РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.4 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
рабочая программа

Кошелева Елена Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.4 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_pm.04.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ                                                                                  

                                                                                    Директор  ГПОУ ТО  «ТЭК»        

___________  А.В. Макарова

Приказ №________________                                                    

 «20»   мая   2024год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.4 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Щекино

2024 г.


Рабочая программа профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский экономический колледж»

Разработчики:

Кошелева Елена Вячеславовна, высшей квалификационной категории государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский экономический колледж»

Жижина Кристина Владимировна, высшей квалификационной категории государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский экономический колледж»

Рабочая программа рекомендована предметно-цикловой комиссией № 2 Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский экономический колледж»

 Утверждена протоколом №  9 от « 24 » мая 2024 года

Председатель ПЦК № 2 ______________________ О.Н. Мосина  

Заместитель директора по учебной работе _________________ Е.В.Кошелева

« 20» мая 2024 года


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

24

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской  (финансовой) отчетности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее  программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки.

4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;

4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по рабочим профессии 23369 Кассир при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности;
  • применения налоговых льгот;
  • в разработке учетной политики в целях налогообложения;
  • в составлении налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  • составлении бухгалтерской отчетности и использовании ее для анализа финансового состояния организации. 
  • анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
  • участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности.

уметь:

  • использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля;
  • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
  • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
  • закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
  • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности;
  • адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности.
  • выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры;
  • анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами. применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические процедуры, выборка);
  • выявлять и оценивать риски объекта внутреннего контроля и риски собственных ошибок;
  • оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования активов правовой и нормативной базе. составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;
  • вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы).
  • определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;
  • планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
  • распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников).
  • проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;
  • формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
  • координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;
  • оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;
  • формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;
  • разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;
  • применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками.
  • формировать информационную базу, отражающую ход устранения выявленных контрольными процедурами недостатков.

знать:

  • законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
  • гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
  • определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
  • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
  • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
  • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
  • требования к бухгалтерской отчетности организации;
  • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности;
  • методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
  • процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
  • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
  • сроки представления бухгалтерской отчетности;
  • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности. формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
  • форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению;
  • форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
  • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
  • содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению. методы финансового анализа;
  • виды и приемы финансового анализа;
  • процедуры анализа бухгалтерского баланса:
  • порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса;
  • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
  • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
  • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
  • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
  • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
  • процедуры анализа отчета о финансовых результатах. принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла. процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
  • процедуры анализа влияния факторов на прибыль. основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 386 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 314 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 284 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 30 часов;

производственной практики – 72 часа;


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2

Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3

Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

ПК 4.5

Принимать участие в составлении бизнес-плана;

ПК 4.6

Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7

Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 2

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 8

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля : Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 – 4.7

Раздел 1. Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

154

154

40

20

-

-

-

ПК 4.1 – 4.7

 

Раздел 2.  Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

160

130

50

30

-

-

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.7

ПК 3.1 – 3.4

ПК 4.1 – 4.7

ОК 1 - 9

Производственная практика (по профилю специальности), часов

72

72

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.7

ПК 3.1 – 3.4

ПК 4.1 – 4.7

ОК 1 - 9

Экзамен по модулю, часов

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

386

284

90

20

30

-

-

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ): Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

154

МДК 1. Технология составления бухгалтерской отчетности

154

Тема 1.1. Составление бухгалтерской отчетности

Содержание

88

1

Нормативно-законодательные документы, регламентирующие методологические основы построения бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

1

2

Нормативно-законодательные документы, регламентирующие методологические основы аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

2

3

Нормативно-законодательные документы, регламентирующие методологические основы архивного дела

2

4

Нормативно-законодательные документы, регламентирующие методологические основы в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

2

5

Гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации

2

6

Таможенное законодательство Российской Федерации

2

7

Трудовое законодательство Российской Федерации

2

8

Валютное законодательство Российской Федерации

2

9

Бюджетное законодательство Российской Федерации

2

10

Законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

2

11

Законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности.

2

12

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации..

2

13

Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности

2

14

Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике.

2

15

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности: внутренние и внешние пользователи.

2

16

Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ.

2

17

Виды бухгалтерской отчетности.

2

18

Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности

2

19

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности

2

20

Порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2

21

Подготовка к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности

22

Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.

2

23

Назначение и строение баланса в российской и международной практике.

2

24

Общие требования к составлению баланса.

2

25

Содержание бухгалтерского баланса.

2

26

Порядок формирования бухгалтерского баланса.

2

27

Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

2

28

Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

2

29

Содержание и порядок формирования отчёта о финансовых результатах.

2

30

Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

2

31

Содержание и порядок составления отчета о финансовых результатах:

2

32

Структура и содержание отчета о финансовых результатах;

2

33

Порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах

2

34

Содержание  и порядок формирования отчёта об изменении капитала, основные показатели

2

35

Содержание и порядок формирования отчёта о движении денежных средств,

2

36

Основные показатели отчёта о движении денежных средств

2

37

Содержание и порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

2

38

Порядок составления и отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета

2

39

Методы определения финансовых результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

2

40

Процедура составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

2

41

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций.

2

42

Порядок организации получения аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

2

43

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

2

44

Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности.

2

Практические занятия

30

1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, основными положениями Международных стандартов финансовой отчетности

2

Разработка учетной политики в целях бухгалтерского учета

3

Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного положения экономического субъекта

4

Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета финансового положения экономического субъекта

5

Составление оборотно-сальдовой ведомости по счетам бухгалтерского учета за отчетный период

6

Подготовка данных для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

7

Определение результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта за отчетный период

8

Формирование бухгалтерской (финансовой)  отчетности:  бухгалтерского баланса (актив)

9

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности:  бухгалтерского баланса (пассив)

10

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности:  отчета о финансовых результатах

11

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности:  отчета об изменениях капитала

12

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности:  отчета о движении денежных средств

13

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности:  пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах

14

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовой) отчетность в случае выявления неправильного отражения фактов хозяйственной жизни

15

Ознакомление с правилами и порядком составления аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности

Тема 1.2. Организация работы по составлению налоговой и статистической  отчётности

Содержание

26

1

Изучение законодательной базы об утверждении форм налоговых деклараций по налогам в бюджет и порядка по их заполнению.

2

2

Порядок составления и отражения изменений в учетной политике в целях налогового учета.

2

3

Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и

2

4

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет

5

Форма отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкции по их заполнению.

2

6

Формы статистической отчетности

2

7

Инструкции по  заполнению форм статистической отчетности

2

8

Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

2

9

Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам

2

10

Содержание  новых инструкций по  заполнению деклараций по налогам и сборам

2

11

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

2

12

Порядок постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах.

2

13

Порядок постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во внебюджетных фондах и статистических органах.

2

Практические занятия

10

1

Разработка учетной политики в целях налогового учета

2

Заполнение налоговой декларации по федеральному налогу

3

Заполнение налоговой декларации по региональному налогу. Заполнение налоговой декларации по местному налогу

4

Заполнение расчета по страховым взносам в ИФНС и расчетов во внебюджетные фонды

5

Заполнение форм статистической отчетности

Учебная практика

Виды работ

-

Производственная практика  (по профилю специальности)

Виды работ

-

Раздел ПМ 2. Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

160

МДК 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности

160

Тема 2.1. Основы  анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Содержание: 

60

1.

Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа.

1

2

Предмет, содержание и метод финансового анализа.

2

3

Место финансового анализа в системе экономических наук.

2

4

Виды информации и возможности ее использования в финансовом анализе.

2

5

Виды финансового анализа

2

6

Приемы финансового анализа.

2

7

Моделирование и анализ факторных систем

3

8

Предварительная оценка финансового состояния: источники информации и методика проведения

2

9

Цели и задачи анализа бухгалтерского баланса. Аналитический баланс-нетто: цели, задачи и способы формирования.

2

10

Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса

2

11

Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса

2

12

Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса. Операционный цикл. Группировка активов по степени ликвидности. Группировка пассивов по степени срочности погашения обязательств. Порядок оценки ликвидности предприятия. Типы финансовой устойчивости предприятия.

2

13

Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент ликвидности, коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия), показатель обеспеченности собственными оборотными средствами.  

2

14

Анализ собственных оборотных средств, оценка реальных активов

2

15

Внутренний анализ оборотных активов предприятия. Классификация оборотных активов по степени риска: минимальная, малая, средняя, высокая

2

16

Внутренний анализ краткосрочных обязательств. Оценка оборачиваемости кредиторской задолженности

2

17

Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости. Показатели финансовой устойчивости предприятия

2

18

Понятие, виды и причины банкротства. Методы диагностики вероятности банкротства.

2

19

Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации: формальные и неформальные Внутренние причины неплатежеспособности организации. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности организации. Пути финансового оздоровления предприятия

2

20

Процедуры анализа отчета о финансовых результатах.

2

21

Принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технология расчета и анализа финансового цикла.

2

22

Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности.

2

23

Процедуры анализа влияния факторов на прибыль. Факторный анализ рентабельности

2

24

Оценка воздействия финансового рычага.

2

25

Анализ движения денежных средств по данным отчетности.

2

26

Анализ оценочных обязательств, обеспечения обязательств и государственной помощи.

2

27

Организация работы при составлении бизнес-плана.

2

28

Анализ консолидированной отчетности

2

29

Основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками.

2

30

Мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков

2

Практические занятия: 

50

1

Использование приемов финансового анализа при оценке бухгалтерской отчетности

2

Применение вертикального и горизонтального анализа при анализе бухгалтерской отчетности

3

Анализ бухгалтерской отчетности с помощью трендового анализа и анализа коэффициентов

4

Решение ситуационных задач с применением различных приемов анализа

5

Решение ситуационных задач по анализу динамики и структуры имущества и источников  экономического субъекта

6

Решение ситуационных задач по  анализу ликвидности

7

Решение ситуационных задач по  анализу платежеспособности экономического субъекта

8

Решение ситуационных задач по определению типов финансовой устойчивости экономического субъекта

9

Решение ситуационных задач по расчету коэффициентов финансовой устойчивости

10

Решение ситуационных задач по  определению несостоятельности (банкротства) экономических субъектов

11

Решение ситуационных задач по  анализу деловой активности экономического субъекта

12

Решение ситуационных задач по  анализу финансового цикла экономического субъекта

13

Решение ситуационных задач по анализу уровня и динамики финансовых результатов

14

Решение ситуационных задач по анализу влияния факторов на прибыль

15

Решение ситуационных задач по анализу рентабельности

16

Решение ситуационных задач по факторному анализу рентабельности продаж

17

Решение ситуационных задач по анализу оценки воздействия финансового рычага

18

Решение ситуационных задач по анализу состава и движения собственного капитала

19

Разработка инвестиционной, кредитной и валютной политики экономического субъекта

20

Решение ситуационных задач по анализу поступления и расходования денежных средств

21

Решение ситуационных задач по анализу нематериальных активов и основных средств

22

Решение ситуационных задач по анализу финансовых вложений и запасов

23

Решение ситуационных задач по анализу дебиторской и кредиторской задолженности

24

Составление прогнозных смет и бюджетов, платежных календарей, кассовых планов

25

Составление финансовой части бизнес-планов

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

Составление таблиц для систематизации учебного материала;

Учебно-исследовательская работа на тему «Методы оздоровления финансового состояния предприятия», «Методика комплексной оценки эффективности хозяйствования»

30

Учебная практика

Виды работ

-

Производственная практика  (по профилю специальности)

Виды работ

-

Примерная тематика курсовых работ (проектов)

1.Факторный анализ бухгалтерской отчетности;

2. Значение, функции и роль бухгалтерского баланса в оценке изменения имущественного положения организации.

3. Анализ и оценка динамики соотношения заемного и собственного капитала, выявление причин его изменения.

4. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов; оценка обеспеченности организации собственными оборотными средствами.

5. Порядок расчета показателя чистых активов организации и их анализ. Роль чистых активов в укреплении финансовой устойчивости организации.

6. Анализ деловой активности организации. Система показателей оборачиваемости. Особенности расчета срока погашения запасов и кредиторской задолженности.

7.  Критерии оценки качества оборотных активов организации по данным финансовой отчетности. Оценка достаточности собственных оборотных средств.

8. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по данным финансовой отчетности. Оценка соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. Влияние инфляции на оценку их реальной стоимости.

9. Факторный анализ оборачиваемости оборотных активов как инструмент поиска направлений ее ускорения.

10. Факторный анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Оценка финансовых последствий ее замедления.

11. Анализ состава и структуры краткосрочных обязательств.

12 . Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса организации. Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срочности оплаты.

13. Финансовые коэффициенты ликвидности. Методы расчета. Сфера применения. Возможности использования результатов анализа.

14. Критерии оценки структуры бухгалтерского баланса. Факторный анализ как инструмент изыскания резервов повышения финансовой устойчивости организации.

15. Анализ и оценка платежеспособности организации и ликвидности ее оборотных активов.

16. Расчет и оценка по данным отчетности коэффициентов финансовой устойчивости.
17. Система показателей (абсолютных и относительных) оценки финансовой устойчивости организации; порядок их расчета и сравнение с установленными нормативными значениями.

18. Оценка динамики финансового положения организации по абсолютным данным и коэффициентам финансовой устойчивости.

19. Анализ и оценка эффективности использования кредитных ресурсов. Обоснование целесообразности привлечения краткосрочного кредита.

20. Эффект финансового рычага и его значение для принятия решений о целесообразности привлечения заемных средств.

21.Особенности анализа финансового состояния организации в условиях ее неплатежеспособности. Выявление причин кризисного финансового положения организации.

22. Разработка предложений и рекомендаций по оптимизации структуры заемного и собственного капитала и укреплению финансовой устойчивости организации.

23. Значение, функции и роль отчета о финансовых результатах, раскрытие его аналитических возможностей. Анализ состава и структуры доходов и расходов организации, оценка динамики и факторов их формирования.

24. Показатели, характеризующие рентабельность деятельности организации и их аналитическое назначение.

25. Расчет и оценка показателей доходности организации. Использование методов факторного анализа для выявления резервов роста доходности.

26. Значение, функции и роль отчета об изменениях капитала в оценке состава, структуры и динамики собственного капитала организации.

27. Анализ состава, структуры и динамики собственного капитала по статьям баланса и источникам его формирования.

28. Анализ движения уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
29. Анализ влияния учетной политики организации на формирование показателей финансовой отчетности.
30. Анализ данных форм статистической отчетности и их использование в оценке состояния и развития деятельности хозяйствующих субъектов.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

20

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю 

Виды работ

  • Изучение учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Изучение особенностей бухгалтерской программы, применяемой в организации. Организация учета  денежных средств организации (заполнение первичных учетных документов, регистров учета, составление корреспонденции счетов);
  • Проведение подготовительной работы по составлению отчетности: подведение итогов в учетных регистрах, главной книге, контроль бухгалтерских записей путем составления шахматной или оборотно-сальдовой ведомости;
  • Составление форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах», отчет об изменениях капитала,  отчет о движении денежных средств,  формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • Участие в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период по данным «Отчет о финансовых результатах»;
  •  Изучение особенностей системы налогообложения организации;
  • Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • Составление расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды (в  ПФ РФ, ФСС, ФФОМС);
  • Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность: П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;  П-2 «Сведения об инвестициях»;  П-3 Сведения о финансовом состоянии организации; П-4  «Сведения  о  численности,  заработной   плате   и   движении работников»; 5-з Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг);
  • Составление налоговых деклараций:  по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), по НДС,  по налогу на имущество организаций, по земельному налогу, по транспортному налогу и др.;
  •  Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы бухгалтерского учета в организации;
  • Выполнение процедуры анализа на основании форм годовой бухгалтерской отчетности:
  • проведение анализа финансового состояния организации.
  • проведение анализа финансовых результатов.
  • оценка состава и движения собственного капитала.
  • проведение анализа движения денежных средств.
  • проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
  • Подготовка комплексного аналитического вывода по результатам анализа бухгалтерской отчетности;
  • Участие в проведении контроля и анализа финансового состояния, платежеспособности и доходности  организации по данным бухгалтерской отчетности;
  • Подготовка отчета по практике.

72

Экзамен по модулю

Всего

386

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; анализа финансово-хозяйственной деятельности; лаборатории учебной бухгалтерии.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект бланков бухгалтерской, статистической и налоговой документации;

- комплект учебно-методической документации;

-комплект образцов оформленных бухгалтерских, статистических и налоговых документов.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета  анализа финансово-хозяйственной деятельности:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект бланков бухгалтерской отчетности;

- комплект учебно-методической документации;

-комплект образцов оформленных форм бухгалтерской отчетности.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

-интерактивная доска

-программное обеспечение «1С: Бухгалтерия 8», «ПАРУС Бюджет 8»,  справочно-правовая система «Гарант», "КонсультантПлюс"

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории учебной бухгалтерии:

- автоматизированное рабочее место преподавателя с выходом в Интернет;

- автоматизированные рабочие места обучающихся с выходом в Интернет;

- интерактивная доска.

- мультимедийный проектор;

- принтер;

         - программное обеспечение «1С: Бухгалтерия 8», «ПАРУС Бюджет 8»,  справочно-правовая система «Гарант», "КонсультантПлюс»;

         - комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- автоматизированное рабочее место преподавателя с выходом в Интернет;

- автоматизированные рабочие места обучающихся с выходом в Интернет;

- интерактивная доска.

- мультимедийный проектор;

- принтер;

         - программное обеспечение «1С: Бухгалтерия 8», «ПАРУС Бюджет 8»,  справочно-правовая система «Гарант», "КонсультантПлюс»;

         - комплект учебно-методической документации;

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект бланков бухгалтерской, статистической и налоговой документации;

-комплект образцов оформленных бухгалтерских, статистических и налоговых документов.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;

2.Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"» (ПБУ 4/99) (в ред. Приказов Минфина РФ в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010);

3. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н, от 29.03.2017 N 47н, от 11.04.2018 N 74н, с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645, от 08.07.2016 N АКПИ16-443, от 29.01.2018 N АКПИ17-1010);

4. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н  «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказов Минфина России от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н, от 04.12.2012 N 154н, от 06.04.2015 N 57н, от 06.03.2018 N 41н).

5.Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 538 с;

6.Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 398 с;

7. Основы анализа бухгалтерской отчетности: учебник/Н.В.Иванова,К.В.Иванова.-2-е изд.,перераб.и доп.-Москва:КНОРУС,2023-204с.(СПО)

Дополнительные источники:

1. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. –   528 с.

2.  Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект. 2008. – 424с.

3.  Кутер М.И., Уланова И.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

4.  Любушин, Н.П.Финансовый анализ: учебник /Н.П. Любушин.-Эксмо-Пресс, 2009-336 с.

5.  Сорокина Е.М. Бухгалтерская и финансовая отчетность организаций: учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.

6.  Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации / Л.В. Сотни-кова; Под ред. Бакаева А.С. - М.: ИПБР - БИНФА, 2011. - 598 с.

7. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие /                 В.А. Чернов. Под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 127 с.

8.  Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2008. – 345с. (среднее профессиональное образование). 

9.  Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / О.В. Ефимова (и др.) – М.: Издательство «Омега- Л», 2013. – 388 с.: ил., табл.

10.  Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / С.Г.Чеглакова. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 288с.

11.  Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации: Учебное пособие / В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. - 8-е изд.; перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 390 с.

12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 336с. (профессиональное образование).

 13.  Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с. 

 14. Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. - 7-е изд.; перераб. и доп. - М.: Омега - Л, 2012. - 287 с.

 15. Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное посо-бие / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло; Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Велби, 2013. - 208 с.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
  2. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
  3. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
  4. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vuzlib.net.

 Дополнительные источники

  1. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
  2. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
  3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ 
  4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
  5. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
  6. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
  7. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессиональных модулей «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации» и «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

 Производственная практика (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой, так и индивидуально.

Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся в лаборатории учебной бухгалтерии с использованием мультимедийных пособий для самостоятельного обучения и контроля знаний.

Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины: «Экономика организации», «Документационное обеспечение управления», «Основы бухгалтерского учета»,  «Безопасность жизнедеятельности» и профессиональные модули: «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации», «Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов, и финансовых обязательств организации», «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

-дипломированные специалисты -  преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»;

-опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;

-преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

Применение принципов формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, процедур заполнения форм.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки

Умение составлять новые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, знание последовательности перерегистрации и нормативной базы по вопросу.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.3 Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности  установленные законодательством сроки

Демонстрация навыков по составлению и заполнению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, заполнению налоговых деклараций, форм во внебюджетные фонды и органы статистики, составлению сведений по НДФЛ, персонифицированная отчетность.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансового положения организации, ее платежеспособности и доходности

Расчет основных коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности, интерпретировать их, давать обоснованные рекомендации по их оптимизации.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана

Расчет и интерпретация показателей эффективности использования основных и оборотных средств компании, показателей структуры, состояния, движения кадров экономического субъекта, определение себестоимости продукции, определение показателей качества продукции, определение относительных и абсолютных показателей эффективности инвестиций.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков

Умения:

- рассчитывать показатели, характеризующие финансовое состояние;

- осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур;

- проводить расчет и оценку рисков.

Опрос, защита практических и самостоятельных работ, тестирование, контрольные работы по темам МДК, зачет, экзамен (квалификационный).

ПК 4.7 Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков

Умения:

- проводить анализ результатов принятых управленческих решений с целью выявления влияния факторов риска и выявленных недостатков на перспективные направления  деятельности экономического субъекта.

Зачет по производственной практике по профилю специальности

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Выбор и применение  способов решения профессиональных задач

Оценка эффективности и качества выполнения задач

ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Нахождение, использование, анализ и интерпретация  информации, используя различные источники, включая электронные,  для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; демонстрация навыков отслеживания изменений в нормативной и законодательной базах

Оценка эффективности и качества выполнения задач

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

Демонстрация интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации

Осуществление самообразования, использование современной научной и профессиональной терминологии, участие в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, оценка способности находить альтернативные варианты решения стандартных и нестандартных ситуаций, принятие ответственности за их выполнение

ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, сотрудниками образовательной организации в  ходе обучения, а также с руководством и сотрудниками экономического субъекта во время прохождения практики.

Экспертное наблюдение и оценка результатов формирования поведенческих навыков в ходе обучения

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке Российской Федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста

Оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

Формирование  гражданского патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,

готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

приобщение к общественно-полезной деятельности на принципах волонтёрства и благотворительности;

позитивного отношения к военной и государственной службе; воспитание в духе нетерпимости к коррупционным проявлениям

Участие в объединениях патриотической направленности,  военно-патриотических и военно-исторических клубах, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы; активное участие в программах антикоррупционной направленности.

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

Демонстрация соблюдения норм экологической безопасности и определения направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности.

Оценка соблюдения правил экологической в ведении профессиональной деятельности; формирование навыков эффективного действия в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Развитие спортивного  воспитания, успешное выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); укрепление здоровья и  профилактика общих и профессиональных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых образовательными организациями, городскими и муниципальными органами,  общественными некоммерческими организациями, занятия в спортивных объединениях и секциях, выезд в спортивные лагеря, ведение здорового образа жизни.

ОК 9Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Демонстрация умений понимать тексты на базовые и профессиональные темы; составлять документацию, относящуюся к процессам профессиональной деятельности  на государственном и иностранном языках

Оценка соблюдения  правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности...

ККОС по ПМ 04 "Технология составления и использования бухгалтерской финансовой отчетности"

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю 04 «Технология составления и использования бухгалтерской отчетности» ОПОП СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по ...

Программа производственной практики (по профилю специальности) по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа производственной практики (по профилю специальности) по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности разработана на основе Федерального государственного образовате...

Контрольно-оценочные средства для экзамена по модулю ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экзамен по модулю предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности по специальности 38.02.01 Эко...

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности Методические указания по производственной практике (по профилю специальности) для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В методических указаниях по производственной практике (по профилю специальности) для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ПМ.04 Составление и использовани...

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности для обучающихся СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) включает паспорт прогр...

Программа производственной практики (по профилю специальности) ПМ.4 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Программа производственной практики (по профилю специальности) ПМ.4 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА...