МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО
статья

Говорова Валентина Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

Успех обучения студентов обеспечивается не только усилиями отдельных преподавателей, а системой продуманной и хорошо поставленной методической работы всех членов педагогического коллектива.

Главная цель методической работы - повышение эффективности и качества педагогического процесса, рост профессионального мастерства преподавателей.

Основными задачами методической работы каждого преподавателя являются:

  • повышение теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий;
  • использование в образовательном процессе наиболее эффективных методов, рациональных приёмов и средств обучения;
  • интенсификация образовательного процесса за счёт использования различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;
  • повышение специальной квалификации преподавателей и их методического мастерства;
  • разработка учебно-методических материалов к различным видам занятий;
  • совершенствование системы проверки и оценки знаний, навыков и умений обучаемых;
  • совершенствование аудиторной и самостоятельной работы учеников;
  • обобщение и распространение опыта работы преподавателей

По содержанию решаемых задач  методическая работа подразделяется на учебно-методическую и научно-методическую.

Учебно-методическая работа охватывает: вопросы разработки рабочих программ, тематических планов, учебно-методических материалов для различных видов занятий, методических пособий,  вопросы совершенствования методического мастерства преподавателей и обобщение и распространение ее опыта в учебном заведении в целом.

Научно-методическая работа охватывает, в первую очередь, разработку основных организационно-методических документов, определяющих деятельность учебного заведения. К ним относятся: учебный план и учебные программы дисциплин.

Основными формами методической работы в целом по колледжу являются:

  • заседания методического совета учебной организации;
  • лекции и доклады по методике обучения и воспитания;
  • научно-методические конференции и семинары;
  • взаимные посещения занятий преподавателями по однопрофильным дисциплинам;
  • написание методических пособий, разработок.

В колледже  в качестве документов, планирующих методическую работу, являются:

  • учебные планы;
  • учебные программы по дисциплинам и модулям;
  • тематические планы учебных дисциплин и модулей.

Особую и самую важную часть методической работы преподавателя составляет его подготовка к учебным занятиям. Это обусловлено тем, что здесь реализуются социальные (морально-психологические)  и педагогические требования( организационные, дидактические, воспитательные).

Правильной является такая подготовка к занятию, когда преподаватель видит в ней необходимые условия для своего творчества.

Только определённая система в подготовке к занятиям может обеспечить высокий уровень как отдельных занятий, так и всего комплекса их в течение учебного года, избавив преподавателя от перегрузки при ежедневной подготовке к каждому занятию.

В систему подготовки преподавателя к занятиям входят:

  • общая методическая подготовка;
  • подготовка к учебному году;
  • подготовка к учебной теме (системе занятий);
  • подготовка к отдельным занятиям.

Все звенья этой системы тесно связаны между собой. Её элементы имеются в работе каждого преподавателя, но содержание и соотношение их у разных преподавателей не одинаковое.

Обычно в практике многих преподавателей центр тяжести их работы падает на подготовку к отдельным занятиям, а подготовке к учебному году и к учебной теме уделяется недостаточное внимание.

 Практика показывает, что более рациональной является такая система подготовки, при которой центр тяжести переносится на подготовку к учебному году и к системе занятий. При такой организации труда преподаватель яснее видит перспективу своей работы с обучаемыми, у него освобождается время перед самим занятием для творческого решения важных, текущих вопросов организации педагогического процесса. Чем основательнее и глубже преподаватель провёл подготовку к учебному году и к системе занятий, тем меньше он затрачивает сил и времени на непосредственную подготовку к отдельным занятиям.

1.Общая методическая подготовка преподавателя предполагает совершенствование его теоретического и методического уровня. Преподаватель собирает необходимый материал, работает с интернетом. Чтобы собранные материалы не превратились в бессмысленное накопительство, нужно знать, что собирать и зачем. (иллюстрации, фотографии, цифровой материал, материал, ситуации,  задачи и др);

Создаются дидактические материалы (наглядные пособия, схемы, таблицы), а также учебно-методические материалы к занятиям, опорные конспекты, задания для индивидуальной работы с обучаемыми.

Таким образом, собирается то, что поможет преподавателю как можно лучше раскрыть и довести до сознания обучаемых содержание предмета, сделать его преподавание живым и интересным.

Такая «методическая лаборатория» нужна каждому преподавателю. Она является теоретической основной для повышения качества образовательного процесса, намного облегчает подготовку преподавателя к занятиям, является основной научного обобщения его опыта.

2.Подготовка преподавателя к учебному году

Ведется в двух направлениях:

- изучение условий, в которых ему предстоит преподавать (состояние знаний, особенности обучаемых, наличие оборудования, необходимого для прохождения программного материала)

- личная подготовка к преподаванию курса (совершенствование знаний по своему предмету, по педагогике и психологии; знакомство с достижениями опыта других преподавателей).

3.Подготовка к учебной теме (системе занятий) включает следующие вопросы:

- установление связи данной темы с предыдущими и последующими темами курса;

- формулирование общих учебных и воспитательных целей и задач темы;

- отбор материала, подлежащего изучению;

- определение возможностей восприятия всего материала темы обучающимися  и   планирование системы занятий.

 Мастерство преподавателя на данном этапе работы проявляется в том, чтобы выбрать такой вариант, который наиболее точно соответствует данным педагогическим условиям.

Как подготовить обучаемых к восприятию новой темы: определяется, что и на каком занятии дать новое, а что целесообразно повторить для усвоения последующего нового материала; уточняется место, где и как будет проводиться проверка знаний и навыков обучаемых; осуществляется к учебной теме подбор дидактических материалов (таблиц, плакатов, презентаций, слайдов, видеофрагментов и т.д.).

4.Подготовка преподавателя к отдельному занятию 

 Подготовиться к занятию - значит заранее решить, как обеспечить усвоение учебного материала всеми обучаемыми в течение отведенного времени.

При подготовке к занятию преподаватель решает, как связать данное занятие с предыдущими, как реализовать дидактические цели занятия (мобилизуя их внимание на отбор нужного материала); определяет ход занятия (его этапы), уточняет содержание материала (обязательный, который обучаемые должны усвоить на уровне воспроизведения, и информативный, его усвоение достаточно на уровне знакомства), определяет методику проведения занятия с учетом подготовленности и активности обучаемых, устанавливает порядок использования технических средств и дидактических материалов; определяет объем задания на самостоятельную работу и пути проверки выполнения заданий (активность обучаемых при выполнении заданий на самоподготовке повышается, если в задания  включаются элементы  творчества).

Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога.

Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он  должен принять, что :

•        постоянно будут изменяться основные профессиональные образовательные программы, учебные планы,

•        он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов,

•        он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться,

•        он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.

Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития.

Мы понимаем, что на уроках необходимо создать условия максимально приближенные к трудовой деятельности, окунуть студентов в атмосферу предприятия, заставить их мыслить и действовать самостоятельно, принимать решения, брать на себя ответственность.

Напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность методической работы нельзя. Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата  можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы.

Но сами по себе идеальные  цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов: собственная инерция, разочарование из-за прежних неудач, отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей, недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему, состояние здоровья, нехватка времени, ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов: методическая работа в колледже, обучение на курсах, пример и влияние коллег, пример и влияние руководителей, организация труда в колледже, внимание к этой проблеме руководителей, доверие, самообразование, интерес к работе, возрастающая ответственность, возможность получения признания в коллективе

Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база).

В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если:

•        цели и задачи методической службы будут ясными и привлекательными;

•        деятельность методической службы построена на диагностической основе;

•        основные решения принимаются коллегиально;

•        методическая служба гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается ;

•        поддерживается мотивация кадров;

•        обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения;

•        постоянно повышается уровень готовности коллектива к методической деятельности.

Литература

1.Бусыгина А. Л. Совершенствование педагогической компетентности

преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса: канд. пед. наук: 13.00.08 / Бусыгина Алла Львовна. – СПб., 1994. – 189 с.

2.Евплова, Е.В. Дидактика профессионального образования: специфика преподавания экономических дисциплин в системе СПО [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Евплова, Д.С. Гордеева. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед.ун-та, 2019. –

3.Саранцева, М. В. / Управление процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне / М. В. Саранцева, В. Н. Куровский // Томск. Вестник – ТГПУ. – 2010. Вып 1(91). – С. 58-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Виды и направления методической работы преподавателя

Виды и направления методической работы преподавателя. . Как правильно написать анатацию к методической разработке....

Роль презентации в методической работе преподавателя

Презентация -это дидактическое средство обучения состоящей из слайдов  одной темы с использованием текстовой, графической  ,звуковой  информацией,  др .Цели презентацииДидактически...

Мастер-класс как современная форма методической работы преподавателя

Мастер-класс начинается с подготовительного организационного этапа, затем происходит презентация опыта преподавателя и выполнение заданий в соответствии с обозначенной задачей. На заключительном этапе...