Методические рекомендации по дисциплине"Экономика"
учебно-методический материал

Алехина Елена Сергеевна

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам для освоения теоретического и практического материала по дисциплине "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_distsipline_ekonomika.docx87.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области

«Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»

Методические рекомендации

по дисциплине «Экономика»

Специальности

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

43.02.13 «Технология парикмахерского искусства»

2019 г.

Рассмотрено и одобрено на

заседании цикловой комиссии

ФЭ и СД

Протокол № _____ от

«___» _________20____г.

______________Е.С. Алехина

Методические рекомендации учебной дисциплины «Экономика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

43.02.13 «Технология парикмахерского искусства»

Организация-разработчик: ГПОУ  ТО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»

Разработчик:

Алехина Е.С. преподаватель ГПОУ ТО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Пояснительная записка

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Экономика» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Самостоятельная работа студентов - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная работа, проектируемая на основе компетентностного подхода, рассматривается как условие профессиональной подготовки выпускника, готового к практической деятельности.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов, как основы формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развития умений по поиску и использованию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие информационно-познавательной компетенции: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, умений по планированию повышения квалификации;
  • развития исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.

По учебной дисциплине «Экономика» используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: сообщения (рефераты), презентации, подготовка к практическим работам (решение задач), составление таблиц по тексту, изучение дополнительной литературы, индивидуальные проекты и другие.

ТЕМА 1.1. «ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ»

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Создание презентации.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  2. Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: написание теста по теме.

Задание 2. Создание презентации по теме «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли».

Цель задания: углубление знаний по теме и привитие навыков библиографического поиска необходимой информации (на бумажных носителях, в электронном виде).

Методические указания:

  1. Разработайте план презентации по выбранной теме
  2. Подберите информационный материал, с использованием которых будет строиться презентация. В презентации отразить следующее: Альфред Нобель – создатель фонда Нобелевской премии; требования к выдвигающим кандидатов; процесс выбора лауреата; лауреаты 1969 года; лауреаты 1970-х годов; лауреаты 1980-х годов; лауреаты 1990-х годов; лауреаты 2000-х годов, значение Нобелевской премии.
  3. Подберите отдельные информационные ресурсы на электронных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (Power Point).
  4. Выполните презентацию с использованием разработанных презентационных ресурсов (слайдов).

При оформлении презентации смотреть требования к оформлению:

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

ТЕМА 1. 2. «ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ»

Виды самостоятельной работы:

  • решение задач на определение прибыли и рентабельности.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы для закрепления и систематизация знаний студентов по теме «Факторы производства. Прибыль и рентабельность».

Методические указания по выполнению задания:

  1. Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  2. Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача        1.        Типография        располагает        следующими        данными:        реализованная продукция 65034,6 тыс. руб.; полная себестоимость продукции 53481 тыс. руб.

Рассчитать прибыль от реализации продукции.

Решение: Определим прибыль от реализации продукции по формуле: П = ТП – Сполн,        Если, ТП = 65034,6 тыс. руб.        С = 53481 тыс. руб. Тогда: П = 65034, 6 – 53481 = 11553,6 тыс. руб.

Ответ: прибыль от реализации продукции составит 11553, 6 тыс. руб.

Задача 2. Определить прибыль и рентабельность от реализации 5000 шт. журнала при себестоимости 1 шт. 128 руб. и оптовой цене 140 руб.

Решение:

  • Определим себестоимость от реализации 5000 шт. журнала: 5000 шт. х 128 руб = 640000 руб.
  • Определим выручку реализации 5000 шт. журнала 5000 шт. х 140 руб = 700000 руб
  • Определим прибыль по формуле: П = ТП – Сполн, Если, ТП = 700000 руб        Сполн = 640000 руб. Тогда:        П = 700000 – 640000 = 60000 руб
  • Определим        рентабельность        изделия        по        формуле:        (прибыль        от реализации/себестоимость реализованной продукции)*100

Рентабельность = (60000/640000)*100=9,4%

Ответ: прибыль от реализации журналов составит 60000 руб., рентабельность от их реализации 9,4%

Задача 3. Решить самостоятельно. Уфимский полиграфкомбинат реализовала за год продукции на сумму 95800 тыс. руб. Полная себестоимость составила 74350  тыс. руб. Определить прибыль от реализации продукции, рентабельность изделий.

Задача 4. Решить самостоятельно. Экономические показатели поточной линии комбината: фактический выпуск продукции, учебной литературы в год 170000 шт; себестоимость 1 учебника 114,86 руб.; цена оптовая 1 учебника 129,89 руб. Рассчитать сумму прибыли от производства продукции и уровень рентабельности изделия.

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 1.4. «ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Анализ сравнительной таблицы типов экономических систем.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться   к   выполнению   тестового   задания, для  чего        рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

 Задание 2. Проанализировать сравнительную таблицу типов экономических систем, составленную на семинарском занятии.

Цель задания: обобщить и систематизировать знания по теме.

Методические указания по выполнению задания:

  1. Проанализировать сравнительную систему типов экономических систем.
  2. Привести примеры стран, относящихся к разным типам экономических систем.

Сравнительная таблица

Критерии для сравнения

Тип экономических систем

Вид собственности

Развитие рыночных отношений

Степень планирования

Кем решаются главные вопросы экономики: что, как и для кого производить?

Положительные явления и процессы

Отрицательные явления и процессы

Примеры стран

Форма отчетности: отчет по заданию.

ТЕМА 1.5. «СОБСТВЕННОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ»

Виды самостоятельной работы:

  • Заполнение таблицы «Типы рыночных структур».

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

 Задание 2. Заполнение таблицы «Типы рыночных структур».

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительную систему типов рыночных структур.
  2. Привести примеры известных фирм, относящихся к разным типам рыночных структур.

Типы рыночных структур

Критерии для сравнения

Тип рыночных структур

Монополия

Олигополия

Совершенная конкуренция

Монополисти- ческая

конкуренция

Количество фирм-

продавцов в отрасли; возможность

Размеры фирм;

Количество

покупателей в отрасли;

Вид товара;

Барьеры для входа в

отрасль

Доступность рыночной

информации        (уровень цен, спрос)

Отдельной фирмы повлиять на рыночную

цену

 Рекомендуемая литература: Киреев А.С. Экономика. Учебник для 10-11 классов / А.С. Киреев. – М.: Вита, 2015 год.

Форма отчетности: отчет по заданию.

ТЕМА 2.1 СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Виды самостоятельной работы:

  • Сбор        материала        по        доходам        и        расходам        семьи        для        проведения практической работы «Расчет семейного бюджета»

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  2. Подготовиться к выполнению практической работы, для чего необходимо собрать следующую информацию:
  • Доходы семейного бюджета за 1 месяц и год (заработная плата, пенсия, стипендия, имущественные доходы, банковские проценты и другое)
  • Расходы семьи: налоги, обязательные платежи, затраты на продукты, одежду, товары длительного пользования, услуги и др.

Рекомендуемая литература:

  • Киреев А.С. Экономика. Учебник для 10-11 классов / А.С. Киреев. – М.: Вита, 2015 год.

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 3.1 «ТОВАР И ЕГО СТОИМОСТЬ»

Виды самостоятельной работы:

  • Подготовка к семинарскому занятию.

Цель задания: сбор информации для проведения семинарского занятия на теме.

Методические указания:

  1. Подготовиться к написанию сообщений по указанным темам:
  • Натуральное производство: понятие и основные черты.
  • Товарное производство: понятие и основные черты.
  • Товар: понятие, потребительная стоимость и стоимость.
  • Меновая стоимость товара.
  • Двойственный характер труда, заключенного в товаре.
  • Закон стоимости.
  • Закон предельной полезности.
  1. Оформить сообщения в соответствии с требованиями

Форма отчетности: выступление на уроке

ТЕМА 4.1. «РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. РЫНОЧНЫЕ

СТРУКТУРЫ»

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Решение задач на механизм взаимодействия спроса и предложения

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение рынка.
  2. Проанализируйте виды рынков.
  3. Кратно обоснуйте функции рынка.
  4. Сформулируйте сущность законов спроса и предложения.
  5. Перечислите факторы, влияющие на спрос и предложение.

 Задание 2. Решение задач на механизм взаимодействия спроса и предложения.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы для закрепления  и систематизация знаний студентов по теме «Рынок» и получения умений построения кривых спроса и предложения, нахождения равновесной цены и объема.

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача 1. Функция спроса на данный товар имеет вид: Qd=15-3Р, а функция предложения имеет вид Qs=-5+2Р. Определите равновесную цену и равновесный объем.

Решение: для нахождения равновесной цены необходимо приравнять функцию спроса с функцией предложения и решить уравнение. Qd=Qs

-5+2Р = 15-3Р, Р=4 руб. – это равновесная цена. Для определения равновесного объема необходимо найденное значение цены подставить в одну из функций. Например, объем спроса будет равен Qd=15-3*4=3 шт.

Задача 2. Функция спроса на данный товар имеет вид: Qd=15-3Р, а функция предложения имеет вид Qs=-5+2Р. Определить в каком состоянии будет рынок при цене 3 рубля.

Решение: Если дана фиксированная цена (Р), то можно определить объем неудовлетворительного спроса или излишка предложения. Для этого необходимо подставить фиксированную цену в соответствующие функции, а затем подсчитать разницу между Qd и Qs.

Объем спроса равен: Qd=15-3*3=6 штук.

Объем предложения равен: Qs=-5+2Р = -5+2*3=1 шт.

На рынке дефицит товара, так как спрашивают 6 шт., а предлагают 1 шт.

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 4.2. «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ»

Виды самостоятельной работы:

  • Подготовка к семинарскому занятию.
  • Проработка        обобщающей таблицы по организационно – правовым формам предприятий.

Задание 1. Сбор информации для проведения семинарского занятия на теме Цель задания: подготовиться для проведения семинарского занятия на теме. Методические указания:

  1. Подготовиться к написанию сообщений по указанным темам:
  • Предприятие в рыночной экономике: понятие, признаки.
  • Виды предприятий.
  • Понятие        предпринимательской        деятельности.        Принципы предпринимательства.
  • Индивидуальное предприятие.
  • Производственный кооператив.
  • Хозяйственные товарищества.
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  1. Оформить сообщения в соответствии с требованиями.

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

Задание 2. Проработка обобщающей таблицы по организационно – правовым формам предприятий.

Цель задания: обобщение и систематизация знаний студентов по организационно – правовым формам предприятий.

Методические указания:

  1. внимательно  прочитать        материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  2. Подготовиться к фронтальному опросу, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: выступление на уроке

ТЕМА 4.3. «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

Виды самостоятельной работы:

  • Решение задач на расчет показателей производительности труда.

 Задание 2. Решение задач на определение показателей производительности труда.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Расчет показателей      производительности      труда»     путем     решения        задач на производительность труда.

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача 1. На сколько процентов изменится показатель производительности труда в плановом периоде, если за отчетный период продукции выработано на сумму 2500тыс.руб. Численность работающих составляла 1350 человек, в плановом периоде объем вырабатываемой продукции должен возрасти на 6% численность останется без изменения.

Решение.

Расчет можно произвести на основании изменений показателя выработки. Выработка на одного рабочего за отчетный период составит:

В = Q / N = 2500 / 1350 = 1,85 тыс. руб./ чел.

По условию объем вырабатываемой продукции увеличивается на 6% и будет составлять 2650 тыс. руб.

При сохранении численности в плановом периоде показатель выработки будет составлять: Вп = 2650 / 1350 = 1,96 тыс. руб. /чел.

Рост производительности труда составит:

∆В = 1,96 – 1,85 = 0,11 тыс. руб. или 6%.

Ответ: Рост производительности труда составит 6%.

Задача 2. Определить показатели производительности труда: среднегодовой, среднедневной и среднечасовой, если за год продукции выработано на сумму 10000 тыс. руб., среднесписочная численность рабочих – 380 человек, количество рабочих дней в году 204, эффективная продолжительность рабочего дня – 8 ч.

Решение.

Среднегодовая выработка на одного рабочего может быть найдена по формуле: Вг = Q / Nр = 10000 / 380 = 26,3 тыс. руб.

Одним рабочим в течении года произведено продукции на сумму 26,3 тыс. руб., продолжительность года ,по условию 204 дня, следовательно среднедневная выручка на одного рабочего будет составлять: Вдн = 26,3 / 204 = 0,13 тыс. руб..

При продолжительности рабочей смены 8 часов, часовая выработка рабочего составит: Вч = 0,13 / 8 = 0,02 тыс.руб..

Ответ: Вг =26,3 тыс.руб., Вдн = 0,13 тыс. руб., Вч = 0,02 тыс.руб..

Задача 3. Решить самостоятельно. Определить как изменится производительность труда. Если известно, что на предприятии внедрили три группы мероприятий, каждое из которых повлекло за собой изменение производительности труда. Изменение производительности труда:

  • 1 группа мероприятий - +2%
  • 2 группа мероприятий - -4%
  • 3 группа мероприятий - -12,5%

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте

ТЕМА 4.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ. БЮДЖЕТ ЗАТРАТ

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Решение задач на расчет издержек производства.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: написание теста

 Задание 2. Решение задач на издержки производства.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Расчет издержек производства и выручки предприятия».

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача 1. Заполните недостающие данные в таблице.

Q

TC

FC

VC

AFC

AVC

ATC

10

550

100

450

10

45

55

20

590

100

490

5

24,0

29,5

30

630

100

530

3,3

17,7

21

Решение задачи. Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами.

  • ТС(Q )=FC+VC(Q) валовые издержки = постоянные + переменные
  • АТС(Q)=ТС/Q средние издержки = валовые/количество
  • АFС(Q) =FС/Q средние постоянные издержки = постоянные/ количество
  • АVС=VС/Q средние переменные издержки= переменные / количество

Задание 2. Постоянные издержки равны 200 рублей, средние переменные издержки при производстве 4-ой единицы продукции равны 40 рублей. Чему равны средние общие издержки 4-ой единицы продукции?

Решение. Средние общие издержки 4-ой единицы продукции = средние постояные издержки 4-й единицы продукции+ средние переменные издержки 4-й единицы продукции. Средние общие издержки 4-ой единицы продукции=200/4+40=90 руб.

Задание 3. Восстановите по данным таблицы о затратах (издержках), значения недостающих показателей.

Неполные данные о затратах фирмы.

Q

TC

FC

VC

AFC

AVC

ATC

MC

100

300

11

200

7

300

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте

ТЕМА 5.1. РЫНОК ТРУДА. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И МОТИВАЦИЯ ТРУДА

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Решение задач

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: написание теста

 Задание 2. Решение задач на номинальную и реальную заработную плату.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Проведение расчетов по заработной плате».

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача 1. Номинальная заработная плата в стране в завершившемся году повысилась на 5,4%, а реальная – понизилась на 4,7%. Определите изменение уровня стоимости жизни.

Решение        задачи:        Изменение        стоимости        жизни        измеряется        индексом        цен        на предметы потребления и услуги. Соотношение между реальной, номинальной заработной платой и стоимостью жизни определяется следующей формулой: I(ЗП'р)=I(ЗП'н)*100/I(ИЦ),

I(ЗП'н) – индекс номинальной заработной платы; I(ЗП'р) – индекс реальной заработной платы;

I(ИЦ) – индекс цен на предметы потребления и услуги. Отсюда найдем: I(ИЦ)=I(ЗП'н)*100/I(ЗП'р).

В нашем случае индекс номинальной заработной платы равен 105,4%, индекс реальной заработной платы 95,3, поэтому индекс стоимости жизни будет равен 110,5% (105,4*100/95,3).

Задача 2. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в отчетном периоде составила 20 тыс. р., в базисном – 14 тыс. р. Цены в среднем на товары и услуги увеличились в 2 раза. Индекс цен Ip = 2. Определите индексы реальной и номинальной заработной платы.

Решение:

  1. Индекс покупательной способности рубля равен:        Iп.с. = 1 : Ip = 1 : 2 = 0,5.
  2. Реальная заработная плата за отчетный период составила: 20 : 2 = 10 тыс. р. или 20 · 0,5 = 10 тыс. р.
  3. Индекс номинальной заработной платы равен:        20 : 14 = 1,428.
  4. Индекс реальной заработной платы равен частному от деления реальной средней заработной платы на среднюю заработную плату базисного периода: 10 : 14 = 0,714 или 1,428 : 2 = 0,714.

Задача 3. Решить самостоятельно. В секторе экономики фонд заработной платы работников в базисном году составлял 1528 млрд. грн., в отчетном – 1936 млрд. грн. Среднегодовая численность работников, принимаемая для исчисления средней заработной платы, равняется соответственно 1100 и 1200 тыс. человек. Потребительские цены на товары и услуги возросли в 1,25 раза.

Определите:

  1. начисленную среднемесячную заработную плату работников за каждый год;
  2. индексы номинальной и реальной заработной платы. Сделайте выводы.

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте

ТЕМА 5.2. БЕЗРАБОТИЦА. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Работа с сайтом Департамента труда и занятости Вологодской области и сайтом занятости Грязовецкого района.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: написание теста

 Задание 2. Сбор информации с сайта Департамента труда и занятости Вологодской области и сайта занятости Грязовецкого района.

Цель задания: умение пользоваться информацией о занятости и безработице на сайте Департамента труда и занятости Вологодской области и сайте занятости Грязовецкого района. Подготовиться к проведению практической работы.

Методические указания:

  1. Зайдите на сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области по ссылке: http://depzan.gov35.ru
  2. Откройте        вкладку        Ведомственная        информация,        раздел        «Статистика», уровень безработицы.
  3. Изучите информацию по уровню безработицы в Вологодской области и по районам области.
  4. Выберите статистические данные и оформите в виде таблицы «Анализ уровня безработицы».
  5. Сделайте вывод об уровне безработицы по области и отдельным районам.

Анализ уровня безработицы

Районы области

Уровень безработицы, %

1 год

2 год

3 год

1) Новомосковский

2) Ефремовский

…………..

Итого по области

Форма отчетности: отчет по заданию.

ТЕМА 6.1. ДЕНЬГИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Создание презентации.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

Форма отчетности: написание теста по теме.

 Задание 2. Создание презентации.

Цель задания: углубление знаний по теме и привитие навыков библиографического поиска необходимой информации (в электронном виде).

Тема для выполнения презентации: «История денег»

Методические указания:

  • Разработайте план презентации по выбранной теме
  • Подберите информационный материал, с использованием которых будет строиться презентация.
  • Подберите отдельные информационные ресурсы на электронных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (Power Point).
  • Выполните презентацию с использованием разработанных презентационных ресурсов (слайдов).

При оформлении презентации смотреть требования к оформлению: приложение Б.

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

Форма отчетности: выступление на уроке

ТЕМА 6.2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Виды самостоятельной работы:

  • Решение задач.

 Задание. Решение задач на банковские проценты.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Определение доходности по банковским операциям».

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач.

Задача 1. Банки А и Б предлагают своим вкладчикам следующие условия начисления процентов: процентная ставка 10% годовых, проценты начисляются по полугодиям. При этом банк А начисляет проценты по простой процентной ставке, а банк Б по сложной. В какой банк лучше положить свои деньги в сумме 50000  рублей на 1 год? Какова величина начисленных процентов?

Решение:

  • Определить наращенную стоимость        по простой процентной ставке.
  • S=P* (1+n*i)        S= 50000* (1+2*0.05)= 55000 рублей.
  • Определить нчисленные проценты в банке А= 55000-50000= 5000 рублей.
  • Определяем начисленные проценты по сложной процентной ставке. S=P* (1+i)N        S= 50000* (1+0.1/2)2= 55125 рублей.
  • Начисленные проценты в банке Б = 55125-50000=5125 рублей.
  • Вывод: Банк Б предлагает вкладчикам более выгодные условия, так как начисленные проценты в этом банке выше.

Задача 2. Банки А и Б предлагают своим вкладчикам следующие условия начисления процентов: процентная ставка 10% годовых, проценты начисляются по кварталам. При этом банк А начисляет проценты по простой процентной ставке, а банк Б по сложной. В какой банк лучше положить свои деньги в сумме 60000  рублей на 1 год? Какова величина начисленных процентов?

Решение:

  • Определить наращенную стоимость        по простой процентной ставке.

o S=P* (1+n*i)        S= 60000* (1+4*0.025)= 66000 рублей.

  • Начисленные проценты в банке А= 66000-60000= 6000 рублей.
  • Определяем начисленные проценты по сложной процентной ставке.

o S=P* (1+i)N        S= 60000* (1+0.1/4)4= 66240 рублей.

  • Начисленные проценты в банке Б =66240 – 60000 = 6240        рублей.
  • Вывод:  Банк        Б предлагает вкладчикам более выгодные условия, так как начисленные проценты в этом банке выше.

Задача 3. Решить самостоятельно. Банк А предлагает своим вкладчикам следующие условия вложения: сложная процентная ставка 12% годовых, проценты начисляются ежеквартально. У банка Б условия для вкладчиков такие: сложная процентная ставка 11% годовых, проценты начисляются ежемесячно. Куда можно порекомендовать вложить деньги вкладчику, если он хочет положить в банк 25 тысяч рублей на 2 года.

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 6.3. ЦЕННЫЕ БУМАГИ: АКЦИИ, ОБЛИГАЦИИ. ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Виды самостоятельной работы:

  • Решение задач.

 Задание. Решение задач на определение доходности по ценным бумагам.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Проведение расчетов по ценным бумагам».

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач, решить задачу самостоятельно.

Задача 1. Акция номинальной ценой 1000 рублей приносит годовой дивиденд в размере 35%. Определить доходность в рублях.

Решение: величина дивиденда в рублях будет равна 350 руб. (1000*35%=350).

Задача 2. Определим текущий купонный доход по облигации номиналом 10000 руб. при 20% годовых.

Решение: Iк = 0,2 · 10000 = 2000 руб.

Решить задачу 3. Уставный капитал акционерного общества 36 млн. рублей. Предприятие выпустило обыкновенные акции номиналом 1000 рублей за 1 штуку. В качестве дивидендов было выплачено 10,2 млн. рублей. Какой стал ориентировочный курс акций, если банковский процент по вкладам составил 20%.

Пояснения к задаче:

  1. Определить        количество        выпущенных        акций        из        формулы        определения номинальной стоимости.
  2. Определить дивиденд на 1 акцию. (Все дивиденды разделить на количество акций).
  3. Определить курс акций. (Курс акций = дивиденд на 1 акцию / банковский процент).

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 6.4. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Виды самостоятельной работы:

  • Проработка лекционного материала.
  • Аналитическая задача.

 Задание 1. Работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к тестовому заданию по теме.

Цель задания: закрепление и систематизация знаний студентов по теме.

Методические        указания        по        выполнению        задания        для        внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе.
  • Подготовиться к выполнению тестового задания, для чего рекомендуется повторить и проанализировать изученный учебный материал.

 Задание 2. Решение аналитической задачи: Анализ информации по инфляции.

Цель задания: проанализировать информацию по уровню инфляции в России за три последние года.

Методические указания:

  1. Зайдите        на        сайт        Центрального        банка        России        по        ссылке:        www.cbr.ru Центральный банк Российской Федерации.
  2. Откройте        вкладку        Статистика,        далее        найти        раздел        «Инфляция        на потребительском рынке»
  3. Изучите информацию по уровню инфляции за 3 последние года.
  4. Выберите статистические данные и оформите в виде таблицы «Анализ уровня инфляции».
  5. Сделайте вывод о темпах роста цен.

Анализ уровня инфляции

Месяцы

Уровень инфляции, %

1 год

2 год

3 год

Январь

Февраль

…….

Декабрь

Форма отчетности: отчет по задаче.

ТЕМА 7.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • Создание презентации.

Задание. Создание презентации по теме «Методы регулирования экономики».

Цель задания: углубление знаний по теме и привитие навыков библиографического поиска необходимой информации (в электронном виде).

Методические указания:

  • Разработайте план презентации по выбранной теме.
  • Подберите информационный материал, с использованием которых будет строиться презентация.
  • Подберите отдельные информационные ресурсы на электронных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (Power Point).
  • Выполните презентацию с использованием разработанных презентационных ресурсов (слайдов).

При оформлении презентации смотреть требования к оформлению: приложение Б.

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

Форма отчетности: выступление на уроке.

ТЕМА 7.4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Виды самостоятельной работы:

  • Решение задач.

 Задание. Решение задач на определение макроэкономических показателей.

Цель задания: подготовиться к проведению практической работы «Определение основных макроэкономических показателей».

Методические указания по выполнению задания:

  • Внимательно прочитать учебный материал, изложенный в опорном конспекте и учебной литературе
  • Изучить алгоритм решения предложенных задач, решить задачу самостоятельно.

Задача 1. Решить задачу: “Номинальный ВВП в 2004 г. (базисном) составил 400 млрд. руб. а в 2005 г. – 440 млрд. руб. Индекс – дефлятор ВВП 1995г. был равен 125%. Как изменился реальный ВВП 2005 г. по сравнению с реальным ВВП 1994г.? Решение: По условию задачи 2004 г. является базисным, а значит номинальный и реальный ВВП для него совпадают, т.е. реальный ВВП 1994г. равен 400 млрд. руб.

Реальный ВВП 2005г. можно найти, разделив номинальный ВВП на индекс – дефлятор ВВП 2005 г.:

Реальный ВВП 2005г. = 440 млрд. руб. / 125% * 100% = 352 млрд. руб. Реальный ВВП снизился по сравнению с 2004г.

Задача 2. Задача. Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД.

Расходы на личное потребление

825

Валовые частные внутренние инвестиции

224

Государственные расходы

302

Экспорт

131

Импорт

422

Чистые поступления доходов факторов от остального мира

15

Чистые частные внутренние инвестиции

198

Косвенные налоги на бизнес-фирмы

107

Ответ:

ВВП = 825 + 224 + (302 – 131) + (422 – 410) = 1232 ВНП = ВВП + ЧФД = 1232 + 15 = 1247

ЧНП = ВНП – (валовые инв. – чистые инв.) = 1247 – 26 = 1221 НД = ЧНП – косвенные налоги = 1221 – 107 = 1114

Задача 3. Решить самостоятельно. На основе данных таблицы определите ВНП по потоку доходов и по потоку расходов.

Счет

Ден.ед

Валовые частные инвестиции

110

Дивиденды

10

Проценты за кредит

8

Проценты по облигациям

6

Заработная плата наемных работников

266

Жалование служащих

170

Прибыль корпораций

226

Налоги на прибыль корпораций

100

Косвенные налоги на бизнес

40

Рентные платежи

44

Доходы от собственности

38

Государственные расходы на ВНП

180

Потребительские расходы

520

Чистые частные инвестиции

90

Чистый экспорт

18

Форма отчетности: отчет по инструкционной карте.

ТЕМА 8.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ — ИНДИКАТОР ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

Виды самостоятельной работы:

  • реферат

 Задание. Подготовка и написание реферата по теме «Проблемы вступления России  в ВТО»

Цель задания: углубление знаний по теме и привитие навыков библиографического поиска необходимой информации (на бумажных носителях, в электронном виде).

  • План реферата по теме «Проблемы вступления России в ВТО» Введение
  1. Всемирная торговая организация.
  1. ВТО. История организации.
  2. Цели, принципы и особенности деятельности
  1. Россия и ВТО.
  1. Основные плюсы вступления в ВТО
  2. Основные минусы вступления в ВТО Заключение

Литература

Методические указания:

  1. Изучите        методические        указания        по        написанию        доклада        (реферата)        
  2. Подберите необходимую литературу (статистический материал).

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

Форма отчетности: выступление на уроке.

ТЕМА 8.3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Виды самостоятельной работы:

  • Подготовка к семинарскому занятию.
  • Подготовка презентаций по вопросам выступлений

Цель задания: сбор информации для проведения семинарского занятия на теме.

Методические указания:

  1. Подготовиться к написанию сообщений по указанным вопросам: Проблема мира и разоружения.

Экологическая проблема. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Освоение космоса и мирового океана.

  1. Оформить сообщения в соответствии с требованиями.
  2. Сделать презентации по указанным темам. .

Форма отчетности: выступление на уроке.

ТЕМА 8.4. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Виды самостоятельной работы:

  • Создание презентации.

Задание. Создание презентации по вопросам: «Россия на мировом рынке».

«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»

Цель задания: углубление знаний по теме и привитие навыков библиографического поиска необходимой информации (в электронном виде).

Методические указания:

  • Разработайте план презентации по выбранной теме.
  • Подберите информационный материал, с использованием которых будет строиться презентация.
  • Подберите отдельные информационные ресурсы на электронных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (Power Point).
  • Выполните презентацию с использованием разработанных презентационных ресурсов (слайдов).

При оформлении презентации смотреть требования к оформлению.

Интернет-ресурсы:

  • www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  • www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  • www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
  • www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

Форма отчетности: выступление на уроке.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

1.        Борисов Е.Ф. Основы        экономики:  учебник  и  практикум  для  СПО  /  Е.  Ф.  Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019

2.        Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. — Москва : Издательство Юрайт, 2017.

Дополнительная:

3.        Клочкова, Е. Н. Экономика организации : учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под редакцией Е. Н. Клочковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2017.

4. Иванова Н. В. Налоги и налогообложение. – Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 2017

Интернет-ресурсы:

5.         http://www.aup.ru/books - Электронные книги по менеджменту, маркетингу и финансам

6.        http://www.alleng.ru/d/econ - Основы экономической теории

7.        http://www.economicus.ru - Проект института «Экономическая школа

8.        http://economictheory.narod.ru - Экономическая теория On-Line, книги, статьи

9.        http://ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

Наглядные пособия:

10.        Презентации по темам курса:

- Трудовые ресурсы

- Международная экономика

- Налогообложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика отрасли"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли»  для  специальности 270802   «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предназначен для студентов заочного обучен...

Методические рекомендации по дисциплине "Основы экономики" для студентов- заочников.

Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к циклу социально-экономических дисциплин. Дисциплина «Основы экономики» нацелена на формирование у студентов современного экономического мышления...

Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации»

Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации» Общеобразовательного цикла основной профессиональной программы по специальности 250109 «Садово – парковое и ландшафтное строительс...

Учебно - методический комплекс по дисциплине :"Экономика"

Экономическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика организации"

В учебно-методическом комплексе рассматриваются вопросы рыночной структуры, особенности функционирования её основных звеньев, логика конкурентной и ценовой политики, рыночная и отраслевая структура. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По дисциплине «Экономика и управление организацией»

Данная разработка содержит лекционный материал, типовые примеры решения задач а так же задачи для самостоятельного решения (по вариантам)...

Методические указания по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов 1 курсов обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов 1 курсов обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)», содержа...