ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
статья на тему
Конспект выступления на заседании ПЦК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._interaktivnoe_obuchenie.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
КОНСПЕКТ
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН А.А. ХОРУЖЕВ
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение понятия «интерактивное обучение» 3
2. Условия выбора стратегии 5
3. Методики и формы обучения 6
4. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии 6
5. Список использованной литературы 8
1. Определение понятия «интерактивное обучение»
Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter – «между»; act — «действие») таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы студентов.
«Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «преподаватель — студент» или «преподаватель — группа студентов (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «студент — студент» (работа в парах), «студент — группа студентов» (работа в группах), «студент – аудитория» или «группа студентов — аудитория» (презентация работы в группах), «студент — компьютер» и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения:
- умение выслушивать мнение другого,
- взвешивать и оценивать различные точки зрения,
- участвовать в дискуссии,
- вырабатывать совместное решение.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Можно выделить несколько методов интерактивного обучения, которые активно могут применяться на занятиях:
- «мозговой штурм»,
- метод синквейна,
- кластер,
- RAFT технологии,
- дебаты,
- ПОПС формула,
- методика «толстых и тонких вопросов» и др.
Формы воплощения
- ролевые и деловые игры;
-дебаты;
- проектная деятельность;
- обсуждение альтернативных решений;
- моделирование.
2.Условия выбора стратегии
Выбор стратегии преподавания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудачи занятия. Необходимо также умелое сочетание различных стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора стратегии преподавания могут быть отнесены следующие:
- уровень теоретической подготовки студентов;
- наличие социального опыта по рассматриваемой теме;
- наличие или отсутствие умений строить активную коммуникацию;
- степень мотивации студентов к учению;
- количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними;
- количество студентов (в большой группе наладить интерактивное взаимодействие сложно);
- индивидуальные особенности преподавателя темперамент, уровень владения материалом, интерес;
- внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы - тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы, эссе или другие).
Данной классификацией определение всех видов, форм и методов учебной работы не ограничивается.
3. Методики и формы обучения
Методики и формы обучения можно разделить на:
- ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации);
-дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);
- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы);
- поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования);
- ассоциативные (опора на ассоциативное мышление);
- аналитические (критическое мышление — дедукция - от частного к общему и индукция — от общего к частному);
- репродуктивные (воспроизводство готовых сведений)
- игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);
- проектные (цель — способы деятельности, а не закрепление знаний).
4. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Расширение ресурсной базы | Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности студентов. |
Высокая степень мотивации. | Трудности установления дисциплины и ее поддерживания |
Максимальная индивидуальность преподавания | Строгий лимит студентов |
Акцент на деятельность, тактику | Объем изучаемого материала небольшой |
Высокие возможности для творчества | Требуется большое количество времени |
Прочность усвоения материала | - |
Нетрадиционные формы учебной деятельности студентам нравятся больше, чем обычные классические уроки. Новый материал усваивается намного легче, а полученные знания более прочны и долговременны. При проведении таких уроков студенты раскрепощаются, они могут свободно анализировать преподнесенную информацию, делать выводы, проводить аналогии, приводить примеры. Без стеснения они излагают свою точку зрения и не боятся ошибиться, т.к. знают, что во время совместной деятельности они придут к верному решению той или иной проблемы. Студенты отмечают, что подобный опыт совместной работы им пригодится в повседневной жизни, поможет им стать более раскрепощенными, коммуникабельными, способными найти правильный выход в любой жизненной ситуации.
5. Список использованных источников
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Москва: Современное слово, 2016.
2. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Москва: Современное слово, 2013.
3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2016.
4. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2016.
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2016.
6. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2017.
7. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. – Знание - сила - 2007г., №4
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция на тему: Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста
На период до 2015 г. Социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые мо...
Презентация лабороторно-практического занятия по предмету "Тракторы" с интерактивного обучения методом розыгрывания ролей
Презентация лабораторно-практического занятия по предмету "Тракторы " с использованием интерактивного обучения методом розыгрывания ролей....
"Повышение мотивации учащихся к обучению на уроках истории через игру как средство интерактивного обучения"
В помощь преподавателям....
Интерактивное обучение
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
• Урок – игра с элементами интерактивного обучения.
Урок накопления профессиональных компетенций обучающихся...
« Интерактивное обучение как основа повышения качества образования ».
Статья рассказывает об опыте применения интерактивных технологий при проведении занятий по специальным предметам в Курском монтажном техникуме...
Презентация к выпускной работе" Интерактивное обучение как средство повышения качества профессионального обучения в ОАО «РЖД»"
Эффективные педогогические технологии организации образовательного процесса в профессиональном обучении пнрсонала в ОАО "РЖД"...