Разработка рабочей программы профессионального модуля
рабочая программа по теме

Разработка рабочей программы профессионального модуля "Настройка и регулировка радиотехничческих систем, устройств и блоков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_tekhnologiya_nastroyki_i_regulirovki1.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

«Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права»

УТВЕРЖДАЮ:

   Заместитель директора

 по учебной работе

                                                                     ГБОУ СПО МО «ФГТЭУП»

                                               

            ____________О. Н. Морозова

                                                                           

        «_____»___________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 Настройка и регулировка радиотехнических
систем, устройств и блоков.

основной профессиональной образовательной программы СПО

для специальности 210413 Радиоаппаратостроение

  1. Фрязино, 2013 г.

  2. г. Фрязино, 2013 г.

Составитель:    Шигаев А.В., преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО МО «ФГТЭУП»

Эксперты:

Техническая экспертиза:

Макарова Н. В., методист ГБОУ СПО МО «ФГТЭУП»

Содержательная экспертиза:

Макарова Н.В., председатель ПЦК «Юридических дисциплин»

Содержательная экспертиза:

Внешний эксперт-рецензент из другого учебного заведения

Рабочая программа разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  по специальности  среднего профессионального образования  210413 Радиоаппаратостроение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от «13» июля 2010 г. № 770.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО  210413 Радиоаппаратостроение в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

  1. 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

19

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков»

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 210413 «Радиоаппаратостроение» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

2. ПК 2.2. Анализировать электрические схемы электронных изделий.

3. ПК 2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании  и профессиональной подготовке работников.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциям обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков;

уметь:                

- читать схемы различных устройств радиоэлектронной техники, их отдельных узлов и каскадов;
        - выполнять радиотехнические расчеты различных электрических и электронных схем;

- определять и устранять причины отказа радиотехнических систем, устройств и блоков;

- организовывать рабочее место в соответствии с видом выполняемых работ;

- выполнять электрорадиомонтажные работы с применением монтажного инструмента и приспособлений;

- производить работы по демонтажу с применением демонтажного инструмента и приспособлений;

- выполнять сборочно-монтажные работы с применением специальных приспособлений;

- использовать инструмент и измерительную технику при настройке и регулировке радиотехнических систем, устройств и блоков;

- выполнять механическую и электрическую настройку и регулировку радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с параметрами согласно техническим условиям;

- выполнять поиск и устранение механических и электрических неисправностей при регулировке и испытаниях изделий;

знать:

 - методы диагностики и восстановления работоспособности радиотехнических систем, устройств и блоков;

        - правила радиотехнических расчетов различных электрических и электронных схем;

        - причины отказа радиотехнических систем, устройств и блоков;

        - принципы настройки и регулировки радиотехнических систем;

        - способы определения неисправностей регулируемого оборудования.

1.3. Использование часов вариативной части ОПОП*

Вариативная часть- 60 (часов), из них 40 (часов) – обязательной аудиторной нагрузки.

В результате изучения вариативной части обучающийся должен:

п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения, практический опыт

№,

Наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.

П.К. 3.1.

Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерить его параметры и характеристики.

Уметь:

1.Выполнять регулировочные работы в радиотехническом оборудовании, напряжение в котором превышает 220 В.

2.Организовывать технологический процесс наладки и регулировки функциональных узлов с применением специального измерительного оборудования.

3.Практиковать в процессе регулировки введение новых разработок, как в технологическом процессе, так и в схемных решениях.

4. Организовывать процесс наладки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с требованиями техники безопасности, строго выполнять данные правила.

5. Выполнять работы в оборудовании, связанные с  установкой оптимального теплового режима работы радиокомпонентов.

Знать:

1.Принцип действия функциональных узлов и блоков, наладка которых производится.

2.Основные правила техники безопасности при работе с функциональными узлами, находящимися под напряжением.

3.Методику расчета основных рабочих режимов или отдельных радиокомпонентов, так и функционального узла в целом.

4. Наиболее часто повторяющиеся отказы и сбои в работе функциональных узлов и блоков.

Иметь практический опыт:

1.Пользования радиоизмерительным оборудованием в процессе технологического процесса настройки и регулировки радиотехнических систем и блоков.

Тема 6: Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ).

Тема 4: Причины отказов радиотехнических узлов и блоков и способы их устранения.

Тема 2: Основы технологии регулировки.

Методы диагностики радиотехнических систем и блоков

Тема 5:Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ)

Тема 1: Основы технологического процесса контроля радиотехнических устройств и блоков

Тема 2: Основы технологии регулировки.

Методы диагностики радиотехнических систем и блоков

Тема 6: : Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ).

Тема 5: Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ).

Тема 3: Способы определения неисправностей регулируемого оборудования.

5

6

4

6

5

6

4

4

1. Модернизация функциональных узлов и плат в процессе наладки.

2. Изменение методики проведения технологического процесса настройки.

3. Проведение технологического процесса регулировки, и настройки функциональных узлов и блоков, с учетом соблюдения принципа электромагнитной совместимости.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 426 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 282 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 188 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 94 часов;

учебной и производственной практики – 144 часов.

  1. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности  (ВПД): «Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

ПК 2.2.

Анализировать электрические схемы электронных изделий.

ПК 2.3.

Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. 

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

МДК 02.01. Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков.

282

188

60

0

94

30

0

0

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

Производственная практика (по профилю специальности), часов (концентрированная)

144

144

Всего:

426

188

60

0

94

30

0

144


  1. 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 02. Настройка и регулировка радиотехнических
систем, устройств и блоков

426

МДК 02.01. Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков.

282

Тема 1.

Основы технологического процесса контроля радиотехнических устройств и блоков

Содержание

                     20

1.

Технологические процессы регулировки и производственного контроля.

Качество продукции и ее оценка. Исходные документы для проектирования регулировки: описание изделия, стандарты технических условий (ТУ), справочные данные о измерительных приборах, их технических данных. Справочные данные о нестандартной измерительной аппаратуре для регулировки.

2

2.

Виды регулировочных работ в технологическом процессе регулировки.

Проверка функционирования изделия, наладка избирательных устройств, регулировка параметров с целью обеспечения работоспособности изделия в условиях эксплуатации.

2

3.

Основные направления разработки технологического процесса и производственного контроля.

Составление перечня сборочных единиц, входящих в состав изделия. Разработка технологии регулировки и испытаний сборочных единиц. Перечень операций общей регулировки. Определение состава измерительной и испытательной аппаратуры. Проектирования рабочих мест для регулировки. Разработка технологической документации. Определение трудоемкости каждой операции.

2

Практические занятия

Не предусмотрено

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Тема 2.

Основы технологии регулировки.

Методы диагностики радиотехнических систем и блоков.

Содержание

                 24

1.

Характеристика операций регулировки.

Необходимость регулировок. Регулировочные работы в условиях серийного и массового производства. Правильность пользования измерительными приборами. Обязательное наличие нормальных питающих напряжений.

2

  2.

Компоновка схемы подключения измерительных приборов.

Правила размещения источника питания, приборов и усилителей. Компоновка схемы подключения в области ВЧ. Наличие на выходе устройства паразитного сигнала. Заземление металлических корпусов, измерительных приборов и регулируемого изделия.
Компоновка схем при СВЧ частотах.

2

3.

Устранение ошибок сборки и монтажа.

Алгоритм проверки качества механической сборки. Проверка качества электрического монтажа. Визуальный контроль при монтаже. Правильность соединений жгутов и кабелей.

Проверка цепей, связанных с механическими реле. Применение проверочных стендов. Наиболее опасные ошибки при монтаже. Контрольная карта сопротивлений.

3

4.

Включение питания и проверка режима работы активных элементов.

Система защиты питания. Контроль тока потребления налаживаемого блока. Контрольные карты напряжений. Проверка режима работы при наличии сигнала. Режима работы транзисторов и их регулировка. Основные цепи, определяющие режимы работы активного элемента. Проверка режимов работы каскадов и узлов радиоаппарата в динамическом решении.

3

Практические занятия

6

1.

Выполнение радиотехнических расчетов различных электронных схем.

2.

Анализ схем различных устройств, узлов и каскадов радиоэлектронной техники.

3.

Расчет режимов работы активных элементов в схеме  функционального узла.

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Тема 3.

Способы определения неисправностей регулируемого оборудования.

Содержание

                 34

1.

Обнаружение неисправного каскада или функционального узла.

Виды и признаки неисправностей. Способы отыскания неисправностей. Поиск неисправностей системы питания. Поиск неисправного каскада последовательного функционального устройства. Поиск неисправного каскада в функциональных устройствах с несколькими каналами.

2

2.

Обнаружение неисправностей в схемах каскадов и функциональных узлов.

Замена съемных элементов. Метод сравнения режима работы неисправного каскада. Особенности поиска неисправности в функциональных блоках с интегральными схемами. Особенность работы с интегральными схемами. Особенность работы с интегральными схемами при подключении источника сигнала.

3

3.

Основные направления разработки технологического процесса и производственного контроля.

Составление перечня сборочных единиц, входящих в состав изделия. Разработка технологии регулировки и испытаний сборочных единиц. Перечень операций общей регулировки. Определение состава измерительной и испытательной аппаратуры. Проектирования рабочих мест для регулировки. Разработка технологической документации. Определение трудоемкости каждой операции.

2

Практические занятия

10

1.

Поиск и устранение при регулировке и испытаниях изделий.

2.

Устранение механических и электрических неисправностей при регулировке и испытаниях изделий.

3.

Способы обнаружения неисправности каскада.

4.

Методика определения неисправности в схеме.

5.

Особенности определения неисправностей в устройствах с интегральными схемами.

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Тема 4.

Причины отказов радиотехнических узлов и блоков и способы их устранения.

Содержание

                     40

1.

Методы настройки и контроля параметров.

Особенность настройки избирательных устройств с несколькими колебательных контурами. Настройка полосовых усилителей. Последовательность операций настройки сложных звеньев избирательных устройств. Методы контроля параметров радиотехнических устройств. Мостовые методы контроля параметров при работе с сопротивлениями. Сущность метода замещения при опытном и мелкосерийном производстве.

2

2.

Механизация и автоматизация процесса настройки и контроля.

Перечень операций, составляющих работу регулировщика радиоаппаратуры. Основные методы снижения трудоемкости измерений при регулировке. Строенные автоматизированные системы контроля. Функциональный контроль в автоматизированных системах. Количественный допусковый контроль. Виды автоматизированных систем контроля процесса регулировки и контроля. Автоматизированные системы большой емкости, их применение.

2

Практические занятия

16

1.

Определение и устранение причин отказов радиотехнических систем и блоков.

2.

Организация рабочего места в соответствии с видом выполняемых работ.

3.

Настройка процессов избирательных систем.

4.

Автоматизация и механизация процессов наладки.

5.

Способы устранения отказов в стабилизаторах напряжения.

6.

Методика отыскания неисправности в блоке питания.

7.

Способы устранения отказов в стабилизаторе тока.

8.

Отказы в двух – полупериодной схеме выпрямления

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Тема 5

Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ)

Содержание

                   40

1.

Регулировка и контроль выпрямителей и преобразователей.

Контроль основных параметров и стабилизированных источников питания. Особенности регулировки и контроля преобразователей напряжения на полупроводниковых приборах (транзисторах , микросхемах, полупроводниковых диодов.). Особенности регулировки источников питания высокого напряжения.

2

2.

Настройка и контроль стабилизаторов напряжения и тока.
Регулировка стабилизаторов напряжения в соответствии заданным параметрам (указаны в ТУ). Особенности регулировки стабилизаторов тока в соответствии заданным параметрам.

3

3.

Регулировка и контроль радиоприемных устройств.

Процесс регулировки радиоприемников АМ и ЧМ сигналов, регулировка и контроль усилителей низкой частоты (УНЧ). Особенности регулировки стереофонических усилителей. Регулировка детекторов и систем АРУ. Регулировка и контроль полосовых усилителей. Способы регулировки высокочастотной части радиоприемников. Характеристика избирательности приемников. Избирательность по зеркальному и соседнему каналам, избирательность по промежуточной частоте.

3

Практические занятия

16

1.

Выполнение радиотехнических расчетов различных схем электроники.

2.

Чтение схем различных устройств радиоэлектроник, отдельных узлов и каскадов.

3.

Расчет схемы двух – полупериодного выпрямителя.

4.

Анализ схемы преобразователя напряжения.

5.

Методика настройки стабилизаторов напряжения.

6.

Методика настройки приемников АМ и ЧМ сигналов.

7.

Построение схемы усилителя на транзисторах.

8.

Контроль основных параметров радиоприемных устройств.

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Тема 6

Настройка и регулировка различных радиотехнических систем в соответствии с параметрами и техническими условиями (ТУ).

Содержание

                   30

1.

Структурная схема цветного телевизионного приемника и его параметры.

Способы настройки селектора каналов. Регулировка и контроль радиоканалов. Настройка канала звукового сопровождения. Способы регулировки работы АПЧГ. Настройка схемы . АРУ.

2

2.

Регулировка и контроль блока цветности и яркости. Способы настройки блоков развертки и синхронизацию. Регулировка режимов работы цветного кинескопа. Общие сведения о контроле основных параметров телевизионных приемников.

3

Практические занятия

14

1.

Анализ структурной схемы телевизионных приемников

2.

Измерение основных параметров телевизора

3.

Проверка и регулировка фокусировки по испытательной таблице.

4.

Проверка и регулировка яркости и контрастности.

5.

Процесс регулировки формата и центровки изображения.

6.

Регулировка нелинейных растровых искажений.

7.

Проверка и регулировка геометрических искажений растра.

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.01.

94

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной основной и рекомендуемой литературы (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

- Выполнение практических заданий в виде творческих работ.

- Прочтение дополнительной литературы по актуальным проблемам. С последующим обсуждением на занятиях.

- Написание рефератов и подготовка сообщений, докладов по темам, предложенным преподавателем.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

- Прочтение дополнительной литературы по наладке и регулировке источников питания.

- Методика наладочных процессов в радиоприемных устройств.

- Технологические процессы, наладки и контроля оборудования.

- Алгоритм отыскания неисправностей в радиотехнических устройствах, системах и блоках.

- Основные причины отказов и обоев при работе радиотехнических устройств.

Производственная практика по профилю специальности

144

Виды работ:

- Проектирование технологического процесса регулировки и наладки параметров функциональных систем, устройств и блоков.

- Грамотная компоновка схем подключения измерительных приборов в радиотехнических устройствах.

- Изучение принципа действия конкретных радиотехнических устройств и блоков.

- Подробный анализ режимов работы радиокомпонентов в схемах радиотехнических устройств.

- Механические и климатические испытания радиокомпонентов и блоков в целом с целью увеличения надежности работы радиоаппаратуры и снижения отказов.

- Анализ отказов изделий электронной техники из-за превышения необходимых рабочих режимов работы схем.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

Примерная тематика курсовых работ (проектов) 

30

1. Методика настройки и регулировки стабилизированного источника питаний с напряжением +5В.

2. Настройка и наладка в соответствии с заданными параметрами усилителя низкой частоты (УНЧ) на транзисторах.

3. Предварительный расчет ВЧ тракта приемника супергетеродинного типа.

Всего

426

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  2. 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Конструирование и производство радиоаппаратуры» и лаборатории «Радиоприемные устройства».

        Оборудование учебного кабинета «Конструирование и производство радиоаппаратуры»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации, образцы различных радиокомпонентов;

- комплект наглядных пособий, схем, презентаций по темам профессионального модуля, справочников по транзисторам, диодам, микросхемам,

Оборудование лаборатории «Радиоприемные устройства»:

- компьютер, программное обеспечение профессионального назначения.
- Стенды различных радиотехнических устройств и функциональных блоков.
(Усилитель, стабилизатор напряжения, приемник АМ сигналов, функциональный узел НС в операционном усилителе и т.д.)
- Измерительная аппаратура, необходимая для проведения измерений (осциллограф, генератор, тестер и т.д.)

        Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в НПО «Исток» г. Фрязино.        При прохождении производственной практики рабочее место должно быть оборудовано измерительными приборами, источником питания, макетами радиотехнических устройств профессионального назначения.

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

  1. Л.Н.  Гуляева «Технология монтажа и регулировки радиоэлектронной аппаратуры  и приборов» - М.: издательский центра «Академия», 2010., 256 стр.
  2. Г.В. Ярочкина «Радиоэлектронная аппаратура и регулировка» - М.: издательский центр «Академия», 2010., 301 стр.

Дополнительные источники:

  1. В.И. Каганов «Радиотехника» - М.: издательский центр «Академия», 2009., 179 стр.
  2. Д.Н. Ошер, В.Д. Малинский, Л.В. Цеплицкий «Регулировка и испытание радиоаппаратуры» - М.: «Энергия», 2003г., 384 стр.
  3. Ю.А. Браммер, И.Н. Пашук «Импульсная техника» - М.: Форум:
    Инфра – М, 2005., 237 стр.

Отечественные журналы: 1. «Радио», 2. «Электроника».

Интернет-ресурсы:

1. edu – «Российское образование» Федеральный портал.

2. edu.ru – ресурсы потрала общего образования

3. school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

4. allbest.ru – союз образовательных сайтов

5. ed.gov – федеральное агентство  по образованию РФ

6. mon.gov – Министерство образования и науки РФ

7 rost.ru/projects – национальный проект «Образование»

8. window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам

  1. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Целью изучения профессионального модуля является приобретение обучающимися глубоких знаний о технологическом процессе регулировке и настройке радиотехнических систем, устройств и блоков; а также проводится глубокий анализ причин отказов и сбоев в радиоэлектронной аппаратуре, рассматривается комплекс технологических мероприятий, который позволяет значительно снизить  процент брака в радиоэлектронных изделиях и существенно повысить надежность работы аппаратуры.

        Освоению профессионального модуля предшествует изучение учебной дисциплины «Конструирование и производство радиоаппаратуры»

В процессе обучения профессионального модуля предусмотрена производственная практика по профилю специальности на 3 курсе в объеме 4 недель (144 часов которая проводится концентрированно).

 При работе над курсовой работой обучающимся оказываются консультации.

  1. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

        Требования к квалификации педагогических  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю модуля  «Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков» и  специальности 210413 «Радиоаппаратостроение»

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

        Дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса «Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков».

  1. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Техникум обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль производится преподавателем в процессе обучения.

        Обучение по производственному модулю завершается экзаменом  (квалификационным), который проводит экзаменационная комиссия.

        Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются техникумом и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

        Для текущего и итогового контроля техникумом создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно – измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

1. Методика настройки и регулировки на параметры радиосистем.
2. Методика регулировки параметров блоков и устройств радиоаппаратуры
3.Изложение последовательности действий, направленных на установление нормальных  тепловых режимов в радиосистемах, блоках и устройствах.
4. Соответствие приемов наладки и регулирования радиоаппаратуры требованиям соответствующей технической документации на данное изделие.
5. Решение технических задач, связанных с подключением измерительной аппаратуры при измерении  параметров радиотехнических систем, блоков и устройств.
6. Использование дополнительных мер, направленных на улучшение рабочих режимов работы  радиоаппарата при модернизации данного прибора.
7. Изготовление технологической оснастки, значительно упрощающий процесс настройки и регулирования параметров радиотехнических систем и блоков.

1. Оценка на практическом занятии.
2. Оценка выполнения практического задания.
3. Тестирование.
4. Устный экзамен.

ПК 2.2. Анализировать электрические схемы радиоэлектронных изделий.

1. Эффективный поиск необходимой технической информации (документации) для того, чтобы наиболее полно анализировать процессы, происходящие в схемах радиоэлектронных устройств.
2. Решение стандартных и нестандартных технических задач, при разработке и макетировании схем, составляющих основу радиосистемы.
3. Выделение определенного круга технических решений, на которые разработку аппаратуры необходимо обратить в первоочередное внимание.
4. Планирование технических мероприятий по настройке и регулировке радиосистем по определенному алгоритму, облегчающему производственный процесс.
5. Создание определенной методики, позволяющей наиболее полно проводить анализ электронных схем (проверка рабочих режимов активных элементов схемы, проверка тепловых режимов радиоаппарата).
6. Выбор и применение компьютерных программ для создания топологии схемных решение различных радиотехнических устройств.

1. Оценка на практическом занятии.
2. Оценка выполнения практического задания.
3. Тестирование.
4. Устный экзамен.

ПК 2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

1. Создание определенной методики нахождения неисправностей с тем, чтобы быстро и безошибочно находить в схемах неисправные узлы и оперативно их компенсировать.
2. Выделение в схемных вариантах определенных участков схемы, из-за которых наиболее часто происходят отказы и сбои радиотехнических систем, устройств и блоков.
3. Разработка (модернизация) определенных схемных решений в радиоаппаратуре, позволяющая значительно снизить процент отказов радиотехнических устройств и блоков.
4. Выделение больных мест в схемной разработке радиоаппарата с тем, чтобы в дальнейшем модернизированный участок схемы изделия стал более стабильным.
5. Проектировка радиотехнических устройств на новой, более современной элементной базе с тем, чтобы вновь созданных радиотехнических устройствах процент брака значительно снизился.
6. Демонстрация наиболее прогрессивных способов создания радиоаппаратуры с тем, чтобы повысить материальную заинтересованность производителей выпускать качественную и надежную аппаратуру.

1. Оценка на практическом занятии.
2. Оценка выполнения практического задания.
3. Тестирование.
4. Устный экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

1. Демонстрация понимания целей и задач профессиональной деятельности;

2. Осознание способов деятельности, выбор средств, адекватных ее целям и задачам;

3. Осуществление контроля, оценки и коррекции деятельности по процессу и результатам;

4. Определение профессиональных затруднений и средств их преодоления на основе профессионального саморазвития.

1. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

2. Тестовое задание.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

1. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организационно- управленческой деятельности.

1. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

2. Тестовое задание.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

1. Демонстрация способности адекватно оценить ситуацию и возможный риск при решении профессиональных задач как в стандартных, так и нестандартных ситуациях;

2. Внимательное, вдумчивое отношение к выполнению своих действий, обязанностей и способность нести личностную ответственность за принятие и реализацию решений;

3. Аргументированность самоанализа выполнения профессиональных задач.

1. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

2. Тестовое задание.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1. Точность и скорость поиска необходимой для решения задачи информации;

2. Анализ информации, выделение в ней главного, структурирование;

3. Эффективность и полнота использования различных источников, включая электронные при выполнении профессиональной задачи.

1. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

2. Тестовое задание.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе профессиональной деятельности.

Демонстрация навыков эффективного использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями.

1. Полнота соблюдения этических норм и правил взаимодействия с преподавателями, коллегами, руководством, клиентами;

2. Участие в коллективном принятии решений о наиболее эффективных путях выполнения работы, аргументированное, доказательное представление и отстаивание своего мнения на основе уважительного отношения к окружающим;

3. Полнота владения приемами ведения дискуссии, диспута, диалога, монолога;

4. Результативность взаимодействия с участниками профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

1. Демонстрация способности в полном объеме в соответствующие сроки выполнять свои обязанности, мотивировать, аргументированно побуждать других к выполнению обязанностей в соответствии с их распределением, нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и за поступки, результат деятельности членов команды;  

2. Обоснованный самоанализ и коррекция результатов собственной работы и анализ процессов в группе при выполнении профессиональных задач .

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.

Экспертное наблюдение за ролью обучающегося и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной  и производственной практикам.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

1. Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;

2. Готовность использовать новые отраслевые технологии в профессиональной деятельности.

1. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной  и производственной практикам.

2. Отзыв руководителя по практике о деятельности студента на учебной практике.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний.

Эффективное применение технических знаний на воинской службе.

Экспертное наблюдение за ролью обучающегося и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной  и производственной практикам.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)                                                                                                  

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 – 100

5

отлично

80 – 89

4

хорошо

70 – 79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

неудовлетворительно

Форма итоговой аттестации знаний студентов по профессиональному модулю - экзамен квалификационный, по результатам которого бинарно определяется сформированность компетенций и выносится решение, вид профессиональной деятельности «освоен» / «не освоен».

Приложение 1.

Конкретизация результатов освоения профессионального модуля

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

Иметь практический опыт:

- настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков.

-Проектирование технологического процесса регулировки и наладки функциональных систем и блоков.
- Компоновка схемы подключения измерительных приборов.

Уметь:

- выполнять механическую и электрическую настройку и регулировку, радиоустройств в соответствии с параметрами согласно техническим условиям.

- Поиск и устранение неисправностей при регулировке и испытанных изделий.

- Определение и устранение причин отказов радиотехнических систем, устройств и блоков.

- Выполнение радиотехнических расчетов различных электрических и электронных схем.

Знать:

- принципы настройки и регулировки радиотехнических систем.

- Определение неисправности радиотехнических узлов и блоков.

- Настройки и регулировки узлов и блоков в соответствии с параметрами и техническими условиями.

Самостоятельная работа студента

- Систематическая проработка  конспектов занятий, учебной основной и рекомендуемой литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

ПК 2.2. Анализировать электрические схемы радиоэлектронных изделий.

Иметь практический опыт:

- чтения схем различных устройств радиоэлектронной техники, их отдельных узлов и каскадов.

- Изучение принципа действия конкретных радиотехнических устройств и блоков. Подробный анализ режима работы радиокомпонентов радиотехнических устройств и блоков.

Уметь:

- проводить анализ режимов работы отдельных узлов и каскадов в целом.

- Выполнение радиотехнических расчетов различных схем электроники.

- Чтение схем различных устройств радиоэлектронной техники, их отдельных узлов и каскадов.

- Организация рабочего места в соответствии с видом выполняемых работ.

Знать:

- методы анализа и схемотехнику радиотехнических узлов и блоков.

- Чтение схем радиотехнических узлов и блоков.

Предварительные расчеты различных электрических и электронных схем.

- Методы диагностики и восстановления работы радиотехнических изделий.

Самостоятельная работа студента

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной основной и рекомендуемой литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, поставленных преподавателем).

ПК 2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

Иметь практический опыт:

- анализы причин брака различных радиоэлектронных устройств и блоков.

- Механические и климатические испытания радиокомпонентов и отдельных блоков.

- Анализ отказов изделий электроники из-за превышения необходимых режимов работы.

Уметь:

- провести грамотный анализ выхода из строя радиокомпонентов (или отдельных узлов). Наметить мероприятия по устранению причин отказа.

- Определение и устранение причин отказа радиотехнических систем, устройств и блоков.

- Выполнение устранения механических и электрических неисправностей при регулировке и испытаниях изделий.

Знать:

- методы диагностики и восстановления работоспособности радиотехнических систем и блоков.

- Способы радиотехнических расчетов различных электрических и электронных схем.

- Причины отказов радиотехнических систем, устройств и блоков.

- Определение неисправностей регулируемого оборудования.

Самостоятельная работа студента

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной основной и рекомендуемой литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, поставленных преподавателем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы профессионального модуля

Разработка рабочей программы профессионального модуля "Организация и выполнение сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя)  для СПО по специальности 44.02.02 Преп...

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса"  адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...

Основные подходы к разработке рабочих программ профессионального модуля на основе ФГОС для студ. спец. МХД (по отраслям)

Формирование компетенций требует соответствующей организации учебного процесса, предусматривающей не только интеграцию теории и практики, но и нахождение их разумного соотношения.Распределение часов, ...

Методическая разработка рабочей программы профессионального модуля ПМ.02, специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с у...