Методические рекомендации по дисциплине "Основы экономики" для студентов- заочников.
методическая разработка по теме
Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к циклу социально-экономических дисциплин. Дисциплина «Основы экономики» нацелена на формирование у студентов современного экономического мышления. Изучение учебной дисциплины «Основы экономики» является базовой для освоения «Экономики организации (предприятия)», «Маркетинга», «Менеджмента» и других дисциплин.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
На изучение дисциплины отводится 32 часа, в т.ч. 8 (14) часов, - аудиторных занятий и 24/18 часа на самостоятельное изучение. В соответствии с учебным планом, разработанным учебным заведением, по дисциплине «Основы экономики» предусмотрена 1 домашняя контрольная работа. По итогам изучения дисциплины – экзамен.
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь предоставление о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макро- и микро уровнях; о методах государственного регулирования экономики; о денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике государства.
Студенты должны знать: общие проблемы рынка, основы организации бизнеса, механизм ценообразования на рынке, основные макроэкономические показатели.
Студенты должны уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Для достижения этих задач предусмотрено использование различных форм и методов проведения занятий: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельные работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по дисциплине "Основы экономики" для студентов- заочников. | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Новороссийский колледж строительства и экономики» Краснодарского края
Методические указания и контрольные задания
по дисциплине «Основы экономики»
для студентов-заочников
2010
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР __________Плющева Н.В. "____" ___________ 200 г
| ОДОБРЕНА на заседании ЦМК социально-экономических дисциплин протокол № ____ от "___" _________200__г. Председатель ЦМК Сыроежкина Е.В. | Методические указания и контрольные задания для студентов -заочников разработаны в соответствии с примерной программой дисциплины «Основы экономики» для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования 29.04.02г. |
Согласовано Научно- методический совет Протокол № ____от "___" _________200 г | ||
Составитель Киреева В.В. |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к циклу социально-экономических дисциплин. Дисциплина «Основы экономики» нацелена на формирование у студентов современного экономического мышления. Изучение учебной дисциплины «Основы экономики» является базовой для освоения «Экономики организации (предприятия)», «Маркетинга», «Менеджмента» и других дисциплин.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
На изучение дисциплины отводится 32 часа, в т.ч. 8 (14) часов, - аудиторных занятий и 24/18 часа на самостоятельное изучение. В соответствии с учебным планом, разработанным учебным заведением, по дисциплине «Основы экономики» предусмотрена 1 домашняя контрольная работа. По итогам изучения дисциплины – экзамен.
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь предоставление о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макро- и микро уровнях; о методах государственного регулирования экономики; о денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике государства.
Студенты должны знать: общие проблемы рынка, основы организации бизнеса, механизм ценообразования на рынке, основные макроэкономические показатели.
Студенты должны уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Для достижения этих задач предусмотрено использование различных форм и методов проведения занятий: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельные работы студентов.
Тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во аудиторных занятий | Кол-во часов на самостоятельную работу |
1 | Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества. | ||
Тема 1.1. Назначение и структура экономики как науки. | 2 | ||
Тема 1.2. Организация хозяйственной деятельности. | 4 | ||
2 | Раздел 2. Микроэкономика. | ||
Тема 2.1. Рынок как форма экономических связей между производителями. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Свободное развитие рынка и его регулирование. | 4 | ||
Тема 2.3. Конкуренция и монополия. | 2 | ||
Тема 2.4. Экономические основы бизнеса. | 2 | ||
3 | Раздел 3. Макроэкономика. | ||
Тема 3.1. Структура экономики страны. | 2 | ||
Тема 3.2. Экономический рост национального хозяйства. | 2 | ||
Тема 3.3. Неустойчивость и развитие макроэкономики. | 4 | ||
4 | Раздел 4. Государственное регулирование макроэкономики. | 2 | |
Тема 4.1. Финансы и денежно-кредитная система. | 2 | ||
Тема 4.2. Бюджетно-налоговая система государства. | 2 | ||
Итого | 8 | 24 |
Примерное содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
Тема 1.1. Назначение и структура экономики.
Экономика как наука. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности, их структура. Закон Энгеля.
Роль потребностей в активизации хозяйственной деятельности. Экономические ресурсы и факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов.
Потребности и ресурсы. Проблема выбора. Основные вопросы экономики: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».
Тема 1.2. Организация хозяйственной деятельности.
Кооперация и разделение труда как исходные виды организационно-экономических отношений.
Типы организации хозяйства: натуральное и товарное.
Вопросы для самоконтроля.
- Что является предметом изучения экономики как науки?
- Назовите основные методы исследования экономики.
- Что такое экономические ресурсы?
- Назовите основные факторы производства.
- Что такое потребности, и какова их структура?
- В чем состоит сущность закона возвышения потребностей?
- Назовите основные вопросы экономики.
- Что показывает «кривая» производственных возможностей?
- В чем отличие товарного хозяйства от натурального?
Раздел 2. Микроэкономика.
Тема 2.1. Рынок как форма экономических связей между производителями.
Условия формирования и развития рынка. Субъекты и объекты рынка. Классификация рынков. Виды рынков. Функции рынка. Инфраструктура рынка.
Тема 2.2. Свободное развитие рынка и его регулирование.
Спрос и предложение. Факторы, определяющие величину спроса и предложения. Механизм рыночного ценообразования. Равновесная цена.
Тема 2.3. Конкуренция и монополия.
Конкуренция: ее сущность, виды, формы и методы. Рыночная структура: Совершенная и несовершенная.
Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия. Антимонопольная политика государства. Монополистическая конкуренция и олигополия.
Тема 2.4. Экономические основы бизнеса.
Собственность как экономическая категория. Формы и виды собственности. Форма организации бизнеса. Основной и оборотный капитал. Издержки фирмы. Коммерческое предпринимательство. Доход и прибыль. Организационно-правовые формы предприятии.
Вопросы для самоконтроля.
- Что такое рынок? Каковы условия формирования и развития рынка?
- Назовите функции и признаки классификации рынков.
- Что такое инфраструктура рынка?
- Что такое спрос? От чего зависит величина спроса?
- Назовите факторы, определяющие величину предложения?
- Что показывает равновесная цена? Каков механизм установления ценового равновесия?
- Сущность, виды, формы и методы конкурентной борьбы?
- Дайте характеристику совершенной и несовершенной конкуренции.
- Что такое монополия? Какие формы монополии Вы знаете?
- Какова роль монополии в условиях рынка?
- Назовите основные направления антимонопольной компании государства.
- Что такое бизнес? Назовите организационно-правовые формы предпринимательской деятельности?
- Что такое прибыль?
Раздел 3. Макроэкономика.
Тема 3.1. Структура экономики страны.
Основные направления экономической политики государства. Система национальных счетов. Макроэкономические показатели. Методы подсчета ВНП.
Тема 3.2. Экономический рост национального хозяйства.
Условия и факторы роста национального хозяйства. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Основные показатели экономического роста.
Тема 3.3. Неустойчивость и равновесие макроэкономики.
Циклическое развитие национального хозяйства. Экономический цикл и его фазы. Особенности экономического кризиса в России в 90-х годах ХХ в. и пути выхода из него.
Безработица и занятость. Причины и виды безработицы. Политика занятости.
Вопросы для самоконтроля.
- Основные направления экономической политики государства.
- Что изучает макроэкономика?
- Назовите основные макроэкономические показатели, их общие черты и особенности.
- Назовите факторы макроэкономического роста.
- Чем отличается интенсивный тип экономического роста от экстенсивного?
- Что такое макроэкономическое равновесие?
- В чем состоят причины экономических кризисов?
- Что такое экономический цикл и его фазы?
- Каковы причины неустойчивости и условия равновесия в развитии макроэкономики?
Раздел 4. Государственное регулирование макроэкономики.
Тема 4.1. Финансы и денежно-кредитная система государства.
Финансы и их роль в регулировании экономики. Финансовая система. Госбюджет: источники формирования и пути исполнения.
Денежный оборот. Уравнение обмена И. Фишера.
Инфляция: понятия, сущность, виды и формы.
Кредитная система.
Тема 4.2. Бюджетно-налоговая система государства.
Основные направления бюджетно-налоговой политики государства. Принципы, виды и функции налогов. Кривая Лаффера. Структура налоговой системы.
Вопросы для самоконтроля.
- Основные направления финансового регулирования макроэкономики.
- Что такое финансы? Какие функции выполняют финансы?
- Назовите источники формирования и пути исполнения Госбюджета.
- От чего зависит количество денег, необходимое для обращения?
- Что показывает уравнение обмена И.Фишера?
- Что такое инфляция? В чем состоят причины инфляции?
- Назовите основные направления антиинфляционной политики государства.
- Какова структура налоговой системы РФ?
- Функции и виды налогов? В чем сущность фискальной функции?
Методические указания по выполнению
контрольной работы
Задания контрольной работы разработаны по многовариантной (10 вариантов) системе. Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра студента.
Контрольная работа включает два теоретических и один практический вопрос из различных разделов учебной дисциплины «Основы экономики». При выполнении контрольной работы, студент должен изучить рекомендуемую литературу по данной тематике, раскрыть сущность вопросов, используя конкретные примеры, расчеты, графики, сделать вывод по каждому вопросу.
Работа выполняется на бумажном носителе (школьная тетрадь или формат А-4), используя рукописный шрифт или компьютерный набор.
Выполняя контрольную работу необходимо написать вопрос, а после вопроса должен следовать ответ на него. Каждый вопрос начинается с новой страницы. С левой стороны листа необходимо отступить, оставляя поля шириной 3-4 см. для замечаний проверяющего контрольную работу. В конце работы составляется список использованной литературы, ставится дата и подпись студента.
Работа должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком, исключая сокращения.
В зависимости от содержания, контрольная работа может быть «зачтена», «не зачтена», «зачтена условно». Комментарии и обоснование оценки отражается в рецензии на контрольную работу, которую дает преподаватель. Контрольная работа с оценкой «не зачтено» и «зачтена условно» требует доработки, с учетом рекомендаций преподавателя или повторного выполнения.
Задания, выполненные не по своему варианту, не зачитываются и возвращаются к студенту.
Задания для контрольной работы
Вариант 1
- Производство как процесс создания полезного продукта. Ресурсы и факторы производства.
- Понятие «предложение». Факторы, влияющие на величину предложения. Закон предложения.
- Подсчитайте количество денег, необходимое для обращения, если:
- Количество товаров, подлежащих реализации, равно (условно) - 400ед.
- Цена единицы товара – 2 тыс. руб.
- В течении года один и тот же денежный знак трижды возвращается в банк и выходит из него.
Вариант 2
- Потребности как экономическая категория. Структура потребностей. Роль и значение экономических потребностей в активизации производства.
- Конкуренция, ее виды, формы и методы. Роль конкуренции в экономическом механизме.
- Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуется следующими данными:
Цена за 1 кг (долл) | Объем спроса Q(d) (кг) | Объем предложения Q(s) (кг) |
2 3 4 6 8 12 | 80 70 65 50 40 25 | 20 30 40 50 60 75 |
Изобразите на графике кривую спроса и кривую предложения.
Определите равновесную цену на рынке кофе.
Вариант 3
- Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. Проблема оптимального выбора. Кривая производственных возможностей.
- Рыночная структура, совершенная и несовершенная конкуренция.
- Доходы Госбюджета на 2009 год запланированы в размере 180 трлн.руб., а расходы – в сумме 200 трлн.руб. Определите размер бюджетного дефицита в 2009 году в абсолютном выражении и в процентах к расходам.
На 2010 год доходы бюджета запланированы в размере 210 трлн.руб., расходы – 205 трлн.руб. Определите, увеличится или уменьшится бюджетный дефицит по сравнению с 2009 годом.
Вариант 4
- Экономическая система. Основные элементы экономической системы. Типы экономических систем.
- Конкуренция и монополия. Антимонопольная политика государства.
- Рассчитайте индекс цен, если цена набора товаров и услуг в текущем периоде составляет 6 тыс.руб., а в базовом (2009 году) – 4 тыс.руб.
Вариант 5
- Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы собственности.
- Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
- Пользуясь «уравнением обмена» И.Фишера сделайте следующий подсчет. В России в 2005 году розничный товарооборот (с учетом нереализованного «челночного импорта») составил 553 трлн.руб. и объем платных услуг населению – 115 трлн.руб. Денежная масса обернулась 7 раз. Сколько потребовалось дополнительно эмитировать денег, если в начале указанного года их находилось в обращении 33,2 трлн.руб.?
Вариант 6
- Цена и ценообразование в условиях рынка. Механизм рыночного ценообразования. Равновесная цена.
- Инфляция: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия. Основные направления антиинфляционной политики государства.
- Постоянные издержки фирмы составляют 100 тыс.долл. в месяц, а средние валовые издержки при объеме производства Q1=20 тыс. штук. При расширении производства данной продукции предельные издержки составят:
Производство, тыс.шт. ………………20 25 30 40
Предельные издержки, долл./шт. ………9,10 11,50 16,20
- Рассчитайте средние валовые издержки при объеме производства Q2=40 000 шт. в месяц.
- Какую величину составят средние переменные издержки при объеме производства Q2=40 000 шт. продукции в месяц?
Вариант 7
- История возникновения и сущность денег. Закон денежного обращения.
- Финансовая система государства. Госбюджет как основное звено финансовой системы. Источники формирования и пути исполнения Госбюджета.
- Рассчитайте индекс цен в сентябре по сравнению с июлем месяцем для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.
Продукт | Цена июля, руб./кг | Количество продуктов, кг | Цена сентября, руб./кг |
p0 | q0 | p1 | |
Мясо | 180 | 1,5 | 350 |
Колбаса | 280 | 1,0 | 480 |
Сыр | 260 | 1,0 | 340 |
Рыба | 190 | 1,0 | 260 |
Сахар | 25 | 2,0 | 31 |
Крупа | 17 | 1,0 | 22 |
Масло | 125 | 1,0 | 150 |
Что показывает индекс цен?
Вариант 8
- Условия формирования и сущность рынка. Основные элементы рынка.
- Бюджетно-налоговая политика государства. Система налогообложения РФ. Понятие, функции и виды налогов.
- «Медведь», играющий на фондовой бирже, заключает с клиентом сделку на продажу последнему 100 акций по курсу 10 000 руб. за каждую акцию. Через некоторое время курс данных акций упал до 8 000 руб. Выигрывает или проигрывает в данном случае «Медведь» и какова сумма выигрыша и проигрыша
Вариант 9
- Рынок как развитая система товарно-денежного обмена. Функции рынка.
- Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Причины кризисов, их последствия.
- Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс.долл. в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:
Производство Q, тыс.ед. | Переменные издержки VC, тыс.долл. | Производство Q, тыс.ед. | Переменные издержки VC, тыс.долл. |
0 10 20 30 40 50 | 0 100 180 250 300 350 | 60 70 80 90 100 | 420 510 620 750 920 |
Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой продукции, а также предельные издержки для соответствующих интервалов объемов производства.
Вариант 10
- Понятие «спрос». Факторы, определяющие потребительский спрос. Закон спроса.
- Макроэкономическое равновесие. Экономический рост и его типы.
- Определить общие и средние издержки фирмы, если
постоянные издержки равны – 1 млн.руб.; переменные-2,5 млн.руб., объем произведенной продукции составляет 500 единиц.
Рекомендуемая литература
- О.Ю. Мамедов. Современная экономика. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001 год.
- Е.Ф. Борисов. Основы экономики, М: Дрофа, 2002 год.
- Е.Ф. Борисов. Основы экономики – Практикум. Задачи, тесты, ситуации. – М: Высшая школа, 2001 год.
- А.С. Булатов. Экономика, издательство БЕК, М., 1997 год.
- Т.Г. Тальнишных. Экономическая теория, издательство БЕК, М., 1997 год.
- А.П. Казаков, Н.Б. Минаев. Экономика. Курс лекций, М., 1996 год.
- В.А. Семенов. Макроэкономика. Учебник-пособие. М., АО «ДИС», 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке
Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся рациональных приемов работы с учебн...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег" для студентов специальности 080108 "Банковксое дело
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег"...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
в методическом пособии представлены циды и формы самостоятельной работы стедентов по дисциплине ОГСЭ.02."История"...
Методические рекомендации по формированию портфолио студента к производственной (по профилю) практике (летней практике) для студентов по специальностям: 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12395317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left; width: 177px; height: 252px;","width":"339"}}]] ...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по страноведению
Данная разработка помогает студентам в проектной деятельности...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста...