ПЛАН открытого урока по теме: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора»
учебно-методический материал
Методическая разработка урока составлена с целью проведения открытого урока по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Методическая разработка урока составлена по теме «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2.docx | 192.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ «Кадомский технологический техникум»
ПЛАН
открытого урока
по теме: «Устройство и принцип работы сварочного
трансформатора»
для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «преподаватель»
РАЗРАБОТАЛ
Калюжин А. Е., преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Кадомский технологический техникум»
______________________
подпись разработчика
Методическая разработка урока составлена с целью проведения открытого урока по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Методическая разработка урока составлена по теме «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора».
Разработчик:
Калюжин Алексей Евгеньевич,- преподаватель специальных дисциплин, ОГБПОУ «Кадомский технологический техникум»
В методической работе представлены материалы - урок по МДК 05.02 «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов» - урок развивающего обучения, с элементами КИМ, информационных и коммуникационных технологий повышающих эффективность процесса обучения.
Материал урока соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта составлена в соответствии с нормативными документами, рекламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей.
Пояснительная записка.
Представленный вариант проведения открытого урока по теме: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора» по ПМ 05 «Выполнение сварочных работ» МДК 05.02 «Об«Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов» 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
В процессе проведения урока запланированы активные формы и методы обучения, такие как дискуссия между двумя группами студентов для поиска истины и решения проблемы, самоанализ деятельности студентов.
На протяжении всего урока активно используются возможности мультимедиа и IT- технологий для привлечения и активизации внимания студентов.
Урок направлен на формирование общепрофессиональных компетенций:
- ОК 1 «Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление устойчивого интереса»;
- ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем»;
- ОК 3 «Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности, несение ответственности за результаты своей работы»;
- ОК 4 «Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»;
- ОК 5. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;
- ОК 6. «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами».
Проверяемые результаты обучения:
У2 - проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки;
У8 - пользоваться производственно - технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций;
З7 - виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки;
З2 - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
З14 - устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения;
- - правила технической эксплуатации электроустановок;
- - классификацию сварочного оборудования и материалов;
- - основные принципы работы источников питания для сварки.
При постановке целей и задач занятия учитывались следующие факторы:
- возрастные особенности студентов;
- уровень обученности студентов (в том числе частично-поисковый уровень, самостоятельной деятельности);
- специфика темы (объективная сложность, большой объем, но в то же время объективный интерес учащихся к теме);
- техническое оснащение техникума, а именно наличие отдельного кабинета «Сварочные технологии», что создает положительный настрой группы на занятие;
- опираясь на основные характеристики возраста студентов в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений студентов (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию, умение осуществлять поиск информации в источнике), осуществлялось с помощью методов проблемного обучения а также использовались другие методы обучения: частично-поисковые, методика работы с техническими документами, методика организации дискуссии.
Учитывая место занятия в общей системе занятий по МДК.05.02. «Оборудование, техника и технология сварки и резки металла», а также цели занятия, был выбран тип занятия - комбинированный урок.
При планировании структуры урока учитывались требования к современному уроку.
ПЛАН УРОКА
Профессия: 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Курс: 4 Группа: 41
Дисциплина: МДК 05.02 «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов»
Тема: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора».
Цели урока:
Образовательная:
- закрепление знаний студентов по основным вопросам, которые будут использоваться при изучении нового материала согласно теме урока и полученные на занятиях по другим дисциплинам и производственному обучению (физика - темы «Электрический ток и напряжение»; «Закон Ома»; электротехника - темы «Закон Ома»; «Электромагнетизм»; «Электромагнитная индукция»; «Электрические цепи»; «Трансформаторы»; - учебная практика темы - «Ознакомление со сварочным постом для ручной дуговой сварки», «Источники питания сварочной дуги», «Обслуживание сварочного трансформатора»).
- получение знаний об устройстве и принципе работы сварочного трансформатора (прочное и осознанное усвоение изученного материала).
Развивающая:
- формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
- учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии.
Воспитывающая:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к профессии;
- способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию;
- способствовать воспитанию бдительности соблюдения требований безопасности труда;
- способствовать воспитанию объективности в оценочных способностях студентов.
Вид занятия: урок.
Длительность занятия: 1 академический час, 45 мин.
Методы и технологии:
- личностно- ориентированное обучение (задавать вопросы и высказывать свое мнение, свои идеи; самоанализ деятельности студентов, анализ ответов товарищей);
- здоровьесберегающие (умение использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности);
- метод проблемного обучения (анализирование ситуации и решение проблемы,
обсуждение проблемы студентами);
- презентации (актуализация знаний; сопровождение объяснения преподавателем нового материала; закрепление знаний);
- дискуссия между двумя группами студентов;
- смыслотворческая рефлексия (смысл собственной деятельности и взаимодействия);
- диалоговый с созданием проблемных ситуаций, самостоятельная работа, частичнопоисковый.
Комплексно-методическое обеспечение:
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Ноутбук.
- Презентации «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора»; «Источники питания сварочной дуги»; «Трансформаторы»; «Сварка металлов. (Слайды 38-45)»
- Плакат « Сварочный трансформатор».
- Опорные конспекты.
- Раздаточный материал для студента.
- Раздаточный материал для групп (обобщающие таблицы).
- Учебники: Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для студ. учреждений СПО / В.С. Виноградов.- М.: Издательский центр «Академия», 2014 -320 с. (с. 95-102)
Межпредметные связи:
- Физика - темы «Электрический ток и напряжение»; «Закон Ома».
- Электротехника - темы «Закон Ома»; «Электромагнетизм»; «Электромагнитная индукция»; «Электрические цепи»; «Трансформаторы».
- Учебная практика - темы «Ознакомление со сварочным постом для ручной дуговой сварки», «Источники питания сварочной дуги», «Обслуживание сварочного трансформатора».
Проблема урока: существует ли разница в определениях «трансформатор» и «сварочный трансформатор». Дать обоснование.
Используемая литература:
Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для студ. учреждений СПО / В.С. Виноградов.- М.: Издательский центр «Академия», 2014 -320 с. (с. 95-101)
Задачи урока:
- отработка навыка анализа оснащенности сварочного поста и влияния оснащенности на качество работ и производительность труда (самостоятельное решение проблемы );
- отработка навыка работы с различными источниками информации - электронными и традиционными - текстом и рисунками;
- выработка навыка по нахождению взаимосвязей, умений составлять план действий и делать выводы);
- осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений;
- развитие навыков работы в группе;
- отработка навыков составления электронной презентации.
Методы обучения: дискуссия между двумя группами студентов; проблемное обучение; частично-поисковые, самоанализ деятельности; организация дискуссии; работа с техническими документами.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая,
коллективная.
Тип занятия: комбинированный урок.
Подготовка студентов к уроку: повторить тему «Трансформаторы» по учебной дисциплине ОП.03. Основы электротехники.
Структура урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний - 3 мин.
- Самостоятельная формулировка студентами темы и целей урока. Перед студентами был поставлен опережающий проблемный вопрос: «Ваша будущая профессия - сварщик. Где и для чего в вашей профессии применяется трансформатор?» На основании данного вопроса студенты сами формулируют тему, цели и задачи урока. В конце урока, отвечая на данный вопрос, студенты формулируют общий вывод урока и анализируют - все ли цели и задачи урока были достигнуты - 2 мин.
- Формирование новых знаний - 23 мин.
Тема изучается в диалоговой форме с созданием проблемных ситуаций, с использованием презентации на тему «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора», плаката «Сварочный трансформатор», раздаточного материала для студента, раздаточного материала для 2-ух групп (обобщающие таблицы) и самостоятельной работы студентов, которые делали записи в опорном конспекте.
