Повышение налоговой грамотности обучающихся с использованием игровых технологий
опыты и эксперименты

В данной статье рассмотрено значение налоговой грамотности, предложены пути повышения налоговой грамотности обучающихся в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomenko_e.a._.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Фоменко Е.А.

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, «финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния». [1]

Низкая финансовая грамотность населения препятствует развитию российского финансового рынка, обременяет систему общественных финансов путем избыточных социальных расходов, а также, значительно ухудшает благосостояние граждан, что создает условия для финансовых мошенников.

Налоги – это одна из важных тем для граждан любого государства. Хорошее знание налогообложения позволяет снизить размер налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, а также воспользоваться налоговыми льготами, которые возможны к применению. Именно поэтому, изучение основ налоговой грамотности, сегодня особо актуально для каждого гражданина Российской Федерации, особенно в условиях динамично меняющегося налогового законодательства.

Налоговая грамотность является неотъемлемой составляющей частью финансовой грамотности в современном образовании и обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов налогоплательщика.

Финансово грамотный гражданин должен знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика, т.к. именно от осознания граждан своей роли и своего вклада в пополнение налоговых доходов государства зависит и будущее каждого гражданина и его социальная защищенность.

Именно обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций составляют целевую группу населения в рамках формирования финансовой, в том числе, и налоговой грамотности, как будущий потенциал развития государства.

Изменение общества, вызванное стремительным развитием коммуникационных технологий, оказало огромное влияние на процесс образования, и одним из значимых направлений в его развитии становятся игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, объединенных существенным признаком - нацеленности на соответствующий результат обучения.

Использование игровой формы обучения в профессиональной подготовке стало одним из перспективных направлений реальной активизации учебного процесса в современном образовательном пространстве.

Игровая форма для изучения основ налоговой грамотности создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности. Особенно игровые формы эффективны для запуска познавательной мотивации основных понятий налогообложения.

На сегодняшний день в педагогике широко используются игровые технологии. Так, наиболее часто в педагогической практике встречаются деловые, ролевые, имитационные, учебные, ситуационные игры, которые очень эффективно можно применять на уроках налоговой грамотности.

Обучающие игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая активизирует учебную деятельность, моделируя экономические ситуации, и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем, что приближает обучение к реальной действительности, требуя взаимодействия, творчества и инициативы обучающихся. [2]

Многие образовательные учреждения в Волгоградской области осуществляют подготовку по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). В ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» данное направление существует с 1995 года. На кафедре «Экономика и бухгалтерский учет» активно применяются игровые формы обучения, преподаватели кафедры развивают и поддерживают творческий потенциал обучающихся. Настоящий бухгалтер - это мыслитель. Так, в 2015 году, с участием студентов во время проведения внеурочной деятельности по дисциплине «Налоги и налогообложение» была разработана уникальная, обучающая настольная игра «НАЛОГиЯ», целями которой являются:

- повышение финансовой грамотности среди населения в сфере обложения НДФЛ (Налог на доходы физических лиц);

- формирование налоговой культуры населения;

- упрощение освоения теоретических знаний по НДФЛ для дальнейшего практического применения в жизни.

Перечисленные результаты очень важны, так как понимание роли налогов, в частности налогов физических лиц, необходимости их уплаты для получения благ и социальных гарантий общества, создают основу для воспитания добросовестных налогоплательщиков сегодня и в будущем.

Игра «НАЛОГиЯ» успешно используется при проведении занятий при изучении НДФЛ, налоговых вычетов по НДФЛ. Игра применяется и во внеурочной деятельности для обучающихся других специальностей, так как умения и знания по данному налогу необходимы каждому в целях повышения налоговой грамотности и ознакомлением с возможностью использовать предоставляющиеся вычеты, для пополнения личного (семейного) бюджета.

Первые занятия с использованием данной игры показали, что современные молодые люди проявляют живой интерес к вопросу обложения Налогом на доходы физических лиц, разнообразию налоговых ставок, социальным и имущественным налоговым вычетам по данному налогу, а также порядком их получения.

В заключении следует отметить, что результативность проведения программ повышения налоговой грамотности зависит от комплекса различных технологий, в том числе и игровых форм, которые активизируют интерес обучающегося, способствуют появлению инициативы и делают процесс обучения достижимым своих целей.

Список использованных источников:

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. (Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р. URL: (дата обращения ).

2. Гусева Н.В., Шевченко Н.Ю. Деловая игра «Бухгалтерский учет», как имитационный метод активного обучения специалистов экономического профиля // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-4. – С. 644-648; URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ

Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестат...

Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...

Описание опыта «Использование игровых технологий в обучении обучающихся английскому языку»

Эксперты считают, что потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обяз...