Копилка материалов для проведения занятий
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskaya_teoriya_lek_1.ppt | 614 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение в экономическую теорию Лекция 1 Вступление:экономическая теория как базовая экономическая дисциплина Краткая история экономической мысли Предмет и фундаментальные проблемы экономики Методы экономической теории.
Является базовой наукой для других конкретных (отраслевых и т.п.), функциональных («Деньги, кредит, банки», «Госфинансы», «Маркетинг» и «Менеджмент»), информационно-аналитических (статистика, экономическое моделирование) и историко-экономических дисциплин Экономическая теория - это наука о наиболее общих законах (принципах) развития экономики
Экономическая теория выполняет следующие функции: 1) познавательная 2) методологическая 3) практическая
Зарождение экономической науки (доклассический этап) Ксенофонт, Платон, Аристотель Античность ( IV-I вв. до н.э.) Наука о ведении домашнего хозяйства («ойкономия») - Ксенофонт, Платон Разработка правовых аспектов (частной собственности Что делает товары сравнимыми в обмене ? Ответ: деньги (как результат соглашения между людьми!)
Меркантилизм ( XVI-XVII вв.) У.Стаффорд, Т.Мен, А.Монкретьен Проблема источника богатства нации - в сфере обмена (обращения) - во внешней торговле: накопление драгоценных металлов, золота и серебра, в стране : ранний меркантилизм - разработка административных мер для удержания денег в стране (теория денеж. баланса); поздний меркантилизм - развитие внешней торговли и формирование активного торгового баланса (продавать больше, чем покупать за границей) - теория активного торгового баланса
Меркантилизм ( XVI-XVII вв.) Идеология протекционизма Поддержка государственного регулирования экономических отношений Вводится термин «политическая экономия» - государственное регулирование национального хозяйства (Антуан Монкретьен) Родоначальники количественной теории денег
Меркантилизм XV-XVII вв. Классическая политическая экономия XVIII - первые две трети XIX в. Предмет науки – государственное регулирование национального хозяйства Экономические объективные закономерности производства и воспроизводства 1 2
Физиократия Ф.Кенэ, А.Тюрго Идея о решающей роли труда, источник богатства - в производстве Но только в сельском хозяйстве (земледелии), «чистый доход» - дар природы Таблица Ф.Кенэ - первый опыт макроэкономического анализа (общественного воспроизводства) - движение общественного продукта между 3 классами
Меркантилизм Классическая политэкономия Смена парадигмы
Смена парадигмы (основного принципа) Гос. регулирование (регламентирование) экономики - протекционизм Экономическая свобода предпринимательства (экономический либерализм)
Классическая политэкономия У. Пэтти (1623-1687) Снятие ограничений с торговли и предпринимательства А. Смит (1723-1790) Автор системы политической экономии Д. Рикардо (1772-1823) Трудовая теория стоимости Теория сравнительных преимуществ
Научный вклад А. Смита Принципиально другое представление о богатстве общества - не наличие золота и серебра, а наличие продукта Производительным является труд в любой сфере общественного производства на основе разделения труда - источник стоимости
Теория стоимости товара: - трудовая теория стоимости - стоимость товара складывается из издержек на его производство плюс прибыль (труд, капитал и земля являются равноправными факторами создания стоимости) Явилось основой для формулировки закона Сэя : каждый из факторов создает причитающуюся ему часть стоимости товара - отрицание неизбежности кризисов перепроизводства
Правило «Невидимой руки»
Идеи экономического либерализма Концепция «экономического человека» Рациональный, эгоистичный субъект Стремясь к личному богатству, субъекты действуют в интересах общества Принцип «невидимой руки», «спонтанного порядка», «естственной свободы (в т.ч. и во внешней торговле) Свобода предпринимательства Стихийное (автоматическое) действие объективных экономических законов - принцип «laissez faire» Невмешательство государства в рыночный механизм Идеология фритредерства
Доминирование производителя сменяется усилением роли потребителя Маржинальная революция
Карл Менгер Альфред Маршалл
Австрийская школа предельной полезности К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк Ценность каждого блага определяется не стоимостью, а величиной пользы , которую приносит человеку это благо Под полезностью понимается субъективно устанавливаемая каждым потребителем предельная (наименьшая) полезность последнего экземпляра из имеющегося запаса Использование функционального анализа, математического аппарата (математическая школа - У.Джевонс, М.Вальрас, В.Парето)
НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Попытка сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования эк. единиц в условиях свободной конкуренции и ограниченности ресурсов, принципы эк. равновесия рыночной системы Микроэкономический подход: « homo economicus” стремится к максимизации дохода (полезности) и минимизации затрат (усилий) - невмешательство государства
Неоклассическая теория Альфред Маршалл (1842-1924) Многофакторная теория стоимости Теория рыночной цены («ножницы цен») Проблема рационального использования ресурсов Введение нового названия науки - «экономикс» Уникальная теория, способная впитывать в себя все лучшее из других школ и направлений мысли…
Микро экономика, модели равновесия М акро экономика, объективные закономерности национальной экономики Маржинализм 70-е г. XIX - нач. ХХ в. 4 Кейнсианская революция Кейнсианство 30-60 гг. ХХ в. 3
Кейнсианство Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) Признание несостоятельности автоматического механизма регулирования рыночной экономики Возрождение макроэкономического подхода Необходимость ГРЭ Проблема стимулирования эффективного спроса
Макр оэкономикаэкономический либерализм М акро экономика, государственное регулирование экономики 5 Монетаристская контрреволюция Кейнсианство 30-60 гг. ХХ в. Неоклассика –монетаризм 70-90 гг. ХХ в. 4
Монетаризм Милтон Фридман (1912) Политика государственного невмешательства Определяющая роль денег в экономике Предпочтение безработицы нежели инфляции Центральный тезис – «деньги имеют значение»
«Основное течение» экономической мысли «Основное течение» ( mainstream economics ) – неоклассическая теория (неоклассический синтез) Концепция рациональности субъекта Концепция конкуренции Концепция равновесия
Маржинализм «Классика » (А.Смит и др.) Ранняя «Неоклассика» Кейнсианство Монетаризм Экономика предложения Неоклассический синтез
Макр оэкономика общетеоретичес-кие модели Расширение предмета, включение внеэкономичес-ких факторов 6 5 Бунт против формализма Неоклассика –монетаризм 70-90 гг. ХХ в. Институционализм ХХв.- особенно в 90-е гг. ХХв.
Институциональная школа П.Веблен,Дж.Коммонс,У.Митчелл Базовая категория – институт (институция)=установление, учреждение Современная трактовка: система «правил игры», принятая в обществе Объект исследования - не «экон. человек», а всесторонне представленная личность (с учетом социальных, психологических, политических и др. отношений) Центральный тезис – «институты имеют значение»
4г «Правила игры» в Формальные Законы и другие нормативные акты, Конституция, Контракты. Институциональная структура Неформальные Нормативная база организаций, Традиции, Обычаи.
Неоиституционализм Р.Коуз,А.Алчиян,Д.Норт Анализ социальных институтов с позиции идеологии индивидуализма (австрийской школы) Разработка теории прав собственности, общественного выбора (Дж.Бьюкенен) Вывод институционалистов - возрастающая роль человека как основного экономического ресурса пост- индустриального общества (социализация капитализма)
Предмет экономической теории. 2.
Развитие предмета экономической науки От домашнего хозяйства К поиску источника богатства (торговля, сельское хозяйство, труд вообще) К исследованию ограниченных редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей
Марксистское определение предмета Политическая экономия изучает производственные (экономические) отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ в их развитии и взаимодействии с производительными силами
Экономикс Исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (McCONNELL C.R., BRUE S.L.)
Принципиально не противоречат друг другу Так как речь в обоих случаях идет об экономическом устройстве, экономической модели системы экономических отношений (а не о ресурсах или производительных силах как таковых)
НО: акценты разные Марксизм: поиск социально справедливой системы экономических отношений с точки зрения отношений собственности на средства производства Экономикс: поиск наиболее эффективной, рациональной модели экономического устройства (которая бы обеспечивала максимально возможное удовлетворение потребностей при использовании ограниченных ресурсов)
Вывод: Предметом современной экономической науки является экономическое поведение людей (принципы поведения) в условиях ограниченных ресурсов Основная проблема - между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей Ставит проблему экономического выбора (economic choice) наилучшего из альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов
Предмет и метод экономической теории Проблема выбора проходит через всю экономическую теорию Фирмы Домохозяйства Государство Рынки
Экономическая теория – это... Система знаний, позволяющая найти оптимальное решение дилеммы ограниченных ресурсов и безграничных потребностей... На уровне: Субъекта Домохозяйства Фирмы, отрасли Нации Человечества в целом Микроэкономика Макроэкономика
Микроэкономика это область экономической науки, которая изучает деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм, собственников ресурсов и др.) и их поведение на отраслевых рынках Макроэкономика - это раздел экономической науки, в котором изучаются процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом
Экономическая теория Микроэкономические вопросы Макроэкономические вопросы Сколько следует тратить на еду? Каков оптимальный процент свободного времени? Сколько фирма должна тратить на инновации? Каков оптимальный выпуск фирмы? Какой процент дохода должна сберегать страна? Что случится, если вырастет налоговое бремя? Каким должен быть уровень безработицы? Что такое «обоснованный» валютный курс?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к проведению занятия по теме "Общение в сестринском деле"
Материалы к занятию по теме "Общение " позволят преподавателю подготовится к практическому занятию по данной теме.Навыки общения необходимы любому человеку, а медсестре в особенности. Хорошо из...
Методические материалы для проведения занятий по теме: «Особенности психических процессов у здорового человека и пациента»
Методические материалы содержат конспекты лекций по теме «Особенности психических процессов у здорового человека и пациента». В ходе изучения данной темы рассматриваются такие психические процес...
Дидактические материалы для проведения практического занятия по теме "Анатомия органов выделения"
Дидактические материалы для проведения практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Анатомия органов выделения" для студентов медицинских колледжей...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, напра...
Соколов-Микитов И.С. (материалы для проведения занятий и дня библиографии в школе и библиотеке)
Одним из направлений в информационно-библиографической работе библиотек является работа по повышению информационно-библиографической культуры читателей, которая ведется в устной,...
Материалы для проведения занятия по теме "Налог на доходы физических лиц"
Методические материалы содержат:- опорный конспект по теме;- мультимедийную презентацию;- раздаточный материал для обучающихся....