5) проверка первичного усвоения пройденного материала осуществляется в форме заполнения обобщающих таблиц и представления полученных результатов (используется групповая форма работы) - 6 мин.
- Закрепление пройденного материала и рефлексия осуществляется в форме творческой работы - решение проблемы: Существует ли разница в определениях «трансформатор» и «сварочный трансформатор» с обоснованием. - 5 мин.
- Вывод, анализ результатов деятельности - 2 мин.
- Подведение итогов. Оценка результатов деятельности студентов - 2 мин
- Домашнее задание - Л.1 с. 95-102. Закончить выполнение опорного конспекта - 1 мин.
д) проверка первичного усвоения пройденного материала осуществлялось в форме заполнения обобщающих таблиц и представления полученных результатов (использовалась групповая форма работы) (5 мин);
е) закрепление пройденного материала осуществлялось в форме игры «Своя игра» (10 мин);
ж) анализ результатов деятельности, ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос, формулирование общего вывода по теме урока (рефлексия урока) (5 мин);
з) Оценка результатов деятельности студентов (3 мин);
и) Домашнее задание (2 мин)
Ход урока.
- Организационный момент - 1 мин.:
Здравствуйте, уважаемые ребята и коллеги.
Сегодня мы проводим открытый урок по ПМ 05 «выполнение сварочных работ» МДК 05.02 «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов» по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».
Столы, за которыми вы сидите, разделены проходом. Это позволяет организовать две группы для проведения дискуссии. Обратите внимание, я сознательно не назвала эти группы командами, поскольку у нас проводится не конкурс, а дискуссия по поиску истины, при обмене доказательной базой, попытаться выявить истину.
- Актуализация знаний ранее изученного материала - 3 минуты.
На этом этапе мы с вами должны проверить, как вы знаете пройденный материал. Я просила вас повторить тему «Трансформаторы» по учебной дисциплине ОП.03. Основы электротехники. Этот этап урока мы назовем «Поиск истины».
Давайте вспомним некоторые вопросы из физики, электротехники и профессионального модуля и посмотрим, какая группа лучше знает пройденный материал. Система оценки вашей работы - побалльная, в зависимости от сложности задания. Результат работы команды зависит от работы каждого. Ваша задача попытаться ответить на 10 вопросов.
Начнем с выбора жюри из 3-х человек. Я предлагаю
Жюри выбрали.
Прошу начинать.
Задание 1.
10 вопросов по 1 баллу.
1. Что такое трансформатор? | |
2. На каком токе можно выполнять сварку? | |
3. Что представляет собой трансформатор? | |
4. Закончите предложение: Обмотка трансформатора, питающая |
потребитель, называется: | |
5.Где применяются трансформаторы? | |
б.Для чего необходимо продувать трансформатор сжатым воздухом? | |
7.Операция перед работой с электрооборудованием? | |
8.Как называется трансформатор, если напряжение вторичной обмотки больше, чем первичной? | |
9. Как называется трансформатор, если напряжение вторичной обмотки меньше, чем первичной? | |
10. Что называется источником питания сварочной дуги? |
Вы ответили на 10 вопросов.
Проверяем правильность ответов и подсчитываем баллы.
1. Что такое трансформатор? | это статический электромагнитный аппарат, преобразующий переменный ток одного напряжения, в переменный ток другого напряжения, но той же частоты |
2. На каком токе можно выполнять сварку? | На постоянном и переменном |
З.Что представляет собой трансформатор? | Трансформатор представляет собой замкнутый магнитопровод, на котором расположены две или несколько обмоток. |
4. Закончите предложение: Обмотка трансформатора, питающая потребитель, называется: | Вторичной |
5.Где применяются трансформаторы? | Сварка, автоматика и измерительная техника, ЛЭП, техника связи и т.д. |
6. Что такое переменный ток? | Ток, который изменяется по величине и по направлению с течением времени |
7.Операция перед работой с электрооборудованием? | Заземление |
8.Как называется трансформатор, если напряжение вторичной обмотки больше, чем первичной? | Повышающий |
9. Как называется трансформатор, если напряжение вторичной обмотки меньше, чем первичной? | Понижающий |
10. Что называется источником питания сварочной дуги? | Устройство, которое обеспечивает необходимый род и силу тока. |
Итак, мы с вами повторили необходимые вопросы, выяснили какая группа лучше знает пройденный материал и получил больше баллов.
- Самостоятельная формулировка темы и целей урока.
Перед студентами был поставлен опережающий проблемный вопрос: «Ваша будущая профессия - сварщик. Где и для чего в вашей профессии применяется трансформатор?»
На основании данного вопроса вы должны сами формулировать тему, цели и задачи урока. - 2 мин.
И так, тема, которую мы сформулировали, звучит так: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора».
Поэтому на уроке мы должны познакомиться с источником питания сварочной дуги - сварочным трансформатором, узнать, как он устроен и в чем его особенность.
- Формирование новых знаний (Фаза реализации смысла) - 23 мин.
Теперь мы можем перейти к непосредственному изучению нового материала.
У вас на столах находятся учебники Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для студ. учреждений СПО / В.С. Виноградов.- М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 320 с. (с. 96-95), где дано достаточно подробное изложение устройства и принципа работы сварочного трансформатора.
Задание 2: ваша задача изучить материал в учебнике, рассмотреть схемы сварочного трансформатора (Рис. 10.5. с. 97) и заполнить таблицу.
Система оценки вашей работы – побальная, в зависимости от сложности задания. Результат работы команды зависит от работы каждого. Ваша задача попытаться ответить на 11 вопросов. Прошу начинать.
Время на выполнение задания - 12 минут.
11 вопросов по 1 баллу.
1. Что такое сварочный трансформатор? | |
2. Из чего состоит сварочный трансформатор? | |
3. Какую характеристику, как правило, имеют сварочные трансформаторы? | |
4.Для чего предназначены трансформаторы с падающей характеристикой? | |
5. Для чего предназначены трансформаторы с жесткой характеристикой? | |
6.На какие две группы делятся сварочные трансформаторы? | |
7. Закончите предложение: сварочные трансформаторы с увеличенным магнитным рассеянием существуют трех типов: | |
8. Закончите предложение: в трансформаторах с увеличенным магнитным рассеянием сварочный ток регулируется | |
9. Закончите предложение: при сближении обмоток магнитный поток рассеяния уменьшается, и сварочный ток | |
10. Закончите предложение: минимальный сварочный ток соответствует | |
11. Как называется часть трансформатора, усиливающая магнитное поле? |
Вы ответили на 11 вопросов.
Проверяем правильность ответов и подсчитываем баллы.
1. Что такое сварочный трансформатор? | это специальный понижающий трансформатор (электромагнитный аппарат), имеющий требуемую внешнюю характеристику, обеспечивающий питание сварочной дуги и регулирование сварочного тока. |
2. Из чего состоит сварочный трансформатор? | Корпус, первичная обмотка, вторичная обмотка, сердечник (магнитопровод). |
3. Какую характеристику, как правило, имеют сварочные трансформаторы? | Падающую. |
4.Для чего предназначены трансформаторы с падающей характеристикой? | Для ручной дуговой сварки и автоматической сварки под флюсом. |
5. Для чего предназначены трансформаторы с жесткой характеристикой? | Для электрошлаковой сварки. |
6.На какие две группы делятся сварочные трансформаторы? | С нормальным магнитным рассеянием и с увеличенным магнитным рассеянием. |
7. Закончите предложение: сварочные трансформаторы с увеличенным магнитным рассеянием существуют трех типов: | с раздвижными обмотками, с подвижными магнитными шунтами, с управляемыми магнитными шунтами. |
8. Закончите предложение: в трансформаторах с увеличенным магнитным рассеянием сварочный ток регулируется | расстоянием между обмотками. |
9. Закончите предложение: при сближении обмоток магнитный поток рассеяния уменьшается, и сварочный ток | увеличивается. |
10. Закончите предложение: минимальный сварочный ток соответствует | наибольшему расстоянию между обмотками. |
11. Как называется часть трансформатора, усиливающая магнитное поле? | Магнитопровод. |
У вас на столах находятся листочки, на которых дано очень подробное изложение устройства сварочного трансформатора.
Задание 3. Ваша задача: рассмотреть схему трансформатора и изучить таблицу. Время на выполнение задания - 10 минут.
№пп | Наименование элементов трансформатора | Назначение элементов трансформатора |
1 | Рукоятка | Приводит в движение механизм перемещения вторичной обмотки. |
2 | Зажим | Служит для крепления токоведущих проводов. |
3 | Магнитопровод (сердечник) | Переменный ток, проходя через первичную обмотку трансформатора, намагничивает сердечник, создавая в нем переменный магнитный поток. |
4 | Вертикальный винт с ленточной резьбой | Предназначен для перемещения ходовой гайки вдоль магнитного сердечника. |
5 | Ходовая гайка | Прикреплена к вторичной обмотке трансформатора и перемещает ее по винту вдоль магнитного сердечника. |
6 | Вторичная обмотка трансформатора | Магнитный поток, пересекая витки вторичной обмотки, индуктирует в ней переменный ток пониженного напряжения, величина которого зависит от числа витков вторичной обмотки. |
7 | Первичная обмотка трансформатора | Переменный ток, проходя через первичную обмотку трансформатора, намагничивает сердечник, создавая в нем переменный магнитный поток. |
- Закрепление пройденного материала - решение проблемы: Существует ли разница в определениях «трансформатор» и «сварочный трансформатор» с обоснованием. - 5 мин. «Сварочный трансформатор» - это специальный понижающий трансформатор, имеющий требуемую внешнюю характеристику, обеспечивающий питание сварочной дуги и регулирование сварочного тока. «Трансформатор» - это электромагнитный аппарат преобразующий переменный ток одного напряжения, в переменный ток другого напряжения, при одной и той же частоте тока (повышающий, понижающий).
- Вывод, анализ результатов деятельности - 2 мин.
- Домашнее задание - Л.1 с. 95-102. Закончить выполнение опорного конспекта Решить задачу. Определить число витков вторичной обмотки трансформатора, если число витков первичной обмотки равно 300, напряжение сети 220 в, а для работы необходимо 110 в. - 1 мин.
Решения и оформление задачи. Дано: Решение:
u1 = 220в
w2 - ? Ответ: 150 витков.
- Подведение итогов. Оценка результатов деятельности студентов - 2 мин Сегодня мы много и хорошо поработали, вспомнили, зачем нужен трансформатор и из чего он состоит, а еще доказали, как важно понимать друг друга.
Сейчас жюри подведет итоги сегодняшнего урока - соревнования.
Жюри объявляет результаты.
Победившая команда получает 5 баллов по МДК 05.02 «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», проигравшая 4.
Спасибо за работу, молодцы!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"
План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока: Учебна...
Открытый урок по теме: "Устройство синхронного генератора и принцип действия".
Цель данного занятия состоит в формировании знаний обучающихся о назначении синхронного генератора, его устройстве и принципе действия....
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СВАРОЧНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И НАСТРОЙКА ВЫПРЯМИТЕЛЯ. Методические указания к выполнению лабораторно-практической работы
Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС профессии СПО 15.01.05 “Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)” для теоретического освоения и практической отработки темы...
План открытого урока по МДК.01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий, по теме: "Виды электрических источников света: люминесцентная лампа"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАпо МДК.01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятийв группе № 6.Э.С.21по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и ...
24.09.2024г. Открытый урок по теме " Устройство двигателей внутреннего сгорания". Провел мастер производственного обучения Михаил Викторович Кутаков
24 сентября 2024 года в Московском технологическом колледже в отделении "Автозаводская" для группы 2МА-3А/23 профессии 23.02.17 "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...