Тема урока: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов».
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока по теме: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов». | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов».
Цели урока:
- познакомить учащихся с устройством и принципом действия трансформаторов;
- развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление, внимание;
- воспитывать умение общаться в коллективе, культуру речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: комбинированный, репродуктивный.
Оборудование: рисунки, таблицы, трансформаторы.
Межпредметные связи: физика, математика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
В начале урока учащиеся и учитель приветствуют друг друга, в журнале отмечаются отсутствующие.
II. Актуализация прежних знаний.
Проводится фронтальный опрос. За каждый правильный ответ учащиеся получают оценку: «5», «4», «3».
Вырабатываемая станциями электроэнергия поступает к месту потребления через систему взаимосвязанных распределяющих и преобразующих электроустановок.
Передача электроэнергии осуществляется по воздушным линиям электропередачи (ЛЭП) с напряжением от нескольких сот до сотен тысяч вольт.
Электрическая энергия по системным воздушным сетям передается с напряжениями: 35, 110, 150, 220 кВ и выше по шкале номинальных напряжений.
Электрические сети подразделяются по напряжению на сети низкого – до 1 кВ и высокого – более 1 кВ напряжения.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Как осуществляется передача электрической энергии?
2. Назовите шкалу номинальных напряжений?
3. На какие группы подразделяются линии электропередач?
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Называю тему урока.
Тема урока: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов».
Начинаю объяснять в форме лекции.
Трансформатором называется статический электромагнитный прибор, преобразующий переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения без изменения частоты.
Силовые трансформаторы предназначены для преобразования (трансформации) переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения – более низкого или более высокого.
Трансформаторы широко применяются при передаче электрической энергии на большие расстояния, при распределении её между приемниками, а также на выпрямительных, усилительных, сигнализационных и других устройствах. Когда же и кто сконструировал это устройство?
Ученик делает небольшое сообщение:
«"Днем рождения" трансформаторов считают 30 ноября 1876 года, когда выдающийся русский электротехник и изобретатель Павел Николаевич Яблочков получил французский патент, в котором был описан принцип действия и способ применения трансформатора. Это открытие базировалось на достижениях и открытиях других русских ученых-электротехников: В. Петрова (1761-1834 гг.), Э. Ленца (1804-1865 гг.), Якоби Б.С. (1801-1874 гг.). В развитие и совершенствование конструкции трансформатора, предложенного П. Яблочковым, внес вклад русский электротехник, создатель техники трехфазного тока М. Доливо-Добровольский в 1890 г. предлагает конструкцию трехфазного трансформатора, который в трехфазной сети позволит заменить три однофазных агрегата. Впоследствии значительную роль в совершенствовании и развитии конструкции трехфазных трансформаторов сыграли англичанин Ферранти, американец Вестингауз. Именно благодаря открытиям и достижениям отечественных ученых в России на рубеже XIX и XX веков была выбрана правильная программа — ориентировать дальнейшее развитие электроэнергетики на применение переменного тока высокого напряжения в противовес зарубежным концепциям в пользу постоянного тока и техники низких напряжений. Началом производства силовых трансформаторов в России можно считать ноябрь 1928 г., когда начал работать Московский трансформаторный завод (впоследствии — Московский электрозавод). Вскоре продукция завода стала удовлетворять потребности страны в высоковольтных трансформаторах.
Продолжаю объяснять.
На плакате изображена принципиальная схема трансформатора. Каждая обмотка трансформатора размещается на обоих стержнях сердечника так, что половины двух обмоток находятся на левом, а вторые половины – на правом стержне сердечника. При таком расположении обмоток достигается лучшая магнитная связь между ними, благодаря чему снижаются потоки рассеяния, которые не участвуют в процессе трансформирования энергии.
Обмотка, включенная в сеть источника электрической энергии, называется первичной; обмотка, от которой энергия подается к приемнику, – вторичной.
Трансформаторы по своей конструкции бывают: стержневые, броневые, автотрансформаторы.
Напряжения первичной и вторичной обмоток неодинаковы.
Если первичное напряжение меньше вторичного, трансформатор называется повышающим, если первичное напряжение больше вторичного – понижающим. Любой трансформатор может быть использован и как повышающий, и как понижающий.
– коэффициент трансформации, он определяет тип трансформатора.
Если: k < 1 – трансформатор повышающий;
k > 1 – трансформатор понижающий.
Действующее значение ЭДС, возникающее в обмотках трансформатора равно E = 4,44fnФm.
Эта формула действительна как для первичной, так и для вторичной обмотки.
( где f – частота, Гц; п – число витков обмоток; Фт – максимальное значение магнитного потока.)
Вопрос к учащимся: как можно визуально определить обмотку высшего и низшего напряжения?
IV. Закрепление
Чтобы закрепить полученные знания решаем задачи. К доске по желанию выходит ученик и решает предложенную задачу:
№1. Сколько витков во вторичной обмотке трансформатора 10000/100, если число витков первичной обмотки равно 21000. Определить коэффициент трансформации?
Дано: U1=10000 B U2=100 B n1=21000 Витков | Решение: ; Ответ: 100; 210 Витков; Понижающий. |
n2=? k =? |
№2. Измерительный трансформатор напряжения имеет обмотки с числом витков n1 = 10000 и n2 = 200. К вторичной обмотке присоединен вольтметр с номинальным напряжением 150В. Определить коэффициент трансформации и предельное напряжение, которое можно измерить.
Дано: =150 B =10000 Витков =200 Витков | Решение: Ответ: 50; 7500 В; Понижающий. |
=?, k =? |
V. Домашнее задание
§ 56-57 стр.105-108 (В.Е.Китаев «Электротехника с основами промышленной электроники»).
VI. Подведение итогов
В заключение характеризую работу группы, отмечаю отличившихся учащихся, выставляю оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения устройства и принципа действия циркуляционных насосов.
Методдика изучения прибора...
Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".
Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...
«Устройство и принцип действия асинхронного двигателя»
занятие по дисциплине "Электрические машины и аппараты"...
Изучение устройства и принципа действия механизмов и систем двигателя
Мастер-класс Изучение устройства и принципа действия механизмов и систем двигателя...
Лекция по теме; “ Токоприемник; назначение, конструкция, принцип действия”, группа 111
В лекции написано назначение, конструкция и принцип работы токоприёмника ВЛ80С....
Практическая работа №6 Тема: «Потери мощности и электроэнергии в силовых трансформаторах. Причины потерь и способы их снижения»
Практическая работа №6Тема: «Потери мощности и электроэнергии в силовых трансформаторах.Причины потерь и способы их снижения» Цель работы- выявить по каким причинам возникают потери м...
ПЛАН открытого урока по теме: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора»
Методическая разработка урока составлена с целью проведения открытого урока по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», с учетом возрастных и психологических особенн...