ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа
рабочая программа по теме

Для специальности 210413 "Радиоаппаратостроение" (СПО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛГГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ

для специальности:

210413 Радиоаппаратостроение

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

 

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

6

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина общепрофессионального цикла.

Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

           ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

  

5.2.2. Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

 ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

 5.2.3. Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.

ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.

ПК 3.2. Использовать методики проведения испытаний  радиоэлектронных изделий.

ПК 3.3. Осуществлять контроль качества радиотехнических изделий.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» студент

должен знать:

  • основные и производные единицы физических величин, соответствующие требованиям государственных стандартов и Международной системы единиц (СИ);
  • особенности современных мер, измерительных приборов и систем;
  • измерительные приборы и оборудование, предназначенное для измерения параметров и характеристик различных радиоэлектронных изделий, а также перспективы развития электрорадиоизмерительной техники
  • основные технические характеристики  электрорадиоизмерительных приборов и нормальные условия их работы;
  • основные технические требования, предъявляемые к измерительной технике;
  • методику определения погрешности измерений и влияние измерительных приборов на точность измерений;
  • способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на достоверность данных, полученных в процессе измерений;
  • модели измерительных сигналов;
  • основные методы измерения электрических и радиотехнических величин.

должен уметь:

  • пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой различного назначения;
  • составлять измерительные схемы для проведения экспериментов;
  • подбирать по справочным материалам измерительные средства в соответствии с заданной точностью измерений;
  • пользоваться  дополнительной литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, выбирая при этом необходимые сведения для корректного проведения измерений;
  • измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям;
  • определять основные параметры различных участков электронных схем и электронных компонентов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • входного и выходного контроля радиоэлементов и радиоаппаратуры с целью определения работоспособности;
  • контроля технологических процессов с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью приборов;
  • совершенствования технических навыков в работе с радиоизмерительными приборами промышленного типа, применяемыми в радиоаппаратостроении;
  • решения других профессиональных задач.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 150 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки – 100 часов,

из них обязательной аудиторной практической работы – 46 часов;

  • самостоятельной работы – 50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100  

в том числе:

практические занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Итоговая аттестация:

          I семестр – экзамен.

 II семестр – зачет.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание и основные задачи дисциплины «Электрорадиоизмерения», связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Влияние средств измерений на новейшие достижения в технологии приборостроения. История развития электрорадиоизмерений. Основополагающие принципы совершенствования электроизмерительной техники. Новейшие достижения в области электрорадиоизмерений.

1

1

Тема 1. Основные сведения об измерениях и средствах измерений

7

Содержание учебного материала:

3

1

Основные сведения об измерениях и средствах измерений.

Основные и производные единицы физических величин. Единство измерений. Система физических единиц и их величин.

Понятия погрешности и точности измерений, их определение по результатам измерений.

Классификация средств измерений. Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений.

Особенности современных мер, измерительных приборов и систем.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в интернете.

4

Тема 2. Основные метрологические характеристики средств измерений и радиоизмерительных приборов

6

Содержание учебного материала:

2

1

Основные требования, предъявляемые к электрорадиоизмерительным приборам и нормальные   условия их работы.        

Основные погрешности, связанные с измерительными приборами, методами и схемами измерений.

Основные методы электрорадиоизмерений и их классификация.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в интернете.

4

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 3. Измерения электрических величин

32

Содержание учебного материала:

8

              1

Назначение вольтметра и амперметра.

Основные методы и схемы измерения постоянного и переменного тока и напряжения.

Измерение мощности.

Приборы для измерения основных параметров  радиоэлементов и электрических цепей.

Назначение цифрового мультиметра. Основные характеристики мультиметров.

Практические занятия:

12

2-3

№ 1. Измерение сопротивлений

№ 2. Измерение емкостей (конденсаторов)

№ 3. Измерение индуктивностей (дросселей)

№ 4. Проверка работоспособности полупроводниковых приборов и определение их полярности.   Проверка  целостности электрических разъёмов и проводников.

№ 5. Измерение постоянной составляющей напряжения и силы тока.

№ 6. Измерение переменной составляющей напряжения и силы тока.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий на выполнение рефератов по новым видам измерительных приборов.

12

3

Тема 4. Измерение магнитных величин

6

Содержание учебного материала:

4

              1

Основные сведения о магнитных материалах. Снятие статических и динамических характеристик магнитных материалов.

Задачи магнитных измерений.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы.

2

3

Тема 5. Измерение  неэлектрических величин

8

Содержание учебного материала:

4

1

Измерение механических величин. Параметрические и пьезоэлектрические преобразователи.   Тензорезисторы.

Измерение количественных величин: расстояния, массы, расхода, уровня концентрации жидкости, газа.

Измерение тепловых величин. Термопары.

Пирометры. Люксметры.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, выполнение индивидуальных заданий и рефератов.

4

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 6. Измерительные сигналы

56

Содержание учебного материала:

20

1

Классификация сигналов и их свойства.

Генераторы сигналов и осциллограф.

Классификация помех по месту возникновения и в зависимости от вида их включения в схему измерений. Свойства помех и способы борьбы с ними.

Модели измерительных сигналов. Способы их анализа и сравнения.

Анализаторы спектра. Их характеристики и     преимущества. Исследование с их помощью     модулированных сигналов.

Влияние характера нагрузки на импульсные     сигналы. Назначение анализатора цепей.

Диапазоны частот электромагнитных и акустических сигналов. Приборы, предназначенные для их исследований. Измерения сверхвысоких частот.

Практические занятия:

24

2-3

№ 7. Изучение работы осциллографа. Определение с его помощью типа и формы напряжения различных источников питания.

№ 8. Изучение работы генератора стандартных сигналов. Определение параметров стандартных сигналов.

№ 9. Исследование с помощью генератора стандартных сигналов и осциллографа суммарных сигналов.

№10. Исследование с помощью осциллографа и усилителя низкой частоты речевых сигналов.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы.

12

3

Тема 7. Измерение     параметров полупроводниковых приборов

34

Содержание учебного материала:

12

1

Измерение параметров диодов и стабилитронов.

Измерение параметров транзисторов.

Особенности измерений параметров некоторых аналоговых и цифровых микросхем.

Практические занятия:

10

2-3

№ 11. Снятие вольтамперных характеристик полупроводниковых диодов с помощью осциллографа или анализатора вольтамперных характеристик.

№ 12. Снятие вольтамперной характеристики кремниевых транзисторов с помощью анализатора вольтамперных характеристик.

Самостоятельная работа:

Работа со справочной литературой.

12

3

Экзамен по материалу I семестра.

Зачет по материалу II семестра.

ВСЕГО:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,

 решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Наличие учебного кабинета электрорадиоизмерений

3.1.1. Оборудование кабинета электрорадиоизмерений:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочные материалы по приборам, радиоэлементам и измерениям параметров сигналов, плакаты, стенды, образцы материалов и раздаточный материал, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • макетная плата;
  • мультиметр;
  • генератор стандартных сигналов;
  • осциллограф;
  • анализатор вольтамперных характеристик;
  • ПК с наличием лицензионного ПО; 
  • расходные материалы, наборы соединительных проводов;
  • методика выполнения практических работ;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете электрорадиоизмерений.
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС Windows 7;
  • ПО, позволяющее проводить различные виды электрорадиоизмерений;
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основная литература

  1. Сергеев А.Г., Крохин В.В. «Метрология», М.: Издательский дом «Логос», 2012.
  2. Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Шишмарев В.Ю. «Электрорадиоизмерения. Практикум»,  М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3.2.2. Дополнительная

  1.  Учебный курс «NI ELVIS-II», М.: National Instruments, 2012.
  2.  Бэрри Дункан «Эксперименты по основам современных аналоговых и цифровых методов телекоммуникаций», руководство к лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2012.

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/russia

Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США)

tims.com.au


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Основные и производные единицы физических величин. Понятия погрешности измерений. Особенности современных мер и измерительных приборов.

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Основные технические характеристики электрорадиоизмерительных приборов, основные технические требования, предъявляемые к ним и условия нормальной эксплуатации.

Выполнение индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Назначение амперметра, вольтметра и мультиметра. Основные методы и схемы измерения электрических величин и параметров дискретных элементов.

Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Основные единицы измерения свойств магнитных материалов и их свойства. Измерение магнитных величин

Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы.

Приборы, предназначенные для измерения неэлектрических величин. Единицы измерения неэлектрических величин. Особенности измерений.

Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Стандартные измерительные сигналы и их параметры. Виды помех, их параметры и основные способы борьбы с ними. Стандартные модели измерительных сигналов и их параметры. Диапазоны частот измерительных сигналов и оборудование, предназначенное для их генерации и исследования. Зависимость формы электрических и радиосигналов от вида нагрузки.

Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. Поиск информации в сети Интернет, составление конспекта.

Основные характеристики дискретных и интегральных радиоэлементов современной аппаратуры.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

Выбирать для каждого вида электрорадиоизмерений необходимый прибор, обеспечивать заданную точность измерений при нормальных условиях и других дестабилизирующих факторах.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Обеспечивать необходимую точность измерений и принимать меры, исключающие влияние внутренних помех общего и нормального вида.  

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Пользоваться мультиметром для определения основных параметров радиоустройств, их цепей и элементов. Проверять целостность электрических соединений и простейших электрических приборов.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Пользоваться современными наиболее распространенными средствами электрорадиоизмерений, выбирать необходимые режимы измерений и рассчитывать по показаниям приборов основные параметры электрических схем.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Исследовать формы и измерять параметры стандартных аналоговых и цифровых измерительных сигналов с помощью генератора сигналов и осциллографа.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Подбирать по параметрам и обеспечивать входной контроль работоспособности наиболее распространённых дискретных радиоэлементов.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Обеспечивать безопасность при работе с контрольно-измерительной аппаратурой.

Индивидуальный инструктаж по ТБ,

тестирование.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа

ФГОС1 для специальности "Электронные приборы и устройства (СПО)....

Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»

Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» для специальностей: 11.02.09 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 11.02.02 - Техническое обслуживание и ремонт радио...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа по дисциплине ОП.05 Электрорадиоизмерения

Рабочая программа предназначена для обучающихся по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи...