Кейс -технология на уроках инженерной графики
план-конспект занятия на тему

Лукашенко Елена Петровна

Конспект занятия по учебной дисциплине  "Инженерная графика"  с использованием кейс-технологии, раздел дисцилиплины "Машиностроительное черчение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кейс-технология300.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Инженерной графики с использованием кейс-технологии.

Раздел программы: Машиностроительное черчение

Тема урока: Сложные разрезы.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая («мозговой штурм») и коллективная (дискуссия).
Метод обучения: кейс – технология. 

Цель занятия:

Обучающие:  

  • Ознакомить студентов с правилами и условностями, принятыми при выполнении сложных разрезов, показать их целесообразность.
  • Добиться осознанного использования полученных знаний при выполнении графических работ.

Развивающие:

  • Развивать пространственное мышление студентов.
  • Формировать умения применения графические знания в новой ситуации.
  • Формировать умения использовать сложные разрезы, выбирать положение плоскостей разреза относительно плоскостей проекций.
  • Формировать осуществлять самоконтроль в процессе самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные качества студентов.

Методы обучения и контроля: Беседа, постановка проблемы, объяснение, демонстрация, инструктаж.

Оснащение:

  • Модели деталей.
  • Плакат “Сложные разрезы”.
  • Иллюстрация “Сложный разрез (ступенчатый)”.
  • Иллюстрация “Ломаный разрез”.
  • Кейс “Сложные разрезы” - 14 шт.
  • Чертежные принадлежности.
  • Формат А3 - 14 шт.
  • Сводная ведомость по оценке работы студентов на занятии.
  • Таблица “Количество баллов самостоятельной работы по проверке усвоения изученного материала”.
  • Таблица “Количество баллов по качеству выполнения чертежа”

                             Ход работы

1.Организационный момент- 2мин

  • Взаимное приветствие.
  • Отметка присутствующих.

2. Актуализация восприятия нового материала - 3 мин.

  • Подведение студентов к теме, целям занятия.
  • Объяснение порядка работы с кейсом “Сложные разрезы”.
  • Предъявление сводной ведомости по оценке работы студентов на занятии 
    (Приложение)
  • Выборы экспертов.

3. Объяснение нового материала - 45 мин.

  • Индивидуальная самостоятельная работа. - 15 мин.
  • Ознакомление студентов с кейсом “Сложные разрезы”.
  • Выполнение задания по проверке усвоения изученного материала

Самостоятельная работа в микрогруппах. - 30 мин.

  • Выполнение чертежа на формате А3.
  • Подготовка материала для дискуссии.

4. Закрепление нового материала - 20 мин.

Коллективная работа.

  • Презентация выполненной работы каждой микрогруппы.
  • Дискуссия по вопросам кейса “Сложные разрезы

5.Подведение итогов занятия - 8 мин.

  • Выбор правильного варианта решения задания.
  • Выступление экспертов по итогам сводной ведомости оценки работы студентов на занятии (Приложение).
  • Подведение итогов занятия и выставление оценок.

6. Выдача и инструктаж выполнения домашнего задания - 2 мин.

Задание:

  • Объяснить и привести примеры различных правил и условностей при выполнении разрезов.

      Содержание кейса “Сложные разрезы”

1. Раздел программы.

2. Тема программы.

3. Тема занятия.

4. Цели занятия.

5. Задание.

6. Алгоритм работы над заданием.

7. Режим работы.

8. Теоретический материал по теме “Сложные разрезы”.

9. Самостоятельная работа по проверке усвоения изученного материала.

10. Критерии оценки по этапам занятия.

11. Вопросы к дискуссии.

12. Домашнее задание.

13. Литература.

1. Раздел программы - Машиностроительное черчение.

2. Тема программы - Изображение на машиностроительных чертежах - виды, разрезы, сечения.

3. Тема занятия Сложные разрезы.

4. Цели занятия:

5. Задания:

1 уровень сложности (3 балла): Выполнить сложные разрезы. Нанести размеры (рис.1,а, б).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image285.gif http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image286.gif

Рис.1 а, б.

2 уровень сложности (4 балла): Выполнить сложные разрезы. Нанести размеры (рис.2, а, б).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image287.gif http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image288.gif
Рис.2 а, б.

3 уровень сложности (5 баллов): Выполнить целесообразный разрез в масштабе 1:3. Нанести размеры (рис.3 а, б).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image289.gif http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image290.gif

Рис.3 а, б.

6. Алгоритм работы над заданием

  • Прочитать и осмыслить теоретический, наглядный материал по теме “Сложные разрезы”.
  • Проанализировать форму детали в задании.
  • Перечертить условие задания.
  • Определить направление и места секущих плоскостей.
  • Выполнить целесообразный разрез вместо главного вида.
  • Нанести разрезы.
  • Заполнить основную надпись.

7. Режимы работы

Этап занятия

Время на этап

1

Подготовка к занятию преподавателем и студентами

домашняя работа

2

Организационная часть

5

3

 

Самостоятельная работа студентов” с кейсом по теме “Сложные разрезы”

15

4

Работа студентов в микрогруппах

30

5

Дискуссия (коллективная работа студентов)

20

6

Подведение итога занятия

5

7

Объяснение домашнего задания

5

8. Теоретический материал по теме “Сложные разрезы”

Внутреннее устройство некоторых деталей нельзя выявить одной секущей плоскостью.

В таких случаях применяют сложные разрезы при нескольких секущих плоскостях. В зависимости от положения секущих плоскостей сложные разрезы подразделяются на ступенчатые и ломаные. Ступенчатым называют сложный разрез, если секущие плоскости параллельны. При выполнении ступенчатого разреза все параллельные секущие плоскости мысленно совмещаются в одну, т. е. сложный разрез оформляют как простой.

Переход от одной секущей плоскости к другой не отражается.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image291.gif

Рис.4.

Ломаным называют сложный разрез, если секущие плоскости пересекаются.

При выполнении ломаного разреза секущую плоскость, не параллельную плоскости проекций, поворачивают и совмещают в одну плоскость, при этом направление поворота плоскости может не совпадать с направлением взгляда.

.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image292.gif

Рис.5

Положение секущих плоскостей при сложных разрезах всегда отмечают разомкнутой линией со штрихами: начальным, конечным и в местах перегибов.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image293.gif

Рис.6.

На начальном и конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направление взгляда, и наносят одну и ту же прописную букву русского алфавита. Над разрезом делают надпись по типу А-А (только двумя буквами).

9. Самостоятельная работа по проверке усвоения изученного материала

Задание № 1. Определите правильное выполнение ломаного разреза (рис.7).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image294.gifhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image295.gif

Рис.7.

Задание № 2. Определите и запишите название разрезов (рис.8).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image296.gif

Рис.8.

Задание № 3. Определите правильное обозначение ступенчатого разреза (рис.9).

.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212791/Image297.gif

Рис.9

10. Критерии оценки по этапам занятия

Наименование критерия

Максимальное кол-во баллов

1

Правильное выполнение чертежа сложного разреза

5

2

Выбор целесообразного разреза (для задания 2 уровня)

5

3

Качество выполнения чертежа

5

4

Грамотность и четкость в определение ошибок на чертеже

5

5

Аргументированность доводов

5

6

Умение отстаивать свою точку зрения

5

7

Этика ведения дискуссии

5

8

Активность работы микрогруппы

5

9

Быстрота выполнения задания

5

10

Штрафные баллы за нарушение дисциплины

-5

 

 

Итого: 45 (40)

11. Вопросы к дискуссии.

  1. Почему на вашем чертеже применён сложный разрез?
  2. В чем отличие  между простым и сложным разрезом ?
  3. С какой целью вы применили разрезы на чертежах?
  4. В чём отличие ступенчатого разреза от ломаного и что между ними общего?
  5. Сколько секущих плоскостей вы применили на чертеже, и чем это обусловлено?
  6. Как расположены плоскости относительно друг друга в вашем задании?
  7. Как указано на вашем чертеже положение секущих плоскостей?

12. Домашнее задание

Задание: Привести примеры и объяснить различные правила и условности при выполнении разрезов

13. Литература

  1. Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение. 2014.
  2. Болтухин А.К., Васин С.А., Вятхин Г.П., Пуш А.В. Инженерная графика, конструкторская информатика в машиностроение. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
  3. Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Техническое черчение с элементами программированного обучения.- М.: ООО “Издательство Астрель”: “Издательство АСТ”, 2014 .
  4. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 20015.
  5. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий по инженерной графике. - М.: Высшая школа, 2015.
  6. Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению. - М.: Высшая школа, 2012.        

                                                                                                             Приложение

Сводная ведомость по оценке работы студентов на занятии

№ п/п

Ф.И. студентов

Выбранный уровень сложности задания

Количество баллов:

за ответы на тесты

за качество

чертежа

за работу по кейсу

за дискуссионные вопросы

общее

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

Количество баллов самостоятельной работы по проверке усвоения изученного материала

Количество ошибок

Количество баллов

0

5

до 2

4

до 5

3

более 5

2

Количество баллов по качеству выполнения чертежа

№ п/п

Качество чертежа

Количество баллов

1

Выполнение чертежа в соответствии с требованиями ЕСКД

5

2

Выполнение чертежа в неполном объеме, но в соответствии с требованиями ЕСКД

3

3

Наличие ошибок, связанных с нарушением общих правил черчения:

  • не верно выбран масштаб чертежа;
  • не соответствуют стандарту линии чертежа;
  • не правильно нанесены размерные линии и числа;
  • не верно выполнена штриховка на разрезах;
  • не правильно обозначены разрезы;
  • нарушена эстетика выполнения чертежа.

- 1

- 1

- 1

- 1

- 1

- 1

Таблица перевода баллов в оценки

Количество баллов

Оценка

65-55

5

54-44

4

43-33

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока инженерной графики по теме "Сечения"

Тип урока: Комбинированный. Методы урока: Репродуктивный, частично-поисковый. Средства обучения: Интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал. Цель урока: Формирование пред...

Применение системы КОМПАС на уроках инженерной графики

Г.А.Жигалова Применение системы КОМПАС на уроках инженерной графики В начале нового века фирма АСКОН выпустила для образовательных и учебных целей новый продукт - систему твердотельного прое...

Компьютерное моделирование на уроках инженерная графика

Инженерная графика - одна из немногих учебных дисциплин, которая идеально интегрируется в компьютерные технологии и предполагает возможность широкого использования интерактивных дидактических средств,...

Бально-рейтинговая технология при изучении Инженерной графики

Методическая разработка Применение бально-рейтинговой технологии при изучении учебной дисциплины Инженерная графика...

Календарно-тематический план для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии по дисциплине "Инженерная графика"

Календарно-тематический план для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии по дисциплине "Инженерная графика"...