ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа
рабочая программа по теме
Для специальности 210413 "Радиоаппаратостроение" (СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no6_op.09_elektroradioizmereniya_dlya_spets._210413_radioapparatostroenie.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛГГИЙ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ
для специальности:
210413 Радиоаппаратостроение
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
5.2.2. Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.
5.2.3. Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.
ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.
ПК 3.2. Использовать методики проведения испытаний радиоэлектронных изделий.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества радиотехнических изделий.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» студент
должен знать:
- основные и производные единицы физических величин, соответствующие требованиям государственных стандартов и Международной системы единиц (СИ);
- особенности современных мер, измерительных приборов и систем;
- измерительные приборы и оборудование, предназначенное для измерения параметров и характеристик различных радиоэлектронных изделий, а также перспективы развития электрорадиоизмерительной техники
- основные технические характеристики электрорадиоизмерительных приборов и нормальные условия их работы;
- основные технические требования, предъявляемые к измерительной технике;
- методику определения погрешности измерений и влияние измерительных приборов на точность измерений;
- способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на достоверность данных, полученных в процессе измерений;
- модели измерительных сигналов;
- основные методы измерения электрических и радиотехнических величин.
должен уметь:
- пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой различного назначения;
- составлять измерительные схемы для проведения экспериментов;
- подбирать по справочным материалам измерительные средства в соответствии с заданной точностью измерений;
- пользоваться дополнительной литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, выбирая при этом необходимые сведения для корректного проведения измерений;
- измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям;
- определять основные параметры различных участков электронных схем и электронных компонентов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- входного и выходного контроля радиоэлементов и радиоаппаратуры с целью определения работоспособности;
- контроля технологических процессов с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью приборов;
- совершенствования технических навыков в работе с радиоизмерительными приборами промышленного типа, применяемыми в радиоаппаратостроении;
- решения других профессиональных задач.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 150 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 100 часов,
из них обязательной аудиторной практической работы – 46 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: практические занятия | 46 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
Итоговая аттестация: I семестр – экзамен. II семестр – зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание и основные задачи дисциплины «Электрорадиоизмерения», связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Влияние средств измерений на новейшие достижения в технологии приборостроения. История развития электрорадиоизмерений. Основополагающие принципы совершенствования электроизмерительной техники. Новейшие достижения в области электрорадиоизмерений. | 1 | 1 |
Тема 1. Основные сведения об измерениях и средствах измерений | 7 | ||
Содержание учебного материала: | 3 | 1 | |
Основные сведения об измерениях и средствах измерений. | |||
Основные и производные единицы физических величин. Единство измерений. Система физических единиц и их величин. | |||
Понятия погрешности и точности измерений, их определение по результатам измерений. | |||
Классификация средств измерений. Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений. | |||
Особенности современных мер, измерительных приборов и систем. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете. | 4 | ||
Тема 2. Основные метрологические характеристики средств измерений и радиоизмерительных приборов | 6 | ||
Содержание учебного материала: | 2 | 1 | |
Основные требования, предъявляемые к электрорадиоизмерительным приборам и нормальные условия их работы. | |||
Основные погрешности, связанные с измерительными приборами, методами и схемами измерений. | |||
Основные методы электрорадиоизмерений и их классификация. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете. | 4 | 2-3 | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 3. Измерения электрических величин | 32 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Назначение вольтметра и амперметра. | |||
Основные методы и схемы измерения постоянного и переменного тока и напряжения. | |||
Измерение мощности. | |||
Приборы для измерения основных параметров радиоэлементов и электрических цепей. | |||
Назначение цифрового мультиметра. Основные характеристики мультиметров. | |||
Практические занятия: | 12 | 2-3 | |
№ 1. Измерение сопротивлений | |||
№ 2. Измерение емкостей (конденсаторов) | |||
№ 3. Измерение индуктивностей (дросселей) | |||
№ 4. Проверка работоспособности полупроводниковых приборов и определение их полярности. Проверка целостности электрических разъёмов и проводников. | |||
№ 5. Измерение постоянной составляющей напряжения и силы тока. | |||
№ 6. Измерение переменной составляющей напряжения и силы тока. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий на выполнение рефератов по новым видам измерительных приборов. | 12 | 3 | |
Тема 4. Измерение магнитных величин | 6 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Основные сведения о магнитных материалах. Снятие статических и динамических характеристик магнитных материалов. | |||
Задачи магнитных измерений. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 2 | 3 | |
Тема 5. Измерение неэлектрических величин | 8 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Измерение механических величин. Параметрические и пьезоэлектрические преобразователи. Тензорезисторы. | |||
Измерение количественных величин: расстояния, массы, расхода, уровня концентрации жидкости, газа. | |||
Измерение тепловых величин. Термопары. | |||
Пирометры. Люксметры. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, выполнение индивидуальных заданий и рефератов. | 4 | 3 | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 6. Измерительные сигналы | 56 | ||
Содержание учебного материала: | 20 | 1 | |
Классификация сигналов и их свойства. | |||
Генераторы сигналов и осциллограф. | |||
Классификация помех по месту возникновения и в зависимости от вида их включения в схему измерений. Свойства помех и способы борьбы с ними. | |||
Модели измерительных сигналов. Способы их анализа и сравнения. | |||
Анализаторы спектра. Их характеристики и преимущества. Исследование с их помощью модулированных сигналов. | |||
Влияние характера нагрузки на импульсные сигналы. Назначение анализатора цепей. | |||
Диапазоны частот электромагнитных и акустических сигналов. Приборы, предназначенные для их исследований. Измерения сверхвысоких частот. | |||
Практические занятия: | 24 | 2-3 | |
№ 7. Изучение работы осциллографа. Определение с его помощью типа и формы напряжения различных источников питания. | |||
№ 8. Изучение работы генератора стандартных сигналов. Определение параметров стандартных сигналов. | |||
№ 9. Исследование с помощью генератора стандартных сигналов и осциллографа суммарных сигналов. | |||
№10. Исследование с помощью осциллографа и усилителя низкой частоты речевых сигналов. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 12 | 3 | |
Тема 7. Измерение параметров полупроводниковых приборов | 34 | ||
Содержание учебного материала: | 12 | 1 | |
Измерение параметров диодов и стабилитронов. | |||
Измерение параметров транзисторов. | |||
Особенности измерений параметров некоторых аналоговых и цифровых микросхем. | |||
Практические занятия: | 10 | 2-3 | |
№ 11. Снятие вольтамперных характеристик полупроводниковых диодов с помощью осциллографа или анализатора вольтамперных характеристик. | |||
№ 12. Снятие вольтамперной характеристики кремниевых транзисторов с помощью анализатора вольтамперных характеристик. | |||
Самостоятельная работа: Работа со справочной литературой. | 12 | 3 | |
Экзамен по материалу I семестра. Зачет по материалу II семестра. | |||
ВСЕГО: | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета электрорадиоизмерений
3.1.1. Оборудование кабинета электрорадиоизмерений:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочные материалы по приборам, радиоэлементам и измерениям параметров сигналов, плакаты, стенды, образцы материалов и раздаточный материал, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- макетная плата;
- мультиметр;
- генератор стандартных сигналов;
- осциллограф;
- анализатор вольтамперных характеристик;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- расходные материалы, наборы соединительных проводов;
- методика выполнения практических работ;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете электрорадиоизмерений.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 7;
- ПО, позволяющее проводить различные виды электрорадиоизмерений;
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Сергеев А.Г., Крохин В.В. «Метрология», М.: Издательский дом «Логос», 2012.
- Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Шишмарев В.Ю. «Электрорадиоизмерения. Практикум», М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3.2.2. Дополнительная
- Учебный курс «NI ELVIS-II», М.: National Instruments, 2012.
- Бэрри Дункан «Эксперименты по основам современных аналоговых и цифровых методов телекоммуникаций», руководство к лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2012.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Учебное оборудование «National Instruments» (США) | ni.com/russia | |
Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США) | tims.com.au |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Основные и производные единицы физических величин. Понятия погрешности измерений. Особенности современных мер и измерительных приборов. | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Основные технические характеристики электрорадиоизмерительных приборов, основные технические требования, предъявляемые к ним и условия нормальной эксплуатации. | Выполнение индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Назначение амперметра, вольтметра и мультиметра. Основные методы и схемы измерения электрических величин и параметров дискретных элементов. | Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Основные единицы измерения свойств магнитных материалов и их свойства. Измерение магнитных величин | Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Приборы, предназначенные для измерения неэлектрических величин. Единицы измерения неэлектрических величин. Особенности измерений. | Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Стандартные измерительные сигналы и их параметры. Виды помех, их параметры и основные способы борьбы с ними. Стандартные модели измерительных сигналов и их параметры. Диапазоны частот измерительных сигналов и оборудование, предназначенное для их генерации и исследования. Зависимость формы электрических и радиосигналов от вида нагрузки. | Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. Поиск информации в сети Интернет, составление конспекта. |
Основные характеристики дискретных и интегральных радиоэлементов современной аппаратуры. | Поиск информации справочного характера в сети Интернет. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Выбирать для каждого вида электрорадиоизмерений необходимый прибор, обеспечивать заданную точность измерений при нормальных условиях и других дестабилизирующих факторах. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Обеспечивать необходимую точность измерений и принимать меры, исключающие влияние внутренних помех общего и нормального вида. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Пользоваться мультиметром для определения основных параметров радиоустройств, их цепей и элементов. Проверять целостность электрических соединений и простейших электрических приборов. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Пользоваться современными наиболее распространенными средствами электрорадиоизмерений, выбирать необходимые режимы измерений и рассчитывать по показаниям приборов основные параметры электрических схем. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Исследовать формы и измерять параметры стандартных аналоговых и цифровых измерительных сигналов с помощью генератора сигналов и осциллографа. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Подбирать по параметрам и обеспечивать входной контроль работоспособности наиболее распространённых дискретных радиоэлементов. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Обеспечивать безопасность при работе с контрольно-измерительной аппаратурой. | Индивидуальный инструктаж по ТБ, тестирование. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа
ФГОС1 для специальности "Электронные приборы и устройства (СПО)....
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» для специальностей: 11.02.09 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 11.02.02 - Техническое обслуживание и ремонт радио...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа по дисциплине ОП.05 Электрорадиоизмерения
Рабочая программа предназначена для обучающихся по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи...