Формирование профессиональных компетенций по профессии Слесарь аварийно-восстановительных работ (слесарь АВР)
методическая разработка на тему
Вода- начало Жизни
Служу воде, служу Отчизне!
2
Течение современной жизни требует, чтобы система профессионального образования готовила для народного хозяйства
всесторонне развитых, технически грамотных и культурных молодых рабочих, владеющих мастерством, способных усваивать новую технику и новые технологии, уверенно ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Отсюда следует, что ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в учебном заведении занимает производственное обучение, где основным направлением являются.
1.Соединение обучения производительным трудом у обучающихся
2.Формирования у обучающихся умений применять в работе современную технику.
3.Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирования у обучающихся прочных профессиональных умений и компетенций, развитие творческой активности и навыков самоконтроля.
4.Комплексное применение наглядных пособий и видеоматериалов, других технических средств обучения.
5.Индивидуальный, звеньевой или бригадный методы обучения.
Слесарь аварийно-восстановительных работ, это квалифицированный рабочий, который проводит ремонтные и монтажные работы по системе водоснабжения и водоотведения на предприятиях города и жилых объектов, с целью бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения города, подчас в экстремальных условиях.
3
Слесарь АВР должен знать следующее:
1.Виды и назначения материалов, оборудования и предъявляемые к ним требования по эксплуатации и ремонту.
2.Ассортимент труб, фасонных частей и их назначение.
3.Основные детали и узлы систем водоснабжения и водоотведения.
4.Назначения слесарных инструментов, приспособлений их применение в аварийных ситуациях.
5.Безопасные условия труда при выполнении аварийно – восстановительных работ.
6.Виды сварных соединений, правила безопасности работы с электросварочным оборудованием.
7.Назначение и применение контрольно – измерительных приборов.
Слесарь АВР должен уметь:
1.Читать схемы и чертежи систем водоснабжения и водоотведения.
2.Сортировать фасонные части, фитинги, готовить их к монтажу и конкретному применению. Сортировать средства крепления, готовить вспомогательные материалы. Выполнять земляные работы, работать в одном звене с трактористом, экскаваторщиком заниматься комплектовкой деталей и выполнять различные строительные работы.
3.При необходимости выполнять несложные сварочные работы, прихватку деталей, подготовку к сварке низкоуглеродистых сталей.
4.Состовлять, читать схемы, рабочие эскизы трубных узлов и деталей, производить гидравлические испытания сварных узлов.
Исходя из этого, профессиональная деятельность слесаря АВР заключается в следующем:
В быстрой оценке и локализации аварийной ситуации на системах водопровода и систем канализации. В выполнении в установленные сроки ремонтных работ, связанных с комплектовкой, сортировкой фасонных частей, узлов и деталей на системах водоснабжения и канализации. В устранении неполадок на трубопроводах, выполненных из различных материалов, в замене водоарматуры старого образца на новые виды водоарматуры, с применением новых технологий, как-то: <<труба к трубе>>, работа с пневмо-пробойником, метод направленного бурения, монтаж пластиковых трубопроводов, метод бестраншейных технологий, теле -диагностика трубопровода и других.
Отсюда следует, что в современном капиталистическом мире ценится тот рабочий, который приносит наибольшую прибыль предприятию, т.е. конкурентно-способный рабочий. Конкурентно-способный рабочий- это такой специалист, который обладает профессиональной мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем профессиональных компетенций. Подготовке этих рабочих у мастера производственного обучения и преподавателей возникают задачи обучения, т.е. как учить?!
- Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций обучающихся, личного потенциала будущих специалистов. Компетенция – это такие узловые понятия как знания, умения, навыки, но в отличии от навыка компетенция осознана, в отличии от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия и она совершенствуется. В отличии от знания компетенция существует в форме деятельности.
- Воспитание у обучающихся потребности в созидательной деятельности, творчестве, положительном отношении к труду как к средству с самоутверждения.
- Углубление представлений о профессиональных качествах конкурентно-способного специалиста.
- Развитие готовности и способности к планированию своего профессионального будущего.
Этапы развития профессиональных компетенций обучающихся:
- Диагностический.
- Информационный.
- Проектно-организационный.
- самоопределения.
- Конкурентно-способный специалист.
Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций носит, как правило, системный и планомерный характер.
Примерно эту деятельность можно разделить на четыре части (блока):
1.Организационная.
2.Учебно-профессиональная.
3.Внеучебная деятельность.
4.Методическая деятельность.
Организационная деятельность – это создание коллектива, группы, развитие личностного потенциала будущих специалистов. Создание условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Учебно-профессиональная деятельность – это выявление профессиональных интересов и склонности обучающихся. Участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями, экскурсии на базовые предприятия <<Лучший по профессии>>. Ознакомление обучающихся с новинками, публикациями, методичками по данной профессии. Организация самостоятельной работы для обучающихся, развития у них стремления к профессиональному совершенствованию.
Внеучебная деятельность- это организация выставок технологического творчества, оказание услуг населению, организация вечером отдыха (тематических), выпускных и т.д. Организация встреч с передовиками базового предприятия, с выпускниками данного учебного заведения.
Методическая деятельность – это участие в разработках методических программ, учебной документации, корректировке программ в связи с изменениями в содержании профессионального образования. Изучение, -использование банка данных лучшего педагогического опыта по данной профессии или проблеме.
В производственном обучении успехом можно достигнуть только при использовании различных методов, которые не могут быть универсальными из-за следующих причин:
1. Цель данного занятия.
2.Особенности содержания изучаемой темы.
3.Возможности мастера данного учебного заведения.
4.Уровня развития различных групп (возрастного особенности, школьная подготовка и т.п.).
5.Условия обучения.
Значит, методы производственного обучения условно разместим в три группы:
1.Словесные - устное изложение материала.
2.Наглядные - видеоматериалы, DUD, изделия, приемы.
3.Словеснопрактические- рассказал о приемах, методах, показал 0 приемы, методы, лабораторные работы, практические работы, изделия и т.д.
Из моего опыта скажу так: хочешь научить кого-либо – работай вместе с ним, т.е. по индивидуальной программе. Хочешь хорошего специалиста: учи, требуй, плати. В итоге мы получим способного рабочего, который будет стремиться к вершинам профессионального мастерства, что улучшает качество жизни.
На сложных и опасных работах работать в одиночку невозможно, стало быть необходимо научить работать слажено и дружно в группе, звене, бригаде.
Звено – это два, три звена, где у каждого свои задачи и цели, определенные спецификой работ, приводящие к общему конкретному результату.
Правила группового обучения:
1.Определленость практических или теоретических заданий.
2.Состав групп постоянный.
3.На время работы в группе выбираем бригадира, которому доверяют остальные обучающиеся.
4.Общий контроль над работами остается за мастером производственного обучения.
Достоинство бригадной (групповой) формы обучения:
1.Создает правильное представление о современной организации труда на производстве.
2.Группа в отличие от одиночки может решать серьезные задачи, ликвидация аварий, например, на магистралях водоснабжения в сложных условиях, что стимулирует интерес к профессии.
В заключение следует отметить, что работа над этой темой раскрывает некоторые вопросы обучения и по каким направлением дисциплин будущий слесарь АВР должен обладать объемом знаний, в частности: физика и химия, для понимая определенных процессов очисти воды, геометрия и черчение пригодится при монтаже и ремонте водоводов, материаловедение и слесарное дело, чтобы уверенно работать с различными материалами, спецтехнологий и компьютеризация, чтобы быть в курсе всех новинок и технологий, сварочное производство и сопротивление материалов, электротехника, умение работать в коллективе и индивидуально. И все это, мастера и преподаватели должны выделять в программах обучения и должны подать своим обучающимся доходчиво и убедительно.
Литература:
Ф.В.Кармазинов <<Вода, нефть, газ и трубы>>
Санкт-Петербург, 2005 год.
В.А. Скакун << Слесарное дело >>
Москва, 2005 год.
Журнал №4 <<MEGATECH>>
Москва, 2009 год.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/1_7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/2_5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/3_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/5.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387547-1390293644.jpg)
Графические работы и математические вычисления как метод формирования профессиональных компетенций по профессиям "Сварщик" и "Станочник (металлообработка)"
В работе раскрывается ответ на вопрос, который очень часто задают студенты на занятиях по математике Где мне это пригодится? в своей работе я постаралась кратко ответить, что необходимсо знать, чтобы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-594705-1424092060.jpg)
Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»
«Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Вовлеки меня и я научусь» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743239-1453734257.jpg)
Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/27/picture-821416-1474962355.jpg)
Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743239-1453734257.jpg)
Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
В докладе представлены материалы из опыта работы преподавателя дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся ...