МР Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся
методическая разработка
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,
УЦПК г.Ельня
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_samostoyatelnaya_rabota_obuchayushchihsya.docx | 190.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,
УЦПК г.Ельня
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа
г.Ельня
2021 г.
Методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа и иных учреждений среднего профессионального образования в организации самостоятельной работы обучающихся, в основе которой лежат компетентностный и деятельностный подходы к обучению, что соответствует требованиям ФГОС.
Составители: преподаватели Голикова А. В., Ивенкова Н.М.
Рецензент: методист Агеева Т.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Самостоятельная работа обучающегося как основная форма организации педагогического процесса
- Инструктаж при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы
- Рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения по организации самостоятельной работы обучающихся
- Шкала оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося преподавателями и мастерами производственного обучения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
- Примеры заданий для самостоятельной работы обучающихся
Приложения
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Самостоятельная работа обучающегося как основная форма организации
педагогического процесса
Одна из основных задач профессионального образования на сегодняшний день - сформированность профессиональных компетенций обучающихся. Новые требования ФГОС включают в себя способность поиска, анализа и оценки информации, необходимой при выполнении своих профессиональных функций; карьерного и личностного роста; применения ИКТ в своей трудовой деятельности; самообразования. Перечисленные компетенции не только повышают спрос на будущих специалистов на рынке труда, но делают конкурентоспособными.
Главная цель самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося заключается в формировании готовности и умении находить и применять в своей практической деятельности новую информацию и новые средства информации.
Внеаудиторная работа является одной из форм обучения, которая помогает решать многие проблемы, но только в том случае, если она продумана и систематизирована. Грамотно разработанные преподавателем задания для самостоятельной работы помогут обучающимся качественно усвоить новый материал, а значит, они сумеют его применить в дальнейшем процессе обучения и в своей практической деятельности.
К задачам самостоятельной работы можно отнести следующее (рис.1):
Рис.1. Задачи внеаудиторной самостоятельной работы
К принципам, по которым строится материал для самостоятельной работы обучающихся можно отнести (рис.2):
Рис.2. Принципы внеаудиторной работы студентов
Создать у обучающихся потребность изучения нового материала – одна из ключевых задач сферы образования. Последовательное усложнение упражнений для внеаудиторной работы способствует развитию познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности, научного мировоззрения.
К методам внеаудиторной самостоятельной работы можно отнести следующее (рис.3):
Рис.3. Методы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Целевые направления самостоятельной работы обучающихся приведены в таблице 1:
Таблица 1 – Направления внеаудиторной работы обучающихся
Направление | Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
К средствам обучения самостоятельной внеаудиторной работы можно отнести (рис.4):
Рис.4. Средства обучения как базис в организации самостоятельной работы обучающегося
К видам практических заданий при выполнении обучающимися самостоятельной работы можно отнести:
- Конспекты по теме;
- Формулирование собственного мнения по изучаемому вопросу;
- Написание определений по терминам;
- Подготовка реферата, доклада или сообщения;
- Отчет по теме;
- Составление таблиц, их заполнение.
- Составление схем;
- Составление кроссвордов;
- Подготовка презентаций;
- Создание различных памяток или брошюр;
- Решение ситуационных упражнений;
- Написание выводов;
- Подготовка к семинарскому занятию, конкурсу;
- Создание видеороликов;
- Портфолио
Инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы дается обучающимися для того, чтобы помочь им разобраться и осмыслить суть задания. Инструктаж бывает следующим:
- Вводным;
- Текущим;
- Индивидуальным;
- Групповым;
- Фронтальным;
- Подробным;
- Свернутым и т.д.
Инструктаж при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы
Вводный инструктаж проводится в целях разъяснения целей и задач работы. Особое внимание направлено на конечные результаты, к которым студенты должны прийти. Вводный инструктаж способен помочь в тех случаях, когда дается новое задание и полученные знания необходимо связать с уже имеющимся опытом, усвоенным на предыдущих занятиях.
Объем информации доводимый до студентов во время проведения устного инструктажа зависит от этапа обучения: на начальном - более подробный, а на завершающем - более краткий.
Вводный инструктаж для выполнения практических занятий включает в себя разъяснение задания, последовательность его выполнения, демонстрацию полученных результатов.
Письменный инструктаж нужен в тех случаях, когда выполнение самостоятельной внеаудиторной работы требует строгой последовательности. Письменная инструкция – это своеобразный алгоритм действий, пользуясь которым студенты смогут достичь поставленной цели.
Шкала оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося преподавателями и мастерами производственного обучения
Вариант №1. Каждый пункт оценивается в 1 балл (количество набранных баллов соответствует оценке студента).
- Уровень освоения нового материала. Умение применить теоретические знания на практике.
- Способность довести знания до слушателей.
- Грамотное изложение материала, его оформление в учетом требований.
- Степень самостоятельности выполнения задания.
- Показатели творческой деятельности.
Вариант №2. Каждый пункт оценивается в 0,5 балла, (количество набранных баллов соответствует оценке студента).
Таблица 3 – Шкала оценивания внеаудиторной самостоятельной работы студента преподавателями и мастерами производственного обучения (вариант №2)
№ | Основные умения и навыки | Должен владеть студент (да\нет) | Владеет ли на данный момент (да\нет) | ||
1. | Конспектировать, составлять план. | ||||
2. | Подготовить реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. согласна плана. | ||||
3. | Цитировать реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. | ||||
4. | Уметь выступить с рефератом, докладом, сообщением, презентацией и т.д. | ||||
5. | Вести исследовательскую деятельность. | ||||
6. | Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное, систематизировать, классифицировать | ||||
7. | Наблюдать, соотносить, сравнивать факты, обобщать, делать обоснованные выводы. | ||||
8. | Использовать полученные знания в действии (использование образцов.) | ||||
9. | Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её. | ||||
10. | Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности. |
Практика обучения доказывает, что только те знания, которые добыты самостоятельно, делают из обучающегося продуктивно мыслящего специалиста, способногок творческому подходу при решении профессиональных задач, уверенно отстаивающего свои позиции. В таблице 2 приведены результаты, характеризующие уровень освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией:
Таблица 2 - Успеваемость обучающихся до и после внедрения системы внеаудиторной самостоятельной работы
Учебный год | Учебная группа | Количество обучающихся | Успеваемость обучающихся | ||
Входной контроль, % | Промежуточный контроль, % | Итоговый контроль, % | |||
2018-2019 | 21Е | 25 | 61 | 80 | 100 |
2019-2020 | 21Е | 24 | 64 | 82 | 100 |
2020-2021 | 21Е | 24 | 79 | 83 | 100 |
Таблица 3 - Результаты организации самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой
Учебный год | Учебная группа | Количество обучающихся | Наименование программы | Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности. Уровни, единица измерения (баллы/%) | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики |
2018-2019 | 21 | 25 | 21.02.05 Земельно-имущественные отношения | Название плана: Организация самостоятельной деятельности обучающихся по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение» Реализуемая цели: Развитие познавательных способностей обучающихся, активности и творческой инициативы, самостоятельности и ответственности. Виды самостоятельных работ:
Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:
| 61% | 80% |
2019-2020 | 21 | 24 | 64% | 82% | ||
2020-2021 | 21 | 24 | 79% | 83% |
Краткий комментарий преподавателя:
При определении тематики заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся преподаватель основывается на содержании разделов программы учебной дисциплины.
Каждое задание для самостоятельного выполнения является логически связанным звеном в системе заданий, главным итогом которого является- сформированность общих компетенций согласного ФГОС нового поколения. Для организации самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем разработаны Методические рекомендации.
Рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения по организации самостоятельной работы обучающихся
- Внеаудиторную работу обучающихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в т.ч. и в процессе освоения нового материала.
- Студентов необходимо делать непосредственными участниками процесса познания.
- Организация самостоятельной работы должна мотивировать обучающихся на обучение.
- Самостоятельная работа должна быть целенаправленной и чётко сформулированной.
- Содержание внеаудиторной работы должно представлять собой полный и глубокий комплекс заданий для обучающихся.
- Внеаудиторная самостоятельная работа должна обеспечивать сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.
- При организации внеаудиторной самостоятельной работы нужно организовать систему контроля.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Практические советы по написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа по определенной теме.
Цель реферата – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Реферат состоит из введения, основного текста, заключения и списка использованных источников литературы, а так же при необходимости может содержать приложения. Каждая из частей реферата начинается с новой страницы.
Заголовки четко и кратко отражает содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм.
Титульный лист. Титульный лист является первой страницей реферата, заполняется по строго определенным правилам и оформляется на отдельном листе бумаги.
Содержание. Содержание размещается после титульного листа. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (по центру). В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы. Содержание должно точно повторять все заголовки в тексте.
Во введении реферата указываются:актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата – 1-1,5 страницы.
Основной текст. Основной текст реферата должен быть разделён на главы. Если текст достаточно объёмный, то главы дополнительно делятся на параграфы. Главы и параграфы реферата нумеруются. Точка после номера не ставится. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой, например: «1.1». Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их полужирным шрифтом или курсивом.
Если реферат общим объемом – 7-10 стр., то его можно не разбивать на главы, а просто указывается «Основная часть», которая выступает в качестве заголовка единственной главы. Однако все-таки предпочтительнее, чтобы текст был разбит на главы (хотя бы две). Обычно в реферате 3-4 главы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. На основную часть реферата приходится 7-17 страниц.
Заключение. В заключении формулируются выводы, а также даются рекомендации для дальнейшего изучения темы. Здесь необходимо указать, почему важны и актуальны рассматриваемые в реферате вопросы. В заключении должны быть представлены ответы на поставленные во введении задачи, сформулирован общий вывод и дано заключение о достижении цели реферата. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.
Список использованных источников литературы. При составлении списка литературы следует придерживаться общепринятых стандартов. Список литературы у реферата – 4-12 позиций. Работы, указанные в списке литературы, должны быть относительно новыми, выпущенными за последние 5 лет. Более старые источники можно использовать лишь при условии их уникальности.
Приложения. Приложения должны нумероваться арабскими цифрами. В правом верхнем углу указывают: «Приложение 1», а с новой строки – название приложения.
Научный стиль и точность
Набор текста осуществляется | На компьютере в текстовом редакторе MSWordна одной стороне листа формата А4 книжной разметки |
Нумерация страниц | Все страницы текста, кроме титульного листа должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа. Номер страницы ставится по центру верхнего поля страницы. |
Формат страниц текста | А4 |
Гарнитура шрифта обычная | Times New Roman |
размер шрифта | 14 |
Междустрочный интервал | 1,5 |
Поля | стандартные: слева – 2,5 - 3 см, справа – 1 - 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см. |
Рекомендуемый объём реферата | 10-20 страниц |
Нередко реферат содержит таблицы, схемы, и рисунки, которые располагаются сразу после ссылки на них в тексте. Все иллюстрации – фотографии, эскизы, графики, карты и т.п. – называют рисунками. Они должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими числами.Название таблицы, схемы и рисунка в реферате располагается «по центру страницы». Номер таблицы проставляется после слова «Таблица» и располагается «по правому краю», например, «Таблица 2».
Образец
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,
УЦПК г. Ельня
Специальность:
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Тема: ______________________________________________________________
Выполнила:
Студент(ка)_____ курса, гр.____
____________________________
(Ф.И.О.)
Проверила:
____________________________
г. Ельня
____ г.
Приложение 2
Правила создания презентации
Презентация – это визуальная поддержка вашей речи или доклада, и соответственно в ней тоже должна быть показана структура (содержание).
Общий порядок слайдов следующий:
Титульный листвключает:
- Название темы;
- Полная информация об авторе работы (Ф.И.О., группа)
Во введении отражается следующая информация:
В этой части вы должны ввести аудиторию в ваш доклад/отчет. Ответить на следующие вопросы:
- о чем будет презентация?
- какие вопросы будут решаться?
- ответ, на какой вопрос вы ищете в докладе?
Основная часть: В этой части вам необходимо раскрыть основные моменты в вашей презентации, т.е. детали темы, проблемы, исследования, и т.д.
Заключение: Введение и заключение могут быть очень схожими. Разница в том, что во введении вы описываете основные положения, понятия, и вопрос, на который вы ищете ответ. А в заключении вы должны описать результаты вашей работы, какие ответы и предположения вы получили в ходе своих исследований.
Используемые источники литературы: отражается список литературы.
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Пример:
Основная литература:
1. Петров А.В. Экономика в школе. – М.: Просвещение, 2017.
2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например:
http://itn.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&pa
Правила оформления презентации
Общие правила:
- Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т. п. и для основного текста;
- Дата, если и должна быть, то только на титульном слайде, а не на всех;
- На слайдах должны быть тезисы — они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).
Правила шрифтового оформления:
- Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек).Для основного текста оптимальны шрифты:
Calibri, Arial, Tahoma, Verdana.
- Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы (они читаются хуже строчных).
- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
- Для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем: Monotype Corsiva, Mistral, Georgia, Comic Sans MS.
- Для заголовков размер шрифта не менее 22, для основной информации – не менее 18.
- Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации, тем более на одной странице.
- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза.
Объём информации:
- Не стоит заполнять страницу большим объёмом информации: не более четырёх фактов, выводов, определений.
- Старайтесь передать одну мысль в одной строке.
- В одной строке должно быть максимум 6 слов (40 символов).
- На одной странице должно быть не более 4-7 строк текста, без учёта заголовков.
- В списке должно быть не более 5-6 элементов.
Графическая информация:
- Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.
- Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
- Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
- Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
- Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация:
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"
Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...
Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации
СРС МДК 02.01 Специальнгость 38.02.01...
Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения
Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения по ОГСЭ.01 Осн...
Рабочая тетрадь для контроля практических и самостоятельных работ обучающихся в I семестре по МДК 03.02 Обеспечение грузовых перевозок на автомобильном транспорте
Рабочая тетрадь...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема:Организация и контроль самостоятельной работы обу...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Методические рекомендации позволяют студентам систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения по использованию средств информационных технологий и ресурс...