О применении метода проектов в учебном процессе
статья на тему
В статье изложены авторские рекомендации по использованию элементов проектных технологий в учебном процессе технического колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_primenenii_metoda_proektov_v_uchebnom_protsesse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабров Павел Николаевич
преподаватель специальных дисциплин, к.п.н.
СпбГБПОУ «Колледж метрополитена»
г. Санкт-Петербург
О применении метода проектов в учебном процессе
Аннотация: в статье изложены авторские рекомендации по использованию элементов проектных технологий в учебном процессе технического колледжа.
Ключевые слова: проект, доклад, доказательность, презентация, смысл.
Как известно, в системе среднего специального образования России (далее по тексту – СПО) обучается наиболее проблемный студенческий контингент, проблемный как в плане образовательном, так и в плане социально-экономическом [2]. Эта проблематика неоднократно освещалась различными источниками и обсуждалась в различных инстанциях, но, тем не менее, продолжает присутствовать. Иными словами, общеобразовательная подготовка студентов СПО низкая, а мотивация к получению рабочей профессии неопределенная, что создает большие дополнительные трудности преподавательскому составу. Кроме того, имеют место дефицит времени и низкая поведенческая культура студентов. Поэтому преподавательский состав вынужден изыскивать дополнительные педагогические средства и резервы, и одним из таких резервов, по нашему мнению, может стать применение в учебном процессе элементов проектного метода [3].
Проектный метод (или метод проблем) не является новым, но в сложившейся в настоящее время в СПО обстановке он может оказать преподавателю существенную помощь, естественно, в тех предметных областях, где он вообще применим. Поскольку речь в данной статье идет о техническом направлении обучения, то проектный метод в нем работает, причем руководящим документам он не противоречит, вынуждает студентов выполнять относительно сложные задания и расширяет круг их знаний, умений и навыков. Практическими результатами применения этого метода будут являться проекты разной величины, которые будут соответствовать практическим заданиям, заданиям на самостоятельную работу и курсовым проектам, если таковые есть в учебном плане. При этом нет необходимости дополнительно применять компьютерный класс, т.к. основные виды заданий могут быть выполнены вручную, а под выполнение курсового проекта компьютерные классы администрация учебного заведения всегда предоставляет.
Идея применения проектного метода в учебном процессе колледжа выглядит следующим образом:
- В начале учебного года каждый студент получает от преподавателя электронную папку, где находятся копия календарного плана, задания на самостоятельную работу, электронные копии необходимых справочных пособий, указания по выполнению лабораторных и практических работ и копии необходимых компьютерных программ для выполнения чертежей, проектов и расчетов. Все программные средства в этой папке разрешены к свободному некоммерческому применению и пригодны для установки на самую массовую компьютерную технику.
- В учебный процесс вводится объединенная форма отчетности студента – т.н. «зачетный пакет» - фактически, портфолио, собираемое студентом за определенный учебный период, например, за междисциплинарный курс (МДК). В этот «зачетный пакет», папку, подшиваются по мере выполнения отчеты по самостоятельным заданиям, а также по практическим занятиям и лабораторным работам. Первым листом «зачетного пакета» является опись его содержимого; сверка «зачетного пакета» производится 1-2 раза в месяц, с защитой выполненных заданий и выставлением по ним оценок. Защита выполненных заданий в обязательном порядке включает доклад, в котором студент обязан показать понимание действий, производимых в задании и его результат. «Зачетный пакет» считается выполненным и зачтенным только при выполнении 100% заданий, указанных в описи к нему.
- Предлагается несколько необычная форма организации самостоятельной работы – самостоятельный проект. Фактически, это урезанная копия, а точнее, прообраз проекта курсового. В самостоятельном проекте нет жестких требований к оформлению расчетно–пояснительной записки, но есть обязательное условие наличия графического приложения – как минимум, одного завершенного чертежа любого формата.
- Учебный материал в задания подбирается с учетом преемственности – от практических заданий к самостоятельному проекту, от самостоятельного проекта – к курсовому проекту (если его в учебном плане нет – то к зачетному проекту, требования к выполнению которого могут быть аналогичны требованиям к выполнению курсового проекта). Более объемные проектные задания должны включать в себя отработанные моменты из практических заданий.
- Защита самостоятельного проекта студентом сопровождается докладом, по образу и подобию доклада к курсовому проекту, обязательно с презентацией, в слайды которой включаются выполненные чертежи (скан чертежа, выполненного вручную или файл чертежа, выполненного на компьютере). Презентация оформляется по общепринятым правилам, доклад ограничивается по времени и по нему задаются вопросы. Порядок подготовки докладов также доводится до студентов.
- Если в учебном курсе присутствует курсовой проект, то защита его проводится в открытом режиме, с присутствием других групп, представителей администрации и приглашенных лиц.
Ключевой идеей в данном случае является принцип целостности проекта, который считается невыполненным, если в нем отсутствует (или не проработан) хотя бы один раздел. Это вынуждает студентов выполнять задание в полном объеме, использовать доступные инженерно-компьютерные технологии, а также следовать требованиям ГОСТ.
Таким образом, проектный метод при грамотной и целеустремленной его реализации имеет целый ряд положительных моментов, от формирования комплексной образовательной нагрузки на студента до известного повышения его образовательного уровня. Все попытки студентов сдать преподавателю отчеты и задания, не соответствующие требованиям по оформлению, пресекаются. В процессе выполнения проектных заданий студенты вынуждены взаимообучаться и самообучаться, особенно в вопросах применении прикладного программного обеспечения (ППО), без которого выполнение качественных проектов невозможно.
Произведем предварительную оценку эффективности применения данных мер в соответствии с критерием знаков для данных типа «до» и «после» [1, с. 308-310]. Это, практически, единственный подходящий статистический критерий для предварительной оценки, т.к. мы не имели возможности организовать проверку результатов эксперимента по динамике успеваемости студентов в контрольной и экспериментальной группах. Выберем несколько оцениваемых качественных параметров. Знак «+» приписывается положительному изменению, знак «минус» - отрицательному. Знак «0» приписывается неизменному или неоднозначно оцениваемому параметру:
- повышение среднего оценочного балла по группе +;
- изучение элементов инженерной графики +;
- ознакомление с отдельными технико-прикладными компьютерными программами, не входящими в обязательный учебный курс +»
- самообучение студентов в процессе проектирования +;
- взаимообучение студентов в процессе проектирования +;
- построение осмысленных докладов студентов по проектным заданиям +;
- появление в лексиконе студентов новых осмысленных технических терминов +;
- появление элементов творчества студентов в решении простейших конструкторских задач +;
- повышение исполнительской дисциплины 0;
- повышение общей дисциплины в группе 0;
Таким образом, имеем восемь параметров «+» из 10 и два параметра с неясной оценкой «0», которые в расчете не участвуют. При выполнении нулевой гипотезы вероятность общего улучшения итогового показателя (успеваемости) Р=1/2 = 0,5, а число засчитанных испытаний N = 8. Тогда средняя оценка будет равна:
µ = N*P = 0.5*8 = 4.
Среднее отклонение σ будет равно:
σ2 = (N*P*(1-P)) = 4*0.5 = 2; σ = 1,41.
Z-оценка будет равна:
Z = (N-NP)/ σ = (8-4)/1,41 = 2,83 > 1,64.
В данном выражении величина 1,64 – это критическое значение Z-оценки,
при котором начинает выполняться «нулевая гипотеза», которая утверждает, что положительных изменений не произошло. В нашем случае положительные изменения произошли, т.к. Z-оценка получилась выше критической и мы можем отвергнуть нулевую гипотезу.
Список литературы
- Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика/ Дж. Шумекер, Дж. Вайнберг. – М.: Статистика, 1979. – 394 с.
- Третьякова Н.Д. Актуальные проблемы среднего профессионального образования / Н.Д. Третьякова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie i pedagogika/library/2014/01/29/
aktualnye-problemy.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...
Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"
Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной методической и педагогической и...
Применение метода проектов на уроках и во внеурочной работе
В методической разработке раскрывается актуальность использования метода проектов в техникуме на учебных и внеклассных занятиях....
Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании
Презентация «Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании» подготовлена к выступлению на методическом семинаре, прошедшем 27 октяб...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК02.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТИЖЕРНЫХ РАБОТ».
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например так...
Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"
В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...