«Устройство и принцип действия асинхронного двигателя»
план-конспект урока на тему

Комарова Татьяна Николаевна

занятие по дисциплине "Электрические машины и аппараты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               

Технологическая карта

Занятие №16                                                                                      8.10.2015

  1. Тема занятия  - «Устройство и принцип действия асинхронного двигателя»
  2. Название дисциплины –  Электрические машины и аппараты
  3. Учебник – Кацман М.М. Электрические машины:учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М.:  Издательский центр«Академия», 2014. -496с.
  4. Вид урока  -  комбинированный
  5. Тип урока  -  освоение  новых знаний
  6. Цель урока: организация условий достижения обучающимися образовательных результатов по теме: «Устройство и принцип действия асинхронного двигателя»
  7. Проблемы, решаемые обучающимися – освоение устройства и принципа действия  асинхронных двигателей, правильного выбора схем включения обмоток статора, изучение режимов работы асинхронного двигателя.
  8. Планируемые результаты:

Предметные:

знать: устройство  и принцип работы асинхронного двигателя, схемы включения статорной обмотки, режимы работы асинхронного двигателя

 уметь:  применять  изученный материал на практике.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умение ставить цели,  оценивать результаты выполненной деятельности.

познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, выделять главное,  доказывать,  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 коммуникативные УУД: умение работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,  осуществлять сотрудничество со сверстниками. 

Личностные результаты: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и  умения, применять на практике  знания, полученные на занятиях по электрическим машинам.

  1. Оборудование:
  • компьютер, телевизор, раздаточный материал, доска;
  • библиотека учебной, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
  1.  Технологии:

личностно-ориентированная технология, ИКТ

Методы формирования новых знаний:

объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа

Методы организации деятельности обучающихся:

проблемно-продуктивный

Методы самостоятельной работы:

решение проблемных задач, построенных на основе  усвоенных знаний и умений;

Методы формирования личностных результатов: беседа.

Формы работы обучающихся: исследовательская, групповая.

Примерное планирование учебного времени

                                                      90 минут

1 Организационный этап                                                                                       10 мин

2. Актуализация  знаний                                                                                        10 мин

3. Освоение новых  знаний                                                                                    35мин

4. Первичная проверка понимания изученного материала                                   5мин

5. Самостоятельная работа                                                                                     20мин

6. Доклад Применение АД в электромобилях                                                       5мин

Рефлексия                                                                                                                  5мин


Этап урока

(занятия)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Организационный этап

Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Формулирует  проблему для того, чтобы цели и задачи занятия определили обучающиеся -  побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме

(рассказ об изобретении асинхронного двигателя )

Определяют цель и задачи занятия

Формулирование проблемы

Делают предположения

Постановка цели, планирование деятельности,  прогнозирование

Обмен мнениями

Умение выразить свою мысль, выслушать и принять мнение другого человека

2.. Актуализация  знаний

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Задает вопросы обучающимся по изученному материалу, коментирует ответы, корректируя их

Учавствуют в беседе, отвечают на вопросы

Построение речевых высказываний в устной форме

Вспоминают ранее изученный материал

Анализ изученного материала

Умение  слушать и понимать, взаимооценка

Умение выразить свои знания

  1. Освоение новых  знаний
  1. Устройство асинхронного двигателя
  2. Принцип действия асинхронного двигателя
  3. Режимы работы
  4.  Схемы включения статорной обмотки

Создает условия для получения информации по всем каналам восприятия (объяснение, презентация). Стимулирует выдвижение гипотез

«Мозговой штурм», формулируют  выводы, фиксируют информацию.

Определение смысла информации,   построение высказывания

Выбирают  необходимую информацию согласно поставленной цели,

осуществляя самоконтроль.

Принимать и сохранять цель; определять способы действий в рамках предложенных условий, сравнивать полученную информацию.

Слушают рассказ преподавателя, учавствуют в общей беседе

Умение слушать преподавателя, друг друга и вступать в диалог.

  1. Первичная проверка понимания изученного материала
  1. Назовите  достоинства  и недостатки   АД
  2. Каким основным параметром характеризуются режимы работы двигателя?

Создает возможности проверки усвоенного материала

Стимулирует выдвижение гипотез

Решение задания

Определение смысла информации,   построение высказывания

Предлагают способы решения поставленной задачи

Способы действий в рамках предложенных условий, сравнивать полученную информацию

Обмен мнениями

Умение выразить свою мысль, выслушать и принять мнение другого человека

  1. Самостоятельная работа
  1. Решение задач (работа по карточкам)

Создает возможности проверки усвоенного материала

Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.

Контроль  и оценка

Формируют  умения, оценивают действия свои и   других.

Контроль,  коррекция (сравнение с эталоном),  оценка

результатов своей деятельности.

Обмен мнениями

Умение выразить свою мысль, выслушать и принять мнение другого

Применение АД в электромобилях

Выступление обучающегося

  1. Рефлексия

Итог урока, задание на дом.

Предоставляет возможность  рефлектировать, помогает вопросами:

«Оцените свою работу на занятии. Достигнуты ли цели урока?»

Формулируют  вывод по уроку (что узнали, чему научились), определяют объем  домашнего  задания.

Обсуждают полученные отметки.

Рефлексия деятельности

Отмечают в тетраде  то, над чем будут работать дома и на следующем занятии.

Умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала

Участвуют в общей беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате.

Принятие  точки зрения  других людей  отличной  от собственной.




Предварительный просмотр:

Ф.И._____________________________________________________________________________

  1. Установите соответствие между названиями  и цифрами

                         станина,

                         подшипник,

                         вал двигателя

                         короткозамкнутый ротор

                         коробка с выводами,

                         вентилятор

                         статор с обмотками

                           ребра охлаждения

                                                                                                                                                         

  1. Перечислите отличия конструкций асинхронного двигагателя с кз.ротором от АД с фазным ротором:  

  1. Перечислите параметры двигателя указанные на табличке:

  1. Найдите ошибки в тексте: Принцип действия основан на явлении электромагнитной индукции:  при подаче напряжения на обмотки статора внутри него возникает постоянное  магнитное поле. Это поле пронизывает ротор и  в его обмотках возникает вихревой электрический потенциал. Взаимодействие потенциала в роторе с переменным магнитным полем статора создает вращающий момент. Ротор двигателя начинает вращаться в ту же сторону, что и  поле статора, но с небольшим опережением, т.е. асинхронно.
  2. Перечислите режимы работы  асинхронного двигателя при следующих условиях:

Асинхронный двигатель приводит в действие токарный станок. Через  некоторое время после пуска двигатель переводят на более высокую скорость и обрабатывают деталь. Закончив обработку детали,  двигатель переводят на более низкую скорость и  отключают станок от сети.

 Оцените выполненную работу. За каждое правильно выполненное задание 1 балл

Оценка «3» -3балла

Оценка «4» -4балла

Оценка «5» -5баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устройство и принцип действия асинхронного двигателя .

Слайд 3

Цель –изучить: Устройство асинхронного двигателя Режимы работы асинхронного двигателя Задачи- понять : Принцип действия асинхронного двигателя Выбор схемы включения статорной обмотки

Слайд 4

Актуализация знаний Что называется переменным током? Перечислите виды электрических машин. Какая машина называется синхронной? Какая машина называется асинхронной? Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Как объяснить выражение «обратимость электрических машин»? Почему изоляции статорной обмотки электрической машины уделяется большое внимание?

Слайд 6

Устройство асинхронного двигателя АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СОСТОИТ СТАТОР НЕПОДВИЖНАЯ РОТОР ПОДВИЖНАЯ ЧАСТЬ ЧАСТЬ СТАНИНА СЕРДЕЧНИК ОБМОТКА СЕРДЕЧНИК ОБМОТКА

Слайд 7

РОТОР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ОБМОТОК КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ ФАЗНЫЙ Сердечник ротора шихтованный, выполненный в виде цилиндра с пазами для заливки алюминия или укладки обмотки Расположен на валу двигателя Вал - в подшипниках Подшипники - в подшипниковых щитах

Слайд 8

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Слайд 11

На паспортной табличке , прикрепленной к корпусу двигателя указывают следующие данные двигателя : тип двигателя мощность [ кВт ] напряжение [ В ] потребляемый ток [ А ] число оборотов вала [ об/мин ] коэффициент мощности cos φ КПД [ % ] частоту тока схему соединения обмоток

Слайд 12

Принцип действия асинхронного двигателя Принцип действия основан на явлении электромагнитной индукции: при подаче напряжения на обмотки статора внутри него возникает переменное магнитное поле. Это поле пронизывает ротор и в его обмотках возникает вихревой электрический ток. Взаимодействие тока в роторе с переменным магнитным полем статора создает вращающий момент. Ротор двигателя начинает вращаться в ту же сторону, что и поле статора, но с небольшим отставанием, т.е. асинхронно. Это отставание называется скольжением s=(n1-n2)/n1, s - измеряется в % или о.е., n1 – частота изменения магнитного поля статора , n2 - частота вращения ротора

Слайд 13

Режимы работы асинхронного двигателя Рабочий режим - 0< s <1 (в зависимости от нагрузки), 0< n2< n 1 Режим короткого замыкания (пуск) - s=1, n2=0 Холостой ход (без нагрузки на валу ) - s≈ 0 , n2 немного меньше n 1 Генераторный режим - s <0, n2> n 1 Торможение противовключением s >1 , n2 <0

Слайд 14

Схемы включения статорной обмотки Расположение выводов обмотки статора (а), положение перемычек при соединении обмотки статора звездой и треугольником (б)

Слайд 15

Правильные ответы 1. 1. коробка с выводами 2. вал двигателя 3. подшипник 4. станина 5. ребра охлаждения 6. короткозамкнутый ротор 7. статор 8. вентилятор

Слайд 16

2 . В пазах ротора расположена обмотка из медного провода, имеются контактные кольца и щеткодержатель

Слайд 17

3. На паспортной табличке , прикрепленной к корпусу двигателя указывают следующие данные двигателя : тип двигателя мощность [ кВт ] напряжение [ В ] потребляемый ток [ А ] число оборотов вала [ об/мин ] коэффициент мощности cos φ КПД [ % ] частоту тока схему соединения обмоток;

Слайд 18

4. Найдите ошибки в тексте: Принцип действия основан на явлении электромагнитной индукции: при подаче напряжения на обмотки статора внутри него возникает переменное магнитное поле. Это поле пронизывает ротор и в его обмотках возникает вихревой электрический ток . Взаимодействие тока в роторе с переменным магнитным полем статора создает вращающий момент. Ротор двигателя начинает вращаться в ту же сторону, что и статор, но с небольшим отставанием , т.е. асинхронно.

Слайд 19

5. 1. Режим короткого замыкания 2. Режим холостого хода 3. Рабочий режим 4. Генераторный режим 5. Торможение

Слайд 20

Применение асинхронного двигателя

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов».

Конспект открытого урока по теме: «Устройство и принцип действия силовых трансформаторов»....

Изучение устройства и принципа действия механизмов и систем двигателя

Мастер-класс Изучение устройства и принципа действия механизмов и систем двигателя...

Презентация по электротехнике "Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя"

Презентация предначначена для демонстрации на занятиях по электротехнике в учебных заведениях СПО...

Устройство 3х фазного асинхронного двигателя

Учебный материал предназначен для студентов учреждений среднего профессионального  образования. Рассматривается назначение, устройство, принцип работы и конструктивные особенности короткозамкнуто...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения открытого урока на тему: «Принцип действия асинхронного двигателя»

Важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей, – повышение эффективности урока.Снижение уровня знаний обучающихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, ...