Методические рекомендации по выполнению практических работ по "Основам экономики"
методическая разработка

Ряснянская Наталья Алексеевна

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики" для студентов 1 курса профессии СПО 15.05.01 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

Рассмотрено

на заседании ЦМК преподавателей проф.цикла и мастеров п/о ППКРС

Протокол №____ от «___» ______ 2018 г.

Председатель ЦМК

Федорова В.Н._______________

Утверждаю

Зам. директора по УМР

«___»_____________2018 г.

____________ Ряснянская Н.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ

по дисциплине

 ОП.05 ОСНОВЫ  ЭКОНОМИКИ

по профессии СПО:

 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

                            08.01.07 Мастер общестроительных работ

Лиски  2018г.

       Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными  стандартами  среднего профессионального образования по профессиям  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 08.01.07 Мастер общестроительных работ; рабочей программой дисциплины «Основы  экономики», являющейся частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС).

Методические указания предназначены для обучающихся по ППКРС по профессиям  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области  «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик:

Ряснянская Наталья Алексеевна – преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение ………………………………………………………………………….

4

Практическая работа № 1 «Построение графика производственных возможностей» ……………………………………………………………………

6

Практическая работа № 2 «Расчет семейного бюджета» ……………………

9

Практическая работа № 3 «Решение ситуационных задач на тему «Трудовой договор»» ………………………………………………………………………..

12

Список используемой литературы ………………………………………………

18

                                                                                                 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания подготовлены в соответствии с рабочей программой дисциплины  «Основы экономики», являющейся частью ППКРС  по профессиям 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Экономическое ориентирование в вопросах производственных отношений способствует формированию, прежде всего, таких общих компетенций, как информационные, коммуникативные.           Информационная компетенция включает умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую правовую информацию, преобразовывать и передавать ее. Коммуникативная компетенция означает знание способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, управления коллективом. Профессиональные компетенции – это правовые компетенции, овладев которыми обучающийся может наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Эти компетенции призваны решать задачи по формированию готовности к профессиональному росту, к активному использованию экономических знаний для успешного решения профессиональных задач, самостоятельному углублению и расширению полученных  знаний. В самом общем виде они выражаются в достигнутом уровне развития экономических знаний, оценок, социально-правовых установок, выработке ценностных ориентаций.

В ходе практических работ, как одной из форм получения систематических учебных занятий, обучающиеся приобретают необходимые умения и практический опыт по тому или иному разделу дисциплины «Основы экономики».

Общие цели практических работ в ходе практических  занятий  сводятся к закреплению теоретических знаний, формированию умений и практического опыта, необходимых для осуществления своей профессиональной деятельности и составляющих квалификационные требования к квалифицированному рабочему.

Основными задачами практических работ являются:

  • формирование практических знаний и умений по дисциплине;
  • приближение учебного процесса к реальным условиям работы;
  • развитие инициативы и самостоятельности обучающихся во время выполнения ими практических работ.

В процессе выполнения практических работ у обучающихся также развиваются и формируются необходимые умения и практический опыт:

  • ориентироваться в общих вопросах экономики;
  • применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;
  • защищать свои трудовые права в рамках нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность организаций питания.

          Перечень практических работ соответствует тематическому плану и содержанию рабочей программы дисциплины «Основы  экономики».

         В методических указаниях представлены   3  практических работы по соответствующим разделам рабочей программы.

Каждая работа содержит тему и цель, пошаговую инструкцию и задания для выполнения практической работы, которые четко отражают приобретение необходимых умений и практического опыта согласно требованиям ФГОС СПО.

С целью повышения эффективности решения задач, в каждой практической работе предоставлен краткий теоретический материал по соответствующей теме и даны задания для выполнения, контрольные вопросы для закрепления материала.

Критерии оценки выполнения практических работ

Оценки

Критерии

Отлично

  • работа выполнена полностью и правильно оформлена;
  • в решении задач нет ошибок и исправлений;
  • ответы на поставленные вопросы даны правильно, в полном объеме, обоснованно, с использованием терминологии

Хорошо

  • работа выполнена полностью;
  • в решении задач допускаются негрубые ошибки или недочеты, исправленные самим обучающимся или преподавателем;
  • при ответе на поставленные вопросы допускаются несущественные ошибки в изложении материала

Удовлетворительно

  • работа выполнена не полностью (но не менее 50 %);
  • оформление работы выполнено  с негрубыми ошибками, однако есть много исправлений;
  • при ответе на поставленные вопросы материал изложен в не полном объеме

Неудовлетворительно

  • работа выполнена не полностью (менее 50 %);
  • решение задач не произведено или произведено с грубыми ошибками;
  • нет ответов на поставленные вопросы или не полностью изложен материал

Критерии ошибок

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучаюшимися теоретического материала, незнание приемов решения задач.

К негрубым ошибкам относятся описки при оформлении работы.

К недочетам относятся: нерациональное решение, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

«Построение графика производственных возможностей»

Цель работы:  

  • научиться анализировать факторы производства и производственные возможности,  
  • строить график производственных возможностей

Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • понятие факторов производства,
  • естественные и экономические блага,
  • производственные возможности общества,
  • эффективность производства;

Уметь:

  • строить график производственных возможностей,
  • анализировать использование факторов производства,
  • различать естественные и экономические блага, предметы потребления и средства производства.

Время выполнения: 90 минут

Теоретический материал

Факторы производства и производственные возможности

  Включаясь в процесс производства ресурсы, приобретают форму факторов производства. Факторы производства: труд, предмет труда и средства труда.

Предмет труда – то, на что направлена деятельность человека.

     Вещество природы, к которому уже был приложен труд и в дальнейшем будет использоваться в производстве называется сырьем.

Средства труда – вещи, с помощью которых человек воздействует на вещество природы (предмет труда.). Можно выделить три категории средств труда:

- техника - созданные орудия труда, машины оборудование;

- общие материальные средства – производственные здания, дороги коммуникации;

- природные условия – вода для гидроэлектростанций, земля для фермера;

 Труд – это целесообразная и полезная деятельность человека.      Рабочая сила – это совокупность  физических и духовных возможностей, которыми обладает человек и которые он направляет на производство благ.

При анализе экономических ресурсов видно, что все они так или иначе ограничены. Некоторые из них – земля, нефть, уголь – даны нам природой, и потому ограничены. Другие ресурсы – труд, квалификация рабочих, достижения науки – ограничены в силу ограниченности нашего развития. Ограниченность ресурсов – есть главная проблема экономики и потому производители должны эффективно ими распоряжаться – при минимуме затрат, максимум произведенной продукции.

 Производственные возможности – наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства.

Обществу не безразлично, ценой каких затрат оно получает товары. Для определения этих затрат рассчитывают показатель эффективности. Эффективность производства (Э) – отношение объема изготовленных благ (О) к величине затрат факторов производства (Ф)

Эффективность = объем изготовленных благ/затраты факторов

Общество экономически заинтересовано в том, чтобы выпуск полезных благ возрастал благодаря росту эффективности и снижению ресурсоемкости (экономии затрат).    

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

1. Выполнить задания.

1.  Заполнить таблицу.

Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам: грибы, уголь и руда в шахтах и рудниках; бананы, руда на металлургическом заводе, капуста, кирпич.

Естественные блага

Экономические блага

2. Заполнить таблицу

Установите,  какие блага являются средствами производства, а какие предметами потребления: соль, коньки, грузовая автомашина, персональный компьютер, сахар-песок.

Средства производства

Предметы потребления

     

3. К терминам  в левой колонке подберите соответствующее определение в правой.

1. Средства труда

а) работники, предмет труда и средства труда

2. Предметы труда

б) наибольший объем выпуска продукции при полном использовании ресурсов

3. Факторы производства

в) созданные людьми вещи, с помощью которых создаются экономические блага.

4. Производственные возможности

г) вещи, подвергаемые обработке в процессе труда

1 -

2 -

3 -

4 -

 2. Ответить и записать в тетрадь ответы на контрольные вопросы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое средства производства?
  2. От чего зависят производственные возможности предприятия?
  3. Что представляет собой понятие «труд»?
  4. Что такое разделение труда? Назовите его формы и критерии эффективности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы экономики: учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования/[Н.Н.Кожевников и др.]; под ред. Н.Н.Кожевникова. – 8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

ISBN 978-5-7695-9898-2

2. Шевчук Д.А. Экономика организации: учеб.пособие/ Д.А.Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 240 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование). ISBN 5-222-09936-9.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«Составление и расчет  семейного  бюджета»

Цель: 

Сформировать навыки по расчету личного бюджета. Развивать умение анализировать полученные показатели и производить их оценку.

Для выполнения работы необходимо:

Знать:

  • что представляет собой семейный бюджет;
  • из чего складывается доход семьи;

 

Уметь:

  • составлять семейный бюджет;
  • владеть навыками рационального расходования семейного бюджета

Время выполнения: 90 минут

Теоретический материал

Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год)

Доход семьи - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности.

           Расход - это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

Вывод в 1й части:

 Бюджет можно представить в виде весов, если весы находятся в равновесии. =˃Р=Д - бюджет сбалансирован. Р (расход) больше Д(доход) - бюджет имеет дефицит. Д больше Р - бюджет называется избыточным. Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным. Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

     

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

 

1. Самостоятельно составить бюджет семьи на месяц, заполнив таблицу. Сделать вывод.

 2. Ответить и записать в тетрадь ответы на контрольные вопросы

 

  Задание1. Заполнить таблицу рассчитав доходы и расходы семьи ЗА МЕСЯЦ

- заполнить  таблицу в соответствии с  вашим составом семьи, доходов и расходов.

ОБРАЗЕЦ

Состав семьи

Возраст

Место работы

или учебы

Доход (основной)

Расход

Дополнительные источники дохода

Папа Николай Петрович

45

шахтер

з/п 20 тыс руб

Мама Галина Ивановна

43

ЧП, продавец

Сын Иван

15

ученик школы  №1

нет

Дочь Ирина

3

д/с «Солышко»

нет

Дедушка  …

75

пенсионер

Пенсия 10 тыс руб

Бабушка …

71

пенсионер

тетя…

37

ЧП, директор

Маникюр на дому

                                                  ВСЕГО:

79 тыс руб

Задание 2.  Произвести расчет расходов семьи:

Продукты – 30 тыс руб

Одежда -…

Обувь - …

Бытовая химия (шампунь, зубная паста…) - …

Коммунальные платежи - ….

…..

Поход в кино, кафе, … -…

Оплата за интернет - …

….

ВСЕГО расход за месяц: …..тыс руб.

Задание 1.

Доходная часть семейного бюджета состоит из заработной платы папы – 35000 рублей, заработной платы мамы – 28000 рублей, стипендии старшего брата – 5500 рублей, пенсии бабушки – 9600 рублей. Семья платит за коммунальные услуги – 7350 рублей, на питание уходит – 12000 рублей, плата за кредит – 9900 рублей, транспортные расходы – 4000 рублей. Рассчитайте бюджет семьи.

Задание 2.

Минута разговора Красноярск – Астрахань стоит 5 рублей 07 копеек. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 5, 10, 15, 28 минут.

Задание 3.

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 рублей, а пакет весом 500 г – 60 рублей?

Задание 4.

Стоимость сахарного песка в розничном магазине составляет 36 рублей за кг, а мешок сахара (50 кг) на оптовой базе – 160 рублей. Как выгоднее покупать сахар – в розницу или оптом?

Задание 5.

На счетчике стоит число 8956, а показания в прошлом месяце были 8856. Сколько электроэнергии израсходовано и сколько составит плата, если 1 квт/ч электроэнергии стоит 2 рубля 72 копейки?

Задание 6.

Молодая семья откладывает в месяц по 1500 рублей на покупку холодильника. Через сколько месяцев она сможет купить холодильник, если он стоит 25000 рублей?

Задание 7.

Однажды Вова проголодался и решил пообедать в столовой, у него было 100 рублей. Вова прочитал меню и узнал цены. Что он может купить в столовой? Сколько денег нужно на месяц ученику? И можно ли сэкономить? Какова может быть минимальная сумма денег на обед? (по вашему мнению)

Меню:

Первые блюда:

1.  Борщ – 25 рублей;

2.  Рыбный суп – 23 рубля

Вторые блюда:

1.  Котлета с картофельным пюре – 38 рублей;

2.  Сосиска с макаронами – 27 рублей;

3.  Рыба с овощами – 29 рублей

Напитки:

1.  Чай – 3 рубля;

2.  Кисель – 5 рублей;

3.  Компот – 6 рублей.

Задание 8.

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, квартал, полгода, год, если она составляет 274 рубля за месяц?

Задание 3.  Подвести итоги, сделав вывод о сумме доходов и расходов на месяц семьи, учитывая:

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг, расходы превышают доходы, что означает – необходимо пересмотреть свои потребности в соответствии с доходами.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами (накопит на отдых на зимних каникулах/летом, копит на ремонт, копит на покупку машины….)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое семейный бюджет?
  2. Из чего складывается доход семьи?
  3. Услуги каких организаций можно использовать для экономии и формирования семейного бюджета?

ЛИТЕРАТУРА:

Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ В.В. Румынина. – 8-у изд., испр. и доп. -  М.: Издательский центр  «Академия», 2013. – 224 с.ISBN 978-5-7695-8559-3

Практическая работа № 3

Тема: Решение ситуационных задач по теме «Трудовой договор»

Цель работы: определение правомерности действий работодателя и работника в соответствии с трудовым законодательством

Инструкция по выполнению работы:

  1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.
  2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.
  3. Выполните задания для самостоятельной работы.
  4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Теоретический материал

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Общий порядок заключения трудовых договоров. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Вступление трудового договора в силу. Трудовой договор вступает в силу, как правило, со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Трудовой договор с лицами, не достигшими 16 лет

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). При соблюдении определенных условий трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с работниками моложе 16 лет.

Также трудовой договор вправе заключать и лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, если они:

  • получили общее образование;
  • продолжают освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения;
  • оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки, и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Ограничение для работы четырнадцатилетних заключается в следующем: трудовой договор с ними может быть заключен только для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, чтобы не нарушать учебный процесс.

Срок трудового договора

Согласно ст. 58 ТК РФ трудовой договор заключается либо на неопределенный срок, либо на определенный срок не более 5 лет – срочный трудовой договор.

Срочный трудовой договор заключается в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, когда невозможно заключить трудовой договор на неопределенный срок. Ст. 59 ТК РФ регламентирует случаи заключения срочного трудового договора.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.  Если же ни одна сторона не потребовала расторжения трудового договора после истечения срока его действия и работник продолжает работать, то условие о срочном трудовом договоре утрачивает силу и договор считается заключенным на неопределенный срок.

Испытание при приеме на работу

Ст. 70 ТК РФ предусматривает установление работодателем по соглашению с работником при заключении трудового договора испытания, в целях проверки соответствия работника поручаемой работе. Срок испытания составляет 3 мес., для руководящих должностей, включая главных бухгалтеров и их заместителей – 6 мес. но если трудовой договор заключен на срок от 2 до 6 мес. испытательный срок не должен превышать 2 недель. Ст.70 ТК РФ устанавливает категории граждан, в отношении которых испытание при приеме на работу не разрешается:

  • лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
  • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
  • лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
  • лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
  • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
  • лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
  • иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.

Если в трудовом договоре отсутствует условие об испытании, то это значит, что работник принят на работу без этого условия. Но в случае, если работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяется действие трудового законодательства.

Ст. 71 ТК РФ указывает на то, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор до истечения срока испытания, предупредив об этом работника в письменной форме не позднее чем за 3 дня, с указанием на причины, послужившие признать его не выдержавшим испытание.

Трудовая книжка. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса или иного федерального закона.

Работодателям—физическим лицам (в т. ч. индивидуальным предпринимателям) делать записи в трудовой книжке запрещено. Документом, подтверждающим время работы у таких работодателей, является письменный трудовой договор.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. На предприятие для заключения трудового договора обратились следующие лица: подросток 16 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы; офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ; домохозяйка, ранее нигде не работавшая; выпускник высшего учебного заведения. Какие документы должен представить каждый из вышеуказанных лиц? В течение, какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу, какие сведения в нее вносятся, где она должна храниться?

Задача 2. На собеседовании при приеме на работу от гражданина потребовали паспорт, трудовую книжку, характеристику с последнего места работы, копию документа о высшем образовании, справку с места жительства, справку из налоговой инспекции о предоставлении сведений об имущественном положении. Гражданин обратился за консультацией к адвокату. Какую информацию сообщил гражданину адвокат?

Задача 3. При заключении трудового договора с Ивановым о его работе в должности повара 5 разряда директор предприятия предложил в указанный договор включить следующие условия: о режиме работы; о размере заработной платы; о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка предприятия; об обязательстве Иванова в течение первых двух лет работы не использовать ежегодный или другие виды отпусков (учебный, по уходу за больными членами семьи и др.); об обязательстве не принимать участия в забастовке; об обязательстве не работать по совместительству у другого работодателя. Законны ли предложенные условия?

Задача 4. Кириллов был принят на работу сварщиком (каменщиком) с месячным испытательным сроком. По указанию руководителя он приступил к работе с 11 сентября, хотя в приказе о приеме на работу датой начала работы значилось 15 сентября. 14 сентября с Казаковым был расторгнут трудовой договор в связи с тем, что он не выдержал испытания. Правомерны ли действия руководителя? Каков порядок расторжения трудового договора при неудовлетворительном результате испытания? Вправе ли работник по своей инициативе уволиться в период испытательного срока?

Задача 5. С выпускником высшего учебного заведения Никитиным, получившим диплом инженера, был заключен трудовой договор о его работе на строительном объекте в качестве инженера  с испытательным сроком в один месяц с 20 марта. 17 апреля Некрасова ознакомили с приказом о расторжении с ним трудового договора как не выдержавшим испытания при приеме на работу. Законны ли действия руководителя данной организации?

Записать решение задач в тетрадь!

ОБРАЗЕЦ:

Задача 1.

Ответ:…………………………………….

Задача 2.

Ответ:………………………………………………………….

Теоретический материал в тетрадь писать не нужно!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы экономики

Данное пособие содержит подробные методические указания к практичесим работам по  дисциплине Основы экономики основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО22.01.03 Машинист...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические рекомендациипо выполнению практических работ по  дисциплине  ОП.01 Экономика организации  Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...

Методические рекомендации по выполнению практических работ "Основы экономики"

Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности 031001 Правоохранительная деятельность...