Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций
статья
Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный процесс и внедрение методик, направленных на развитие рефлексивных умений и знаний, профессиональных компетенций
Профессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.
Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определённого результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.
Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся:
1. Учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства.
2. Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на производстве.
3. Участие в профессиональных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства.
Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:
• проектная деятельность;
• деловые игры;
• ИКТ-технологии;
• активные методы обучения;
• нетрадиционные уроки и др.
Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.
Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса:
первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.)
В наше время очень сложно поддерживать интерес студентов посредством проведения традиционных занятий, отсюда и необходимость применять и внедрять в учебный процесс более действенные технологии формирования профессиональной компетентности.
В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих специалистов бухгалтерского учета.
Это требует от преподавателя поиска новых подходов в обучении. Акцент в процессе обучения должен делаться не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающих условия для творческой активности студентов.
К наиболее активным методам обучения относятся деловые игры, которые позволяют имитировать производственные ситуации и служат накоплению профессиональных знаний.
Деловая игра представляет собой упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации в игровой форме.
Достоинства деловых игр представляют собой следующее:
- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;
- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;
- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;
- развитие взаимопонимания между участниками игры.
Деловые игры в области обучения бухгалтеров направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях. Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему специалисту, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях, и накапливать умения и навыки без ущерба для реального производства в будущем.
Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться студентом в действительности, что дешевле, быстрее и безболезненно реального опыта.
Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке при необходимости принимать эффективные решения с минимальными потерями. Учебные деловые игры обладают большими психолого-педагогическими возможностями. Они развивают самостоятельность студентов, их мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал.
В этом плане интересен пример деловой игры «Учет хозяйственных операций в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.
Учебная деловая игра являлась переходным этапом, соединяющим учебный процесс с реальной жизнью.
Деловая игра была компьютерная, привлекательная, заинтересовывающая игроков в получении наилучшего результата, в ней использовались различные формы данных, процесс игры был таким, что игрок, получая навыки, в дальнейшем сможет использовать этот опыт. Такую деловую компьютерную игру можно называть экономическим тренингом.
Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала.
Игра проводилась в группе на 3 курсе, специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям). Проведение деловой игры требовало от преподавателя умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций.
• Определялись цель и задачи игры:
освоить приемы работы со справочниками, ввод операций и бухгалтерских проводок при помощи первичных документов, работу с журналом операций, изучить порядок ведения учета денежных средств, материалов, основных средств, готовой продукции, формировать бухгалтерскую отчетность, проводить оперативный анализ на основе приведенных данных; закрепить знания и практические навыки по учету хозяйственных операций в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».
• Моделировалась игровая ситуация.
Использовалась модель виртуального предприятия – учебной бухгалтерии как базы проведения занятий по профессиональным модулям с использованием программного продукта 1С: Бухгалтерия 8.
Игра являлась моделью взаимосвязанных проблемных ситуаций, для решения которых необходимо обладать комплексом знаний, умений и профессионально важных качеств. Это наиболее сложный тип имитационно-ролевой игры.
В учебной бухгалтерии моделировались производственные ситуации. Особое внимание уделялось оценке формируемых компетенций.
В ходе игры команды ООО «Сладкий рай» и Мебельная фабрика «Ренессанс» презентовали красочно свою продукцию, оформляли необходимые документы и отчеты в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».
• Формулировались правила игры.
В игре участвовали 2 команды ООО «Сладкий рай» и Мебельная фабрика «Ренессанс» (по 9 человек), в каждой фирме (команде) – главный бухгалтер, кассир, подотчетные лица и бухгалтера разных отделов.
Участники игры распределялись по ролям и соответственно им взаимодействовали друг с другом.
Деловую игру можно представить как последовательный ряд взаимосвязанных решений. Причем эффективность принятых решений зависело не только от самого игрока, но и от его партнеров, а также от сценария. В этих условиях происходит насыщенное усвоение сразу многих основных понятий профессионального модуля.
В игре участвовала также аудиторская фирма «Профаудит»: директор и ассистент - преподаватели, которые проверяли деятельность каждой фирмы.
Правила игры:
• Игроки руководствовались должностными инструкциями.
• Предоставлялись аудиторской фирмой платные консультации. Деньги - жетоны (один жетон – 1 балл).
• Командами предоставлялся перечень документов, необходимых для аудиторской проверки.
• При оценивании за один документ или отчет – 1 балл.
• Общее количество баллов складывалось из баллов за документы, за отчеты, за ответы на вопросы на прессконференции.
• Оценка зависела от количества набранных баллов.
• Осуществлялась подготовка реквизита.
• Готовились предварительные задания и роли отдельных участников игры.
• Определялась система оценивания результатов.
Критериями оценки формирования профессиональной компетентности бухгалтеров избраны :
- концептуальный критерий — специальные знания будущих специалистов;
- инструментальный критерий — способность овладеть основными общими и профессиональными компетенциями;
- личностно-профессиональный критерий — наличие профессионально важных качеств бухгалтера (ответственность, объективность, профессионализм, внимательность, осторожность).
Игра увлекала участников независимо от конкурентного содержания. Возникал игровой азарт, стремление победить, что заметно способствует более активной работе студентов: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств студентов в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Работая с компьютером, студенты глубже вникали в суть вопроса, у них появлялся интерес к предмету, они более активно работали с учебной и технической литературой.
Во время игры каждый студент вовлекался в различные виды деятельности: организационно-управленческую, аналитико-исследовательскую, социально-психологическую, коммерчески-экономическую, что позволяло методом наблюдения определить уровень сформированности профессиональных компетенций и выработать алгоритм устранения пробелов в овладении специальностью.
Обсуждая итоги на прессконференции, давалась возможность студентам самим выявить причины своего успеха или неудачи, что также способствует их более активной позиции в процессе обучения.
Методика деловой игры позволяла рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.
Состязания практической направленности служили исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций.
Для оценки результата деятельности команды и вклада каждого участника в конечный результат предлагалось в качестве рефлексии заполнение анкеты и выступление самих студентов.
Рефлексия вызвала неподдельный интерес у студентов. Даже не совсем успешные студенты имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.
Метод рефлексии обучает студентов правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих товарищей и работу преподавателя на уроке в целом.
Поскольку в современных социальных условиях молодому специалисту должны быть присущи творческий стиль мышления, инициативность и самостоятельность в принятии решений акцент в процессе обучения и в дальнейшем будет делаться не на трансляцию готовых знаний, а на активные методы обучения, создающие условия для творческой активности студентов.
Литература:
1. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 2011
2. В.Ф. Серебряков. «Личностно-ориентированный подход в подготовке современного специалиста», ж. СПО № 11, 2008г.
3. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ
Внеурочная деятельность обучающихся в техникуме...
статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения
Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью которого является изучение целой темы или какого-то понятия в межпредметном ...
Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
Современное образование готовит детей, подростков, студентов к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив ...
Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на уроках русского языка.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при проведении тестирований, презентаций к материалам урока....
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...
Технологии развития творческого мышления в формировании профессиональных компетенций.
План урока для публикации на тему "Составление мудборда - Архитектура"....
Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО
Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....