Возможности использования виртуального полигона для формирования профессиональных компетенций
тренажёр на тему

Немцева Полина Георгиевна

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnyy_poligon.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Документы ТЭТ\маркетинг\реклама\Эмблемы\Логотип.jpg

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР

________________ Т.А.Серова

___   ________________20_____г.

                                         

ПЕДОГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Тема: «Возможности использования виртуального полигона для формирования профессиональных компетенций»

автор: П.Г.Немцева                                                             преподаватель специальных

дисциплин

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Протокол ___________________

Председатель ЦК_____________ М.А.Леверкина

г.о. Тольятти, 2016 г.

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.

Особенность ФГОСов третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (в дальнейшем ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОСы представляют свободу образовательного учреждения (ОУ) в отборе содержания образования и выборе образовательных технологий.

В настоящее время «качество образования - это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства» (А.И. Чучалин).

В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».

Исходя из этого, согласовывать с работодателем, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.

Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени форсированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.

Таблица 1 Фонды оценочных средств

Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет - незачет

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК)

Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Разработка/утверждение

Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.

Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно - ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.

К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:

1. Разработка и оформление КОС производится по макету.

2. Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося.

3. Задания для проверки теоретических знаний должны носить компетентностно - ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.

4. Обратить внимание на корректность формулировки показателей.

В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность. Разработку комплекта КОС необходимо начинать с анализа и уточнения показателей оценки освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.

В нашем техникуме регламентируются такие виды контроля учебной деятельности обучающегося:

- вступительные испытания;

- входной контроль;

- текущий (внутри семестровый контроль);

- семестровые испытания;

- контроль остаточных знаний;

- итоговый контроль: Государственные экзамены.

Одним из применяемых в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т. д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями.

Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), - это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.

Литература:

  1. Разъяснения по заполнению макета контрольно-оценочных средств ОПОП СПО (НПО);
  2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М., 2010 – 160с;
  3. Чадаева Н.Ю. Проблемы разработки контрольно – оценочных материалов для оценки освоения основных профессиональных образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Формирование профессиональных компетенций при помощи комплексного использования прикладных программ

В соответствии с требованиями  ФЕДЕРАЛЬНого  ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зд...

Доклад «Использование ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущей медсестры»

Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете....