Рабочая программа по экономике
рабочая программа
Рабочая программа по экономике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_na_2020-2021_uch._god_koroleva_fgos.docx | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
02-38
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАГАЕВСКОГО РАЙОНА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» | ||
Директор МБОУ Карповская СОШ Приказ от 31 августа 2021 г. № 18 | ||
А. В. Симонян |
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
Уровень общего образования (класс): среднее (полное) общее образование, 10-11 класс
Количество часов (план): 16
Учитель: Недайвозов Сергей Петрович
Программа разработана в соответствии с УМК Г. Э. Королевой, Т. В. Бурмистровой «Экономика. 10—11классы», Учебник.
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 10-11 классов составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- «О рабочих программах учебных предметов» Письмо Минобрнауки от 28.10.2015 № 08-1786;
- Авторская программа по ……………………………………………………………………;
- Устав МБОУ Карповской СОШ;
- Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;
- Учебный план МБОУ Карповской СОШ на 2021–2022 учебный год;
- Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год;
- Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин.
Цели и задачи учебного курса
Цели освоения предмета «Экономика» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. На базовом уровне выпускник школы должен быть компетентен в следующих вопросах:
— понимать значение производства материальных благ как основы хозяйственной жизни; различать доходы, которые могут принести различные факторы производства; анализировать эффективность возможных вариантов экономического решения и делать эффективный выбор в условиях ограниченности ресурсов;
— в вопросах функционирования рынка: понимать сущность рыночного равновесия как результата взаимодействия законов спроса и предложения; понимать роль конкуренции и необходимость государственного антимонопольного регулирования; понимать особенности рыночной системы хозяйствования, её преимущества и недостатки;
— в вопросах экономики домохозяйства: анализировать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет; различать факторы, влияющие на заработную плату; анализировать ситуацию на рынке труда и оценивать собственные возможности на рынке труда; различать причины безработицы;
— в вопросах экономики фирмы: понимать взаимосвязанность понятий «продукт производства», «выручка фирмы», «издержки», «прибыль»; сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса; иметь представление об источниках финансирования бизнеса; различать права владельцев ценных бумаг;
— в области экономики государства: понимать экономические цели и функции государства; уметь анализировать благосостояние граждан в разных странах на основе макроэкономических показателей, различать факторы экономического роста;
анализировать фазы экономического цикла; понимать цели бюджетно-налоговой политики государства, представлять приоритетные направления развития российской экономики;
— в области денежного обращения: понимать функции денег, различать их современные формы и качества; понимать роль банков и других финансовых организаций; анализировать инфляционные процессы; понимать цели денежно-кредитной политики Банка России;
— в области международной торговли: понимать современные тенденции развития мирового хозяйства, место и роль России в современной мировой экономике, ориентироваться в текущих событиях в области международной торговли.
Общая характеристика предмета «Экономика»
Реализация Программы в процессе обучения позволит обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Изучение предмета «Экономика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «История», «География», «Обществознание», «Информатика» и «Математика». Экономические знания помогают понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносят вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение экономике в 10 классе отводится 34 часов из расчета 0,5 ч в неделю. Но в связи с особенностями календарного графика МБОУ Карповской СОШ на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021-2022 учебном году расписанием учебных занятий МБОУ Карповской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по экономике в 2021-2022 учебном году в 10 классе будет реализована в объёме 16 часов.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение экономике в 11 классе отводится 33 часа из расчета 0,5 ч в неделю. Но в связи с особенностями календарного графика МБОУ Карповской СОШ на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021-2022 учебном году расписанием учебных занятий МБОУ Карповской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по экономике в 2021-2022 учебном году в 11 классе будет реализована в объёме 16 часов.
При разработке учебной программы это резервное время может быть использовано для повторения материала, итогового тестирования, презентации исследовательских и проектных работ, проведения экскурсий и т. п.
РАЗДЕЛ 1.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Экономика и человек. Экономика фирмы
Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Экономика фирмы. Финансовые показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Надёжность и доходность ценных бумаг. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Маркетинг. Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность труда. Финансы семьи. Зачем нужно составлять семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи. Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов.
Государство и экономика
Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот. Валовой внутренний продукт (ВВП). Что включается в состав ВВП. Измерение ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Виды экономических циклов. Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег. Функции денег. Ликвидность. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Банковская система в России. Коммерческие банки. Банк России. Монетарная политика Банка России. Другие финансовые организации. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Финансы государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения. Кривая Лаффера. Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы. Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в области международной торговли.
РАЗДЕЛ 2.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Экономика и человек. Экономика фирмы. | 16 | Контрольная работа № 1 «Ведение бизнеса» |
2 | Государство и экономика | 16 | Контрольная работа № 2 «Государство и экономика» |
Календарно-тематическое планирование по экономике
(10 класс - 0,5 часа в неделю, всего 32 часа(1 час в неделю – 16 часов))
(11 класс - 0,5 часа в неделю, всего 32 часа(1 час в неделю - 16 часов))
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
Экономика и человек. Экономика фирмы | 16 | Х | Х | |
1 | Что изучает экономика. | 1 | 06.09. | |
2 | Проблема выбора | 1 | 13.09. | |
3 | Экономическая система. | 1 | 20.09. | |
4 | Спрос | 1 | 27.09. | |
5 | Предложение | 1 | 04.10. | |
6 | Рыночное равновесие | 1 | 11.10. | |
7 | Конкуренция и ее виды | 1 | 18.10. | |
8 | Формы организации бизнеса | 1 | 25.10. | |
9 | Экономика фирмы | 1 | 08.11. | |
10 | Источники финансирования фирмы | 1 | 15.11. | |
11 | Менеджмент | 1 | 22.11. | |
12 | Маркетинг | 1 | 29.11. | |
13 | Рынок труда | 1 | 06.12. | |
14 | Финансы семьи | 1 | 13.12. | |
15 | Контрольная работа на тему «Ведение бизнеса» | 1 | 20.12. | |
16 | Анализ контрольной работы | 1 | 27.12. | |
Государство и экономика | 16 | Х | Х | |
17 | Предмет макроэкономики | 1 | 06.09. | |
18 | Валовый внутренний продукт | 1 | 13.09. | |
19 | Экономический рост | 1 | 20.09. | |
20 | Экономический цикл | 1 | 27.09. | |
21 | Денежное обращение | 1 | 04.10. | |
22 | Инфляция | 1 | 11.10. | |
23 | Банковская система в России | 1 | 18.10. | |
24 | Банковская система в России | 1 | 25.10. | |
25 | Роль государства в экономике | 1 | 08.11. | |
26 | Налоги | 1 | 15.11. | |
27 | Налоги | 1 | 22.11. | |
28 | Безработица | 1 | 29.11. | |
29 | Контрольная работа на тему: «Государство и экономика» | 1 | 06.12. | |
30 | Анализ контрольной работы | 1 | 13.12. | |
31 | Международная торговля | 1 | 20.12. | |
32 | Международная торговля | 1 | 27.12. | |
РАЗДЕЛ 3.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета «Экономика» отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к экономическому образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные результаты освоения предмета «Экономика» предусматривают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
4) готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
6) умение определять назначение и функции различных социально-экономических институтов;
7) умение самостоятельно принимать эффективные решения;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
9) владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты освоения предмета «Экономика» на базовом уровне предусматривают:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
· приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
· описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· получения и оценки экономической информации;
· составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся | |
1 | Тесты разного уровня (А, B, C) | Работа над понятиями |
2 | Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 | Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 | Эссе | Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 | Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
6 | Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7 | Составление кластера – схемы. | Участие в ролевых играх. |
8 | Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 | Подготовка письменных сообщений, рефератов. | Оценка различных суждений о социальных объектах. |
«СОГЛАСОВАНО» | «СОГЛАСОВАНО» | |
Протокол заседания Методического совета МБОУ Карповская СОШ от 27.08.2021 г. № 1 | ||
Руководитель МС | Заместитель директора по УВР: | |
А. Ю. Напалко | А. Ю. Напалко | |
«27» августа 2021 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Экономике
Программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ...
Рабочая программа УД Экономика организации
Рабочая программа УД Экономика организации...
Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...
Рабочая программа по Экономике организации
Данная рабочая программа дисциплины предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
Рабочая программа по Экономике и социологии труда
Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
Рабочая программа по Экономики организации для специальности Реклама
Данная рабочая программа предназначена для специальности 031601 "Реклама"...
Рабочая программа специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа дисциплины "Налоги и налогообложение"...