Концепция
проект
КОНКУРСНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zverev_v.o.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
В основе педагогической деятельности лежит аксиома, выведенная психологом М.Е. Литвак: «Лучшая вера - это вера в успех, и вы будете поступать так, что добьетесь этого. Хуже – верить в то, что не сможете достигнуть.»
Чтобы добиться успеха в любом деле, необходимо определить цель, сосредоточить усилия, проявить упорство и быть уверенным в себе.
Поэтому моя педагогическая позиция – формирование у студентов успешности через создание конкурентной среды, в которой раскрываются профессиональные компетенции и личностные качества.
Большинство студентов, пришедших на первый курс, готовы к успеху в любом виде деятельности. Наша задача – направить их в профессиональную сферу через конкуренцию. Состязательность полезна и для развития личностных характеристик, и понимания того, что к поражениям и ошибкам надо относиться как к открытию новых путей поиска решения ситуации, а не как к завершению поступательного процесса.
Организация учебной практики и проведение лабораторно-практических занятий проходит в форме конкурсов профессионального мастерства, олимпиад по темам учебного занятия, блиц-турниров по технологии выполнения работ, состязаний «Самый умелый», проведении промежуточной аттестации. Данные формы направлены на профессиональное и личностное развитие будущих специалистов, позволяют оценить уровень сформированных умений и навыков студентов, их готовность к профессиональной деятельности и выявить талантливую молодежь.
Работа куратора группы направлена на вовлечение студентов в активное участие во внеурочных мероприятиях: организационно-мыслительная игра «Акцент», селфи-забег «Мир профессий», джоб-кафе «Мой выбор», презентация проектов «Моя специальность», конкурс профессионального мастерства «Лучший электромонтер».
Конкурсы профессионального мастерства призваны решать следующие задачи:
- Способствовать развитию профессиональных компетенций студентов.
- Адаптировать студентов к самостоятельному выполнению практических задач.
- Развивать умение проводить самооценку и анализировать ошибки.
- Стимулировать студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышать интерес к будущей трудовой деятельности.
- Создавать условия для развития студентов в соответствии с их индивидуальными особенностями, нацеливать на успех.
Кроме конкурсов внутреннего уровня студенты специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства принимают активное участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы», конкурсе профессионального мастерства «Славим человека труда!» в номинации «Лучший электромонтер», региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства. Участие в таких мероприятиях требует углубленной практической подготовки, в том числе через сетевое взаимодействие.
В рамках реализации конкурсного движения большая роль отводится взаимодействию с работодателями - социальными партнерами колледжа, которые принимают активное участие в разработке конкурсных заданий, являются членами жюри, охотно предоставляют свою базу, оборудование, материалы для подготовки и проведения конкурсных мероприятий как на внутреннем уровне, так и при подготовке к чемпионатам WS.
Участие работодателей в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства максимально приближает качество подготовки конкурсантов к требованиям, предъявляемым к работникам на предприятиях, способствует скорейшей адаптации выпускников колледжа на рынке труда.
Результативность участия студентов в конкурсах (число призовых мест) является необходимым, но недостаточным показателем как механизма оценки качества профессионального образования. Критерии оценивания стандарта WS по компетенции «Электромонтаж», требования ФГОС, профессиональных стандартов и работодателей направлены на совершенствование форм и методов практической подготовки будущих специалистов.
Формами и методами практической подготовки являются мастер-классы, тренировочные сборы, практико – ориентированные занятия, которые направлены на отработку навыков решения поставленных задач, развитие умений анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.
В связи с этим важна роль мастера по формированию практических навыков на протяжении всего периода обучения. В колледже практикуется совместное проведение лабораторно-практических занятий преподавателя и мастера производственного обучения, либо наставника.
Занятия проходят на предприятиях города Ялуторовска и Ялуторовского района: ООО «Юнигрэйн», где студенты анализируют работу приводных механизмов технологического оборудования, снимают эксплуатационные характеристики электрооборудования, в ОАО «Ялуторовскагропромэнерго» под руководством опытных мастеров обучающиеся проводят сборку электрических схем щитов управления освещением, в Южном ТПО «Тюменьэнерго» предоставляется возможность проводить работы по ремонту и обслуживанию электрооборудованию распределительных сетей.
Взаимодействие мастера со студентами осуществляется с использованием правил:
- планировать совместную работу и обсуждать цели и задачи занятия;
- побуждать студентов к самостоятельной работе и принятии решений;
- относиться к ошибкам как к возможности учиться на собственном опыте;
- вмешиваться только при «опасности»;
- приводить студента к самостоятельным решениям, слушая и задавая наводящие вопросы;
- заинтересовывать промежуточными результатами;
- проводить беседу в конце занятия о полученном опыте и высказывать предложения об улучшении работы;
- позиционировать себя как советника в обучении, а не как контролера.
При проведении практических занятий используется следующий алгоритм: совместное обсуждение мастера со студентами информации о содержании и способах выполнения задач, а также необходимых материалах и инструментах. На этапе формирования первоначальных умений проводится демонстрация трудовых действий мастером производственного обучения с дальнейшим самостоятельным выполнением практических заданий студентами. Одним из обязательных этапов каждого практического занятия является контроль и оценка выполненных заданий как мастером, так и самим студентом с анализом допущенных ошибок и способах их устранения. Для этого используется оценочный лист, в который, кроме задания, заносятся показатели оценки результатов, студенты имеют возможность проанализировать, на каком этапе были допущены ошибки, а также сравнить свои результаты с результатами других. Таким образом, соревновательный характер присутствует на протяжении всего периода обучения. Оценочные листы используются как при проведении текущей аттестации, так и на промежуточной.
Применение данного алгоритма способствует повышению качества подготовки специалистов, формированию общих и профессиональных компетенций и помогает выпускникам адаптироваться в их профессиональной деятельности. Качественная успеваемость в группах специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» за последние три года повысилась с 53% до 67%.
Актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по методике WS, которая предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Практические экзамены по профессиональным модулям и защита ВКР проводятся как в колледже, так и на базовых предприятиях. В пилотной апробации демонстрационного экзамена в 2018 г. в рамках ГИА по компетенции «Электромонтаж» по методике WS приняли участие 15 человек. В 2019 г. заявлено для участия в демонстрационном экзамене по промежуточной аттестации – 9 человек, ГИА – 15 человек.
Участие студентов в конкурсах и олимпиадах
Таблица 1
Год | Всего обучающихся по специальности 35.02.08 | Количество студентов, участвующих в конкурсном движении | |||
внутри групп | внутри колледжа | региональный уровень | Всероссийский уровень | ||
2016-2017 | 50 | 7 | 6 | 4 | 1 |
2017-2018 | 75 | 16 | 8 | 3 | 1 |
2018-2019 | 75 | 22 | 11 | 3 | 2 |
Подготовка и проведение конкурсного испытания предусматривает реализацию комплекса мероприятий: разработка содержания конкурсных заданий с определением системы оценивания; создание условий для их выполнения; формирование квалифицированного экспертного сообщества для обеспечения независимой оценки.
Развитие конкурсного движения и инновации в сфере образования требуют постоянного повышения квалификации педагогических работников по освоению современных технологий при проведении практических занятий, разработке конкурсных заданий и экспертной работе через стажировки, самообразование, обмен опытом, обучающие семинары, курсы по стандартам WS, личное участие в конкурсах, в том числе в качестве эксперта.
В целом конкурсное движение становится эффективным механизмом формирования профессиональных компетенций, повышения качества практической подготовки студентов, создает условия для обмена опытом, позволяет стимулировать личностный и профессиональный рост как студентов, так и педагогических работников.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», сказал Бернард Шоу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование «Я-концепции» у обучающихся ГБОУ НПО ПЛ № 20 г. Нелидово Тверской области
Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципами я понимаю основные, исходные положения какой-либо теории, о...
Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».
Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...
современные концепции начального образовния
этот материал поможет учителю ознакомиться с УМК "Перспектива"....
Концепция демографической политики РФ до 2025 года
Данная концепция изучается в рамках специальности 040401 " социальная работа" СПО на основе ФГОС СПО...
Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....
Презентация на тему "Концепция менеджмента"
Презентация на тему "Концепция менеджмента"...
Презентация "Концепции менеджмента"
Практическая работа по менеджменту...