибки, то поправляют их).

Возможные действия:

- ответ  двух студентов (каждый со своим вариантом).

Критерии:

Оценка «5»:

- правильность ответа;

- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя;

- демонстрация усвоения ранее изученных тем;

Оценка «4»:

- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя.

Оценка «3»:

- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий.

Цель:

-используя рабочие конспекты, методом самоконтроля, выставляют оценки;

- ответить устно на вопрос

После истечения времени студен-ты, используя ра-бочие конспекты, методом самокон-троля выставляют оценки (критерии обозначает препо-даватель).

Устный ответ на вопрос с места.

Проверка правильности ответов, исправление ошибок.

3.Изучение нового учебного материала.

Цель:

- Изучить схемные варианты предварительных каскадов усиления. Задачи:

- Способствовать формированию интереса к усилителям и областям их применения;

- развить умения самостоятельно рассуждать и анализировать;

- познакомить с принципом работысхем усилительных каскадов: схемы с фиксированным базовым током; схемы с фиксированным напряжением смещения на базе; схемы  термостабилизации каскада.

- Обеспечить восприятие и осмысление запоминания знаний и способов действий.

План изложения нового материала:

1.Назначение аналоговых измерительных приборов.

2.Устройсво аналоговых измерительных приборов.

3.Принцип работы аналоговых измерительных приборов.

4. Практическая значимость заявленной темы.

Методы изложения нового материала:

- рассказ преподавателя - (объяснение нового материала);

- демонстрация (показ презентации)

- фронтальная беседа,( сотрудничество)

Критерии определения уровня внимания:

- высокий (студенты активны);

- средний (студенты отвлекаются);

- низкий (студенты не заинтересованы).

  Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала преподавателем студента).

   Все виды измерительных приборов делятся на две  большие группы: аналоговые и цифровые.

   Аналоговые измерительные приборы (АИП)- это та-

кие приборы, показания которых являются непрерыв-ной функцией изменения входной измеряемой вели-чины. Группу АИП можно представить двумя погруп-

пами:

а) приборы для статических измерений (амперметры, вольтметры, ваттметры, омметры и др.);

б) приборы для динамических измерений, которые в

свою очередь делятся на показывающие (электронно-

лучевые осциллографы, анализаторы спектра) и регистрирующие приборы (самопишущие приборы,

светолучевые осциллографы).

   Аналоговые измерительные приборы,  предназна-ченные  для статических измерений подразделяются

на электромеханические и электронные.

   Сегодня мы с вами начинаем рассматривать элек-

тромеханические  измерительные приборы(ИП), принцип работы которых основан на преобразовании электрической энергии входного сигнала в  механи-ческую энергию углового (реже-линейного)  переме-щения  подвижной части отсчётного устройства. Кроме самостоятельного применения, электромеха-нические  ИП  используются  также в качестве выход-ных  устройств большинства электронных АИП.   Большинство используемых сегодня в технологичес-

ких процессах стационарные  измерительные прибо-ров- это классические аналоговые  электромеханичес-

кие приборы. Широко распространены электромеха-нические амперметры, вольтметры, ваттметры,  ом-метры, фазометры, счётчики активной и реактивной энергии. В них реализованы различные физические принципы, позволяющие преобразовать значение измеряемой величины в пропорциональное отклонение (видимое перемещение указателя- стрелки прибора)

                   

        

                             

   Классификация электромеханических измери-    тельных приборов.

Магнитоэлектрические измерительные приборы.

   Для измерения малых токов (до 100 мА)  используются непосредственно магнитоэлектричес-кие измерительные механизмы. Если требуется измерять токи, превосходящие ток полного отклонения механизма, то применяются шунты- точные резисторы с малым сопротивлением (десятые, сотые доли Ома). При этом через измерительный механизм ИМ течёт ток Iм представляющий собой  только часть измеряемого тока I. Зная соотношения между сопротивлением рамки (внутренним сопротив-лением измерительного прибора) и шунта Rш можно пересчитать показания в результат измерения.

                         

     Амперметр магнитоэлектрической системы.

Пример:

   

   В схеме магнитоэлектрического вольтметра после-довательно с ИМ включается резистор Rv с достаточно большим сопротивлением. Добавочные резисторы Rд1 и Rд2 обеспечивают несколько диапа-зонов измерения напряжения Uv ( Uv3    Uv2    Uv1)/  

   

      Вольтметр магнитоэлектрической системы.

   Приборы магнитоэлектрической системы, по сравнению с другими электромеханическими приборами, имеют ряд преимуществ:                              - более высокая точность и чувствительность;               - равномерная (линейная) шкала;                                    - практическое отсутствие влияния внешних магнитных полей.

   Недостатки:                                        

-возможность работы ИМ только на постоянном токе;

- сложность конструкции;

- чувствительность к перегрузкам, механическим воздействиям, ударам, вибрации;

- зависимость показаний прибора от изменения температуры окружающей среды.

   Обозначение магнитоэлектрической системы на шкалах приборов:

        Приборы электромагнитной системы.

   В щитовых измерительных  приборах, предназна-ченных для работы в электрических цепях пере-менного тока промышленной частоты 50 Гц, широко применяются приборы электромагнитной системы, которая имеет ряд преимуществ перед магнитоэлек-трической:

- могут быть использованы для измерения как постоянных, так и переменных напряжений и токов;  

-  реагируют на среднее квадратичное (действующее) значение переменного сигнала;

- выдерживает значительные перегрузки;

- простота конструкции, дешевизна, надёжность.

                    Недостатки:

- нелинейная шкала;

- невысокий класс точности;

- заметное влияние внешних магнитных полей.

     

 Амперметр электромагнитной системы.

     

Вольтметр  электромагнитной системы.

   Для поддержания полного комплексного сопро-тивления примерно постоянным в диапазоне измеряемых сигналов в схему вольтметра вводится цепь частотной коррекции (конденсатор Ск и резистор Rк).   Условное обозначение приборов электромагнитой системы:                                                                  

    Ребята, мы изучили два вида аналоговых изме-рительных приборов, ознакомились с их преимушес-твами и недостатками. Эти знания вам непременно пригодятся во время изучения следующих тем и выполнении лабораторных и практических работ.

Пишут конспект, рисуют схемы, участвуют  в про-  цессе  изучения работы схем и назначения элементов схемы с использованием наглядных пособий.

4. Закрепление учебного материала.

Цель:Установить осознанность студентами нового материала.                        Задачи:

- проверка полноты, глубины и осознанности усвоения новых      знаний;

  -установить выявленные пробелы.

Метод контроля–  устный опрос.

               

                   Вопросы устного опроса.

1.Какие измерительные  приборы называются  аналоговыми.

2.На какие подгруппы делятся АИП.

3.На чём основан принцип работы электромехани-ческих ИП.

4.Назначение измерительных приборов магнито-электрической системы.

5. Для чего используются шунты в схемах из-мерения.

6. Для чего используются добавочные сопротивле-ния в схемах измерения.

7. Преимущества и недостатки приборов магни-тоэлектрической системы.

8. Назначение приборов электромагнитной системы.           9. Преимущества и недостатки приборов электро-магнитной системы.

Цель: закрепить полученные знания

Задачи:Закрепить умение составлять электрические схемы и решать  задачи

Методы:

- репродуктивный

-организация ин-дивидуальной де-ятельности уча-щихся .

Критерий достижения цели:

- студенты отвеча-ют на поставлен-ные вопросы;

-студенты работа-ют с измеритель-ными приборами;

-организация ин-дивидуальной де-ятельности уча-щихся.

5. Задание на дом.

Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к после-дующему обучению.

Задачи:- закрепить знания о видах средств измерений;

- совершенствовать знания по аналого-вым измерительным приборам.

Критерии успешного выполнения задания:

нарисовать схемы включения ИМ в    электрическую цепь.

-  с пояснением принципа работы и назначения элементов схемы- «5»;

- одна схема с пояснениями – «4».

- схема без пояснений- «3».

 

 Ребята,  а теперь запишите домашнее задание:

  Тема самостоятельной работы «Сведения о аналоговых измерительных приборах». Для её выполнения можно воспользоваться учебниками:

    Панфилов В.А. «Электрические измерения». Учебник для СПО.-М. Издательский центр «Академия»,2012 г.;

   Хромонин П.К. «Электротехнические измерения». Учебное пособие для профессионального образова-ния. М. ФОРУМ. 2011г.;

   Малиновский В.Н. «Электрические измерения». Учебник для техникумов. М.Энергоиздат.            

 или ресурсами интернет: http://ru.wikipedia.org, В конспекте должны быть приведены схемы, описание принципа работы схем.

   Выписать на листочке вопросы, которые у вас возникли при подготовке домашнего задания.

   Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами изучили некоторые виды аналоговых измерительных приборов, ознакомились с их назначением, устройством и принципом работы. На уроке все хорошо работали и получили следующие оценки (выставление оценок с комментарием обоснования каждому учащемуся).

Рефлексия:

Задачи:Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения в осмысление своих действий и самооценки.Усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества и прогнозирования.

Критерии:        Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки.

Умение правильно оценить своё состояние.

понимать, что нужно регулировать, чтобы

лучше усвоить полученные знания.

  А теперь оцените уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариантов (раздаю карточки):

  1. Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому;
  2. Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя;
  3. Я понял(а) материал частично;
  4.  Я ничего не понял.

 Спасибо за урок. До свидания.

Задачи учащегося: оценить свою работу на уроке. Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание

Критерии: Полное представ-ление того, что надо сделать дома к следующему уроку.

Получена реаль-ная оценка за  работу на уроке.

Студенты запи-сывают домаш-нее задание в тетрадь. Задают вопросы по кон-спекту.

Цель:осмысление своих действий и самооценки.

Обучающимся предполагается самостоятельно оценить уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариан-тов:

1.Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому;

2.Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя;

3.Я понял(а) материал частично;

 4.Я ничего не понял.

Приложение

Бланк самооценки

ФИО________________________________________________

Группа______________________________________________

Оцените уровень своих знаний по пройденной теме, выбрав один из четырех вариантов:

  1. Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому

  1. Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.

  1. Я понял(а) материал частично

  1. Я ничего не понял(а)

Источники информации

1.М.Н.Гуслова. Инновационные педагогические технологии, для СПО, М, Академия, 2013. - 288с.

2.С.Д.Якушева. Основы педагогического мастерства, для СПО, М, Академия, 2012. – 256с.

3.А.М.Митяева. Здоровье-сберегающие технологии, для ВПО, М, Академия,2010. – 192с.

4.MicrosoftOfficePowerPoint 2010. Создание презентаций: Методическое пособие.-Казань: Альянс,2015.-40с.

5.А.В.Несен.Microsoft Word 2010, от новичка к профессионалу,М, СОЛОН-ПРЕСС, 2011.-448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.

Методические рекомендации  по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального  профессиона...

Возможности переносных измерительных приборов.

Эффективность усвоения лекционного материала и дисциплины в целом определяется уровнем самостоятельной активности студента.Представленный в данной брошюре материал  имеет комплексный подход, напр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Учебное пособие "Контрольно-измерительные приборы котельного оборудования"

Учебное пособие соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.01 «Тепловые электрические станции» и направлен на реализацию программы профес...

План занятия производственного обучения "Техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборов"

План занятия производственного обучения:Техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборовУП.01.02.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилейпо профе...