Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций
статья

Говорова Валентина Владимировна

Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.

Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс,  подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определённого результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.

Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся:

1.        Учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства.

2.        Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на производстве.

3.        Участие в профессиональных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства.

Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:

•        проектная деятельность;

•        деловые игры;

•        ИКТ-технологии;

•        активные методы обучения;

•        нетрадиционные уроки и др.

Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.

Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.

Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса:

 первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.)

В наше время очень сложно поддерживать интерес студентов посредством проведения традиционных занятий, отсюда и необходимость применять и внедрять в учебный процесс более действенные технологии формирования профессиональной компетентности.

В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих специалистов бухгалтерского учета.

Это требует от преподавателя поиска новых подходов в обучении. Акцент в процессе обучения должен делаться  не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающих условия  для творческой активности студентов.

К наиболее активным методам обучения относятся деловые игры, которые позволяют имитировать производственные ситуации  и служат накоплению профессиональных знаний.

Деловая  игра представляет собой упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации в игровой форме.

Достоинства деловых игр представляют собой следующее:

- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;

- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;

- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;

- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;

- развитие взаимопонимания между участниками игры.

Деловые игры в области обучения бухгалтеров направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях. Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему специалисту, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях, и накапливать умения и навыки без ущерба для реального производства в будущем.

Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться студентом в действительности, что дешевле, быстрее и безболезненно  реального опыта.

Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке при необходимости принимать эффективные решения с минимальными потерями. Учебные деловые игры обладают большими психолого-педагогическими возможностями. Они развивают самостоятельность студентов, их мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал.

В этом плане интересен пример деловой игры «Учет хозяйственных операций в программе «1С: Бухгалтерия 8.3»  по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.

Учебная деловая игра являлась  переходным этапом, соединяющим учебный процесс с реальной жизнью.

Деловая игра была компьютерная, привлекательная, заинтересовывающая игроков в получении наилучшего результата,  в ней  использовались различные формы данных,  процесс игры был  таким, что   игрок, получая  навыки,  в дальнейшем  сможет использовать этот опыт. Такую деловую компьютерную игру можно  называть экономическим тренингом.

Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала.

Игра проводилась в группе  на 3 курсе, специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям). Проведение деловой игры требовало от преподавателя умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций.

•   Определялись цель и задачи игры:

освоить  приемы работы со справочниками,  ввод операций и бухгалтерских проводок при помощи первичных документов, работу с журналом операций, изучить порядок ведения учета денежных средств, материалов, основных средств, готовой продукции,  формировать бухгалтерскую отчетность, проводить оперативный анализ на основе приведенных данных; закрепить  знания и практические навыки  по учету хозяйственных операций  в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».

•        Моделировалась игровая ситуация.

Использовалась модель виртуального предприятия – учебной бухгалтерии как базы проведения занятий по профессиональным модулям с использованием программного продукта 1С: Бухгалтерия 8.

 Игра являлась моделью взаимосвязанных проблемных ситуаций, для решения которых необходимо обладать комплексом знаний, умений и профессионально важных качеств. Это наиболее сложный тип имитационно-ролевой игры.

В учебной бухгалтерии моделировались производственные ситуации.  Особое внимание уделялось оценке формируемых компетенций.

В ходе игры команды ООО «Сладкий рай»  и Мебельная фабрика «Ренессанс» презентовали  красочно свою продукцию, оформляли  необходимые документы и отчеты в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».  

•        Формулировались правила игры.

В игре  участвовали  2 команды  ООО «Сладкий рай»  и Мебельная фабрика «Ренессанс»   (по 9 человек), в каждой фирме (команде)  –  главный бухгалтер, кассир, подотчетные лица и бухгалтера разных отделов.

Участники игры распределялись по ролям и соответственно им взаимодействовали друг с другом.

 Деловую игру можно представить как последовательный ряд взаимосвязанных решений. Причем эффективность принятых решений  зависело не только от самого игрока, но и от его партнеров, а также от сценария. В этих условиях происходит насыщенное усвоение сразу многих основных понятий профессионального  модуля.

 В игре участвовала также  аудиторская фирма «Профаудит»: директор и ассистент - преподаватели, которые проверяли деятельность каждой фирмы.

Правила игры:

•        Игроки руководствовались должностными инструкциями.

•        Предоставлялись аудиторской фирмой платные консультации. Деньги - жетоны  (один жетон – 1 балл).

•        Командами предоставлялся перечень документов, необходимых для аудиторской проверки.

•        При оценивании за один документ или отчет – 1 балл.

•        Общее количество баллов  складывалось из баллов за документы, за отчеты, за ответы на вопросы на прессконференции.

•        Оценка зависела  от количества набранных баллов.

•        Осуществлялась подготовка реквизита.

•        Готовились предварительные задания и роли отдельных участников игры.

•        Определялась система оценивания результатов.

Критериями  оценки формирования профессиональной компетентности бухгалтеров избраны :

- концептуальный критерий — специальные знания будущих специалистов;

 - инструментальный критерий — способность овладеть основными общими и профессиональными компетенциями;

- личностно-профессиональный критерий — наличие профессионально важных качеств бухгалтера (ответственность, объективность, профессионализм, внимательность, осторожность).

Игра увлекала участников независимо от конкурентного содержания. Возникал игровой азарт, стремление победить, что заметно способствует более активной работе студентов: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств студентов в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

 Работая с компьютером, студенты глубже вникали  в суть вопроса, у них появлялся интерес к предмету, они более активно работали с учебной и технической литературой.

Во время игры каждый студент вовлекался в различные виды деятельности: организационно-управленческую, аналитико-исследовательскую, социально-психологическую, коммерчески-экономическую, что позволяло методом наблюдения определить уровень сформированности профессиональных компетенций и выработать алгоритм устранения пробелов в овладении специальностью.

Обсуждая итоги на прессконференции, давалась возможность студентам самим выявить причины своего успеха или неудачи, что также  способствует их более активной позиции в процессе обучения.

Методика деловой игры позволяла рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.

Состязания практической направленности служили исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций.

Для оценки результата деятельности команды и вклада каждого участника в конечный результат предлагалось  в качестве рефлексии заполнение анкеты и выступление самих студентов.

Рефлексия  вызвала неподдельный интерес у студентов. Даже не совсем успешные студенты имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.

Метод рефлексии  обучает студентов правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих товарищей и работу преподавателя на уроке в целом.

 Поскольку в  современных социальных условиях  молодому специалисту  должны быть присущи творческий стиль мышления, инициативность и самостоятельность в принятии решений  акцент в процессе обучения   и в дальнейшем  будет делаться  не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающие условия  для творческой активности студентов.

Литература:

1. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 2011

2. В.Ф. Серебряков. «Личностно-ориентированный подход в подготовке современного специалиста», ж. СПО № 11, 2008г.

3. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования  // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.

Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив ...

Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на уроках русского языка.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при проведении тестирований, презентаций к материалам урока....

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...

Технологии развития творческого мышления в формировании профессиональных компетенций.

План урока для публикации на тему "Составление мудборда - Архитектура"....

Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО

Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....