Возможности использования виртуального полигона для формирования профессиональных компетенций
тренажёр на тему
В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnyy_poligon.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР ________________ Т.А.Серова ___ ________________20_____г.
|
ПЕДОГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема: «Возможности использования виртуального полигона для формирования профессиональных компетенций»
автор: П.Г.Немцева преподаватель специальных
дисциплин
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Протокол ___________________
Председатель ЦК_____________ М.А.Леверкина
г.о. Тольятти, 2016 г.
В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.
Особенность ФГОСов третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (в дальнейшем ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОСы представляют свободу образовательного учреждения (ОУ) в отборе содержания образования и выборе образовательных технологий.
В настоящее время «качество образования - это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства» (А.И. Чучалин).
В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».
Исходя из этого, согласовывать с работодателем, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.
Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени форсированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.
Таблица 1 Фонды оценочных средств
Характеристики | КИМ | КОС |
Объект измерения | Знания, умения | Компетенции |
Достижения обучающихся | Измеряют | Дают качественную оценку |
Форма оценивания | Оценивают в баллах (пятибалльная система) | Зачет - незачет |
Вид контроля по этапам обучения | Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК) | Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный |
Функции | Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль | Контроль и оценка |
Разработка/утверждение | Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора | Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель |
Формы, методы контроля | Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины | Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ) |
Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.
Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно - ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.
К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:
1. Разработка и оформление КОС производится по макету.
2. Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося.
3. Задания для проверки теоретических знаний должны носить компетентностно - ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.
4. Обратить внимание на корректность формулировки показателей.
В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность. Разработку комплекта КОС необходимо начинать с анализа и уточнения показателей оценки освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.
В нашем техникуме регламентируются такие виды контроля учебной деятельности обучающегося:
- вступительные испытания;
- входной контроль;
- текущий (внутри семестровый контроль);
- семестровые испытания;
- контроль остаточных знаний;
- итоговый контроль: Государственные экзамены.
Одним из применяемых в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т. д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями.
Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), - это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
Система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.
Литература:
- Разъяснения по заполнению макета контрольно-оценочных средств ОПОП СПО (НПО);
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М., 2010 – 160с;
- Чадаева Н.Ю. Проблемы разработки контрольно – оценочных материалов для оценки освоения основных профессиональных образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста."
Применение современных педагогических технологий в комплексе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ...
Формирование профессиональных компетенций при помощи комплексного использования прикладных программ
В соответствии с требованиями ФЕДЕРАЛЬНого ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зд...
Доклад «Использование ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущей медсестры»
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете....