Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика организации"
учебно-методическое пособие на тему
В учебно-методическом комплексе рассматриваются вопросы рыночной структуры, особенности функционирования её основных звеньев, логика конкурентной и ценовой политики, рыночная и отраслевая структура. Показано, каким образом проводится оценка финансово-экономических показателей деятельности организаций. Совершенствованию процесса обучения по дисциплине способствует комплексное методическое обеспечение тем, состоящих из комплексов занятий. УМК включает лекционный материал, методические рекомендации по выполнению практических работ, тесты для проверки усвоения материала, контрольные вопросы для промежуточной аттестации. УМК предполагает активное формирование профессиональных умений с помощью сборника практических задач и производственных ситуаций, имеющих оптимальные управленческие решения. Наличие структурно-логических схем и текстовое их описание способствует закреплению изученного материала. Сборник для самостоятельной работы над дисциплиной развивает у студентов навыки решения комплексных задач на базе теоретических и практических знаний и умений, полученных в процессе обучения. УМК дисциплины является пособием, способствующим лучшему усвоению, как теоретических, так и практических навыков производственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhnaya.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно-методический комплекс – учебное издание, представляющее собой совокупность учебных и учебно-методических материалов для изучения студентами дисциплины специальности, разрабатывается преподавателем на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана и рабочей программы дисциплины и на основе действующего Положения об УМК Брянского профессионально-педагогического колледжа.
Обоснование Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации» и его элементы учитывают общую идеологию федеральной, региональной политики и содействуют развитию системы среднего профессионального образования. Комплексное методическое обеспечение дисциплины - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно- методических средств обучения, необходимых для полного и качественного обеспечения образовательного процесса.
Базовыми требованиями к содержанию УМК и его элементам являются: соответствие целей и задач учебной дисциплины образовательному стандарту ФГОС СПО ; обоснованность актуальности содержания УМК и его элементов тенденциям модернизации среднего профессионального образования. Обоснование
Цель и назначение УМК: 1. Способствует развитию у студентов нового экономического мышления. 2. Формирует профессиональные умения с помощью методической документации при принятии управленческих решений и производственных ситуаций. 3. Формирует профессиональные компетенции при решении комплексных задач на базе теоретических и практических знаний и умений в производственной деятельности. 4. Способствует формированию компетенции деятельности специалиста.
Функции УМК Активизация самостоятельной работы студентов при изучению курса экономики организации . Интенсификация проверки и контроля знаний и умений студентов.
Доступности – изучение учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям Единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий Сознательности обучения Систематичности обучения Проблемности – возрастания мыслительной активности в процессе усвоения учебного материала Наглядности – чувственного восприятия изучаемого материала Прочности усвоения знаний – осмысление и рассредоточенное запоминание учебного материала Последовательности обучения Требования к УМК
Предисловие "Экономика организации" является общепрофессиональной экономической дисциплиной, играющей важную роль в формировании у управленцев глубокого понимания особенностей функционирования предприятий (организаций) в рыночных условиях, эффективного управления ресурсами организаций, повышения их конкурентоспособности . От решения вопроса о роли предприятия (организации) в современной отечественной экономике, о направленности и характере взаимосвязей между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями, о внутренних механизмах принятия решений на предприятиях зависит и определение управляемых факторов, влияющих на деятельность предприятия, и выработка рекомендаций по реструктуризации предприятий, оздоровлению внутренней структуры и механизмов управления. Предприятия формируют особенности поведения физических лиц, которое, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства. Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором держатся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей, то предприятия (организации) являются ее центральным звеном, производящим все материальные блага.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация к УМК дисциплины 2. Нормативная и учебно-методическая документация 3. Объем дисциплины и виды учебной работы, формы текущего и промежуточного контроля 3.1 Календарно-тематический план 4. Рабочая программа дисциплины 4.1 Цели и задачи изучения дисциплины 4.2 Тематический план дисциплины 4.3 Содержание курса дисциплины 4.4 Контрольно-измерительные материалы 5. Методические рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ и семинарных занятий 6. Опорный конспект наиболее значимых тем 7. Структурно-логические схемы 8. Энциклопедия ума 9. Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентами 10. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 11. Методические рекомендации для преподавателя Заключение
Аннотация к УМК дисциплины
В учебно-методическом комплексе рассматриваются вопросы рыночной структуры, особенности функционирования её основных звеньев, логика конкурентной и ценовой политики. Рассматриваются рыночная и отраслевая структура, экономика размещения отраслей, закономерности концентрации производства, олигополии, монополии и направления повышения эффективности функционирования отраслей. Показано, каким образом проводится оценка финансово-экономических показателей предприятий различных отраслей и оценка экономической эффективности их деятельности . УМК включает лекционный материал, методические рекомендации по выполнению курсовой работы, тесты для проверки усвоения материала, контрольные вопросы для промежуточной и итоговой аттестации. УМК дисциплины является пособием, способствующим лучшему усвоению, как теоретических, так и практических навыков производственной деятельности.
Структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации » Учебно-наглядное пособие «Экономика организации в таблицах и схемах» Рабочая программа по дисциплине Курс лекций Сборник задач и тестов УМК по дисциплине «Экономика организации» Учебно-методическое пособие «Технико-экономические расчеты» Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы студентами Электронная обучающая система Методические рекомендации и задания для выполнения практических работ
Место учебной дисциплины в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин Сегодня в России значительное внимание уделяется экономическому образованию, но оно, в основном, рассматривается в рамках школы или вуза. Но в школе экономика призвана сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а экономика в колледже должна носить прикладной характер, так как будущим специалистам необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки решения экономических задач в процессе производственно- хозяйственной и научно- технической деятельности предприятий отрасли . Развитие основных отраслей народного хозяйства напрямую зависит от качества экономического образования инженерно-технических работников предприятия.
В процессе изучения дисциплины «Экономика организации» у студентов вырабатываются навыки устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.
Нормативная и учебно-методическая документация
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: сущность организации, как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; механизмы ценообразования, формы оплаты труда; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Выписка из учебного плана Индекс Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся (час.) Курс 3 максимальная Самостоятельная работа Обязательная аудиторная семестр 6 всего занятий в т. ч. лекций и семинаров лабораторных и практических работ курсовых работ (проектов) ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП.01 Экономика организации Экзамен 6 семестр 126 42 84 44 40 - 84 Специальность: Прикладная информатика(по отраслям) Квалификация: техник-программист Образовательный уровень СПО: базовый Форма обучения: очная Нормативный срок обучения: 3г. 10 м.
Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 126 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 84 в том числе: лабораторные работы - практические занятия 40 контрольные работы - Самостоятельная работа обучающегося (всего) 42 в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа 42 Итоговая аттестация в форме экзамена Объем дисциплины и виды учебной работы, формы текущего и промежуточного контроля
Календарно-тематический план На 2 семестр 2014-2015 учебный год Преподавателя Иванцовой Л.В. По учебной дисциплине Экономика организации Специальности СПО Прикладная информатика ( по отраслям) Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной Методическим Советом колледжа Рассмотрен на заседании цикловой комиссии специальностей Прикладная информатика (по отраслям) и Страховое дело (по отраслям) Протокол № 6 от 10.01.2015г. Курс группа 3ПИ-12 3ПИ1- 12 Количество часов по рабочему учебному плану макс 126= 84+42 Председатель ПЦК Иванцова Л.В.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж» Разработчик : Иванцова Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Содержание Паспорт программы продукта Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Паспорт программы учебной дисциплины Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности Прикладная информатика (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки в учреждениях СПО. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Экономика организации относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла . Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа; самостоятельной работы обучающегося 42 часов.
Структура и содержание учебной дисциплины Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 126 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 84 в том числе: практические занятия 40 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 42 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа; подготовка к практическим работам , сообщения, доклады 42 Итоговая аттестация в форме экзамена
Условия реализации учебной дисциплины Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя: комплект учебно-наглядных пособий «Экономика организации»; Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор « Вепд ». Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники 1.Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – КноРус , 2007. -250 с. 4 . Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика фирмы : учебное пособие. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2008.-461 с . Дополнительные источники 1.Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие.- М: Инфра - М, 2008.-519 с. 2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. -3-е изд., перераб . и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 718с
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: определять организационно-правовые формы организаций оценка преподавателем отчета по практической работе планировать деятельность организации; оценка преподавателем отчета по практической работе определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; оценка преподавателем отчета по практической работе заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; оценка преподавателем отчета по практической работе рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; оценка преподавателем отчета по практической работе находить и использовать необходимую экономическую информацию. оценка преподавателем отчета по практической работе Знания : сущность организации, как основного звена экономики отраслей; тестирование, экзамен основные принципы построения экономической системы организации; тестирование, экзамен управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; тестирование, экзамен организацию производственного и технологического процессов; тестирование, экзамен состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; тестирование, экзамен способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; тестирование, экзамен механизмы ценообразования, формы оплаты труда; тестирование, экзамен основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; тестирование, экзамен аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. тестирование, экзамен
Цели и задачи изучения дисциплины Требования к уровню освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: сущность организации, как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов;
Тематический план дисциплины Аудиторные занятия Внеаудиторная самостоятельная работа студентов № занятия Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий Максимальная нагрузка Количество часов Вид занятий Материальное обеспечение занятий Кол-во часов Самостоятельная работа Домашнее задание Контрольно-измерительные материалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздел 1.Отрасли народного хозяйства 26 18 8 Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике 3 2 1 1. Содержание дисциплины и ее задачи. Аспекты развития отрасли, организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. 3 2 сообщение новых знаний Дидактический материал по теме 1 подготовка и написание сообщений, докладов [1] стр.8-14 Тема 1 .2. Принципы построения экономической системы организации 9 6 3 2. Организация (предприятие): цель деятельности, основные технико-экономические показатели деятельности организации и методика их расчёта. 3 2 сообщение новых знаний Дидактический материал по теме 1 подготовка и написание сообщений, докладов [1] стр.8-14 тестирование 3. Организационно-правовые формы организаций. Основные принципы построения экономической системы организации. 3 2 комб. Программные электронные средства 1 подготовка и написание сообщений, докладов [1] стр.43-47
Содержание курса дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Раздел 1.Отрасли народного хозяйства. Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике Содержание учебного материала: 1. Содержание дисциплины и ее задачи. Аспекты развития отрасли, организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Сущность организации, как основного звена экономики отраслей Тема 1 .2. Принципы построения экономической системы организации Содержание учебного материала: 2. Организация (предприятие): цель деятельности, основные технико-экономические показатели деятельности организации и методика их расчёта. 3. Организационно-правовые формы организаций. Основные принципы построения экономической системы организации. Тема 1.3. Производственная структура организации (предприятия) Содержание учебного материала: 4. Тенденции развития производственной инфраструктуры организации (предприятия), пути её совершенствования. 5. Типы производства, их технико-экономическая характеристика. Производственная структура организации (предприятия), факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры 6. Функциональные подразделения организации (предприятия). Производственная инфраструктура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия) Тема 1.4. Производственный и технологический процессы Содержание учебного материала: 7. Организация производственного процесса: понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. 8. Производственный цикл, длительность его организации в пространстве.
Контрольно-измерительные материалы Дисциплина Экономика организации________________ (наименование дисциплины ) Специальность 230701 Прикладная информатика ( по отраслям) Форма обучения: очная
Комплект контрольно-измерительных материалов ( КИМов ) по учебной дисциплине «Экономика организации» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: _ _ Прикладная информатика _(по отраслям). (код, наименование специальности) Организация-разработчик : ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж» Разработчики: Иванцова Л.В., преподаватель колледжа Рекомендован Методическим советом Брянского профессионально-педагогического колледжа
Пояснительная записка Комплект контрольно-измерительных материалов ( КИМов ) для выявления знаний и умений, уровня подготовки студентов учебной дисциплины Экономика организации разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: Прикладная информатика (по отраслям) (код, наименование специальности) и является частью основной профессиональной образовательной программы.
Модель контроля по учебной дисциплине «Экономика организации» Фонд учебного времени 126 часов Примечание: РК – рубежный контроль Наименование разделов, тем Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Т1.1. Т1.2. Т1.3. Т1.4. Т2.1. Т2.2. Т2.3. Т3.1. Т3.2. Т3.3. Т4.1. Т4.2. Т4.3. Виды контроля РК РК РК РК Итоговая аттестация – экзамен
Кодификатор содержания учебной дисциплины Экономика организации № п/п Название дидактических единиц по учебной дисциплине Номер задания Номера заданий тестового задания уметь: 1. определять организационно-правовые формы организаций ПР 1 2. планировать деятельность организации; ПР 10 3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; ПР 2,3,4,5 4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; ПР 10 5. рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; ПР 12-20 6. находить и использовать необходимую экономическую информацию. ПР 10 7. знать: 8. сущность организации, как основного звена экономики отраслей; Т 1 9. основные принципы построения экономической системы организации; Т 1 10. управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; Т 1 11. организацию производственного и технологического процессов; Т 1 12. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; Т 1 13. способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; Т 1 14. механизмы ценообразования, формы оплаты труда; Т 1 15. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; Т 1 16. аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Т 1
Материалы рубежного контроля по учебной дисциплине «Экономика организации» Цель: закрепление теоретических знаний по определению типов предприятия и типа производства на предприятии. Место выполнения – работа на уроках
1 . В условиях рыночной экономики предприятие является: а) Самостоятельным хозяйственным субъектом; б) Не является самостоятельным хозяйственным субъектом 2. Имеет ли право предприятие: а) Самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией; б) Нанимать и увольнять работников; в) Отказываться платить налоги в местные, региональные и федеральные органы власти 3. Производственная деятельность предприятия заключается в: а) Производстве продукции на рынок; б) Посредничество при внедрении товаров на рынок; в) Оказание консультационных услуг 4. Результатом производственной деятельности предприятия являются: а) Рост прибыли; б) Увеличение цен на продукцию предприятия; в) Повышение рентабельности производства 5. Организационно-правовые формы предприятий это: а) Государственное предприятие; б) Малое предприятие; в) Общество с ограниченной ответственностью; г) Совместное предприятие; д) Акционерное общество 6. К малым предприятиям относят: а) Российское предприятие с числом занятых 50 человек ; б) Российское предприятие с числом занятых 400 человек; в) Американское предприятие с числом занятых 250 человек; 7. К крупным предприятиям относят: а) Предприятия с числом занятых 480 человек; б) Предприятие с числом занятых 510 человек Тестовые задания
Методические рекомендации по выполнению практических работ студентами Организация-разработчик : ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж» Разработчик: Преподаватель Л.В.Иванцова
По учебной дисциплине Экономика организации Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 230701 Прикладная информатика (по отраслям) и является частью основной профессиональной образовательной программы. Методические указания по выполнению практических работ составлены в помощь студентам . Выполнение практических работ позволяет закрепить и систематизировать теоретические знания и приобрести практические навыки по отдельным темам дисциплины, способствует формированию навыков самостоятельной работы у студентов, а также формированию учебно-познавательной и социально-трудовой компетенций.
Перечень практических занятий (40 часов) Практическое занятие № 1 Определение видов и особенностей организационно-правовых формы организаций. Практическое занятие №2 Расчет показателей эффективного использования основных фондов. Практическое занятие №3 Определение состава материальных ресурсов. Расчет показателей эффективного использования оборотных средств . Практическое занятие №4 Определение состава трудовых ресурсов организации . Практическое занятие №5 Расчет показателей производительности труда, средней заработной платы и ФОТ. Практическое занятие №6 Составление калькуляции продукции, работ, услуг . Практическое занятие №7 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг . Практическое занятие №8 Определение цены и стоимости продукции, товаров, услуг. Практическое занятие №9 Расчет прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг . Практическое занятие №10 Содержание форм первичных экономических документов. Типовые формы документов. Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации. Использование необходимой экономической информации в деятельности подразделений организации. Практическое занятие №11 Определение состава финансовых ресурсов . Практическое занятие №12 Типовые методики расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия ). Практическое занятие № 13 Методика расчета и оценки объемных показателей. Практическое занятие № 14 Методика расчета и оценки показателей организации труда и заработной платы. Практическое занятие № 15 Методика расчета и оценки показателей себестоимости продукции, работ, услуг. Практическое занятие № 16 Методика расчета и оценки финансовых результатов. Практическое занятие № 17 Определение показателей финансовой устойчивости. Практическое занятие № 18 Измерители ликвидности и платёжеспособности. Практическое занятие № 19 Параметры деловой и рыночной активности. Практическое занятие № 20 Методика расчета показателей финансовой отчетности организации . Комплексное задание
Основные цели выполнения практических работ: Образовательные : усвоить содержание теоретического материала. Развивающие: содействовать способности использовать теоретические знания при решении практических задач.
Практическое занятие № 1 Определение видов и особенностей организационно-правовых формы организаций Работа с Гражданским Кодексом РФ часть 1, глава 4.
Практическое занятие № 2 Расчет показателей эффективного использования основных фондов Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Содержание понятия «основные средства». 2. Классификация, состав, структура основных средств. 3. Виды оценки основных средств по стоимости 4. Амортизация основных средств. Расчет амортизационных отчислений. 5. Общие и частные показатели использования основных средств. Задача 1. Определить первоначальную и остаточную стоимость металлорежущего станка, если известны следующие данные. Цена станка, использование которого начато три года назад, составляла 4,5 тыс.д.е ., доставка и монтаж - 0,5 тыс , д.е . Норма амортизации - 14,2 % в год. Затраты на капитальный ремонт и модернизацию станка составили за время эксплуатации 2,5 тыс.д.е . Задача 3. Малое предприятие приобрело металлорежущий станок с ЧПУ, стоимостью 80,00 д.е . Нормативный срок службы станка составляет 10 лет. Определить сумму амортизационных отчислений станка. Задача 4. Определить оптимальный срок службы оборудования, первоначальная стоимость которых составляет 200 тыс. д.е ., норма расходов на текущий ремонт - 10%. Ликвидационную стоимость принять равной нулю.
Определение состава материальных ресурсов. Расчет показателей эффективного использования оборотных средств. Дайте краткие ответы на вопросы: 1.Оборотные средства-это…. 2.Состав и структура оборотных средств. 3.Показатели использования оборотных средств. 4.Результаты и пути повышения эффективности использования обо ротных средств . Задача 1. Предприятие в следующем году планирует увеличить объем реализованной продукции на 14% при сокращении длительности производственного цикла на 25%. В базовом периоде реализовано продукции на 24108 д.е . Время одного оборота оборотных средств составляло 30 дней. Определить: общую величину оборотных средств, а также условную экономию оборотных средств от ускорения оборачиваемости в плановом периоде . Задача 2 . В прошедшем году объем выпуска продукции на предприятии составлял 300 д.е . при общем нормативе оборотных средств 30,5 д.е . В планируемом году предусмотрено увеличение объема выпуска продукции на 15%. Какой станет при этом величина оборотных средств? Как должна будет измениться длительность оборота в планируемом году ? Практическое занятие №3
Определение состава трудовых ресурсов организации. Дайте краткие ответы на вопросы: 1 . Состав, функции и структура персонала предприятия. 2. Определение численности персонала. Использование показателей выработки, трудоемкости и норм обслуживания, Задача 1. Рассчитать численность основных рабочих фирмы по строительству коттеджей, если средняя трудоемкость строительства одного коттеджа составляет 52 человеко-дня. В месяц фирма планирует строить 45 коттеджей при условии шестидневной рабочей недели. Задача 2. Рассчитать фонд оплаты труда на государственном предприятии: Исходная информация: Базовая технологическая трудоемкость единицы продукции – 100 час/шт. Планируемый объем производства – 810 шт./год. Минимальная зарплата - 12000 руб./мес.. Эффективный фонд времени одного работающего – 1920 час/год. Задача 3. Используя исходные данные задачи 2 рассчитать, как изменится фонд оплаты труда на государственном предприятии при сокращении технологической трудоемкости производства продукции на 20%. Практическое занятие №4
Расчет показателей производительности труда, средней заработной платы и ФОТ Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Формы оплаты труда. Особенности их использования. 2. Назначение, содержание и использование тарифных систем для организации оплаты труда . Задача1 . Определить заработную плату экономиста, если должностной оклад составляет 25 тыс. руб .,Плановый фонд рабочего времени 160 часов, фактически отработано 140 часов. Задача 2. Определить годовой и месячный уровни производительность труда, если объём производства составил 1500 тыс.руб , численность работающих 5 чел. Рассчитать фонд оплаты труда на государственном предприятии: Исходная информация: Базовая технологическая трудоемкость единицы продукции – 100 час/шт. Планируемый объем производства – 810 шт./год. Средний разряд по оплате труда ППП - 8-ой . (тарифный коэффициент - 2,34, минимальная зарплата - 12000 руб./мес.). Коэффициент выполнения норм - 1. Эффективный фонд времени одного работающего – 1920 час/год. Продолжительность смены 8 часов.- Стимулирующие и компенсирующие выплаты составляют 30% к тарифной части заработной платы. Дополнительная зарплата - 20% к тарифу с учетом выплат. Практическое занятие №5
Составление калькуляции продукции, работ, услуг. Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Содержание, классификация, структура и динамика издержек. 2. Роль переменных и условно-постоянных издержек в формировании затрат на производство и себестоимости -единицы продукции. 3. Смета затрат на производство: назначение, элементы затрат. Информация, необходимая для планирования затрат на производство. 4. Расчет себестоимости единицы продукции по статьям калькуляции. Прямые и косвенные расходы. Распределение косвенных расходов по номенклатуре производимой продукции. 5. Понятие маржинальной прибыли . Задача 1. Черная масса вала руля - 8,5 кг. Чистая масса - 7 кг. Цена заготовки -1,15 д.е . Цена отходов - 7,01 д.е . за тонну. Заработная плата на всех операциях вала составила 0,28 д.е . Расходы по цеху составляют 250%, общезаводские расходы - 130% от заработной платы рабочих. Расходы, связанные с реализацией, составили 5% от заводской себестоимости. Определить цеховую, заводскую и полную себестоимость изделия . Задача 2. Определить себестоимость изделий А и Б, производимых в объеме 100 и 50 шт./год соответственно, если затраты на материалы и комплектующие при изготовлении изделия А - 75 д.е ./шт., Б - 70 д.е ./шт. Заработная плата на всех операциях при изготовлении изделия А - 100 д.е ., изделия Б - 200 д.е . Косвенные затраты фирмы, выпускающей эти изделия - 80 000 д.е ./год. Практическое занятие №6
Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Содержание, классификация, структура и динамика издержек. 2. Роль переменных и условно-постоянных издержек в формировании затрат на производство и себестоимости -единицы продукции. Задача 1 Составить плановые калькуляции себестоимости изделий А и В, распределяя косвенные расходы двумя способами: пропорционально основной зарплате ОПР с учетом затрат машино-часов на одно изделие. Исходные данные: Показатели: Изделие А Изделие В - Объем производства, шт./год 150 250 - Стоимость материалов и комплектующих , д.е./шт. 410 280 - Основная заработная плата основных рабочих, д.е./шт. 450 150 - Дополнительная зарплата и отчисления на социальные нужды, % 50 50 - Потребность в машино-часах на одно изделие, маш .-час./шт. 70 20 Суммарные косвенные расходы составляют 1080 тыс. д.е . в год, в том числе расходы, связанные с работой оборудования 280 тыс. д.е ./год . Практическое занятие №7
Определение цены и стоимости продукции, товаров, услуг Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Виды цен на продукцию. Элементы цены. 2. Условия, определяющие формирование цены реализации на предприятии. 3. Условия, определяющие величину розничной цены товара. 4. Формальные методы установления конкурентоспособной цены на продукцию производственной фирмы, условия и особенности их применения. 5. Влияние розничных цен на оборачиваемость оборотных средств и эффективность деятельности торговой фирмы. 6. Роль скидок к цене. Определение их предельной величины. Задача 1 . Предприятие выпускает изделие, себестоимость которого 100 д.е ./шт. Какая цена должна быть установлена на это изделие, чтобы максимизировать прибыль, получаемую предприятием, если рыночная цена является функцией объема продаж, а именно: Ц= 200-0,1 N . Задача 2. Определять максимальную с точки зрения сохранения массы прибыли величину скидки к цене изделия, если размер приобретаемой посредником партии изделий по сравнению с традиционными продажами по справочной цене возрастает в 1,5 раза, а доля переменных затрат в справочной цене изделия составляет 0,25 . Практическое занятие №8
Расчет прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг. Дайте краткие ответы на вопросы: 1. Состав балансовой прибыли. Платежи в государственный бюджет из балансовой прибыли предприятия. Направления использования чистой прибыли. 2. График рентабельности и определение точек безубыточности. Практическое занятие № 9
Содержание форм первичных экономических документов. Типовые формы документов. Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации. Использование необходимой экономической информации в деятельности подразделений организации Практическое занятие № 10
Определение состава финансовых ресурсов. Практическое занятие № 11
Типовые методики расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия). Дайте краткие ответы на вопросы: Оценка имущественного положения фирмы. Оценка ликвидности. Оценка деловой активности. Виды рентабельности и их расчет. Задача 1. В отчетном году предприятие реализовало продукции на 600 д.е ., получив при этом 200 д.е . прибыли. Определить затраты на одну денежную единицу реализованной продукции и рентабельность производства . Задача 2. Фирма производит изделие А, максимальный объем продаж которого — 100 шт./год. Производственные мощности загружены не полностью. На свободных мощностях можно организовать производство изделия Б, которое требует более дорогих материалов и больших затрат труда. Спрос пока невелик, и планируемый объем продаж изделия Б — 50 шт./год при цене не более 900 д.е ./ пгт . А Б Переменные затраты, тыс. д. е./ шт. материалы 50 100 заработная плата рабочих 100 200 Постоянные затраты, тыс. д. е./год 60 000 Планируемая цена реализации, тыс. д. е./шт. 800 900 Определить целесообразность производства и реализации изделия Б. Практическое занятие № 12
Методика расчета и оценки объемных показателей Задача 1. В результате проработки технического задания на модернизацию части системы управления бортовой РЛС (система обзора) возникло три варианта модернизации. Для их оценки предлагается использовать показатели качества, приведенные в таблице : Каждому показателю в результате экспертного опроса был присвоен соответствующий коэффициент весомости: Время обзора: КВ 1 =0,10 Масса: КВ 2 =0,40 Наработка на отказ: КВ 3 =0,30 Цена устройства: КВ 4 =0,15 Эксплуатационные затраты: КВ 5 =0,05 Вариант 1 - базовая система обзора. Найти лучший вариант модернизации, используя следующие критерии: 1. Обобщающий показатель качества. 2. Минимум приведенных затрат в эксплуатации на единицу обобщающего показателя качества. Показатели Значение показателя по вариантам модернизации 1 2 3 4 1 . Время обзора, с 3,0 4,0 3,2 3,0 2. Масса, кг 10 9 6 7 3. Наработка на отказ, часов/отказ 6000 5000 4000 4500 4. Цена устройства, д.е./шт. 200 100 220 250 5. Эксплуатационные затраты, д.е ./год 600 200 250 250 Практическое занятие №13
Практическое занятие №14 Методика расчета и оценки показателей организации труда и заработной платы. Практическое занятие №15 Методика расчета и оценки показателей себестоимости продукции, работ, услуг. Практическое занятие №16 Методика расчета и оценки финансовых результатов Практическое занятие №17 Определение показателей финансовой устойчивости Практическое занятие №18 Измерители ликвидности и платёжеспособности. Практическое занятие №19 Параметры деловой и рыночной активности. Практическое занятие №20 Методика расчета показателей финансовой отчетности организации.
Комплексное задание Оценить эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, используя основные технико-экономические показатели: Объемные показатели. Трудовые показатели. Показатели использования имущества. Показатели себестоимости продукции, работ услуг. Показатели, характеризующие финансовые результаты. Показатели, оценивающие финансовое состояние субъекта. Исходные данные для расчета студент определяет самостоятельно.
Выполнив практические задания (№№12-20), студент должен ответить на следующие контрольные вопросы : - в каком случае предприятие считается платёжеспособным ; - для какой цели производится оценка ликвидности баланса; - показатели характеризующие структуру источников средств; - влияние различных факторов на финансовое положение организации; - показатели доходности организации (предприятия).
Опорный конспект наиболее значимых тем
Главное назначение данного учебного пособия – помочь студентам в изучении достаточно сложных вопросов, касающихся экономики организации. Учебное пособие охватывает десять основных тем учебной дисциплины. Каждая тема учебного пособия завершается вопросами для самоконтроля, предназначенными для закрепления студентами изученного материала.
Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике Тема 2.1. Имущество и капитал. Тема 2.2. Оборотные средства Тема 2.3. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции, услуг Тема 3.2. Ценообразование в рыночной экономике Тема 4.1. Экономическая информация –информационный ресурс организации Содержание лекционного курса
Тема 1.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основными характерными чертами предприятия являются: производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы. Коммерческие организации имею т своей целью получение прибыли. Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками . Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом . В полном товариществе все участники равны в своих правах и обязательствах по делам созданной ими фирмы. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. В полном товариществе все участники равны в своих правах и обязательствах по делам созданной ими фирмы. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Тема 2.1. Имущество и капитал . Наиболее высокую долю в структуре имущественного комплекса предприятия занимают основные фонды . Основные фонды делятся на материальные и нематериальные К материальным основным фондам (основным средствам) относятся здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент и т.д. К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии и т.д. Для учета, анализа и оценки основные средства группируются по функциональному назначению; по отраслевому признаку; по вещественно-натуральному составу; по степени участия в производственном процессе
Тема 2.2. Оборотные средства Важной частью имущества организации (предприятия) являются оборотные средства. Оборотные средства - это средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия . Экономическое значение рационального использования оборотных фондов выражается в следующем. 1. Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды . 2. Экономия материальных ресурсов, внедрение в производство новых, более экономичных материалов 3. Стремление к экономии материальных ресурсов побуждает к внедрению техники и совершенствованию технологических процессов. 4. Экономия в потреблении материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению общественной производительности труда. 5. Экономия материальных ресурсов ведет к существенному снижению себестоимости промышленной продукции. 6. Существенно влияя на снижение себестоимости продукции, экономия реальных ресурсов оказывает положительное воздействие и на финансовое состояние организации (предприятия).
Тема 2.3. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации границами трудоспособного возраста считается у мужчин 16-59 лет включительно, у женщин 16-54 года. Трудовые ресурсы включают экономически активное население (занятые и безработные) и экономически неактивное население (неработающие пенсионеры и инвалиды). В нашей стране существуют три основных компонента организации оплаты труда: - техническое нормирование, труда - процесс установления обоснованных норм труда, которые используются при определении расценок; - тарифное нормирование труда - система тарифных нормативов или тарифная система, складывающаяся из тарифных ставок, тарифных сеток, тарифно-квалификационных справочников, должностных окладов для служащих, доплат и надбавок к тарифной заработной плате; - формы и системы оплаты труда - способы использования норм труда и тарифной системы для расчета заработной платы.
Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции, услуг Прежде чем начать производство продукции, каждая организация (предприятие) определяет какой доход, какую прибыль оно сможет получить. Прибыль организации (предприятия) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на её производство. Цена продукции на рынке формируется под действием спроса и предложения . Издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию . Валовой доход - это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности организации ( предприятия). Валовая выручка представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется в фактических ценах реализации. Валовая прибыль часть валового дохода предприятия (организации), которая остается после вычета всех обязательных расходов.
Тема 3.2. Ценообразование в рыночной экономике Цена - денежное выражение товарной стоимости продукции, услуг. Ценовая политика фирмы - важнейшая составляющая часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовой стратегии. Цели и задачи ценовой политики: 1. Сохранение стабильного положении на рынке при умеренной рентабельности (за рубежом показатель рентабельности крупных компаний 8 -10%). 2. Максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности. (Эту цель целесообразно ставить в краткосрочной поли тике цен.) 3. Максимальное увеличение сбыта (приводи г к увеличению прибыли). 4. Завоевание лидерства на рынке и в определении цен (эту цель преследуют, как правило, крупные компании ). Ценообразующие факторы: 1. Спрос и предложение. Спрос - это желание и возможность потреби теля купить товар или услугу в определённое время и в определённом месте. Предложение - количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определённое время и в определённом месте. 2. Эластичность спроса и предложения. 3. Конкуренция - сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением. Ценовая конкуренция вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Неценовая конкуренция - вид конкурентной борьбы посредством повышения качества товаров. 4. Состояние финансово-кредитной сферы - соотношение между суммой иен товаров и количеством денег в обращении (зависит от инфляции, золотовалютного резерва). 5. Потребители - важный фактор, оказывающий влияние на цены.
Тема 4.1. Экономическая информация –информационный ресурс организации Бухгалтерская отчетность - это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам . Все пользователи бухгалтерской информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности организации (предприятия). Цель анализа бухгалтерского отчета - возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, платежеспособность и доходность . бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке. По балансу определяют, сумеет ли хозяйствующий субъект в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами, или ему угрожают финансовые затруднения.
Структурно – логические схемы
Структурно – логические схемы наглядно демонстрируют содержание учебной дисциплины. Данное пособие может использоваться как наглядное пособие, концентрирующее внимание студентов на главных элементах анализируемого материала. Пособие может быть использовано в процессе самоподготовки, при выполнении практических работ.
ЭКОНОМИКА это Предмет изучения НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Единый комплекс взаимосвязанных отраслей, сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества Основные сферы Сфера материального производства Производственная сфера Первичная составляющая (добыча сырья, растениеводство, животноводство); Промышленная составляющая (производство материалов, машин и оборудования); Составляющая конечного продукта (производство предметов потребления); Образование ; Здравоохранение ; Социальное обеспечение ; Жилищно-коммунальные услуги; Бытовое обслуживание населения; ЭКОНОМИКА Предмет изучения НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Единый комплекс взаимосвязанных отраслей, сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества
СЕКТОР Государственный сектор Совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей т функций, выполняемых ими в экономическом процессе В зависимости от формы собственности различают: Частный сектор В соответствии с принятой системой национальных счетов (СНС) сформированы следующие секторы 1. Сектор нефинансовых организаций Совокупность организаций, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли 2. Сектор финансовых учреждений 3. Сектор государственных учреждений 4. Сектор домашних хозяйств 5. сектор некоммерческих организаций Банк России; Коммерческие банки; Финансовые посредники (инвестиционные и инновационные фонды,лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы и т.д ); Фондовые биржи Страховые кооперации и пенсионные фонды; Органы законодательной, судебной и исполнительной власти Фонды социального обеспечения Совокупность домашних хозяйств, состоящих из небольшой группы лиц, которые могут либо осуществлять производственную деятельность, либо совместно потреблять различные виды товаров Организации, представляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе (финансируются за счёт спонсорской помощи, добровольных взносов и т.п.)
ОТРАСЛЬ (ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Совокупность организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов Деление по отраслям необходимо для: Идентификации экономической деятельности, заявляемой хозяйствующим субъектами при регистрации Подготовки статистической информации для сопоставления её на международном уровне Разработка нормативных правовых актов Получение информации о занятости населения, инвестиционной деятельности и т.д. в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) указан укрупненный перечень семнадцати отраслей основные из которых Добыча полезных ископаемых; Обрабатывающие производства; Строительство; Сельское и лесное хозяйство; Торговля; Образование; Здравоохранение и др.
СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Количественные соотношения между ее сферами, секторами, отраслями Отраслевая структура национальной экономики (производство ВВП по отраслям в 2013г.) Структура национальной экономики по секторам (выпуск по секторам в 2013г.)
Энциклопедия ума Пословицы и высказывания
Данная работа содержит выдержки из многих книг по экономике. Здесь собраны все мудрые мысли. Они обеспечат более глубокое изучение экономических дисциплин при самостоятельной работе студентов, при подготовке к лекциям, семинарам, зачетам и экзаменам, могут быть использованы в качестве раздаточного материала для обучения и самоконтроля.
Вот мудрый совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить». Кэтрин Уайтхорн Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти. Эвви Неф Деньги портят человека, а инфляция портит деньги. Борис Крутнер Самая большая ложь – это неверно понятая правда. Уильям Джеймс На одни и те же деньги можно жить и бедно, и богато. Валерий Попов, писатель Цель оправдывает средства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ
Труд – вот единственный способ создать себе достойное положение. Люк де Кланье де Вовенард (1715-1747), французский писатель Совершенные средства при неясных целях – характерный признак нашего времени. Альберт Эйнштейн Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра. Сенека Первое правило бизнеса – поступай с другими так, как он хотел бы поступить с тобой. Чарльз Диккенс Сладчайший из плодов – плод нашего собственного труда. Люк де Кланье де Вовенарг Кто не рискует, рискует еще больше, вот в чем трудность. Эрика Джонг
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентам Образование должно дать не только определенную сумму знаний, но и обеспечить высокий уровень культурного развития будущего специалиста, самостоятельность мышления, воспитать умение постоянно пополнять знания, повышать квалификацию, адаптироваться к перемене труда в ходе научно-технического прогресса, научить молодых людей учиться . Преподаватель должен настроить себя и студента на то, что он (студент) скорее учится сам, чем его учат. Таким образом, преподаватель помогает студенту учиться, а студент, в свою очередь, помогает преподавателю оптимально реализовать эту помощь . Актуальность работы обусловлена тем, что самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, формирования общих и профессиональных компетенций. Цель работы: систематизировать опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Задачи: 1) Раскрыть сущность самостоятельной работы обучающихся, определить место и функции самостоятельной работы в учебном процессе. 2) Рассмотреть дидактические требования и принципы организации самостоятельной работы. 3) Ознакомиться с классификацией видов и форм самостоятельной работы. 4) Выявить особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин.
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 1.Презентации по темам курса 2.Интернет-ресурсы www.Konsultant.ru – справочно-правовая система «Консультант-Плюс»; www.RBK.ru- официальный сайт агентства Росбизнесконсалтинг; www.prime-tass.ru- сайт Агентства экономической информации ; www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы; www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.akdi.ru/ — Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»; http://www.eeg.ru/ — макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации ; http://www.vedi.ru/ — макроэкономическая статистика России на сайте Аналитической лаборатории «Веди »; http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html/ — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте «Национальной электронной библиотеки»; http://www.online.rn/sp/iet/trends/ — обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода ; http://capitalizm.narod.ru — кризис мирового капитализма. Джордж Сорос. Книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, политических деятелей и их советников, специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам ; http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/ — история экономической мысли ( eng ). Тексты книг классиков экономической теории на английском языке ;
В настоящее время экономика стала чрезвычайно динамичной, усложнились технологии производства, а с ними и методы управления. Вследствие этого постоянно растут требования, предъявляемые к будущим специалистам. Для того, чтобы соответствовать требования современно производства необходимы глубокие знания экономических дисциплин, в частности «Экономика организации». Объем дисциплины составляет 84часа аудиторных занятий, в том числе 44 часа – теоретические занятия, 40 – практические занятия. Считаю, что лекция – одно из основных звеньев дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование у студентов базы для последующего усвоения материала методами практических работ и самостоятельной работы . Часто в качестве развивающей цели преподаватель определяет ее так – учить студентов мыслить (знания можно забыть, а умения мыслить навсегда остается с человеком). Однако, в таком виде цель не будет достигнута, так как она слишком общая, необходимо планировать конкретно: учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, обобщать, систематизировать, доказывать, ставить и разрешать проблемы. С помощью активных методов обучения преподаватель может сделать лекцию яркой, запоминающей и полезной для слушателей. Совершенствование методов и организационных форм учебной работы позволяет активизировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную творческую и практическую деятельность педагогов в процессе повышения их квалификации. Методические указания для преподавателей
Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине. УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, дающие возможность осуществления самоконтроля Целями учебно-методического комплекса дисциплины являются: систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства; улучшение ее методического обеспечения; повышение эффективности и качества занятий; внедрение активных методов обучения; оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала; правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов; оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства. Обобщая цели и назначение создания УМК можно сказать, что студенты видят непосредственно конечный результат своей деятельности, обратную связь, что, на мой взгляд, особенно важно при подготовке профессионалов своего дела. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации»
Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Экономика организации» Общеобразовательного цикла основной профессиональной программы по специальности 250109 «Садово – парковое и ландшафтное строительс...
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03" Организация хранения и контроль запасов сырья"
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03 " Организация хранения и контроль запасов сырья", разработан, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальност...
Учебно-методический комплекс по ПМ 01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции
Учебно-методический комплекс по ПМ 01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции...
Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по профессиональному модулю 01 специал
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю 01 (далее – УМКПМ) составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ 01, изложенными в Ф...
Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий
Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...