О применении метода проектов в учебном процессе
статья на тему

Шабров Павел Николаевич

В статье изложены авторские рекомендации по использованию элементов проектных технологий в учебном процессе технического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_primenenii_metoda_proektov_v_uchebnom_protsesse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Шабров Павел Николаевич

преподаватель специальных дисциплин, к.п.н.

СпбГБПОУ «Колледж метрополитена»

г. Санкт-Петербург

О применении метода проектов в учебном процессе

Аннотация: в статье изложены авторские рекомендации по использованию элементов проектных технологий в учебном процессе технического колледжа.

Ключевые слова: проект, доклад, доказательность, презентация, смысл.

        Как известно, в системе среднего специального образования России (далее по тексту – СПО) обучается наиболее проблемный студенческий контингент, проблемный как в плане образовательном, так и в плане социально-экономическом [2]. Эта проблематика неоднократно освещалась различными источниками  и обсуждалась в различных инстанциях, но, тем не менее, продолжает присутствовать. Иными словами, общеобразовательная подготовка студентов СПО низкая, а мотивация к получению рабочей профессии неопределенная, что создает большие дополнительные трудности преподавательскому составу. Кроме того, имеют место дефицит времени и низкая поведенческая культура студентов. Поэтому преподавательский состав вынужден изыскивать дополнительные педагогические средства и резервы, и одним из таких резервов, по нашему мнению, может стать применение в учебном процессе элементов проектного метода [3].

        Проектный метод (или метод проблем) не является новым, но в сложившейся в настоящее время в СПО обстановке он может оказать преподавателю существенную помощь, естественно, в тех предметных областях, где он вообще применим. Поскольку речь в данной статье идет о техническом направлении обучения, то проектный метод в нем работает, причем руководящим документам он не противоречит, вынуждает  студентов выполнять относительно сложные задания и расширяет круг их знаний, умений и навыков. Практическими результатами применения этого метода будут являться проекты разной величины, которые будут соответствовать практическим заданиям, заданиям на самостоятельную работу и курсовым проектам, если таковые есть в учебном плане. При этом  нет необходимости дополнительно применять компьютерный класс, т.к. основные виды заданий могут быть выполнены вручную, а под выполнение курсового проекта компьютерные классы администрация учебного заведения всегда предоставляет.

Идея применения проектного метода в учебном процессе колледжа выглядит следующим образом:

  1. В начале учебного года каждый студент получает от преподавателя электронную папку, где находятся копия календарного плана, задания на самостоятельную работу, электронные копии необходимых справочных пособий, указания по выполнению лабораторных и практических работ и копии необходимых компьютерных программ для выполнения чертежей, проектов и расчетов. Все программные средства в этой папке разрешены к свободному некоммерческому применению и пригодны для установки на самую массовую компьютерную технику.
  2. В учебный процесс вводится объединенная форма отчетности студента – т.н. «зачетный пакет» - фактически, портфолио, собираемое студентом за определенный учебный период, например, за междисциплинарный курс (МДК). В этот «зачетный пакет», папку, подшиваются по мере выполнения отчеты по самостоятельным заданиям, а также по практическим занятиям и лабораторным работам. Первым листом «зачетного пакета» является  опись его содержимого; сверка «зачетного пакета» производится 1-2 раза в месяц, с защитой выполненных заданий и выставлением по ним оценок. Защита выполненных заданий в обязательном порядке включает доклад, в котором студент обязан показать понимание действий, производимых в задании и его результат. «Зачетный пакет» считается выполненным и зачтенным только при выполнении 100%  заданий, указанных в описи к нему.
  3. Предлагается несколько необычная форма организации самостоятельной работы – самостоятельный проект. Фактически, это урезанная копия, а точнее, прообраз проекта курсового. В самостоятельном проекте нет жестких требований к оформлению расчетно–пояснительной записки, но есть обязательное условие наличия графического приложения – как минимум, одного завершенного чертежа любого формата.
  4. Учебный материал в задания подбирается с учетом преемственности – от практических заданий к самостоятельному проекту, от самостоятельного проекта – к курсовому проекту (если его в учебном плане нет – то к зачетному проекту, требования к выполнению которого могут быть аналогичны требованиям к выполнению курсового проекта). Более объемные проектные задания должны включать в себя отработанные моменты из практических заданий.
  5. Защита самостоятельного проекта студентом сопровождается докладом, по образу и подобию доклада к курсовому проекту, обязательно с презентацией, в слайды которой включаются выполненные чертежи (скан  чертежа, выполненного вручную или файл чертежа, выполненного на компьютере). Презентация оформляется по общепринятым правилам, доклад ограничивается по времени и по нему задаются вопросы. Порядок подготовки докладов также доводится до студентов.
  6. Если в учебном курсе присутствует курсовой проект, то защита его проводится в открытом режиме, с присутствием других групп, представителей администрации и приглашенных лиц.

Ключевой идеей в данном случае является принцип целостности проекта, который считается невыполненным, если в нем отсутствует (или не проработан) хотя бы один раздел. Это вынуждает студентов выполнять задание в полном объеме, использовать доступные инженерно-компьютерные технологии, а также следовать требованиям ГОСТ.

Таким образом, проектный метод при грамотной и целеустремленной его реализации имеет целый ряд положительных моментов, от формирования комплексной образовательной нагрузки на студента до известного повышения его образовательного уровня. Все попытки студентов сдать преподавателю отчеты и задания, не соответствующие требованиям по оформлению, пресекаются. В процессе выполнения проектных заданий студенты вынуждены взаимообучаться и самообучаться, особенно в вопросах применении прикладного программного обеспечения (ППО), без которого выполнение качественных проектов невозможно.

Произведем предварительную оценку эффективности применения данных мер в соответствии с критерием знаков для данных типа «до» и «после» [1, с. 308-310]. Это, практически,  единственный подходящий статистический критерий для предварительной оценки, т.к. мы не имели возможности организовать проверку результатов эксперимента по динамике успеваемости студентов в контрольной и экспериментальной группах.  Выберем несколько оцениваемых качественных параметров. Знак «+» приписывается положительному изменению, знак «минус» - отрицательному. Знак «0» приписывается неизменному или неоднозначно оцениваемому параметру:

- повышение среднего оценочного балла по группе +;

- изучение элементов инженерной графики +;

- ознакомление с отдельными технико-прикладными компьютерными программами, не входящими в обязательный учебный курс +»

- самообучение студентов в процессе проектирования +;

- взаимообучение студентов в процессе проектирования +;

- построение осмысленных докладов студентов по проектным заданиям +;

- появление в лексиконе студентов новых осмысленных технических терминов +;

- появление элементов творчества студентов в решении простейших конструкторских задач +;

- повышение исполнительской дисциплины 0;

- повышение общей дисциплины в группе 0;

Таким образом, имеем восемь параметров «+» из 10 и два параметра с неясной оценкой «0», которые в расчете не участвуют.  При выполнении нулевой гипотезы вероятность общего улучшения итогового показателя (успеваемости) Р=1/2 = 0,5, а число засчитанных испытаний N = 8. Тогда средняя оценка будет равна:

µ = N*P = 0.5*8 = 4.

Среднее отклонение σ будет равно:

 σ2 = (N*P*(1-P)) = 4*0.5 = 2; σ = 1,41.

Z-оценка будет равна:

Z = (N-NP)/ σ = (8-4)/1,41 = 2,83 > 1,64.

В данном выражении величина 1,64 – это критическое значение Z-оценки,

при котором начинает выполняться «нулевая гипотеза», которая утверждает, что положительных изменений не произошло. В нашем случае положительные изменения произошли, т.к. Z-оценка получилась выше критической и мы можем отвергнуть нулевую гипотезу.

Список литературы

  1. Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика/ Дж. Шумекер, Дж. Вайнберг. – М.: Статистика, 1979. – 394 с.
  2. Третьякова Н.Д. Актуальные проблемы среднего профессионального образования / Н.Д. Третьякова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie i pedagogika/library/2014/01/29/

aktualnye-problemy.

  1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"

Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной  методической и педагогической и...

Применение метода проектов на уроках и во внеурочной работе

В методической разработке раскрывается актуальность использования метода проектов в техникуме на учебных и внеклассных занятиях....

Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании

Презентация «Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании» подготовлена к выступлению на методическом семинаре, прошедшем 27 октяб...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК02.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТИЖЕРНЫХ РАБОТ».

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например так...

Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"

В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...