Курсовой проект федеральный государственный образовательный стандарт
опыты и эксперименты на тему

Свиридова Ольга Михайловна

Новый федеральный государственный образовательный стандарт первостепенной ставит задачу формирования общей и профессиональной компетенции, а именно научить студентов не только специальным знаниям, а главное профессиональным умениям и навыкам. В этом свете очень актуальным выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом  курсового проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursov._proekt_kak_uslovie.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Новый федеральный государственный образовательный стандарт первостепенной ставит задачу формирования общей и профессиональной компетенции, а именно научить студентов не только специальным знаниям, а главное профессиональным умениям и навыкам. В этом свете очень актуальным выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом  курсового проектирования.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса. Метод проектов - технология формирования и оценивания компетенций студентов в профильной подготовке. Педагогические технологии специального обучения должны обеспечивать формирование профессиональных компетенций , а также возможность оценивания их сформированности. Особо следует выделить, что технология работы над проектом, в частности над курсовым проектом дает возможность проявить учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки и коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Курсовое   проектирование  представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию самостоятельных решений и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой, пользоваться современными компьютерными технологиями. В профессиональном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности студентов.

Курсовой проект по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

Выполнение КП осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины ,  в ходе которого производится обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, задач связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Цели выполнения КП:

- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирование умений применять теоретические знания при  решении поставленных вопросов;

- формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовка к итоговой государственной аттестации.

Количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на выполнение КП, определяется Государственным образовательным стандартом.

Тема проекта задается преподавателем , но может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. Допускается выполнение КП по одной теме  группой студентов.

По структуре КП состоит из  пояснительной записки и практической части.

Пояснительная записка включает:

- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы

- расчетную часть с расчетами по профилю специальности

- описательную часть, в которой излагаются обоснования принятых решений

- заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов проекта

- список литературы

- приложения, таблицы

Практическая часть КП может быть представлена чертежами , схемами, графиками, диаграммами выполненными на формате А1.

КП оформляется и разрабатывается в соответствии с требованиями ЕСКД.

Общее руководство и контроль за ходом КП осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.

Важный этап КП – защита проекта. Для многих студентов это первое в жизни  публичное выступление когда нужно не просто грамотно рассказать  заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать отстаивать свои решения. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.

В ходе консультаций преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления, распределение времени, отвечает на вопросы. Таким образом основными функциями руководителя КП являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения

- оказания помощи студентам в подборе необходимой литературы

- контроль хода выполнения КП

- подготовка письменного отзыва на проект

 При этом процесс формирования практических навыков у студентов с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

-  профессиональной готовности преподавателя к осуществлению данной задачи,

-  формирование мотивации  на проектную деятельность у студентов,

- последовательное включение в проектную деятельность системы анализа и алгоритма производимой работы

-  системный подход  к реализации программы, предусматривающей проектную деятельность студентов;

-  постоянное консультирование и сопровождение проектной деятельности проектанта руководителем проекта;

- разборка и анализ выполненных работ с целью дальнейшего улучшения качества проектов

Самостоятельная работа выполняемая студентом последовательно и логично, руководствуясь методиками используемыми в практической проектной деятельности, и видя что его проект максимально приближен к настоящему, студент свою работу  воспринимает как  нужную и востребованную. При этом достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, самореализовываться как личность. Иными словами проектная технология становится ядром специального профессионального образования, т.к.формирует ключевые профессиональные навыки, уверенность в себе как в специалисте.

 При руководстве курсовым    проектированием преподаватель должен выстроить работу над проектом таким образом, чтобы каждый студент выполнивший проект имел возможность ознакомиться с другими вариантами выполнения задания такого же типа. Здоровый дух соперничества не позволяет полностью удовлетвориться достигнутым, открывает перспективы учебно – познавательной деятельности.

Курсовое   проектирование в частности по дисциплинам «Электроснабжение отрасли»  и «Электрическое и электромеханическое оборудование» дает преподавателю возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по предмету, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые коррективы.

Я, как преподаватель ведущий курсовое и дипломное проектирование определяю для себя следующие задачи:

-  формировать системное мышление будущего специалиста, включающее целостное понимание как структуры электроснабжения, так и теоретическое обоснование физических процессов происходящих в этой структуре

-   научить свободному владению схемами силовых распределительных сетей, методикой расчетов основных электрических параметров

- дать целостное представление      о профессиональной деятельности, о значении качественного уровня электроснабжения для предприятий

- поощрять и развивать здоровое соперничество, а также чувство взаимопомощи и сопереживания между студентами

    Можно сказать, что особая роль в достижении целей профобразования принадлежит  развитию и расширению использования проектной  технологии в частности курсового проектирования и напрямую связывается с  проблемой улучшения эффективности обучения и развития компетентности обучающихся, а также является условием обеспечения качества    профессионального обучения в техникуме.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Создание фонда оценочных средств в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Опыт по разработке и внедрению профессиональных модулей и контрольно  оценочных средств....

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум» прошла стажировку

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...